Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лепка коллективная из пластилина или глины

Поиск

«Наш зоопарк» (слон, бегемот, носорог)

Задачи. Продолжить освоение техники лепки. Создавать образы крупных животных (слон, носорог, бегемот) на основе общей исход­ной формы (валик, согнутый дугой и надрезанный с обеих сторон стекой). Совершенствовать умение свободно варьировать разные при­емы лепки (оттягивание, прищипывание, скрепление деталей и пр.) для создания выразительного образа. Развивать способности к фор­мообразованию. Воспитывать интерес к познанию природы.

Предварительная работа. Рассматривание изображений животных в атласах и на открытках. Посещение зоопарка. Рисование животных зоопарка по представлению. Составление фигур животных из разных геометрических форм. Подготовка композиционной основы для оформления выставки «Наш зоопарк».

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин или глина; стеки; клеенки, керамические плитки; мелкие красивые пуговицы. Композиционная основа для оформления выставки «Наш зоопарк». Изображения животных (слон, носорог, бегемот). Композиционная основа «Наш зоопарк».

Валик цилиндр для демонстрации детям обобщенного способа лепки.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям плакат, иллю­страцию или отдельные фотографии в энциклопедии с изображением слона, носорога, бегемота.

— Все животные такие разные. Но при этом некоторые из них по­хожи друг на друга формой тела. Помните, как мы лепили обитателей

1 См.: Лысаков В. Г. 1000 загадок. — М.: ACT, 2005. С. 75.

731

моря — акулу, кита и дельфина? Да, мы лепили этих морских живот­ных из конуса (морковки): исходная форма была одна, а животные по­лучились разные. Давайте вместе с вами подумаем, как можно слепить слона, носорога, бегемота.

После ответов детей показывает и рассказывает:

— Вот слон, бегемот и носорог. Эти животные огромные, толстые, сильные и на вид неуклюжие. У них толстое туловище, а ноги крепкие и недлинные. Для лепки этих животных понадобится много пластили­на. Если нет пластилина серого цвета, смешаем в одном комочке чер­ный с белым или желтым. Возьмем большой комок пластилина, раска­таем в удлиненный, довольно широкий валик (цилиндр), с обеих сто­рон надрежем стекой и загнем вниз, чтобы получились две пары ног. Отдельно слепим головы и в каждой постараемся передать особенности конкретного животного. У носорога и бегемота морда вытянута вперед, уши маленькие; у слона голова круглее, есть длинный хобот и огромные уши. Давайте слепим таких животных и поместим в «наш зоопарк» (пе­дагог показывает детям незавершенную композиционную основу).

Педагог просит одного-двух детей показать обобщенный способ лепки (раскатать валик, согнуть дугой и надрезать с обеих сторон сте­кой, чтобы образовались четыре ноги).

Дети, недавно пришедшие в детский сад, лепят животных конст­руктивным способом, дети, посещающие детский сад, — скульптур­ным и комбинированным. Воспитатель предлагает сделать глазки жи­вотных из пуговиц или бусинок.

Дети лепят одного-трех животных (по своему желанию и по способ­ностям) и размещают фигурки вылепленных животных на заранее под­готовленной композиционной основе.,

После занятия. В самостоятельной художественной деятельности дети могут лепить других обитателей зоопарка по своему желанию; а также рисуют разных зверей и вырезают их силуэты.


Воспитатель может провести игру «Угадай, кто это» (контурные ри­сунки мелом на доске или сделанные из проволоки).

732

ПРИРОДА

«Чистый город»

Задачи. Формировать у детей основы экологически грамотного по­ведения на основе понимания закономерностей природы.

Материалы, инструменты, оборудование. Различные виды мусора: стаканчик из-под йогурта, полиэтиленовый пакет, алюминиевая бан­ка, бумага, стеклянная баночка или бутылочка, картофельные очист­ки, очистки от яблока, кожура апельсина, яичная скорлупа; лопата для воспитателя и лопатки для детей.

Предварительная работа. На территории детского сада выкапыва­ются три ямки, в которые складывается мусор. Эти участки отмечают­ся так, чтобы их было несложно отыскать осенью.

