ТОП 10:

Обязательством для них - прощение и щедрый удел.



وَالَّذِينَ آمَنُواْ مِن بَعْدُ وَهَاجَرُواْ وَجَـاهَدُواْ مَعَكُمْ

فَأُوْلَـئِكَ مِنكُمْ وَأُوْلُوا الأَرْحَامِ بَعْضُهُمْ أَوْلَى بِبَعْضٍ فِي كِتَـابِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ

(75) А те, которые уверовали потом и выселились и боролись вместе с вами,

- они - из вас; обладатели же родства - одни ближе другим в писании Аллаха.

Поистине, Аллах о всякой вещи знающ!

Всевышний Аллах упомянул о положении верующих в этой жизни, затем о том,

что их ждёт в жизни вечной. Он также сообщил о истинно верующих, как и в начале суры,

а также о том, что Он воздаст им прощением грехов, и щедрым уделом, хорошим, благим, достойным, постоянным, и непрерывным подобное не надоест и не пресытится, в силу разновидностей уготованного райского воздояния. Аллах Всевышний также сообщил,

что их последователипри жизни в их вере и в благих делах, будут с ними в жизни вечной.

Как сказал ещё Всевышний Аллах: ﴿وَالسَّابِقُونَ الأَوَّلُونَ﴾ «И опередившие первые». (9:100)

Он также сказал: ﴿وَالَّذِينَ جَآءُوا مِن بَعْدِهِمْ﴾ А те, которые пришли после них. (59:10)

в достоверном хадисе, текст которого согласован и достоверен с разными иснадами, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит:

«الْمَرْءُ مَعَ مَنْ أَحَب» «Человек с тем, кого возлюбил».[430]

Что касается слов Аллаха: ﴿وَأُوْلُوا الأَرْحَامِ بَعْضُهُمْ أَوْلَى بِبَعْضٍ فِي كِتَـابِ اللَّهِ﴾

Обладатели же родства - одни ближе другим в писании Аллаха – по решению Аллаха.

Здесь подразумеваются все родственники, а не только те, чья доля наследства

не определенна конкретно, такие как: тётя по матери, дядя по матери, дети дочерей, дети сестёр и т. п., как считают некоторые. На самом деле смысл аята общий, включает в себя

все виды родства. Ибн Аббас, Муджахид, Икрима, аль-Хасан, Катада и др. считают,

что этот аят отменяет наследование по признаку союзничества и духовного братства, которое практиковалось в первое время. И поэтому в аяте подразумеваются

все родственники, которым не положено завещание.

Сторонники этого мнения приводят хадис:

«إِنَّ اللهَ قَدْ أَعْطَى كُلَّ ذِي حَقَ حَقَّهُ فَلَا وَصِيَّةٍ لِوَارِث»

«Аллах уже дал каждому обладателю права его права,

а посему нет завещания для наследника».[431]

Они считают, что если человек имеет названные Аллахом права на наследство,

то ему не полагается завещанное имущество. Аллах знает лучше.

 


[1] Повествование с хорошим иснадом от ибн Масуда.

[2] (13:25)

[3] Ат-Табари (10959, 10958), ас-Суйути (2/255-254).

[4] Муслим (2/306), Ахмад (9149).

[5] Повествование от ибн Абу Хатима с достоверным иснадом.

[6] Ми‘рад - стрела без оперения и без наконечника, но с заострённым концом древка.

[7] Вакиз - всё то, что забито палкой, камнем или тем, у чего нет острия, и что запрещается употреблять

в пищу.

[8] Сахих аль-Бухари (5375)

[9] Аль-Бухари передал подобный хадис от ибн Аббаса (6/276)

[10] Сахих Муслим (2/346)

[11] Ат-Табари (11081)

[12] В «Муснаде» Ахмада № 5866 с достоверным иснадом.

[13] Хадис с иснадом, восходящим к Саиду ибн Джубайру.

[14] Сахих Муслим 1/144.

[15] Ми‘рад - стрела без оперения и без наконечника, но с заострённым концом древка.

[16] Вакиз - всё то, что забито палкой, камнем или тем, у чего нет острия, и что запрещается употреблять в пищу.

