Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
АППЛИКАЦИЯ декоративная (полихромная, накладная)
«Солнышко, улыбнись!» Задачи. Вызывать интерес к созданию образов солнца в технике аппликации. Учить детей вырезать солнышко из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали, и составлять из них многоцветные (полихромные) образы, накладывая вырезанные формы друг на друга. Показать варианты лучиков (прямые, волнистые, завитки, трилистники, треугольники, трапеции, зубчики) и способы их изготовления. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Предварительная работа. Рассматривание фотографий, открыток, календарей с изображением солнца и цветов в форме розетки (астры, георгины, золотые шары); дидактические игры на восприятие цвета. Подготовка окошек как основы для композиций. Обследование формы цветов, вырезанных из картона. Рассматривание книжных иллюстраций в сборниках песенок, потешек, народных сказок с целью обогащения впечатлений и представлений о вариантах изображения солнышка; рассматривание дымковских игрушек, имеющих в своем оформлении солярные знаки; беседа о солнце как источнике жизни на земле и как одном из главных образов народного искусства; сравнение солярных элементов в разных видах народного декоративно-прикладного искусства (ткачестве, вышивке, керамике). Материалы, инструменты, оборудование. Цветная и фактурная бумага, бумажные салфетки белого и голубого цвета; готовые бумажные формы — цветные квадраты разной величины и расцветки; фантики на бумажной основе, ножницы, простые карандаши, салфетки бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеенки; старые футболки для переодевания. Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить потешки, песенки, стихи, загадки о солнышке. Спрашивает, какими словами обычно описывается солнце, почему его называют красным (красный — красивый). Воспитатель рассказывает детям потешки и стихи о солнышке, например: Солнышко, повернись! Зимний холод прогоняй! 519
Педагог напоминает детям о том что в изделиях народного декора тивно-прикладного искусства можно «разыскать» солнце и как по-разному оно выглядит: в виде точки круга, нескольких кругов, круга с лучами-завитками, лучами-волни-стыми линиями, лучами-точками, цветами, бутонами и пр. Показывает писанку (миниатюру на яйце) с солярными элементами, вятского
(дымковского) индюка. Направляет внимание детей на поиск образа солнца в этой народной игрушке. Дети находят образ солнца как в фигурке птицы (хвост, крыло), так и в элементах декора (точки, многоярусные круги и т. д.). Затем воспитатель предлагает детям создать свое солнышко-коло-колнышко — вырезать из цветной бумаги так же, как мы осенью вырезали цветы, а зимой снежинки, — т. е. из бумажных квадратиков или фантиков, сложенных дважды по диагонали. Кроме того, можно скомбинировать изобразительные техники (дорисовать лучики и «лицо» фломастерами или гуашевыми красками). Еще раз обращает внимание на варианты лучей: точки, круги, линии — прямые, волнистые, завитки и сочетания элементов. Воспитатель напоминает способ вырезания розетковых форм из бумажных квадратиков, сложенных дважды по диагонали, и показывает схему с вариантами лучиков. Советует изобразить солнышко, которое будет выглядывать из-за тучек. Предлагает детям придумать свои способы оформления тучек. Комментирует разные предложения детей и, в случае необходимости, подсказывает способ обрывной аппликации и конструирования из смятых комочков бумаги (бумажной салфетки). Дети выбирают «окошки» как фон для композиции, в соответствии с цветом фона подбирают цвет бумажных квадратиков или фантиков для вырезания солнышка, и бумажные салфетки для оформления тучек, из которых будет выглядывать солнышко. По ходу занятия педагог оказывает детям индивидуальную помощь в выборе композиции и способа вырезания лучиков разной формы; читает детям потешки и стихи о солнышке. Солнышко-колоколнышко, Ты пораньше взойди, Нас пораньше разбуди: Нам в поля бежать, Нам весну встречать! Закатилось красно солнышко За темные леса. В лесу пташки приумолкли, Все садились по местам, 520 По таким же по местечкам, — По ракитовым кустам1. После занятия. Дети дополняют портреты солнышка графическими элементами, оформляют выставку, сравнивают лепные и апплика-тивные портреты.