Глава 8. Эстетические аспекты изготовления полных съемных протезов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8. Эстетические аспекты изготовления полных съемных протезов




В широком смысле эстетика является феноменом интеллекта. Когда использу­ются слова «эстетичный» или «неэсте­тичный», это вызывает эмоции, которые ассоциируются с тем, что является при­ятным или неприятным. Зрительное вос­приятие служит предпосылкой для эсте­тической привлекательности точно так же, как визуальный осмотр является об­щепринятым при обычном медицинском обследовании. И если интерпретация ме­дицинских анализов возможна благодаря наличию научных знаний, то постиже­ние эстетических принципов должно до­пускать логическую оценку основных принципов красоты.

Медицинской эстетикой называют дис­циплину, изучающую законы архитекто­нической красоты человеческого тела и методы их практической реализации.


Для того чтобы совокупность элемен­тов была признана эстетичной, ей необ­ходимо удовлетворять некоторым прин­ципам, в числе которых понятия компо­зиции, сил сцепления и разъединения, симметрии, пропорции, доминирования и др.

Композицией называется отношение между различными объектами, видимое через контрасты. В рамках нашего во­проса используется следующая термино­логия: стоматологическая композиция, стомато-лицевая композиция и лицевая композиция (рис. 8.1).

Силами сцепления являются элементы, расположенные в соответствии с каким-либо принципом и имеющие тенденцию к объединению композиции (см. рис. 8.2).

Силы разделения противоположны си­лам сцепления. Они обеспечивают раз-


Композиция





ТТ1

Рис. 8.1. Стоматологическая, стомато-лицевая и лицевая композиции.


Стоматологическая

Стомато-лицевая


Лицевая



Раздел I. Ортопедическое лечение больных при полной утрате зубов


Рис. 8.2. Силы сцепления.


нообразность в единстве, которое необ­ходимо для эффективности общего вида.

Таким образом, в стоматологической лицевой композиции гармония зависит от равновесия, создаваемого силами сцепления и разделения (рис. 8.3).

Следующее среди этих требований — наличие симметрии, или гармоническо­го расположения нескольких элементов по отношению друг к другу. В самом строгом смысле симметрия фигуры или тела — это способность демонстрировать зеркальное отображение по обе стороны центральной оси. Считается, что если композиция симметрична, то ей прису­ща гармония и визуальный баланс. Од­нако наличие гармонии и визуального баланса не во всех случаях связано с на­личием симметрии (рис. 8.4).


В отличие от строгой, статической симметрии, динамическая симметрия -это такое условие, при котором противо­положны две очень похожие, но не иден­тичные половины. Такие небольшие от­клонения от идеальной симметрии обычно дают более живой, натуральный эффект. По этой причине часто наиболее приятной кажется несколько неровная, несимметричная, а не идеальная симме­трия. Тот факт, что для человеческого те­ла характерна скорее динамическая, не­жели статическая симметрия, имеет не­посредственное значение для стоматоло­гии, и его необходимо принимать во вни­мание при создании любых стоматологи­ческих реставраций.

Современные исследования показали, что большая часть людей в действитель-


 
 


Рис. 8.3. Силы разделения.

Рис. 8.4. Симметрия.


ности предпочитает асимметричное лицо симметричному. Другими словами, в раз­умных пределах, самое привлекательное лицо это лицо с небольшими диспро­порциями (рис. 8.5).

Тесно связано с понятием гармонии понятие пропорции, в данном контексте определяемое как правильность или рав­номерность. Исторически эффект гармо­нии возникает при наличии определен­ных пропорций. Один из примеров это­го — широко известное «золотое сечение» пифагорейцев. Согласно ему, отношение более короткой части (0,618) к более длинной (1,0) должно быть таким же, как отношение более длинной части к целому. Такая пропорция, близкая к отношению 5:8, считается обладающей выраженным эстетическим эффектом.