[17] Сахих аль-Бухари (5375)

[18] Аль-Муснад (5/373-373), Муслим (2/134-135).

[19] Мухаммад ибн Исхак сообщает в книге «Сира»:

«Зайнаб, дочь аль-Хараса, жена Саляма ибн Мишкама, решила поднести пророку (да благословит его Аллах и приветствует) жареного барашка и спросила: «Какую часть барашка любит Посланник Аллаха?» Ей сказали, что он любит лопатку. Тогда она положила в лопатку больше яда, отравив и остальную часть барана. Потом принесла и поставила перед Посланником Аллаха. Он взял лопатку, откусил кусок, стал жевать, но не стал глотать его. Вместе с ним был Бишр ибн аль-Бара ибн Маарур. Он взял так же, как и Пророк, кусок мяса, но проглотил его. А Посланник Аллаха выплюнул мясо и сказал: «Эта кость сказала мне, что она отравлена». Потом он вызвал Зайнаб, и она призналась. Пророк спросил: «Что толкнуло тебя на это?» Она ответила: «Ты принес моему народу много бед, и я сказала: «если он царь, то избавлюсь от него, а если пророк, то он узнает». И простил ее Пророк(да благословит его Аллах и приветствует). Бишр же умер от куска мяса, который съел.

 

[20] Зимми – обладатель Писания, живущий под протекторатом исламского государства.

[21] Харби – неверующий, находящийся в положении войны с мусульманами, или неверующий, живущий в таком государстве.

[22] Ат-Табари (11318), ибн Маджах (511).

[23] Аль-Муснад (5/225), Абу Дауд (48),

[24] Известный хадис от Умара ибн аль-Хаттаба.

[25] Ахмад, Абу Дауд и ибн Маджах от Абу Хурайры.

[26] Передают, что Хумран, вольноотпущенник ‘Усмана, да будет доволен ими Всевышний Аллах, рассказывал, что ‘Усман велел принести ему воды для совершения омовения. Затем он, трижды помыл кисти рук, затем прополоскал рот и нос и высморкался, затем трижды помыл лицо, затем трижды помыл правую руку до локтя и то же самое сделал с левой рукой, затем [мокрыми руками] обтер голову, затем трижды помыл правую ногу до щиколотки и то же самое сделал с левой ногой, после чего сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил омовение таким образом, а затем сказал: “Если человек совершит омовение так, как это сделал я, а затем совершит молитву из двух рак‘атов, в которой не станет беседовать с самим собой, то Аллах простит ему совершенные ранее грехи».
Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

[27] - То есть: отмеченные белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах.

[28] - Имеется в виду, что эти места будут сиять.

[29] В тексте Аль-Бухари (1/229): «Пусть наберёт в нос воды».

[30] - “Халиль” - так Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, называет пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

[31] - Иначе говоря, по своей величине эти украшения будут соответствовать площади тех участков тела,

которые верующий омывал при совершении частичного омовения /вуду/ перед молитвами и в иных случаях.

[32] Аль-Бухари 334.

[33] - В данном случае под “верой” подразумевается молитва и имеется в виду, что награда за очищение будет равна половине награды за молитву, поскольку молитва без соответствующего очищения недействительна.

[34] - В зависимости от того, будет ли человек следовать велениям Аллаха, которые заключает в себе Коран.

[35] - В Коране сказано:

- Поистине, Аллах купил у верующих их души и их богатства, (пообещав) им (взамен) рай… (“Покаяние”, 111)

[36] Часть хадиса, переданного двумя шейхами от Убадаты ибн Саммита, который мы приводили при комментарии суры «Женщины»

[37] ‘Амра бинт Раваха − мать ан-Ну‘мана бин Башира, да будет доволен ими Аллах.