Примечание. В мае проводится первое занятие, посвященное пробле­ме мусора. Второе занятие, во время которого дети откапывают мусор и выясняют, что с ним произошло, организуется осенью следующего учебного года. Нужно иметь в виду, что степень изменения закопанного мусора зависит от климатических условий региона. Так, в северных ре­гионах мусор разлагается намного медленнее, чем в южных.

Наблюдения на неделю (материал распределяет по дням сам воспи­татель).

Наблюдения на прогулке. Воспитатель напоминает детям о том, как они изучали природу в городе осенью. Какие деревья, кустарники, тра­вы растут в городе? Воспитатель предлагает детям найти деревья и кус­тарники, на которых уже появились зеленые листочки. Дети нюхают, осторожно трогают их. Воспитатель предлагает поискать на террито­рии детского сада распустившиеся цветы, первых насекомых, послу­шать пение птиц и напоминает, что природа в городе, особенно боль­шом, нуждается в нашей помощи. Какую же помощь может оказать каждый житель города природе? Подкормить птиц, посадить деревья, красивые цветы. А еще — просто не сорить, убирать за собой.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как чисто на террито­рии детского сада. А так ли чисто вокруг? Дети идут в ближайший парк, лес. Есть ли там мусор? Откуда он взялся? (Здесь отдыхали люди, кото­рые не знают правил поведения в природе.) Есть ли в парке, на улицах города (поселка) урны, мусорные баки? Какой мусор встречается на улицах, в парках, скверах чаще всего? (Пластиковые баночки, стеклян­ные бутылки, полиэтиленовые пакеты, металлические банки, бумаж­ки.) Что нужно делать, чтобы вокруг нас не было мусора? (Не сорить и убирать.) Воспитатель рассказывает детям, что в Москве и в некото­рых других городах нашей страны на улицах стоят раздельные баки для мусора — в одни люди бросают бумагу, в других — алюминиевые бан­ки, в третьи — стеклянную посуду. Потом ненужную бумагу везут на за-

733

воды, где из нее делают туалетную и другую новую бумагу. Алюминие­вые и стеклянные банки отправляются на другие заводы. Из них тоже делают новые вещи. Получается, что мусор не валяется на улице, а сно­ва служит людям в виде новых вещей. На улицах Москвы появились также специальные автоматы. Человек бросает в такой автомат алюми­ниевую банку, а автомат выдает ему за это деньги. (Воспитатели мос­ковских детских садов.показывают такие баки и автоматы детям или просят сделать это родителей.)

Воспитатель спрашивает детей, есть ли мусор в природе. Например, опавшие листья, веточки — это мусор или нет? (Дети высказывают свои предположения. Ответ на этот вопрос они получат осенью, когда раскопают весь мусор, в том числе старые листья.)

Наблюдения дома. Воспитатель просит детей спросить у папы и ма­мы, куда они выбрасывают мусор, много ли мусора бывает в доме. Каждый ребенок приносит в детский сад какой-либо вид мусора: кто-то полиэтиленовый пакет, кто-то — стаканчик из-под йогурта, кто-то обертку из-под конфеты. (На занятии весь этот мусор будет закопан.)

Содержание занятия. Перед началом занятия воспитатель еще раз обсуждает, как нужно вести себя в городе, чтобы он оставался чистым и красивым, в частности, не бросать мусор не только на улицах, но и в парках, скверах, на газонах. Это не только некрасиво, но и очень плохо для природы, потому что в самой природе мусора нет. Например, в лесу нужны и старые пни, и опавшие листья, и сухие ветки. А какой мусор выбрасывают люди? Воспитатель раскладывает принесенный детьми мусор на земле и предлагает рассортировать все собранное: од­на часть мусора — банки, стаканчики, пакеты — это упаковка, сделан­ная человеком. В природе таких вещей не бывает. Вторая часть мусо­ра — остатки фруктов, овощей, скорлупа яиц — все это есть и в приро­де. (Например, в лесах растут дикие яблони, их яблоки падают на землю, скорлупа остается от многих птичьих яиц, яиц ящериц, змей. А еще с деревьев опадают листья.) Может ли такой мусор навредить ле­су, его обитателям? (Нет, в лесу ведь каждый год остается много старых листьев, веточек, шишек, которые со временем исчезают. Если бы они оставались, лес был бы всем этим завален. Некоторые обитатели леса, например дождевые черви, едят опавшие листья. В природе так все ус­троено, что ничего лишнего нет.)