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Заклички» Задачи. Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора _ заклинками. Дать представления об их традиционном использовании и научить ими пользоваться. Содержание занятия. Воспитатель сообщает детям, что сегодня расскажет им о коротких необычных народных произведениях, которые дошли до нас из прошлого. Называются они — заклички. Предлагает послушать несколько из них2: Гром гремучий, Тряси тучи. Дай дождя С небесной кручи! Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо! А дуй в спину, Чтоб идти было силу. Радуга-дуга, Отворяй ворота — Ключиком, замочком, Шелковым платочком! Поясняет, что слово «закличка» происходит от слова «кликать». Спрашивает детей, знакомо ли им это слово. Поясняет, что это старинное слово означает — кричать, громко звать. Заклички — это короткие стихотворные приговорки, просьбы. Никто Не знает, кто их сочинил, они передавались из уст в уста, т. е. от одного поколения к другому. Поэтому мы говорим, что это народное произведение. Появились заклички очень давно. Люди тогда очень зависели от Природы: будет дождливое, холодное лето — не созреет урожай, будет См.: Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателей / Сост. Елисеева Л. Н. Jm.: Просвещение, 1987. 448 с. Там жег 521 палить нещадно солнце — сгорят посевы. Вот и верили они, что если покликать, позвать вовремя солнце, дождь, ветер и других помощни ков, то и урожай вырастет на славу, будет чем кормиться всю зиму Весной люди обращались, например, к птице:
Уж ты пташечка, ты залетная, Ты слетай на сине море, Ты возьми ключи весенние, Замкни зиму, отомкни лето. А затем просили солнце: Солнышко, покажись! Красное — нарядись! Выйди поскорее, Будь к нам подобрее, Сядь на пенек, Посвети весь денек! Педагог предлагает детям поиграть в эту закличку: все встают в круг и произносят текст вместе со взрослым, сопровождая его движениями. Например, на первые две строчки — руки протянуть вверх, к солнцу; на слова «выйди поскорее, будь к нам подобрее» — можно сделать русский поклон, а на последние две строчки — похлопать в ладоши. Напоминает, что просить что-либо надо ласковым нежным голосом. Чтобы дети лучше запомнили слова, можно провести небольшое «соревнование»: кто лучше попросит солнце — мальчики или девочки. (Работа над интонацией.) Дети садятся, а педагог продолжает свой рассказ: «Лето для русского человека — очень важное время года. Летом делали запасы на зиму: варили варенье, сушили грибы, припасали мед, выращивали овощи, пшеницу. К пчелам обращались вот так: Рой, гуди, В поля иди, С полей иди — Медок неси! Яры пчелки гудут, В поля идут, С полей идут — Медок домой несут'. Далее воспитатель рассказывает детям, что когда сажали овощи, то просили: Матушка, репка, уродись крепка! 1 См.: Муромская народная. Жизнь человека в русском фольклоре. — Худ. лит., 1991. Вып. 1. 522 Когда урожай поспевал, просили дождик полить его: Дождик, дождик! На дядину пшеницу, На наш ячмень Поливай весь день! Воспитатель спрашивает детей, а знают ли они какие-нибудь за-клички-обращения к дождю. Возможно, кому-то из детей будет знакома такая закличка: Дождик-дождик, посильней! Будет травка зеленей! Дождик-дождик, пуще!
