Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стоматологическая средняя линия

Поиск

Различают лицевую и стоматологичес­кую средние линии, так как их совпаде­ние не является стопроцентной законо­мерностью.

Статистические исследования, ис­пользующие уздечку губы как ориентир, показали, что верхнечелюстная средняя линия совпадает со средней лицевой ли­нией в 70% случаев и что эстетике не по­вредит незначительное отклонение от центральной средней линии. Это опреде­ленно означает, что средняя линия ниж­ней челюсти не должна расцениваться как ориентир для расположения верхне­челюстной средней линии при постанов­ке зубов фронтальной области.

Несмотря на то что лицевая компози­ция может производить общее впечатле­ние симметрии, хорошо известно, что между обеими сторонами лица существу­ют различия, и если совместить два зер­кальных отражения одной стороны, то получившееся лицо будет казаться неес­тественным, так как едва различимые от­личия формы, линий и цвета будут устра-


Рис. 8.6. Стомато-лицевая композиция.

нены, а с ними и основные элементы ин­дивидуальной детерминантности, кото­рые чаще всего создает природа. Это подтверждает слова тех, кто считает, что точное расположение средней линии мо­жет придать внешности неестествен­ность (см. рис. 8.7).

Использование в качестве анатомиче­ских ориентиров резцового сосочка, мо­жет способствовать первичной оценке расположения стоматологической сред­ней линии, и наблюдения подтверждают надежность этого первичного располо­жения. При этом нужно помнить, что обе — лицевая и стоматологическая средняя — линии являются необходи­мыми осевыми ориентирами, позволя­ющими осуществить эстетическую оценку через восприятие параметров симметрии и равновесия. Из-за разли­чий, существующих между правой и ле­вой сторонами лица, средняя лицевая линия не может и не должна указывать


134 Раздел I. Ортопедическое лечение больных при полной утрате зубов



vY/J

Рис. 8.7. Лицевая композиция.


на точное геометрическое разделение (рис. 8.8).

При этом нужно помнить, что стома­тологическая средняя линия с трудом воспринимается на расстоянии, при ко­тором оценивается только лицевая ком­позиция.

Типы улыбки

Стоматологическая средняя линия лучше всего воспринимается в процессе улыбки. Логически, она должна быть по­мещена в центр улыбки. Доминирующие силы сцепления, комиссуральная линия, окклюзионная линия и линия зрачков определяют перпендикулярное направ­ление сил разделения, во главе которых стоит стоматологическая средняя линия и стоматологические элементы, относя­щиеся к ней.

При оценке улыбки и подразделения ее на разные типы предлагается пользо-


ваться критериями, в основе которых ле­жит принцип соотношения губ, десен и зубов. В отличие от предыдущих, клас­сификация, предложенная в 1999 г. Э.Филипсом, наиболее полно отражает суть вопроса, разделяя предварительно массу различных улыбок на три базовых стиля (рис. 8.9).

1. Комиссуральная (уголковая) улыб­ка. Наиболее часто встречающийся тип, который охватывает примерно 67% насе­ления. В улыбке, обычно вовлекающей арку Купидона, углы рта вначале подня­ты кнаружи и следуют сокращениям мышц, поднимающих верхнюю губу, что­бы открыть верхние зубы.

2. Улыбка «изломом губ». Представле­на у 31% населения. Форма губ обычно визуализируется в виде граней. Этот стиль улыбки идентифицируется доми­нированием мышц-леваторов верхней губы.


 
 


Рис. 8.8. Использование резцового сосочка для нахождения срединной линии лица.


Глава 8. Эстетические аспекты изготовления полных съемных протезов



 



 


 




Рис. 8.9. Базовые стили улыбок.

3. Комплексная улыбка. Присуща лишь 2% населения. Форма губ обычно иллюстрируется как две параллельные красные полосы. Мышцы-леваторы верхней губы и углов рта, также как мышцы, опускающие нижнюю губу, со­кращаются одновременно, сразу откры­вая все верхние и нижние зубы.