Воспитатель предлагает детям подумать, что произойдет с собран­ным мусором через год, если оставить его в лесу. Через много лет? Вос­питатель спрашивает, что делают дети и их родители с мусором, кото­рый накапливается у них во время отдыха на природе. Обычно кто-ни­будь из ребят говорит, что все ненужное они закапывают. Воспитатель предлагает проверить, что будет с мусором, который принесли дети, если на некоторое время его закопать. Вместе с воспитателем дети по­мещают в одну ямку различные упаковочные материалы, в другую — пищевые отходы. В третью ямку кладут прошлогодние листья (траву),

734

которые находят на территории детского сада. Дети помогают закапы­вать ямки. Воспитатель просит детей запомнить, какой мусор кто из них приносил и как он выглядел, и объясняет детям, что осенью они раскопают ямки, чтобы проверить, что же произошло с теми вещами, которые они зарыли в землю.

Затем воспитатель предлагает поискать на территории детского са­да дождевых червей. Дети рассматривают этих животных, не причиняя им вреда, и отпускают. Воспитатель рассказывает, что дождевые черви едят старые опавшие листья, заглатывают песчинки и превращают все это в землю-почву, на которой растут растения. Дождевые черви очень нужны в природе.

После занятий. Воспитатель вспоминает с детьми, какие поделки из бросового материала — «мусора» — они делали на предыдущих заняти­ях, и проводит конкурс на лучшую поделку из бросового материала. Папы и мамы могут собрать вместе с детьми коллекцию предметов, на которых есть экологические значки (полиэтиленовые пакеты, одно­разовая посуда и другая упаковка, некоторые виды бумаги). В группе организуется выставка таких товаров. Воспитатель объясняет родите­лям, что значки, в частности, означают: а) что после использования предметы могут быть переработаны и еще раз использованы для произ­водства новых товаров; б) что товары произведены из вторичного сы­рья, то есть, попросту говоря, отходов. На некоторых полиэтиленовых пакетах указано, что они сделаны из особого материала и также могут быть переработаны. Покупая товары с такими значками, мы приобре­таем более безопасную для окружающей среды продукцию. Воспита­тель просит родителей вместе с детьми поискать такие товары в мага­зинах.

Дети могут отремонтировать старые книжки, игрушки. Воспитатель объясняет: если мы будем бережно относиться к тому, чем пользуемся, то не только сохраним вещи, но и уменьшим количество мусора, кото­рый загрязняет нашу окружающую среду.

735

МАЙ. 33 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. На занятии по развитию математических представлений будет закрепляться умение пользовать­ся порядковыми и количественными числительными, выстраивать се-риационный ряд из трех различных по весу предметов. Особое внима­ние в работе с детьми на этой неделе будет уделено формированию це­лостных представлений детей о луге, они познакомятся с некоторыми растениями и животными, их взаимосвязями между собой и с окружа­ющей средой, с необходимостью бережного отношения к ним. Полу­ченные ими впечатления будут отражены в коллективной лепной ком­позиции «Мы на луг ходили...». Особое внимание детей будет обраще­но на характерные признаки луга, их отличие от лесного сообщества. Дети познакомятся с положительной и отрицательной ролью ветра в жизни людей, получат удовольствие от запускания воздушных змеев, которых они сами сконструируют. Рисование «Радуги-дуги» перекинет своеобразный мостик навстречу лету.

 

 

 

 

 

 

День недели временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы

1 день

Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Природа. «Мы идем на луг» 2. Лепка. «Мы на луг ходили, мы лужок лепили» 3. Физкультура № 33.1. Разучивание техники броска мяча в цель после отбивания об пол двумя руками. Совершен­ствование техники челночного бега. Развитие гибкости (статические упражнения, повышающие гибкость — на­клоны, полушпагаты; максимальное время удержания оп­ределенного положения (индивидуально)
Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Подвижные игры: «Белки в лесу», футбол
После обеда Чтение 1-й части сказки Г. К. Андерсена «Гадкий утенок»
Вечер Игры по инициативе детей