[38] В варианте ибн Исхака: «Мне рассказал Амр ибн Убайд со слов аль-Хасана, со слов Джабира ибн Абдаллаха, что один человек из Бану Мухариб по имени Гаурас сказал людям из родов Гатафан и Мухариб: «А не убить ли мне Мухаммада для вас?» Они ответили: «Да, но как ты его убьешь?» Ответил: «Я погублю его!» Он отправился к Посланнику Аллаха. Пророк сидел, и меч его лежал на коленях. Гаурас сказал:

«О Мухаммад! Можно мне посмотреть твой меч?» Пророк согласился. Его меч был отделан серебром, как сообщил ибн Хишам. Гаурас взял меч, обнажил его, потом стал им размахивать, намереваясь ударить, но Аллах его удерживал. Потом сказал: «О Мухаммад! Ты не боишься меня?» Пророк ответил: «Нет, я тебя не боюсь». Гаурас спросил: «Ты не боишься меня, когда у меня в руке меч?» Он ответил: «Нет, меня защитит от тебя Аллах». Потом он подошел к Пророку и вернул ему меч».

[39] Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пошел к ним с группой своих сподвижников для того, чтобы обратиться за помощью в сборе средств для выкупа двоих людей из племени бану киляб, убитых Амром бин Умаййей ад-Дамри, которую иудеи обязаны были ему оказать согласно условиям договора. Выслушав его, иудеи сказали: “Мы сделаем это, о Абу-ль-Касим, а ты посиди здесь, пока мы не соберем то, за чем ты пришел”. После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакр, ‘Умар и другие его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, сели у стен домов иудеев, ожидая, когда они принесут обещанное.

Между тем иудеи уединились, и шайтан внушил им принять злополучное решение, осуществить которое было им предопределено и которое закончилось для них бедой. Они сговорились между собой убить пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и стали спрашивать друг друга: “Кто из вас возьмет этот жернов, поднимется наверх, сбросит его и разобьет ему голову?” Самый злосчастный из них, ‘Амр бин Джаххаш, сказал: “Я”, но потом Салям бин Машкам сказал им: “Не делайте этого, ибо, клянусь Аллахом, Он известит его о том, что вы задумали, а это приведет к тому, что он разорвет договор с нами!” – однако они твердо решили осуществить свой план.

И после этого Джибрил спустился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, от Господа миров и известил его о том, что задумали иудеи. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, быстро встал со своего места и направился в Медину, а потом к нему присоединились и его сподвижники, которые сказали: “Ты поднялся с места, а мы и не заметили!” – и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил им о планах иудеев.

 

[40] Речь идёт о правителях, которые будут править всем мусульманским миром, придерживаясь установлений шариата, в результате чего исламская религия укрепится. В комментариях указывается, что речь идёт о четырёх праведных халифах, а также о некоторых их преемниках, например Му‘авийе Ибн Абу Суфйане (661 - 680), ‘Умаре Ибн ‘Абд аль-‘Азизе (717 - 720) и так далее.

[41] Аль-Мустадрик (4/359), ат-Табари (11609, 11610).

[42] Ат-Табари (11620) с достоверным иснадом, Муслим (2/388-389)

[43] Передал Аль-Бухари в главе о поведении личности (300), ат-Тирмизи (3/268-269), ибн Маджах (4141).

[44] Достоверно установлено, что они были родными сыновьями Адама, на это указывает буквальный смысл аята. Это также подтверждает достоверная сунна, как об этом будет сказано позже. А то, что их звали Кабиль и Хабиль, учёные передают из сообщений обладателей Писания. Об этом ничего не сообщается ни в Коране, ни в Сунне, поэтому нам не следует говорить об этом утвердительно или считать это верным.

[45] На самом деле это из историй обладателей писания, у неё нет достоверной основы.

Автор привёл много подобных повествований, и мы выбрали из них некоторые с лучшими иснадами

в качестве примера, а не как достоверные повествования.

[46] Ат-Табари (11751). С хорошим иснадом.

[47] Аль-Бухари (13/27 Фатх), Муслим (2/362)

[48] Аль-Муснад (3630, 4092, 4123), аль-Бухари (6/262, 16/169, 13/256 Фатх аль-Бари)

[49] Муслим (2/25-26)

[50] Ат-Табари (11879-11881)

[51] Ат-Табари (11884, 11885)

[52] Ат-табари (11889)

[53] Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас,

да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили о фруктах, которые находятся на дереве. Он сказал:«Если нуждающийся человек поел их и ничего не унес в одежде, то его не следует порицать. Если же он вынес что-нибудь, то его надлежит оштрафовать и наказать. Если же он вынес фрукты, стоимость которых достигает стоимости одного щита, из места, где сушится собранный урожай, то ему надлежит отрубить руку».Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, а аль-Хаким назвал хадис достоверным.

