Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лепка декоративная из пластилина или цветного соленого тестаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Весенний ковер» (плетение из жгутиков) Задачи. Продолжать знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства (ковроделием). Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения. Показать аналогии между способами создания образа в разных видах изобразительной деятельности. Развивать глазомер, мелкую моторику и синхронизировать движения обеих рук. Предварительная работа. Рассматривание ковриков и ковров. Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин или соленое тесто (на выбор), стеки, салфетки, квадраты или прямоугольники из цветного картона, которые будут использоваться на занятии как основа композиции. Содержание занятия. «Дети, как вы думаете, что такое ковер и для чего нужны ковры? (Ответы детей, что это веши, предметы быта, используемые для тепла, уюта и красоты.) Искусство создания этих изделий так и называется — ковроделие («ковро-делие» — «ковры делать»). Искусство ковроделия издавна известно как у нас в стране, так и во многих других странах. Из какого материала делаются ковры? Обычно из шерсти, часто из шелка. Если в стране разводят овец, — ковры делают из овечьей шерсти. Если разводят верблюдов, — из шерсти верблюдов. А если таких животных с густой хо-Рощей шерстью поблизости нет, люди делают ковры из волокон и стеблей растений, сухой травы. Обычно ковры красиво оформлены Разными узорами, по которым можно узнать, в какой стране они сделаны. Бывают маленькие коврики, на которых еле-еле помещаются Две ноги, а бывают огромные ковры, которыми можно застелить большой зал. Мы с вами попробуем сплести весенние ковры. Мы будем делать °врики не из шерсти и даже не из бумаги, а из жгутиков пластилина. 595 Посмотрите, как мы будем выполнять свою работу. Сначала раска таем жгутики — пять—семь одного цвета и столько же другого. Затем подравняем жгутики по длине — выложим в ряд и отрежем лишние «хвостики» стекой, чтобы все-все наши «ниточки» были одинаковой длины. Количество «ниточек» можно разделить пополам на две «кучки» без счета, просто чередуя: одну сюда, другую туда. После этого возьмем картон подходящего цвета и начнем ткать: сначала выложим «ниточки» одного цвета, размещая их сверху вниз — вот так, на небольшом расстоянии друг от друга, а потом будем брать по одной «ниточке» другого цвета и переплетать, чтобы было красиво. Когда коврик получится, его можно украсить узорами из цветов, ягод, бабочек, звездочек, снежинок». Воспитатель советует часть жгутиков для плетения сделать из синего или голубого цвета, будто это ручейки, другую часть — из зеленого, будто это зеленеющий берег и белого — будто полоски не растаявшего снега. На пересечении этих ручейков-бережков можно разместить желтенькие цветы мать-и-мачехи — раскатать шарики желтого цвета, сплющить в лепешки (диски) и надрезать стекой по «берегу» (краю), будто это лепестки. В конце занятия воспитатель предлагает детям полюбоваться весенними ковриками друг друга и выложить их в один большой весенний ковер, на который можно смотреть сверху, будто птицы или бабочки летают-порхают и смотрят на землю.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Урок дружбы» Задачи. Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со взрослым и сверстниками, принимать участие в общем разговоре, а также рассуждать, аргументировать высказывания. Учить детей пересказывать короткие тексты; подбирать точные эпитеты к заданному слову. Развивать фонематический слух, речевое внимание, дикцию, интонационную выразительность речи. 596 Материалы, инструменты, оборудование. Мяч. \ Содержание занятия. Воспитатель собирает детей вокруг себя, предлагает им послушать пословицу: «Дружба и братство дороже всякого богатства». Спрашивает их, как они понимают эту посло- вицу- — А эту пословицу вы как понимаете: «Друг познается в беде». (Высказывания детей.) — Были ли в вашей жизни такие случаи, когда друг познавался Педагог читает детям рассказ М. Пляцковского «Урок дружбы». «Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды бабушка принесла Чи-ку пшено. Целый ящик. Но Чик ничего не сказал своему другу Чирику. Сам съел все пшено. Только десять зернышек упало на землю. Чирик нашел эти зернышки и пошел к Чику. — Чик, я нашел десять зернышек. Давай разделим поровну. — Не надо, — сказал Чик. — Ты нашел, ты и съешь. — Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. Чику стало стыдно. Ведь он не дал Чирику ни одного зернышка. Взял Чик пять зернышек и сказал своему другу: — Спасибо, Чирик, за зернышки и за урок». Воспитатель обсуждает с детьми, какой урок дружбы получил воробей Чик. Затем организует игру с мячом: «Встаньте в круг. Я буду бросать мяч, а вы называйте слова. Какие слова можно сказать о хорошем друге? Какой он?» (Надежный, верный, мужественный, добрый, отзывчивый, честный, правдивый, внимательный, строгий и пр.) — Подумайте, кто ваш самый надежный друг. Расскажите, какой — Какие еще пословицы о дружбе вы знаете? (Нет друга — ищи, Воспитатель спрашивает у детей, кто хочет еще раз пересказать рассказ «Урок дружбы». Далее проводится работа по звукопроизношению. — Давайте произнесем вместе чистоговорку: Сидел воробей на сосне, Заснул — и свалился во сне. Если б он не свалился во сне, До сих пор бы сидел на сосне.1 Максаков A. M. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М.: Педагогика, 1977. С. 109. 597 Дети медленно читают чистоговорку и идут по кругу. Чистоговор-ка читается еще три-четыре раза в разном темпе и с разной силой голоса. Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру с мячом и объясняет правила игры: «Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте словом, которое я выделила, слова „да" и „нет" не говорите». Например, воспитатель бросает ребенку мяч и спрашивает: Сидел воробей на сосне? (Сидел.) Сидел воробей на сосне? (Воробей.) Сидел воробей на сосне? (На сосне.) Заснул и свалился во сне? (Заснул и свалился.) И так далее. Игра продолжается по мере сохранения интереса детей. Роль ведущего выполняет сначала воспитатель, а потом дети. 598 АПРЕЛЬ. 27 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. Дети будут знакомиться со свойствами разных камней, выделять их признаки, классифицировать по разным основаниям, учиться подбирать точные определения [для характеристики их особенностей. Узнают о многообразном использовании их человеком. Познакомятся с новым — модульным — видом изобразительной техники: создадут узорчатые камушки из пластилина и выложат из них простые картины, сделают мозаичную аппликацию. Будут учиться создавать художественные образы на основе природных форм (камешков). Почувствуют себя «архитекторами», конструируя постройки по элементарному чертежу. Читая сказку П. Бажова «Серебряное копытце», дети расширят свои представления об уральских самоцветах, природе и людях этого края. На занятии по развитию математических представлений дети упражняются в прямом и обратном счете. Особое внимание будет уделено ориентировке на плоскости, формированию координации движений, развитию мелкой моторики, умения согласовывать свою деятельность с партнером.