2 день

Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Познание окружающего мира. «Ветер-труженик» 2. Конструирование из бумаги. «Воздушный змей» 3. Музыка № 33.1. Пение: распевка «Моя Москва», «Прогулка по городу» (муз. и ел. О. Девочкиной), «На зе­леном лугу» (рус. нар. песня). Игра на детских музыкаль­ных инструментах: М. Шмитц «Солнечный день», В. Се­ливанов «Шуточка». Музыкальное движение: игровые уп­ражнения «Качание рук и мельница» (англ. нар. мел.), «Вырастание» (Л. Шитте «Этюд»), этюд «Цветок выраста­ет, качается и засыпает» (В. Витлин «Цветок»). Творческое движение: «Бабочки и цветы» (Л. Тимофеев)

736

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Подвижные игры «Белки в лесу», футбол
    После обеда Чтение 2-й части сказки Г. К. Андерсена «Гадкий утенок»
    Вечер Игры по инициативе детей
3 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Математические представления № 33 2. Аппликация. «Бабочки летают» 3. Физкультура № 33.2. Закрепление техники броска мя­ча в цель после отбивания об пол двумя руками. Закреп­ление умения прыгать через длинную скакалку. Развитие ловкости (осваивание элементов спортивных игр — го­родки)
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Игры в классики, бадминтон
    После обеда Чтение 3-й части сказки Г. К. Андерсена «Гадкий утенок»
    Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Развитие речи. «Скоро лето» 2. Рисование. «Радуга-дуга» 3. Музыка № 33.2. Тематическое занятие «Впереди весе­лое лето» с использованием ранее разученного материала
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Подвижная игра по выбору детей, бадминтон
    После обеда Чтение 1-й части сказки Бориса Заходера «Серая звездочка»
    Вечер Игры по инициативе детей Физкультурный досуг: ходьба и бег по пересеченной ме­стности; бег с ловлей и увертыванием; конкурсы и эста­феты с водой «Достань кубик из таза с водой», «Бег с вед­ром, наполненным водой», «Ударь по воде рукой» и др.
5 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Художественная литература. Борис Заходер «Серая звездочка» 2. Свободное занятие* 3. Физкультура № 33.3. Повторение наиболее сложных и плохо освоенных движений
    Прогулка Наблюдение в природе** Игры по инициативе детей Игры со скакалкой, бадминтон

737

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  После Чтение по выбору педагога или желанию детей обеда
    Вечер Игры по инициативе детей

* На следующей неделе воспитатель проводит итоговые занятия по физ­культуре.

** См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. В преддверии лета большинство самодеятельных игр детей переносится на воздух, на про­гулку. Количество сюжетных игрушек становится ограничено. Для обес­печения своих игр дети активно используют подручные и самодельных лодочек или плоты для катания кукол, возможна и рыб­ная ловля. Из одуванчиков плетут венки, делают украшения для «торта», из травки — «угощение» для «гостей», вместо посуды используются лис­тья, вместо ложек — палочки. Песок является основным строительным материалом, из которого строят крепости, замки, города.

Внимание педагога переключается на взаимоотношения детей в процессе игр, на осознание детьми своего партнерского и игрового поведения.

Примерные показатели развития игровой деятельности детей пяти- шести лет.

Наблюдения за самодеятельными сюжетно-ролевыми играми детей показывают, что в старшем дошкольном возрасте (к шести годам), в связи с возросшим опытом и знаниями детей, развитием их вообра­жения, а также при педагогической поддержке взрослого, дети овладе­вают основными способами построения игры:

— используют роль в качестве средства совместного создания сю­жета;

— создают сюжет для совместной и индивидуальной игры, используя и комбинируя знания, полученные из разных источников, в том числе из личного опыта;

— активно вступают в ролевые диалоги, пользуются развернутыми высказываниями;

— свободно находят подходящую роль в играх сверстников и вклю­чаются в них с согласия партнеров;

— создают предметно-игровую среду для реализации игрового за­мысла (совместного и индивидуального), используя средообразующие предметы, неоформленные подсобные материалы; по ходу игры могут сами сделать необходимые предметы;

— наделяют игровым значением нейтральный объект, пользуются словесным обозначением воображаемой ситуации, предметов и действий;

738

— владеют способами поддержания совместной деятельности (иг­ры), используя считалку, жребий, а также способы согласования —
уступить, проявить сдержанность, помочь, используют аргументиро­ванное возражение в случае разногласия с партнером по игре;

— поддерживают устойчивое взаимодействие со сверстниками на основе интереса к содержанию игры и личной симпатии.