Дам тебе гущи! Воспитатель предлагает выучить эту закличку всем вместе и проиграть ее. Движения к тексту заклички могут придумать сами дети, например, на первые две строчки — попрыгивать на месте, на вторые две строчки — топать ногами. Повторяя игру, можно предложить первые строки говорить одной группе детей, а последние — второй группе (или девочкам и мальчикам). Дети садятся, педагог продолжает рассказ: «К концу лета созревал хлеб. Во время уборки хлеба работать надо быстро, чтобы успеть собрать урожай до дождей. В это время, обращаясь к дождику, говорили такую закличку: Не иди, дождик, где косят, А иди, где просят. Не иди, дождик, где жнут, А иди, где ждут. В давние времена заклички знали не только взрослые, но и дети. Когда дети играли на лугу и находили улитку, ее так просили показать свои рожки: Улитка-улитка, высунь рожки! Дадим лепешки, свиные ножки, Каши горшок, хлеба вершок! А, увидев сороку, говорили ей так: Сорока-белобока, Научи меня летать, Не высоко, не далеко — Чтобы солнышко видать! А что просят у божьей коровки, если найдут ее в траве? 523 Божья коровка, улети на небо, Принеси нам хлеба! Черного и белого, Только не горелого! Давайте все вместе повторим эту закличку, отбивая ритм хлопками в ладоши. Сначала произнесем ее тихо-тихо, потом — погромче, потом — совсем громко». В заключение занятия педагог предлагает детям сочинить свои заклички. Если дети сразу не откликнутся, педагог может помочь им, предложив первую строчку:
Дождик, дождик, не стучи, Дождик, дождик, поливай, Ты мороз, мороз, мороз Страшный сон, улетай и другие подобные варианты. (Чтобы детям было легче придумать окончание заклички — подбирайте очевидные рифмы.) После занятия. В течение ближайшей недели после занятия, обращайтесь к теме закличек в подходящие для этого моменты, например, выходя на прогулку в пасмурный день, предложите детям обратиться к солнышку с закличкой, с просьбой выйти и согреть всех. Аналогично можно обращаться и к ветру, и к дождю, и к туче, повторяя выученные заклички или сочиняя новые. Воспитатель может прочитать детям рассказ Г. Р. Лагздынь «Татьян-кина кричалка»: — Если идет дождик, — это туча плачет? — спросила Олю маленькая Татьянка. — Не знаю... Наверно, плачет. — А почему тогда дождь не соленый? Вот попробуй! — Татьянка
— Вы чего языки повысовывали? — спросил пробегающий мимо — Почему жарко? — удивилась Татьянка. — Совсем не жарко, мокро. — Потому! — крикнул Димка. — Когда Бобке жарко, он всегда — Дождь надоел, — сказала Оля. — А солнышко спит. — Разбудить надо! — предложил Димка, останавливаясь у крыльца. — А как? — спросила Татьянка. — Известно как! Покричать! — Я знаю кричалку! — и Татьянка закричала: — Солнышко! Солнышко! Погуляй у речки! Солнышко, солнышко! Раскидай колечки! 524
— Вот и дождик перестал, — удивилась Оля. — И солнце выглядывает. — А я что говорил?! — засмеялся Димка и побежал дальше. РИСОВАНИЕ декоративное «Солнышко, нарядись!» Задачи. Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам). Обратить внимание на декоративные элементы (точка, круг, волнистая линия, завиток, листок, трилистник, волна и пр.), объяснить символику. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Развивать воображение, воспитывать интерес к народному искусству. Учить умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Предварительная работа. Знакомство с солярными знаками в произведениях декоративно-прикладного искусства. Сравнение средств художественно-образной выразительности в разных видах народного искусства. Создание портретов солнца в лепке и аппликации. Педагог показывает детям цветовые модели «Радуга» и «Цветовой круг» и предлагает подобрать разные варианты контрастных цве-тосочетаний (в цветовых парах — диадах, размещенных на цветовом круге напротив друг друга): синий и красный, синий и желтый, синий и оранжевый и др. Материалы, инструменты, оборудование. Гуашевые краски, кисточки двух-трех размеров, листы бумаги белые и тонированные (разного размера), баночки с водой, палитры. Цветовые модели «Радуга» и «Цветовой круг» для демонстрации детям закономерностей цветовых сочетаний и знакомства с явлением цветового контраста и нюанса; баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки. Содержание занятия. Воспитатель: — С давних времен, когда даже твоих бабушек и прабабушек на свете не было, люди называли красным все самое красивое и доброе: «красное солнышко», «красный день» (праздник), «красное слово», «красная девица». Даже пословицы сложили, например: «Красна птица пером, а человек умом». Красный — значит, красивый! Воспитатель аадает детям вопросы: «Что означает слово красный? А прекрасный? ф чем и ком так говорят? Какие цветы красного цвета вы знаете? Что еще бывает красного цвета? Как вы думаете, какой ха- 525 рактер (или какое настроение) у красного цвета? С каким настроением вы смотрите, трогаете или пробуете что-нибудь красное?»