 

[54] Передают, что ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал,

что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Вор не несет материальной ответственности, если понес наказание».
Этот хадис передал ан-Насаи, причем он назвал хадис оборванным, а Абу Хатим – неприемлемым.

[55] То есть о побивании камнями до смерти в качестве наказания за прелюбодеяние. В исламе такому наказанию подвергаются женатые мужчины и замужние женщины, совершившие прелюбодеяние. Для лиц, не состоящих в браке, за прелюбодеяние предусмотрены другие наказания. См.: “Свет”, 2, а также хадис № 1132.

[56] Иначе говоря, они сказали, что объявят об их грехе во всеуслышание.

[57] Таким образом, иудеи хотели сказать, что Тора предусматривает за прелюбодеяние именно такое наказание.

[58] Ат-Табари (11973) от Абу Исхака, аль-Муснад (3434)

[59] Ибн Исхак передаёт, что Кааб ибн Асад, ибн Салуба, Абдаллах ибн Сура и Шас ибн Кайс сказали друг другу: «Пойдемте к Мухаммаду, может, отговорим его от своей религии, обманем его. Он ведь — человек». Пришли к нему и сказали: «О Мухаммад! Ты знаешь: мы священники евреев, их знать и их господа. Если мы последуем тебе, тебе последуют евреи. Они нам не противоречат. Между нами и частью нашего народа существует спор. Давай мы предадим их на твой суд, а ты решишь спор в нашу пользу. Тогда мы уверуем в тебя и поверим тебе!» Пророк отказал им в этом. Аллах ниспослал следующее откровение о них: «Суди их по тому, что ниспослал Аллах; не следуй их желаниям, остерегайся, чтобы они коварно не отклонили тебя от чего-либо из того, что ниспослал тебе Аллах. Если они отвернутся от тебя, то знай: это потому, что Аллах хочет поразить их за некоторые грехи их. Действительно, многие из этих людей нечестивы. Может, они хотят суда времен язычества? Кто же может быть для людей убежденных лучшим судьей, чем Аллах?»(5:49—50).

 

[60] Когда люди сказали Ибн Аббасу (мир над ним): «Омеййады правят не так, как ниспослал Аллах, что можно о них сказать?» Тогда он произнес свои знаменитые слова: «Это — неверие, но не полное. Это не то неверие, которое вы знаете. Это неверие не ставит человека вне религии». Истинно сказал Ибн Аббас (мир над ним)! Никто не говорил про Омеййадов, что они неверные по причине их произвола и беззакония! Это не объяснялось отменой действия благородного аята следующего содержания: «...А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это — неверные»(Трапеза, аят 44). Боже упаси, чтобы Ибн Аббас (мир над ним) сказал такое! Также не следует толковать этот аят так, будто бы он касается только сынов Израилевых. Его значение общее, широкое: '«Те, кто не судят...». То есть, любой, кто не судит. Нельзя согласиться с другими надуманными предлогами, цель которых — увести от истинного смысла этого ясного аята.

Дело в том, что Омеййады не отменяли действия шариата, не обсуждали его, не отрицали и не говорили, что совершенные ими нарушения следует рассматривать как законодательство, противопоставленное закону Аллаха, или что ему отдается приоритет перед законом Аллаха, или что оно лучше, чем закон Аллаха, отвечает новым условиям. То, что они сделали, было всего лишь несоблюдением шариата на практике, подобно тому, как не соблюдают заповеди Аллаха те, которые совершают воровство и прелюбодеяние, но не становятся от этого неверными, потому что они не пытались узаконить воровство и прелюбодеяние, то есть, они не дозволяли их в законах, они не говорили, что за эти действия не следует наказывать или что за эти действия должно быть наказание, отличное от того, что установил Аллах. Если бы они сказали это, то превратились бы в неверных, даже не совершая кражи или прелюбодеяния, и даже не замышляя этого никогда в жизни! Таким образом, решение вопроса о неверии тех, кто не судит по ниспосланному Аллахом, не связано с теми действиями, которые они совершают в нарушение воли Аллаха, потому что такое действие можно рассматривать как прегрешение, а иногда как неверие.