Приведенные примерные показатели развития игровой деятельности могут быть использованы в качестве критериев диагностики результатов развития игры, а также ориентировать педагога на формирование игро­вых умений у детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни).

ПРИРОДА

«Мы идем на луг»

Задачи. Познакомить детей с особенностями луга, с отдельными растениями и животными, с их взаимосвязями между собой и с окру­жающей средой, воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы, инструменты, оборудование. Лупы, небольшие про­зрачные стаканчики.

Место проведения. Ближайший луг или поляна в парке, любое место с травами, без деревьев. (На крайний случай подойдет и газон, хотя наблю­дения на нем менее разнообразны и интересны, чем на настоящем лугу.)

Наблюдения на неделю (материал распределяет по дням сам воспи­татель).

Наблюдения на прогулке. Воспитатель обращает внимание детей на то, что подходит к концу последний месяц весны. Какое время года наступает после весны? Дети наблюдают за цветущими растениями, в том числе кустарниками и деревьями (сиренью, черемухой, виш­ней, яблоней, шиповником), в районах Крайнего Севера, в тундре — за цветущими ивами, карликовыми березами. Выясняют, какие цве­ты распустились на клумбах, что выросло на огороде, ухаживают за растениями территории детского сада. Они рассматривают цветки че­рез лупу, нюхают их, выясняют, какие насекомые прилетают чаще всего к цветкам и что они делают. Воспитатель предлагает детям по­трогать серединку цветка пальцем — на пальце остается желтый по­рошок. Он очень мелкий, почти, как пыль, и поэтому называется пыльцой. Когда пчела или бабочка залезают в цветок, чтобы попить нектар (цветочный сок), к ним прилипает пыльца. Затем насекомые летят на другой цветок, и там пыльца с их тельца опадает.

В начале экскурсии воспитатель обращает внимание детей на то, как красив луг, на который они пришли. Для того чтобы он таким и ос­тался, нужно бережно относиться к растениям, не срывать их, а только рассматривать, нюхать. Нужно ходить осторожно, стараясь помять как
можно меньше растений.

739

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям осмотреться и сказать, чем луг отличается от леса. (Нет деревьев, нет или мало кус­тарников, много цветущих трав.) Дети смотрят наверх и определяют, много ли света на лугу. Почему его много? (Раз нет деревьев, значит, нет и тени от них. На лугу растут растения, которые любят свет.) Дети внимательно рассматривают растения луга, выясняют, какие цвета преобладают. Можно ли назвать луг цветным? (Луг кажется белым или синим, или розовым из-за цветущих растений. Во многих регионах в это время луг бывает желтым из-за обилия одуванчиков.) Сколько красок можно здесь обнаружить?

Воспитатель дает задание: найти на лугу растения с самыми широ­кими и самыми узкими, с самыми гладкими и самыми шершавыми, с самыми круглыми, с самыми блестящими листьями, растения с са­мыми яркими цветками; выяснить, каких растений на лугу больше все­го. Луг — это «дом» многих растений и животных. Дети уже выделяли «этажи» в лесном доме. А есть ли этажи в доме луговом? Все ли расте­ния одинакового «роста»? Дети находят самые высокие и самые низкие растения. На лугу тоже есть свои «этажи» и свои «жильцы».