Затем воспитатель просит детей нарисовать доброе солнышко — веселое, радостное, улыбающееся — и очень красивое по цвету — красное, оранжевое, розовое, желтое, малиновое... — Давайте и мы с вами нарисуем красно солнышко — яркое, большое теплое, доброе, красивое. С лучами — волнистыми линиями или завитками. Наши солнышки будут ласково смотреть на нас и весело улыбаться. Педагог напоминает детям, как можно получить оранжевый цвет (смешать краски на палитре или дощечке, добавив к желтой немного красной). Дети выбирают цвет и формат фона, составляют на палитре сложный цвет (оранжевый, розовый) на палитре и начинают рисовать. Дети создают солнышко в соответствии с замыслом, самостоятельно выбирая материалы, художественные инструменты, формат основы и масштаб образа. При желании они могут объединяться в микрогруппы для создания большого по размеру и сложного по техническому решению образа. По ходу занятия воспитатель рассказывает или напевает песенку Г. Р. Лагздынь: Словно яркий апельсин, Вышло солнце из осин, Красное, румяное, Всюду всеми званое! Красное, красное, Ясное, ясное!.. В конце занятия проводится экспресс-выставка портретов веселого солнышка, выглядывающего из туч-облаков. Все солнышки помещаются на выставке детского творчества для родителей. Через два-три дня дети могут отнести свои работы домой, чтобы подарить родителям или, оформив рамочкой, украсить свой дом. После занятия. Оформление интегрированной выставки детских работ «Здравствуй, солнышко!». В свободное время педагог предлагает детям (по желанию) составить описательные рассказы о своих солнышках. РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Медведь и Солнце» Задачи. Побуждать детей к высказыванию личного мнения, рассуждению. Учить передавать своими словами понравившиеся отрывки из текста. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями. Развивать языковое чутье. Побуждать к речевому взаимодействию со сверстниками. 526 Материалы, инструменты, оборудование. Открытки с весенними Пейзажами. Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадку: Зазвенели ручьи, Прилетели грачи, В дом свой — улей — пчела Первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Весной)1 Воспитатель обсуждает с детьми, почему они думают, что это загадка о весне. Педагог обращается к детям: «Я принесла вам картинки, на которых изображены весенние пейзажи. Рассмотрите их». (Передает по одной картинке ребенку, сидящему справа. Тот рассматривает картинку и передает ее по цепочке. Таким образом картинки собираются у ребенка с левого края.) Воспитатель спрашивает детей, что еще происходит в природе весной, что они могут рассказать о птицах, о ежике, зайчике, белочке, о травке, о цветочках. Далее воспитатель предлагает детям послушать стихотворение. А. Плещеев * * * Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей... Прощебечь с дороги Нам привет скорей! Дам тебе я зерен, А ты песню спой, Что из стран далеких Принесла с собой... Далее педагог загадывает детям загадку: Зимой спит, Летом — ульи ворошит. (Медведь)2 См.: Итарионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвете-, 1985. f 116. Отгадай, малыш! Русские народные загадки. — Смоленск: Русич, 2003. С. 89. 527 Воспитатель спрашивает у детей, кто это, где спит зимой медведь, когда он просыпается. Предлагается послушать рассказ о том, как проснулся от зимней спячки медведь. Н. Сладкое Медведь и Солнце «Просочилась в берлогу Вода — Медведю штаны промочила. — Чтоб ты, слякоть, пересохла! — заругался Медведь. — Вот я тебя Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом: — Не я, Медведушко, виновата. Снег во всем виноват. Начал таять, воду пустил. А мое дело водяное — теку под уклон. — Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! — взревел Медведь. — Не я виноват, Медведь. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло — растаешь тут! — Ах, так это Солнце мне штаны промочило! — рявкнул Медведь. — Вот я его сейчас! А что „сейчас"? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет в небе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит. Делать нечего — убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать». Воспитатель спрашивает детей: понравилась ли им сказка про медведя; что в ней понравилось им больше всего; какой отрывок'они хотели бы услышать еще раз. — Зачитать вам, как ругался медведь на воду? — А что ответила вода медведю? — Как ругал медведь снег? Послушайте, как писатель описывает снег.