Данная проблема связана с разрешением запрещенного Аллахом и запрещением разрешенного Им, то есть, она связана с законотворчеством, с разрешением и запрещением помимо воли Аллаха: «И сказали те, которые придавали Ему сотоварищей: «Если бы Аллах пожелал,мы не поклонялись бы никому, кроме Него, — ни мы, ни наши отцы, и не запрещали бы без Него ничего...» (Пчелы, аят 35).

Как мы указывали раньше, многобожники стали таковыми не потому, что совершили какое-то физическое действие, а потому, что они сотворили закон помимо воли Аллаха, дозволив в нем нечто, запрещенное Аллахом или запретив в нем нечто, разрешенное Аллахом, тем самым приравняв себя к Нему. Они словно хотели сказать: «Аллах сказал одно, а мы говорим другое и судим о деле не так, как установил Аллах».

В этом и состоит «суд», который превращает совершившего его человека в неверного, независимо от того, осуществлял он его на практике или нет. Если это станет ясно, то станет ясной бесплодность попыток тех, кто хотел бы воспользоваться в качестве аргумента словами Ибн Аббаса (мир над ним), чтобы применить их к случаям законотворчества, отличного от ниспосланного Аллахом.От Ибн Аббаса (мир над ним) такого не могло исходить, так как оно противоречит тексту Писания: «Или у них есть сотоварищи, которые узаконили им в религии то, чего не дозволял Аллах?...»(Совет, аят 21).

Путаница произошла в умах некоторых мусульман, когда они были напуганы действиями Омеййадов в нарушение заветов Аллаха и подумали, что подобные действия ставят Омеййадов вне религии Ислама.

Но Ибн Аббас (мир над ним) разъяснил им, что совершенные Омеййадами действия не могут быть квалифицированы таким образом, так как они не создавали закона, противоречащего закону Аллаха, чтобы считать их неверными, совершившими деяние, ставящее их вне религиозной общины. Они всего лишь нарушили заветы Аллаха, сознательно или бессознательно, то есть, ослушались и проявили неповиновение, но они по-прежнему мусульмане. Другими словами, они не подрывали основ призыва «нет божества, кроме Аллаха» принятием законов, отличных от закона Аллаха. Поэтому их действие было ослушанием, названным Ибн Аббасом (мир над ним) «почти неверием». Но когда было принято законодательство, отличное от ниспосланного Аллахом, (а до наступления последнего столетия такое случилось только один раз во времена господства татар, которые правили, пользуясь ясаком вместо закона Аллаха), Ибн Касир (мир над ним), давая толкование слов Всевышнего:«Неужели власти времен аль-джахилийи они хотят? Кто же лучше Аллаха по власти для народа, обладающего верой?» (Трапеза, аят 50),