Воспитатель предлагает выяснить, у какого растения самый красивый цветок. Каждый ребенок находит цветок, который ему больше всего нра­вится, нюхает его, рассматривает через лупу, наблюдает, какие насекомые прилетают в гости к этому цветку, трогает его серединку. На руке у него остается желтая пыль-пыльца. Воспитатель объясняет: залезая в цветок за нектаром, насекомые «пачкаются» в такой пыльце и переносят ее на сле­дующий цветок. Благодаря этому у растений вырастают плоды и семена. Воспитатель рассказывает, что в луговом доме много разных «жиль­цов», но больше всего насекомых — им удобно прятаться в траве, да и еда всегда под боком. Есть и пауки. Дети исследуют растения, зем­лю в поисках разных насекомых и пауков, наблюдают за ними. Каких насекомых они узнали? (Божью коровку, бабочку, стрекозу.) Воспита­тель аккуратно ловит жука или кузнечика и сажает его в прозрачный стаканчик, чтобы дети могли рассмотреть его. Сколько у него ног? (Воспитатель напоминает детям, что у насекомых — шесть ног, а у пау­ков — восемь.) Воспитатель подчеркивает, что обращаться с насекомы­ми нужно очень осторожно, ведь так легко сломать им крылышко или ножку! После исследований насекомых обязательно выпускают в тра­ву. Воспитатель обращает внимание детей на то, что бабочки для таких исследований не подходят: даже при легком прикосновении у них сти­рается пыльца с крылышек, после чего летать они не могут.

Воспитатель предлагает детям сначала присесть, а затем и прилечь в траве и осмотреться вокруг: что видит сидящий в траве кузнечик или ползущий по стеблю жук?

Воспитатель рассказывает, что в «луговом доме» есть разные «жильцы». Одни не хотят быть заметными, другие наоборот, выделя­ются своей яркой окраской. Какого цвета должны быть те, кто хо­чет спрятаться на лугу? (Например, такими же зелеными, как кузне­чик.) А какого цвета должны быть другие? (Например, красными,

740

       с яркими точками, как божья коровка.) Дети получают задание: най­ти как можно больше насекомых, которые прячутся среди растений, и насекомых, которые хорошо заметны. После того как задание вы­полнено, воспитатель объясняет, что насекомые, которые прячутся, боятся, что их съедят. А хорошо заметные, как правило, для птиц «невкусные» и даже ядовитые. Поэтому они как бы пугают своих вра­гов яркой одеждой, предупреждают: «Не троньте нас, мы несъедоб­ные!» Дети могут положить на ладошку божью коровку и понаблю­дать за тем, как она выделяет желтую капельку. Эта капелька очень горькая. Если птица клюнет такого жучка, ей будет очень неприят­но. В следующий раз она уже по окраске определит, что божью ко­ровку есть не стоит. Дети выясняют, есть ли птицы на лугу. (Для это­го достаточно ненадолго замереть и послушать их пение.)

Воспитатель рассказывает, что весной на лугу можно увидеть яще­риц, греющихся на солнце. Они тоже прячутся от своих врагов, по­этому их кожа серого или зеленого цвета, что помогает им скрывать­ся в зарослях растений. Приходят сюда и зайцы. Они едят разные растения. Правда, увидеть их очень сложно, — зайцы животные ос­торожные. В земле роют норы кроты. Как можно узнать, есть на этом лугу кроты или нет? (Дети ищут кротовины — холмики земли, вы­брошенные этими животными.) В земле живут и дождевые черви. По стеблям растений ползают улитки, которые едят листья.

В заключение воспитатель делает вывод: луг — это «дом» для мно­гих животных. И человек должен охранять этот дом: уносить за собой мусор после отдыха, любоваться цветами, не срывая их для букетов, стараться не вытаптывать всю траву. Не стоит пугать птиц, лучше по­слушать, как они поют.

После занятия. Дети по желанию рисуют луг, животных или расте­ния, о которых они узнали. Во время прогулки они исследуют террито­рию детского сада, чтобы выяснить, есть ли на участке растения, кото­рые они видели на лугу.

ЛЕПКА сюжетная коллективная

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

Задачи. Учить детей лепить по выбору луговые растения (ромашку, василек, одуванчик, колокольчик, землянику, злаки, травы) и насеко­мых, передавая характерные особенности строения и окраски; прида­вая поделке устойчивость (укреплять на каркасе из палочек, трубочек, зубочисток, проволоки), развивать согласованность в работе глаз и рук; воспитывать интерес к живой природе.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, репро­дукций, фотографий, изображающих весенний и летний луг; рассма-

741

тривание изображений луговых растений, эскизные зарисовки цвет­ковых растений сухими материалами (карандаши, уголь, сангина); бе­седа о луговых насекомых и растениях с опорой на предыдущее за­нятие по ознакомлению с природой; беседа о том, что делают на лу­гу взрослые люди (пасут коров, лошадей, овец, ставят ульи для пчел, косят сено, заготавливая корм для животных и пр.), чем могут зани­маться дети (любоваться цветами, рисовать, фотографировать, помо­гать взрослым). Подготовка основы для лепной панорамы «Мы на луг ходили» (деревянная дощечка или крышка от картонной короб­ки покрывается слоем пластилина — зеленого, коричневого, желто­го). Подготовка композиционной основы.