599
600
* См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Знакомство детей с миром камней может иметь продолжение в играх, особенно если взрослый окажет поддержку. Камешки могут использоваться в качестве строительного материала для обозначения игрового пространства (дорожки, клумбы для цветов, клетки в зоопарке и пр.). Разноцветные камешки разной формы и величины могут быть «подарками» для друзей. Можно наделить камешки игровым значением, превратив их, например, в обитателей зоопарка. С помощью фломастеров можно изобразить на них мордочки животных или каких-либо других героев и включить в любимые сюжеты. Педагог может поощрять и поддерживать инициативу детей в создании разных построек: ангаров, гаражей для военной техники, бассейнов, стадионов, ипподромов, цирков, театров. Умения, полученные на занятиях по конструированию, не только обогащают предметно-игровую среду, но способствуют появлению новых сюжетов. Жонглирование (Народная эскимосская игра) В эту игру играют, как правило, девочки весной или летом. Игра Развивает ловкость и внимательность. Одновременно играть могут два-три человека. Для игры каждому необходимо два округлых камешка величиной с куриное яйцо. Намечается цель, до которой должны дойти участвующие в игре девочки, жонглируя камешками (только одной рукой). Финиш намечается в труднодоступном месте. Игра продолжается до тех пор, пока не будет достигнута цель или пока камешки не упадут. Тот, кто остался с камешками в руке — победитель. 601 ПРИРОДА «Камни и их свойства» Задачи. Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, развивать навыки классификации. Материалы, инструменты, оборудование. Ящик ощущений или волшебный мешочек, разнообразные природные камешки (включая морские, два достаточно крупных кремня и кусочек мела), лупы, мисочки с водой, кусочки пластилина, монетки. Предварительная работа. Наблюдения на прогулках, сбор камешков и оформление коллекций. Наблюдения на неделю (материал распределяет по дням сам воспитатель). Наблюдения на прогулке (проводятся в районах, где уже нет снежного покрова или же там, где есть крупные камни, не покрытые снегом). Воспитатель спрашивает детей, можно ли найти камни на территории детского сада, в ближайшем парке. Если есть возможность, дети посещают берег реки, озера, моря с целью найти как можно больше разных камней. Можно поиграть: по просьбе воспитателя дети ищут только круглые (большие, серые и т. п.) камни, находят самые большие (маленькие, самые неровные, самые гладкие и т. п.). Выигрывает тот, кто найдет наибольшее количество нужных объектов. Не выбрасывайте находки, соберите небольшие камешки в пакеты и принесите в детский сад, тщательно промойте и сложите в ящик: это будет материал для игр. На одной из прогулок воспитатель обращает внимание детей на различные постройки из камня. Воспитатель просит родителей собрать камни для коллекции или принести их из дома, затем вместе с детьми оформляет коллекцию камней. В коллекции должны быть не очень крупные камни (чтобы ребенку было удобно брать их в ладошку), без острых граней. Из природных камней рекомендуется иметь гранит, кремень, мрамор, мел, каменный уголь, известняк и камни, характерные для вашего региона. Для коллекции искусственных камешков подойдут: керамзит, кусочки кафеля, обработанное морем стекло, кусочки кирпича, асфальта, бетона. Отдельно можно создать коллекцию морской или речной гальки (такие камни трудно определить, поэтому можно им давать свои названия) и коллекцию декоративных, поделочных камней (она создается с помощью родителей, которые могут принести временно в группу остатки старых бус, небольшие изделия из камня и т. п.). Сначала воспитатель предлагает детям разделить камешки по группам, например, по степени схожести, величине, цвету и т. п. Коллекции оформляются следующим образом. Берется коробка из-под конфет. В каждую ячейку помещается камушек, на него наклеивается но- 602 мер. Пронумерованный список с названиями камней можно приклеить к внутренней стороне крышки. Если вы не знаете точное название камня, предложите детям придумать свое, условное, исходя из тех или иных особенностей камня. В течение недели дети самостоятельно играют с камешками в экспериментальном уголке или в уголке природы. Содержание занятия. Занятие начинается с работы с ящиком ощущений. 