сказал буквально следующее: «Всевышний отвергает любого, кто отрекается от Суда Аллаха, объявшего все благое и удерживающего от всякого зла, беря взамен другие мнения и суждения, вынесенные людьми, не основываясь на законе Аллаха, подобно тому, как это делали люди времен невежества, которые судили, в заблуждении и невежестве, по своему усмотрению и желанию, и как делают татары, которые строят свою политику в соответствии с ясаком, унаследованным от своего властителя Чингисхана, ясаком, который представляет собой сборник юридических норм, заимствованных у разных народов — иудеев, христиан, мусульманской общины и других. Многие из этих норм взяты произвольно без достаточного изучения. Враги Ислама превратили эти нормы в закон для себя и ставят их выше Суда, построенного на основе Писания Аллаха и Сунны посланника Его (да благословит его Аллах и приветствует). Всякий, кто так поступает — неверный, и с ним нужно воевать, пока он не вернется к Суду Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и не перестанет судить ни в большом, ни в малом другим судом». Разница между тем, что делали они и что делали Омеййады, не в размерах допущенных ослушаний, разница носит качественный характер. В одном случае — это неповиновение в практическом применении, а в другом — создание закона, отличного от того, что ниспослал Аллах. Уяснив сказанное и поняв, что создание закона, отличного от ниспосланного Аллахом, является действием, подрывающим призыв «нет божества, кроме Аллаха», что молчаливое согласие по поводу законотворчества, противоречащего ниспосланному Аллахом, — также является подрывом идей призыва «нет божества, кроме Аллаха». «Разве ты не видел тех, которые утверждают, что они уверовали в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, и они желают обращаться за судом к тагуту, в то время как им приказано не веровать в него, и шайтан хочет сбить их с пути в далекое заблуждение?»(Женщины, аят 60). «Но нет — клянусь твоим Господом! — не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Пока они будут находить в самих себе затруднения по отношению к тому, что ты решил, и пока они полностью не покорятся» (Женщины, аят 65).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Всякий пророк, посылаемый Аллахом людям до меня, имел среди них учеников и сторонников, принявших его образ жизни и следовавших его примеру. Но те, кто пришли после них, стали говорить одно, а делать другое, стали делать не то, что им завещалось. Поэтому всякий, кто выступил против них рукой — правоверный, кто выступил против них языком — правоверный, и кто противился им в сердце своем — тоже правоверный. А после этого не остается и крупицы веры! Он ставит над вами повелителей. Иногда они поступают по шариату, и вы признаете, они нарушают, а вы отрицаете. Кто отвратился, тот непричастен к ним. Кто отрицал, тот уцелел. Но не тот, кто молчаливо соглашался и следовал». (Из сборника хадисов Муслима).

В основе всего этого стоит один и тот же вопрос, хотя он имеет две стороны. Если те, которые творили закон, отличный от ниспосланного Аллахом, тем самым отрицали идеи призыва «нет божества, кроме Аллаха», так как они ставили себя в равное положение с Аллахом (Аллах говорит одно, а они утверждают другое, Аллах выносят одно суждение, запрещая или разрешая, а они выносят другое суждение, разрешая запрещенное Аллахом и запрещая разрешенное Им), и если этим своим поступком они совершили отрицание идей призыва «нет божества, кроме Аллаха», то те, кто молча одобрял этот поступок и повторял его, сделали их равными Аллаху, и тем самым тоже совершили отрицание идей призыва «нет божества, кроме Аллаха», провозглашающих, что нет ни равных Ему (хвала Ему), ни сотоварищей. Они как бы говорят: «Аллах говорил одно, а эти сказали другое. Мы не возражаем против того, что сказали они отличного от сказанного Аллахом. Аллах вынес суждение, запретив или разрешив. Эти люди вынесли суждение, запретив разрешенное Аллахом и разрешив запрещенное Им. Мы согласны с их суждением и следуем ему!» Естественно, не все заявляют об этом. Некоторые говорят: «Мы считали, что правитель вправе отменить действие шариата, если того требуют обстоятельства!» Другие говорят: «Мы думали, что правитель вправе изменять юридические нормы в зависимости от обстоятельств, что это и есть иджтихад, дозволенный ему!» Третьи скажут: «Правитель вынужден так поступать, так как не располагает силой, чтобы выступить против врагов Ислама». И еще есть много других, которые могут сказать что-то в этом роде

 

[61] Итак, по оп­ре­де­ле­нию Ибн Ка­си­ра, "Ясак" пред­став­ля­ет со­бой кни­гу, где со­б­ра­ны "раз­лич­ные за­им­ст­во­ван­ные им у иу­де­ев, хри­сти­ан, му­суль­ман и дру­гих лю­дей за­ко­ны. И мно­гие из имею­щих­ся там ус­та­нов­ле­ний яв­ля­ют­ся не бо­лее чем вы­ра­же­ни­ем его соб­ст­вен­ных воз­зре­ний и стра­стей". Ина­че го­во­ря, "Ясак", ес­ли ис­хо­дить из это­го оп­ре­де­ле­ния, и пред­став­ля­ет со­бой при­мер та­ко­го за­ко­на, ко­то­рый ус­та­нов­лен са­мим людь­ми. Ибн Касир в своей книге по истории пишет: «Тот, кто оставил правление по шариату, ниспосланному Мухаммаду ибн Абдулле (да благословит его Аллах и приветствует) – печати всех пророков, или обратился за судом к отменённым шариатом законам, считается неверным. А что говорить о том, кто обратился за судом к Ясаку и предпочёл его шариату?! Кто поступил так, считается неверным по единогласному мнению мусульман».