— Почему медведь ничего не смог сделать с солнышком? (Рассуждения детей.) — А вот послушайте, как медведь смирился с тем, что с солнышком Воспитатель предлагает послушать рассказ от начала до конца еще раз. (Читает по желанию детей.) Обращается к детям: «Сейчас вы можете рассказать тот отрывок из сказки, который вам больше всего понравился. (Спросить трех-четы-рех детей, по желанию.) — А кто хотел бы рассказать сказку от начала до конца? (Выслушать одного-двух детей. В случае необходимости оказывать помощь.) 528
МАРТ. 24 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. На этой неделе продолжится работа по расширению представлений детей о весенних изменениях в природе. При этом особое внимание будет уделено воде в разных ее проявлениях: дети познакомятся с тем, какой бывает вода в природе, узнают, где «трудится» вода, откроют для себя явление отражения. Последнее будет закреплено в практической деятельности: дети будут рисовать деревья в технике «по мокрому» и создавать симметричную силуэтную аппликацию. О таком весеннем явлении как половодье дети узнают из произведения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Впечатления на данную тему будут воплощены в коллективной лепной композиции, где педагог сможет решать и задачи развития самой деятельности — передаче несложных движений вылепленных фигурок, их взаимоотношений, настроения и т. д. Дети будут работают с количественной группой, называемой числительным девять, познакомятся с цифрой 9, будут выполнять задания на ориентировку на листе бумаги.
529
530
: См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Такое весеннее явление как половодье может инициировать игру детей «в спасателей» (оказание помощи людям и животным при разливе рек). Скорее всего, дети захотят включить это событие в содержание игр после прочтения стихотворения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Впечатления, связанные с водой, могут быть воплощены в сюжетах «Рыбалка», «Водолазы», «Рыболовное судно» и др. Кроме игр с игрушками, можно организовать игры на бумаге: дети по очереди дорисовывают сюжет в заготовленных «кадрах» в виде кинопленки на листах бумаги. Инициатором такой игры может выступить взрослый или те дети, которые имеют опыт таких игр. Народная игра «Родничок» Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся вдоль весеннего ручейка. Все поют: Разлился родничок, Золотой рожок. У-ух! Разлился ключевой, Белый, снеговой. У-ух! По мхам, по болотам, По гнилым колодам. У-ух! Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает. Играя, дети могут спеть и другую песенку. 531 РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Капли с крыши — дзинь-дзинь»1 Задачи. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Учить составлять небольшие тексты повествовательного характера (сюжеты). Развивать речевое внимание, фонематический слух детей. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков ц, ч. Материалы, инструменты, оборудование. Предметы (картинки), в названиях которых есть звуки ц, ч: заяц, черепаха, курица, цыпленок, яйцо, пуговица, ручка, цветок, чайник, чашка, хлебница и т. п. Эти предметы выставляются в разных местах групповой комнаты на видном месте. Содержание занятия. Воспитатель приглашает детей послушать стихотворение Л. Кузьминой: Белый день, Свет и тень, Звонко цокает капель, Ручеек журчит под солнцем, Птичка села на оконце, —Дзинь-дзинь-дзинь — —Как водицы мне напиться? Воспитатель предлагает детям последние три строчки стихотворения прочитать в разном темпе, с разной силой голоса три раза. Воспитатель обращается к детям со словами: «Когда тает снег, образуются ручейки, лужи. В лужах отражается небо, солнце. А еще что? (Высказывания детей.) Давайте придумаем сказку или рассказ о том, как во время капели зажурчали ручьи, потекли лужи, и что из этого получилось. Придумайте, как вы назовете свою историю». (Выслушать пятерых-шестерых детей.) Далее педагог предлагает: представьте себе, что по ручейку плывет Далее воспитатель предлагает отыскать в группе предметы (картинки), в названиях которых есть звук ц (ч). Дети отыскивают предметы парами, взявшись за руки. 532 В конце занятия воспитатель вызывает ребенка назвать все предметы, в названиях которых есть звук ц. Затем — звук ч.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.112 с.) |