1-й вариант. Воспитатель кладет в ящик ощущений (или в волшебный мешочек) несколько предметов, среди которых один-два камня, и предлагает кому-нибудь из детей определить, что находится внутри ящика, и вынуть именно камни. Как ребенок определяет, что у него в руках камень, а не другой предмет? Какой камень на ощупь? (Гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т. д.) 2-й вариант. В ящике ощущений лежат только камни. (Количество камней соответствует количеству детей.) Каждый ребенок вытаскивает один образец, предварительно рассказав о его особенностях, которые он определил на ощупь. Когда все камни окажутся на столе, дети сравнивают их. 3-й вариант. Взрослый описывает камень, а ребенок на ощупь находит его среди других образцов, например: «Выбери, пожалуйста, круглый, гладкий, маленький камешек». В этом случае камни в ящике ощущений должны хорошо отличаться друг от друга по ряду признаков. Воспитатель предлагает детям исследовать разные камешки и организует опыты. Дети внимательно их рассматривают, выясняют, какими бывают камешки, находят самый большой и самый маленький (самый красивый и самый невыразительный). Воспитатель просит дошкольников выложить камни в ряд — от самого большого к самому маленькому, от самого шершавого к самому гладкому и т. п. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и на ощупь выбрать самый гладкий, самый круглый камешек, потом — самый неровный. Внимательно рассмотреть самый круглый морской камень. Он называется галькой. Почему у него нет острых углов? А раньше были? Можно взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Чувствуется, как они стучат друг о друга. Округлые камешки — из моря. Вода двигает камни, ударяет их друг о друга; трутся они и о песок. Острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым. Дети рассматривают камешки через лупу. Что они видят (кристаллики, трещины, узоры)? Ребенок берет в одну руку камешек, в другую — кусочек пластилина и сжимает обе ладошки. Сравнивает, что произошло с камешком, а что с пластилином, и объясняет почему. (Камешек твердый, тверже тастилина.) Пробует постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чем разница? 603 Дети пробуют нацарапать что-нибудь на камешке монеткой или другим твердым предметом. Что получается? Можно посмотреть на результат через лупу. Воспитатель предлагает подумать, что произойдет, если положить камешек в воду? (Каждый ребенок формулирует свое предположение.) Камешек утонет или будет плавать? Дети бросают камешек в воду и наблюдают за происходящим. (На воде образуются круги.) Может ли камешек плавать? Ребенок опускает в миску еще несколько камешков, трогает их прямо в воде и вынимает. Воспитатель может положить в емкость большой камень и полить его водой. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие из них красивее? Воспитатель рассказывает, что раньше у людей не было зажигалок и спичек, но зато был камень кремень. Показывает, как можно получить огонь ударом двух кремешков друг о друга. Видна ли искра? Дети нюхают камни и определяют запах после удара. Твердый кремень или мягкий? Почему говорят «крепкий, как кремень»? Может ли камень издавать звуки? Воспитатель предлагает постучать по очереди разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются? Воспитатель предлагает выяснить, каким камешком лучше всего рисовать на фанерке. Дети пробуют сделать это мелом, углем, кремнем, графитом. (То же самое можно сделать на асфальте во время прогулки.) Воспитатель предлагает потрогать разные камни: они холодные или теплые? Зажать камешек в кулачке: стал ли он теплее? Подержать под лампой: что изменилось? (Камни нагреваются.) В заключение воспитатель делает вывод: камни бывают разными, они отличаются по цвету, форме, величине. Есть камни шершавые, есть гладкие. Камни твердые, они тонут в воде (большинство из них), меняют свой цвет в воде, некоторыми из них можно рисовать. После занятия. Воспитатель предоставляет детям возможности для самостоятельных игр, экспериментирования с камешками. Проводит игры, например «Камень, ножницы, бумага». Эту игру можно использовать в качестве разминки, паузы. Дети делятся на группы по два-три человека и договариваются, какими движениями они будут обозначать эти предметы. Например, открытые ладошки означают бумагу, сжатые кулачки — камень, два выпрямленных пальца (остальные сжаты в кулак) — ножницы. Взрослый говорит: «Камень, ножницы, бумага!» Услышав последнее слово, участники игры при помощи рук изображают один из указанных предметов. Каждый из них доказывает, что его «предмет» победил. Так, ножницы режут бумагу, значит, они «сильнее», зато камень может затупить ножницы, а его, в свою очередь, можно завернуть в бумагу и т. п. Выигрывает тот, чей «предмет» может «победить» все остальные. Что исчезло. Воспитатель кладет на стол несколько камней, хорошо отличающихся друг от друга по внешнему виду. Дети запоминают, ка- 604 кие камешки лежат перед ними. Затем отворачиваются, а воспитатель убирает один камешек. Задача детей определить, какой именно камешек исчез, и описать его. Чем больше камней выкладывается, и чем меньше они различаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и во время прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых выкладывается один камешек. Найди свой камень. Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра проводится на улице, то сам его находит), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает. Затем все камни складываются в одну кучку и перемешиваются. Задание: найти свой камешек.