Поэтому шейх Аль-Ислам ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, выдал фатву о неверии приверженцев Ясака, также как выдал фатву о неверии их сторонников, их войска, вместе с тем, что среди них многие молились, смотреть 28 том из его «Фатвы».

 

[62] Аль-Муснад (5/159)

[63] Аль-Муснад (11494)

[64] Автор упоминает, что этот хадис в сахихе, но его там нет. Его передал имам Ахмад в «аль-муснаде» 5/405, ат-Тирмизи (3/243), ибн Маджах (4016).

[65] Более того, всё это выдумки шиитов, которые забавляются толкованием Корана, дабы причислить Али (да почтит Аллах его лик) достоинства, которые не имеют оснований. И удивительнее всего, что они приводят это как довод на обязательность лидерства Али.

[66] Аль-Бухари (608), Муслим (1/114)

[67] Сахих Муслим (4815)

[68] Передал Абу Дауд (3776), ибн Маджах (3999), Достоверный хадис по мнению аль-Албани (5749)

[69] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (2/313, 500)

[70] Сахих аль-Бухари (4316), Муслим (1659)

[71] Сахих аль-Бухари (2672), Муслим (4427)

[72] Ат-Тирмизи в «аль-Джами» (3046)

[73] - Иначе говоря привёл их к вражде друг с другом.

[74] - То есть: за то, что они ослушались Аллаха и нарушали установленные Им законы

[75] - “Трапеза”, 78 - 81.

[76] Мольба

[77] Сахих Муслим (70)

[78] Достоверный хадис. Рассказал Абу Дауд (4347)

[79] Достоверный на основе подобных хадисов ибн Маджах (4007), Абу Дауд (4344)

[80] Автор упоминает, что этот хадис в сахихе, но его там нет. Его передал имам Ахмад в «аль-муснаде» 5/405, ат-Тирмизи (3/243), ибн Маджах (4016).

[81] Сахих аль-Бухари (4675), Муслим (2487)

[82] Этот ха­дис приводит, Мус­лим, 4/1770.

[83] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 4/394.

[84] Хадис со слабым иснадом. Рассказал Ахмад в Муснаде (5\51)

[85] (5:91).

[86] Сунан Абу Дауд 3201

[87] Аль-Бухари (4253)

[88] Аль-Бухари (4250)

[89] Муслим (1579)

[90] Аль-Бухари (5154), Муслим (3667)

[91] Аль-Бухари (2284), Муслим (3662)

[92] Аль-Бухари (2284), Муслим (3662)

[93] Достоверный хадис. Рассказал Ахмад в Муснаде (2/25).

[94] Муслим (1784)

[95] Аль-Бухари (5147), Муслим (3733)

[96] Рассказал ан-Насаи в «аль-Мутжтаба» (5666), аль-Байхаки в «аль-Кубра» (8/287)

[97] Здесь подразумевается, что вера такого человека уменьшается.

[98] Сахих аль-Бухари (2295), Муслим (86).

[99] Рассказал Ахмад в Муснаде (2/201)

[100] Аль-Бухари (3067), Муслим (2070)

[101] Слабый хадис ат-Тирмизи (142), Абу Дауд (400), ибн Маджах (660)

[102] Аль-Бухари (2303), Муслим (3580)

[103] “‘Анбар” - кашалот.

[104] Муслим (3577, 3576)

[105] Достоверный хадис, рассказал Малик в «аль-Муватта» (41)

[106] Абва − город, расположенный к юго-западу от Медины на пути в Мекку; Ваддан − название местности неподалёку от Абвы.