Линия губы

Форма нижнего края верхней губы, также называемого линией улыбки, слу­жит ориентиром при определении гра­ниц видимости зубов. У разных людей, при разном типе улыбки эта линия суще­ственно различается. В зависимости от высоты нижнего края верхней губы во время разговора и улыбки и того, на­сколько видны при этом передние зубы и десны верхней челюсти, выделяют три возможных разновидности эстетических ситуаций.

1. Резцовый эффект. Глубокая линия
улыбки, видна режущая треть (или поло­
вина) верхнечелюстных зубов (рис. 8.10).

2. Цервикальный эффект. Зубы в зубном ряду видны до концов сосочков (рис. 8.11).

3. Десневой эффект. Высокая линия улыбки, поскольку верхняя губа короткая или значительно приподнимается при улыбке, это приводит к чрезмерному об­нажению десневой области (рис. 8.12).


Рис. 8.10. Резцовый эффект.

Рис. 8.12. Десневой эффект.



Раздел I. Ортопедическое лечение больных при полной утрате зубов


 


Рис. 8.13. Наиболее часто встречающийся цервикальный эффект.

Рис. 8.14. Соотношение кривизны верхних резцов к верхнему краю нижней губы.

Рис. 8.15. Симметрия улыбок.

Самым распространенным и эстетически наиболее приемлемым считается второй (цервикальный) эффект, поэтому, при отсутствии конкретных пожеланий со стороны пациента, постановку зубов полного съемного протеза верхней челю­сти рекомендуется производить по цер-викальному типу улыбки (рис. 8.13).

Линия улыбки

Большинство современных авторов изучают и классифицируют «линию улыбки», т.е. гармоничность сочетания


кривизны режущего края передних зубов верхней челюсти с верхней границей нижней губы. Самая привлекательная улыбка появляется при соотношении 1,00/1,25 (рис. 8.14).

Статистические исследования показа­ли, что степень изгиба режущей линии более выражена у женщин, чем у муж­чин. Перевернутая режущая линия или аномальное положение нижней губы, ис­ключающее элементы, делающие воз­можным восприятие данных сил сцепле­ния, в высокой степени влияет на уро­вень привлекательности улыбки.

Улыбка женского типа обычно харак­теризуется изгибом режущей линии, со­впадающей с изгибом нижней губы. Улыбка мужского типа, наоборот, обыч­но показывает более прямую режущую линию и вызывает более сильное мор-фопсихологическое воздействие.

Симметрия улыбки

Симметрия улыбки может оценивать­ся в рамках стомато-лицевой или лице­вой композиции в зависимости от рас­стояния, на котором производится оцен­ка. В свою очередь, лицевая средняя ли­ния или стоматологическая средняя ли­ния выполняют функцию оси симмет­рии. При взгляде на стомато-лицевую композицию определяется эстетическая необходимость параллельности между комиссуральной и окклюзионной лини­ями. С расстояния, на котором возмож­но наблюдение в основном лицевой ком­позиции, проявляется возрастающая важность параллельности этих линий. Это означает, что в улыбке расположение углов рта должно согласовываться с по­следовательностью параллельных линий, являющимися силами сцепления и обес­печивающими эстетическую ценность лицевой или стомато-лицевой компози­ции. Центральная средняя линия, гипо­тетическая или обусловленная характе­ром элементов, составляющих лицевую


Глава 8. Эстетические аспекты изготовления полных съемных протезов



 


или стомато-лицсвую композицию, пе­ресекает эту последовательность парал­лельных линий, обеспечивая наличие сил разделения. Эстетическая ценность симметрии улыбки основана на подсо­знательном восприятии этого пересече­ния (рис. 8.15).

Совершенная улыбка

В соответствии с предыдущими фор­мулировками, если при постановке зубов на базисе полного съемного протеза уч­тены все эстетические принципы, то на этапе примерки может быть воспроизве­дена совершенная улыбка, которая ха­рактеризуется следующим образом: пе­редние зубы верхней челюсти обнажены на 2/3 длины, бугры клыков едва дотра­гиваются до нижней губы, изгиб режу­щих краев верхних зубов параллелен вну­треннему изгибу нижней губы, видны 6 фронтальных верхних зубов и премоля-ры (рис. 8.16).