ЛЕПКА модульная «Разноцветные камешки и картины»
I Задачи. Познакомить детей со способом неполного смешивания пластилина разных цветов в одном комке для получения «мраморной» окраски; сориентировать на поиск гармоничных цветосочетаний. Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней; инициировать поиск способов изменения формы шара для более точной передачи формы камней (сплющивания всей формы или только ее части, вытягивания, сдавливания и др.). Предварительная работа. Знакомство с коллекцией камней. Рассматривание, ощупывание с закрытыми глазами и обследование камней разных форм и размеров, с различной поверхностью (шероховатой, зернистой, гладкой, округлой, вытянутой, заостренной). Материалы, инструменты, оборудование. Камни разной формы и расцветки; наборы пластилина; лупа; контурные рисунки для выкладывания. Перед занятием. Дети рассматривают через лупу камни разной формы и размера, играют с ними, вместе со взрослым выкладывают на полу «каменные» рисунки. Это могут быть контурные или силуэтные изображения осьминогов, морских звезд, рыбок и других существ, привлекательных для детей. Содержание занятия. Воспитатель может прочитать детям рассказ Г. Р. Лагздынь «Живой камушек». «Берег моря сплошь покрыт мелкими камушками. Камушки круглые, плоские, продолговатые, овальные: серые, черные, с красными, зелеными, оранжевыми прожилками. Но больше всего серых, гладких, белесых от высохшей на них морской соли. Море без конца катает их, шлифует, полирует. 605 Я рассматриваю камушки, глажу и подкидываю на ладони, складываю в кучки. Вдруг вижу: между камушков пробирается жучок. Жучок похож на божью коровку, только спинка песчаного цвета, со светлым мраморным рисунком. С камушка на камушек, ловко перебирая тремя парами лапок, карабкается жучок. Вот он соскользнул, перевернулся, полежал на своей мраморной тарелке, сложив на груди лапки, и снова побежал. Я попробовала его взять. И только прикоснулась, как замер жучок, лежит, словно мертвый, лапок не видно, все под себя подобрал. Положила я жучка на ладонь, на красивую мраморную спинку, ножками вверх. Тихо лежит жучок, только усики вздрагивают. Наверно, волнуется?.. — Беги, жучок! Беги! Снова с камушка на камушек куда-то по своим делам, пробирается жучок с полированной спинкой, так похожий на маленький, обкатанный морем камушек». Воспитатель с таинственным видом достает из кармана необычной по форме и расцветке камень, внимательно рассматривает его, поворачивая, поглаживая, и описывает замеченное: «Мой камень похож на спящего котенка, здесь расширяется, а вот здесь слегка заострен; он гладкий и прохладный. Но больше всего мне нравится его расцветка — как изморозь на траве и земля видна». Показывает камень детям и сообщает, что сейчас попробует слепить из пластилина такую же красоту. Отщипывает небольшие кусочки пластилина двух-трех цветов (в случае с нашим примером пластилин белого, зеленого и серого цвета), сминает их в один комок и смешивает их до получения «мраморных разводов». Предлагает детям сравнить полученную расцветку с расцветкой камня. Затем начинает лепить, время от времени сверяясь с формой камня и сопровождая свои действия пояснениями: «Сначала раскатаю между ладонями шар, а потом буду уточнять форму. С этой стороны нужно дать сплющить, а здесь слегка вытянуть и заострить». Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с цветом пластилина в поисках оригинальных расцветок и красивых цветосочета-ний. Советует не брать много исходных цветов. Сначала лучше ограничиться двумя-тремя, затем можно поэкспериментировать с тремя—пятью цветами. При этом педагог поддерживает стремление детей к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочетаний. Затем дети выбирают понравившиеся камни (природные или искусственные) и лепят с натуры, стараясь подобрать цветовую гамму и по возможности точно передать форму. Взрослый напоминает детям не забывать обращаться к натуре. Когда дети слепят достаточное количество камешков, педагог предлагает составить из них необычную пластилиновую картину как мозаику или выложить пластилиновыми камешками большой контурный рисунок (см. рис.). 