[107] Ас-Са‘б, да будет доволен им Аллах, ранил животное и доставил его пророку (да благословит его Аллах и приветствует) живым.

[108] Аль-Бухари (1696), Муслим (2059)

[109] Аль-Бухари (1695), Муслим (2062)

[110] Ибн Касир упомянул лишь толкование части к 96-му аяту из этих аятов (96-99), но он не упомянул толкование к трём остальным аятам (97:99). Так приводится во всех существующих копиях тафсира ибн Кассира. Скорее всего он забыл сделать это, т.к. это более вероятно, чем то, что все переписчики копий забили написать эти аяты.

 

[111] Аль-Бухари (4255), Муслим (4351)

[112] Аль-Бухари (5885), Муслим (4354)

[113] Слабый хадис. Ат-Тирмизи (814), ибн Маджах (2884), Ахмад в Муснаде (1\113).

[114] Аль-Бухари (6745).

[115] Сахих Муслим (2380)

[116] Слабый хадис. «Даиф аль-Джами» аль-Албани (1596)

[117] Имеется в виду, что он давал обеты идолам отпускать на волю верблюдиц в случае выздоровления или удачного завершения путешествия.

[118] Аль-Бухари (3260)

[119] Иначе говоря, прародителем.

[120] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (2\1)

[121] Неверные или обладатели писания, живущие под покровительством мусульман.

[122] Аль-Бухари (6876)

[123] Аль-Бухари (799), Муслим (725).

[124] (17:67)

[125] Муслим (2564)

[126] Аль-Бухари (2955), Муслим (4939)

[127] То есть от арабов.

[128] В комментариях нет ясных указаний на то, какая ‘Акаба имеется в виду. Здесь скорее всего речь идёт не о той ‘Акабе, которая находится рядом с Меккой, а о месте с таким же названием, расположенном рядом с Таифом, куда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправился в 620 году с целью призыва людей к исламу и в поисках поддержки.

[129] Ибн ‘Абд Йаляйль бин ‘Абд Куляль − один из вождей племени сакиф, обитавшего в Таифе и его окрестностях.

[130] Ответ Ибн ‘Абд Йаляйля был не только отрицательным, но и издевательским.

[131] Карн ас-Са‘алиб − гора, находящаяся между Меккой и Таифом на расстоянии суток пути от Мекки. Это место, именуемое также Карн аль-Маназиль, является микатом для жителей Неджда.

[132] “Ахшабейн” − двойственное число от “ахшаб” (большая гора). Речь идёт о находящихся в Мекке горах Абу Кубайс и Ку‘айка‘ан.

[133] Аль-Бухари (2992), Муслим (3352)

[134] Достоверный хадис (Сахих аль-Джами’ 1967)

[135] Аль-Бухари (4262)

[136] Муслим (2890), Ахмад (1/175, 181)

[137] Ат-Тирмизи (2175), Ахмад в «муснаде» 5/108, 247).

[138] Достоверный хадис (Серия достоверных хадисов 204, 1492), ибн Маджах (3226)

[139] Достоверный хадис. Сахих ибн Маджах (1662) Мишкат аль-Албани (6284)

[140] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (2/162), ат-Тирмизи (2430), ан-Насаи в «аль-Кубра» (6/392)

[141] Ибрахим (да благословит его Аллах и приветствует) имеет в виду, что наихудшим позором для него станет удаление его отца от милости Аллаха, иначе говоря, проклятие и осуждение на вечные муки.

[142] Таким образом, отец Ибрахима (да благословит его Аллах и приветствует) будет превращён в гиену и ввергнут в ад за своё неверие. Заступничества его сына-пророка окажется недостаточно, чтобы Аллах простил его, и Ибрахим, мир ему, отречётся от него.

[143] Аль-Бухари (1270), Муслим (2658)

[144] Муслим (2865)

[145] “Скот”, 82.

[146] “Лукман”, 13.

[147] Конкретно имеется в виду 24-й аят суры “Сад”, где сказано: «И Дауд убедился, что Мы только




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь - 54.198.246.116