Видимость зубов

Когда зубы становятся видимыми, при полуоткрытом рте или при улыбке, важную роль играет положение фрон­тальных зубов верхней челюсти. Разли­чия в расстоянии между ними и средней линией влияют на симметрию и визу­альный баланс между правой и левой половинами лица. Это же происходит в случае большой разницы между ме-дио-дистальным и губно-язычным на­клонами вертикальных осей зубов к ле­вой и правой сторонам. Например, если наклон оси левого клыка верхней челю­сти дистальный, а правого — медиа­льный, при улыбке образуются две на­клонные, возможно, почти параллель­ные линии. Эти дисгармонирующие ли­нии и являются источником диском­форта для зрителя (рис. 8.17).

Для ортопеда-стоматолога количество зубов, видимых, когда губы и нижняя че­люсть находятся в состоянии покоя (оп-


ределение соотношения режущий край — длина губ), в основном базируется на клиническом опыте или фонетическом значении при допущении, что это соот­ношение должно автоматически дости­гаться при правильном положении пере­днего резца верхней челюсти в верти­кальной плоскости.

Исследование, относящееся к види­мости зубов из-за губ в зависимости от расовых факторов, показало, что види­мость центрального резца верхней челю­сти увеличивается от чернокожих людей к монголоидной и европейской расам, а видимость центрального нижнечелюст­ного резца уменьшается в обратном по­рядке.


Рис. 8.16.Совершенная улыбка.


Рис. 8.17.Дискомфортная улыбка.

Видимость зубов в соответствии с по­ловым фактором является значительно более важной деталью для женщин, чем для мужчин. Использование при проте­зировании разных пациентов одних и тех



Раздел I. Ортопедическое лечение больных при полной утрате зубов


     
   
 
 


Рис. 8.18. Разница в видимо­сти зубов у мужчин и жен­щин.


 
 


же значений в этом вопросе является ошибкой, которая возрастает по значи­мости, если рассматривать параметры длины губы и возраста (рис. 8.18).

Исследования свидетельствуют о зна­чительном уменьшении длины видимых зубов верхней челюсти преимуществен­но в возрасте между 30 и 40 годами и про­порционально увеличивающейся види­мости зубов нижней челюсти.

Рис. 8.19. Старческое лицо.

Видимость резцов верхней челюсти является важным параметром эстетичес­кой оценки, потому что это уменьшает


восприятие раннего старения людей в возрасте после 40 лет, когда процент из­готовления полных съемных протезов населению по мере приближения к 60 го­дам начинает прогрессивно возрастать.

В некоторых клинических ситуациях, когда утрата тургора кожей лица зашла далеко и техника тренировки мускулату­ры становится нереальной, при поста­новке зубов во фронтальном отделе их положение специально может быть удли­нено на верхней челюсти и укорочено на нижней для достижения эффекта омоло­жения, но этот подход возможен только в том случае, когда он не вступает в кон­фликт с функциональными параметрами (длиной резцового пути, углом передне­го ската ямки ВНЧС, значительной атро­фией фронтальных отделов челюстей). В 60 лет поддержание здорового молодо­го расположения зубов не обеспечивает эстетичный внешний вид стоматологи­ческой лицевой композиции, если тонус мускулатуры лица не поддерживался го­дами (рис. 8.19).

В старческом возрасте и при отсут­ствии патологии в полости рта провиса­ние кожи лица может зайти так далеко, что на восстановление эстетичного внешнего вида доступные приемы проте­зирования и мышечной тренировки зна­чительного влияния не оказывают.

Таким образом, фронтальная группа зубов, в большей степени верхней челю-


Глава 8. Эстетические аспекты изготовления полных съемных протезов




С D EF L-4

Рис. 8.20. Принципы золотого сечения.


сти, кроме своих непосредственных функций (разрезание пищи и направле­ние движения нижней челюсти) играет ведущую роль в достижении эстетичес­кой гармонии в области рта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.97.200 (0.012 с.)