606 Объясняет, что техника мозаики (модульной лепки) напоминает конструирование из отдельных деталей. Эта техника позволяет очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов: — из бесформенных кусочков: отщипывают, отрывают или отрезают стекой небольшие кусочки и составляют из них какой-то очень «живой», зачастую спонтанный образ (куча мала, тучка, полянка); — из шариков: отрывают кусочки и раскатывают круговыми движениями ладоней в небольшие шарики. От лепки из бесформенных кусочков отличается только тем, что модули имеют более правильную форму, что позволяет создавать более сложные образы (змея, гусеница,бусы). Элементы мозаики (модули) можно объединить по-разному: — соединить произвольно «на глаз» (гнездышко, кустик, прическа); заполнить силуэт, вырезанный или выложенный длинными пластилиновыми
После занятия. Рисование на камнях, вырезание камешков из цветной, «мраморной» и жатой бумаги на следующих занятиях по изодеятельности. Дальнейшее экспериментальное освоение цвета в пластилине — получение разных цветосочетаний «под мрамор». Использование способа цветового смешивания в лепке других образов.
ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Зачем человеку камни нужны» Задачи. Учить выделять особенности разных камней и описывать их, сравнивать камни с другими предметами. Знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов (легкими и тяжелыми). Предварительная работа. Составление «коллекции» разных камней, подготовка выставки предметов, сделанных из камня (украшения, фигурки, вырезанные из камня, в вазочки, письменные приборы и т.п.) 607
Знакомство со свойствами камней на предыдущем занятии по ознакомлению с природой. Материалы, инструменты, оборудование. «Коллекция» разных камней (известняк, мел, кремень, каменный уголь), предметы, сделанные из камня. Весы с двумя чашками. Содержание занятия. Воспитатель рассматривает разные камни из созданной детьми «коллекции» и просит описать их: острые, зазубренные, плоские, гладкие, шершавые, колкие, поблескивают, с крапинками, ровного серого цвета, зернистые и др. Сравнить, на что похожи разные камни: круглый, как шарик; похож на нож и т. п. Воспитатель читает детям стихотворение Е. Алексеевой: Я иду по берегу, Плещется волна, А сквозь воду камушки Мне видны со дна. Вдруг блеснуло золото — Это только миг. Наклониться хочется К каждому из них. Разглядеть получше Я их захочу, Вытащу на сушу, На солнце разложу. Что случилось с ними? Белый сероват, Красный стал коричневым, Камни не блестят. Камушки волшебными Кажутся в воде, А сухие камушки Не видны нигде. Воспитатель спрашивает у детей, собирали ли они когда-нибудь красивые камушки на берегу реки или моря, видели ли камушки, которые и сухими остаются красивыми, где они их видели. Рассматривает с детьми украшения и поделки, сделанные из разных камней (фигурки животных, брелки для ключей и т. п.). Желательно, чтобы среди камней были уральские самоцветы: малахит, змеевик, родонит, яшма. Рассказывает, что в нашей стране есть место, где добывают много красивых камней, из которых сделаны эти поделки. Называется это место Урал. Уже очень-очень давно люди научились добывать камни из-под земли и обрабатывать их, делать из них разные красивые вещи; вазы, броши, кольца, подставки, ожерелья, подвески и т. п. 608 Затем воспитатель обсуждает с детьми, зачем еще нам нужны камни. Вместе с ними выясняет, что из камней строят дома, мосты, выкладывают дороги. Булыжники использовались людьми до того, как они научились делать асфальт. Ими выложены улицы в старинных городах. Брусчатка — мостовая, сделанная из ровных, подогнанных друг к другу камней, самая прочная. Так выложена Красная площадь, которая выдерживает много десятков лет не только прогулки людей, но и парады тяжелой военной техники. Конечно, дома