Материалы, инструменты, оборудование. Цветной пластилин, стеки, дощечки, салфетки матерчатые и бумажные, бисер и мелкие пуговицы — (для изображения тычинок, украшения лепестков и оформления мелких деталей насекомых — глазок, усиков, ножек); проволока, зубочистки, коктейльные трубочки, палочки (для устойчивых и гибких стебельков).

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям две-три ре­продукции или фотографии с изображением весеннего луга (например А. Васильева), вспоминает их поход на луг. И предлагает создать свой луг — красивый, зеленый с яркими цветами и разными насекомыми. Этот луг украсит нашу группу и порадует родителей. Кроме того, он по­служит декорацией для спектакля или игры.

Воспитатель спрашивает детей, что растет и кто живет на лугу и уточняет ответы (разные травы и цветы — ромашка, колокольчик, мак, одуванчик...). Предлагает каждому ребенку задумать и вылепить для общего луга какое-нибудь растение и насекомое.

Дети рассматривают изображения луговых растений, уточняя осо­бенности их внешнего вида (строение и окраска лепестков, изгиб и толщина стебля, форма листьев). На примере двух-трех цветов вос­питатель показывает, каким образом можно передать характерные особенности растения в скульптурном образе (выбрать пластилин подходящего цвета, создать исходную обобщенную форму венчика, моделировать характерные детали подходящим способом — вытяги­вать и сплющивать лепестки или заострять и загибать...).

Показывает детям незавершенную панораму — основу будущей ком­позиции и помещает на нее несколько вылепленных заранее растений. Обращает внимание детей на то, что цветы стоят на тонких ножках — стебельках, но не падают. Дети высказывают свои предположения о том, как такого эффекта можно добиться в лепке. Воспитатель уточняет отве­ты (нужно использовать каркас — проволоку, палочку, трубочку, зубочи­стку — подобрать нужного цвета или облепить пластилином).

Затем воспитатель размещает на панораме несколько вылепленных заранее насекомых (жука, бабочку, гусеницу), некоторые части тела ко­торых исполнены из бытовых материалов — глазки из пуговиц и бисе­ра, крылышки из фольги и фантиков, усики из проволоки и спичек.

742

Воспитатель дает установку каждому ребенку лепить свои фигурки, не похожие на те, что представлены на панораме и не повторяющие лепку друг друга, потому что на лугу все такое разное, каждый может «найти» и создать что-то свое.

Дети выбирают материал и начинают лепить. Воспитатель по ходу ра­боты напоминает о необходимости использования каркаса для прида­ния устойчивости вылепленным поделкам; помогает вспомнить особен­ности того или иного растения ил насекомого, показывает изображения.

По мере изготовления лепных растений и насекомых дети перено­сят их на общую панораму и устанавливают с помощью пластилиновых комков и трубочек для коктейля. Рассматривают композицию, любу­ются, дополняют мелкими деталями — вылепленными камешками, травинками, кустиками.

После занятия. Дети завершают оформление панорамы «Наш луг»; лепят по своему желанию лепят растения, насекомых и других мелких животных (мышек, цыплят, лягушат), добавляя цветные бусинки, бле­стки и т. п., придавая лугу «яркость», отличающую его от леса.

 

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Ветер-труженик»

Задачи. Формировать первоначальные представления детей об ис­пользовании и силе ветра.

Предварительная работа. Знакомство детей и экспериментирова­ние со свойствами ветра на занятии по ознакомлению с природой.

Материалы, инструменты, оборудование. Бумажная вертушка; са­модельный бумажный или настоящий веер; картинки с изображения­ми вентилятора, ветряной мельницы и ветряка, вырабатывающего элек­трическую энергию.

Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение Л. Малоярославцевой «Ветер-ветрило»:

Ветер-ветрило,

Где тебя носило?'

743

Летал куда попало.

И все, видать, мало.