Этот принцип применялся к оценке человеческой внешности многими ис­следователями в течение многих веков. Для стоматологии это важно потому, что в положении «анфас» соотношение ви­димой ширины двух центральных резцов челюсти к ширине боковых резцов соот­ветствует пифагорейскому сечению. Бо­лее того, эта же пропорция должна быть применима к соотношению между боко­вым резцом к клыку и клыка к первому премоляру. «Золотая» пропорция являет­ся примером гармонии, при которой си­лы сцепления и разделения совмещены в равной степени.

Но поскольку эстетическое воспри­ятие сильно зависит от субъективных факторов, золотое сечение никогда не возводили в статус универсального стан­дарта в искусстве.

При отсутствии возможности или не­обходимости достичь золотого сечения следует сохранить существующую про­порцию, добиваясь при этом следующего эстетического принципа — равновесия.

Равновесие может быть определено как стабильность в результате точной ре­гулировки противоположных сил. Когда


Рис. 8.5. Асимметрическая композиция.

все части разумно подогнаны друг к дру­гу и когда ни один из составных элемен­тов не выходит из пропорции, это пред­полагает в результате устойчивое равно­весие. Наше чувство зрительного воспри­ятия используется для поддержания или приведения к равновесию. Когда пози­ция объекта на заднем плане восприни­мается с некомфортабельным напряже­нием, равновесие в композиции не до­стигнуто. Это напряжение возникает как противоположное нашему восприятию повторяющегося соотношения, оно име­ет значение и направление, на которые влияют структурные детали поверхности, на которой располагается воспринимае­мый причинный элемент. Для устранения напряжения или восстановления баланса существуют две возможности для наблю­дателя или стоматолога:

1. Двигать причинный элемент по на­
правлению линии сил, пока визуальное
напряжение не будет полностью устра­
нено.

2. Ввести противоположный элемент
вдоль той же линии сил, что будет спо­
собствовать равновесию.

Таким образом, неуравновешенная композиция выглядит незавершенной,



Раздел I. Ортопедическое лечение больных при полной утрате зубов


 


случайной, временной или преходящей. Напротив, уравновешенная композиция выглядит спокойной, стабильной или постоянной, потому что зрительное на­пряжение отсутствует. В основном, левое и правое равновесие зубочелюстно-ли-цевой системы должно рассматриваться в рамках визуальной тяжести по отноше­нию к центральной оси. Объекты, силь­но удаленные от центра, оказывают бо­лее сильное влияние, чем ближние.

Рот, лицо или голова могут выражать усложненные и трудные области приме­нения сил, которые напрямую зависят от расстояния, на котором наблюдатель фо­кусируется на анализируемом объекте и обдумывает эстетическое суждение. Вместе с тем фронтальная группа зубов получает эстетическую оценку при ана­лизе стоматологической, стомато-лице-вой и лицевой композиций, в каждой из которых она контурирована в большей или меньшей степени.

Стоматологические лицевые компози­ции выражают ускользающий или броса­ющийся в глаза вид зубов. Неуравнове­шенность по некоторым причинам и фронтальной, и горизонтальной плос­костей нарушает естественную область приложения сил, действующих в ротовой полости. В этом случае доминирование яв­ляется первым по необходимости требо­ванием для обеспечения единства, кото­рое, в свою очередь, важно для обеспече­ния композиции и является важной ха­рактеристикой восприятия эстетическо­го эффекта. Оно обеспечивает статич­ность (монотонность) или динамичность (энергичность) единства.

Цвет, форма и линии являются факто­рами, которые могут создать доминиро­вание. Доминирование подразумевает наличие сходных последовательных эле­ментов. Чем сильнее последовательный элемент, тем сильнее доминирующий элемент и тем более энергичной будет композиция. Слабое доминирование яв-


ляется силой сцепления, которая приво­дит к статичному и монотонному един­ству.

Доминирование является ключевым фактором, обеспечивающим более ши­рокую оценку зубочелюстно-лицевой композиции и определяющим необходи­мость гармонической интеграции стома­тологической композиции (или рестав­рации) в лицевую структуру, потому что рот из-за своего размера, подвижности и физиологической и психологической важности является доминирующим эле­ментом лица.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.011 с.)