делают из прочных и удобных в обработке камней, а отделывают более красивыми — мрамором, гранитом. Воспитатель спрашивает детей, как можно соединить, «склеить» камни между собой. Рассказывает, что цемент, которым соединяют камни и кирпичи, когда строят дома, делают из извести и глины. Измельчают камень-известняк (тот, который пишет белым на асфальте), добавляют глину, воду, песок, подогревают, и получается цемент. Камни долго нагреваются, но потом долго сохраняют тепло, поэтому в бане используют каменку —- над печкой кладут камни, протапливают, а потом парятся, выплескивая на камни воду. Камнями дети могут рисовать на асфальте, но один удивительный камень — графит — есть внутри каждого простого карандаша. Воспитатель рассматривает с детьми небольшой кусочек грифеля, рассказывает, что этот камень такой мягкий, что оставляет след даже на бумаге. Некоторые цветные краски тоже делают из камней (охру, умбру). Растирают цветные минералы мелко-мелко, делают из них пудру, а затем смешивают, например, с маслом и рисуют получившейся смесью. Воспитатель спрашивает детей, можно ли из камня получить огонь. Рассказывает, что раньше, когда люди еще не придумали ни спичек, ни зажигалок, они использовали особый камень, который называется «кремень». Если сильно стукнуть двумя такими камнями друг о друга, то высекается искра. Затем воспитатель показывает детям кусочек угля и рассказывает, что есть еще один интересный камень, который может гореть и давать тепло. Называется он «каменный уголь» и добывается в шахтах из-под земли. И даже есть такой камень, который мы едим, — это каменная соль. В заключение воспитатель вместе с детьми вспоминает, как люди используют разные камни. После этого воспитатель читает детям стихотворение Марины Бо-родицкой про девочку по имени Галька. Привели на море Гальку, «Собирай, — сказали, — гальку!» Галька гальки набрала — Встать на ножки не смогла1. Бородицкая М. Думай, думай, голова! — Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2004. С. 48. 609 Педагог уточняет у детей, как звали девочку, что она собирала на море, как называются гладкие морские камушки, обточенные морскими волнами, обсуждает с детьми, почему девочка не смогла подняться, собрав много гальки. Воспитатель спрашивает детей, какие камни по весу: тяжелые или легкие. Предлагает детям попробовать сначала на глаз, а затем практически в эксперименте сравнить, какие предметы могут весить столько же, сколько весит тот или иной камень. Дети подбирают предметы и взвешивают их на весах. На одну чашку весов кладут камень, на другую — подобранные ими предметы приблизительно того же размера, что и камень (деревянные и пластмассовые кубики, маленькие мягкие игрушки, кусочки ткани и др.). На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми, как нужно поднимать и переносить вещи. ПРАВИЛА ПОДЪЕМА И ПЕРЕНОСА ВЕЩЕЙ 1. Не следует поднимать слишком тяжелые предметы. Нельзя поднимать друг друга. 2. В сумке носят предметы, которые не могут ее прорвать. В сумке з ткани можно носить более тяжелые вещи, чем в полиэтиленовой. 3. Тяжести можно перевозить в сумке на колесах, в чемодане с колесиками, на тележке. 4. В рюкзаке вещи носят на длинные расстояния. К спинке рюкзака кладут мягкие вещи, чтобы на спину человека не давила тяжесть, 5. Хрупкие и бьющиеся предметы при переноске заворачивают в бумагу, ткань или используют специальную упаковку. После занятия. На занятии по художественной литературе дети узнают о знаменитом уральском сказителе Павле Бажове, познакомятся с его сказкой «Серебряное копытце». Слепят узорчатые пластилиновые камушки и составят из них мозаичные картины, «построят дом из камней» на занятии по аппликации. На прогулке воспитатель показывает, как можно складывать из камней упрощенную фигуру человека (два столбика — ноги, потом большой плоский камень — тело, а сверху шея и голова), и предлагает детям
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.34 (0.014 с.) |