Волны волнуешь,

То ляжешь, то подуешь,

То пыль взвихришь,

То снова тишь. Закружишь мельницу,

Трава на поле стелется.

 Разлохматишь волосы,

Размоешь в небе полосы.

За тобой вдогонку

С лентами девчонки,

С вертушками мальчишки

И флюгер на крыше.

Воспитатель обсуждает с детьми, как найти ветер; как его можно увидеть и услышать. Например, от ветра колышется трава, цветы, лис­тья на деревьях; на воде от ветра появляются волны и рябь. Воспита­тель читает детям стихотворение Е. Благининой «Ветер» и вспоминает с детьми эксперименты, которые они проводили на занятии по озна­комлению с природой (дули на воду). Показывает детям бумажную вертушку и с ее помощью «находит» ветер в группе.

Вместе с детьми воспитатель вспоминает, что ветер может сорвать кепку или панамку с головы и унести ее; поднять с земли пыль и песок; вывернуть раскрытый зонтик.

Воспитатель читает детям закличку:

Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу.

Вспоминает с детьми, как сильный ветер мешает нам идти, когда дует в лицо, или, наоборот, подгоняет, заставляет идти быстрее, когда дует в спину. Педагог рассказывает детям, что очень сильный ветер мо­жет согнуть или даже сломать деревья, сбить человека с ног, сорвать крыши с домов. Он называется ураганом.

Воспитатель обсуждает с детьми, за что мы любим ветер. Вспомина­ет, что в жаркую погоду прохладный ветерок приятно обдувает, холо­дит. Люди придумали, как самим можно сделать ветер в жаркую пого­ду: обмахиваться веером или включить вентилятор. Предлагает детям попробовать самим обмахиваться веером, попробовать, почувствуют ли они ветер. Вместе с детьми делает вывод, откуда берется ветер: воз­дух перемещается и создает ветер.

Затем педагог спрашивает детей: «А может ли ветер трудиться?» Вспо­минает с ними, как «трудилась» вода — крутила мельничное колесо, ко­торое размалывает зерна и превращает их в муку. Показывает детям кар­тинку с изображением ветряной мельницы, рассказывает, что раньше ве­тряных мельниц было очень много, а сейчас эту работу выполняют

744

машины, которые работают на электричестве. Но с помощью ветра мож­но также получить электричество. Воспитатель показывает картинку с изображением ветряка и говорит, что вместо мельниц люди теперь стро­ят ветряки. Ветер крутит лопасти ветряка, а они заставляют крутиться электрическую машину, которая вырабатывает электрический ток.

Затем педагог спрашивает у детей, помнят ли они, где еще работает ветер. Читает детям закличку:

Мотылек- витилек, Принеси нам ветерок, От ворот поворот Гнать кораблик в ручеек.'

Вспоминает с ними, как ветер надувает парус и гонит по воде ко­раблик.

В заключение занятия воспитатель вспоминает с детьми, как ветер помогает людям и как может принести вред.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА

1. В песочнице нельзя бросаться песком: он может попасть в глаза.

2. Если дует сильный ветер, то легкие предметы, которые он может унести, нужно укреплять: бумагу прижать камнями, к скатерти прикрепить по четырем углам грузы, шапку завязать завязками.

3. Если вы нашли чью-то вещь, отдайте воспитателю, чтобы он на­
шел того, кому она принадлежит.

4. Не все вещи, которые валяются на земле, можно подбирать. Слу­чайно найденную еду, например, ни в коем случае нельзя есть.

5. Нужно договариваться друг с другом, кто где играет, и не мешать
другим.

После занятия. На занятии по конструированию дети создают бу­мажных змеев.

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ из бумаги

«Воздушный змей»

Задачи. Учить новому способу складывания бумаги — по диагона­ли и в разных направлениях. Развивать творческие способности при оформлении поделки.

Инструменты, материалы и оборудование. Квадратные листы бумаги со стороной примерно 25—30 см, длинные шнуры или толстые нитки, цветная и гофрированная бумага, клей, ножницы.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям картинки с разными видами воздушных змеев, дельтапланов, планеров. Он рас-

745

сказывает детям о том, что воздуш­ный змей — самый древний из лета­тельных аппаратов. Придумали воз­душных змеев в Китае: т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.3 (0.015 с.)