Принципы построения бюдж-ой с-мы РФ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы построения бюдж-ой с-мы РФ.



Бюджет –англ. происхождения означает чемодан, мешок с деньгами. – форма образования или расходования фонда ден. ср-в предназначенных для фин-го обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоупр-ния: 1)единство БС - означает единство бюдж-го законод-тва, принципов орг-ции и функцион-ия БС, форм бюдж-й докум-ции и отчетности, бюдж-й класс-ции БС РФ, санкций за нарушение бюдж-го законод-ства, единый порядок установления и исполнения расходных обяз-тв, формир-ие доходов и осущ-ния расходов бюджетов БС РФ, ведение бюдж-го учета и отчетности бюджета БС РФ и бюджетных учреждений. 2)принцип разграничения дох-в и расходов м\у бюдж-ми разных уров-й. Означает закрепление в соотв-ии с законод-ом РФ дох-в и расх-в за бюдж-ми БС РФ, а так же опр-ние полномочий органов гос-ной власти (органов местного самоупр-ния) по форм-нию дох-в, по устан-ию и исполнению расх-ых обяз-ств. 3)принцип самост-сти бюджетов (ст.28-38 гл.5 БК РФ): право и обяз-сть органов гос власти и местного самоупр-ия самост-но обеспечивать сбалансир-сть соотв-щих бюджетов и эфф-сть использ-ния бюдж-х ср-ств; право и обяз-сть самост-но осущ-лять бюдж-й процесс; право и обяз-ть самост-но устанавливать налоги и сборы, подлежащих зачислению в бюджет соотв-щего уровня БС РФ; право и обяз-сть самост-но опр-ять формы и направления расход-я ср-тв бюджета (за искл-м расх-в фин-е обеспечение к-рых осущ-тся за счет субсидий и субвенций из бюджетов др уровней); не допускать непосредст-го исполнения расходных обяз-тв органами гос-ой власти и органом местного самоупр-я за счет ср-в бюджетов др-х уров-й; не допуст-ть ведения в действие в теч-е фин-го года органами гос-ой власти и органами самоупр-ния решений и изменений бюдж-го законод-тва и (или) законод-ва о налогах и сборах, приводящих к увел-ию расхода и снижению дох-в бюджетов др уров-й без внесения изменений в законы о соотв-щих бюджетах, предусматрив-х компенсацию увел-ию расх-в, сниж-ю расх-в;

4)принцип равенства бюдж-х прав субъектов РФ муницип-х образ-ий. 5)принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов гос-ых внебюджетных фондов. 6)принцип сбалансированности бюджетов. Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов дожжен соотв-вать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источника фин-ния его дефицита. 7)принцип эфф-сти и эконом-и испльзования бюджетных средств. 8)принцип общего (совокупного) покрытия расходов 9)принцип гласности.

10) принцип достоверности бюджета. Означает надежность показателей прогноза социально – эконом-го развития соответствующей территории и реалистичности расчетов доходов и расходов бюджета. 11) принцип адресности и условного характера бюджетных средств.

Межбюджетные отношения

МО – это отношение м\у органами гос-ой власти РФ, органами гос-ной власти субъектов РФ и органами местного самоупр-ния, связанные с формир-м и использ-ем соотв-щих бюджетов. МО основаны на след. принципах: 1. Распред-ние и закрепление расх-в бюдж-в по опр-ым уровням бюдж-ой с-мы РФ 2. Разграничение (закрепление на пост-ной основе и распр-ние по врем-ым параметрам) регулир-х дох-в по уровням бюдж-ой с-мы РФ 3. Равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований 4. Приравнивание уровней миним-ной бюдж-й обеспеч-сти. В соотв-вии с этими принципами, бюджетные расходы могут передаваться из Фед-го бюджета в бюдж-ы субъектов РФ, в местные бюд-ы. В основе процесса распр-ия расходов и доходов м\у звеньями бюдж-й с-мы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимных с фед-ым бюджетом и местным бюджетом, с регион-ми бюджетами, к-рое предпол-ет исполнение фин-ой методики расчета нормативов фин-х затрат на предоставление гос-ых и муницип-ых услуг, норматив расчета фин-й помощи территор-ым бюджетам, а так же единый порядок уплаты фед-ных и регион-х налогов. Распределение гл-х бюджетных налогов м\у фед-ым, регион-ми и местными бюджетами РФ осущ-тся на основе БК РФ. Конкретное распределение налогов на доходы м\у бюджетами разных уровней утверждается ежегодно в ФЗ «О фед-ном бюджете» на соотв-щий год. Для обеспечения расх-в местные бюдж-ы д. иметь соот-щие дох-ы территор-ных бюдж-в. Дох-ы террит-ых бюджетов состоят из соб-ых и регулир-их. Собс-ые доходы бюджетов – это виды доходов закрепл-ые на пост-ной основе полностью или частично за соотв-щими бюдж-ми законод-вом РФ. Это налоговые доходы закрепл-ые за соотв-щими бюдж-ми законод-вом РФ, бюдж-ми гос-ных внебюдже-х фондов законом РФ и неналог-е дох-ы, опр-ные норматив-и актами, а так же безвозмездные перечисл-я. Соб-ые доходы состав-т меньшую часть дох-в территор-х бюдж-в.

Регулирующие дох-ы бюджета – фед-ые, региона-ые налоги и иные платежи по к-рым устанавлив-ся нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные бюдж-ы на очередной фин-вый год, а так же на долговр-ой основе не менее чем на 3 года по разным видам дох-а. К регулир-м дох-м территор-ых бюджетов относятся так же трансферты – ср-ва, поступающие из фед-ных и регион-ых фондов фин-ой поддержки регионов, размер, к-рых рассчитыв-я по установ-м правилам, методике и формам. Кроме отчисления от фед-ых и регион-х налоговых ср-тв, поступающих из фондов фин-вой поддержки для сбалансирования территор-х бюджетов испол-ся дотации, субвенции и субсидии. Инв-нная поддержка развития региона осущ-тся по 2 направлениям: 1. Соц-му – из фонда регионального развития на безвозвратной основе; 2. Производ-му – из бюджета развития страны на возвратной основе. С 1994 г. действует новый механизм МО при к-ром основным регулятором стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки региона (формируется из налогов). Фин-вая помощь из фонда фин-вой поддержки регионов оказываются субъектам (регионам), получившим статус: 1. региона, нуждающ-ся в поддержке, у к-рого бюдж-ый доход в расчете на 1 жителя в планируемом году меньше среднедушевого бюдж-го дох-а по всем регионам РФ; 2. региона особо нуждающ-ся в поддержке, у к-рого объем бюдж-х доходов, включая территории, нуждающиеся в поддержке с учетом возмещения им недостающей суммы до среднедушевого дохода по всем регионам РФ меньше объема прогнозных годовых бюдж-х расх-в (без капиталовложений). Методы бюдж-го регулир-ия и способы распред-ия дох-в м\у бюдж-ми.

Модель формир-ия территор-х бюджетов. Р = Д, Р - размер расходов, Д- размер собственных доходов. Размер бюджетных доходов предопределял размер расходов. Суть веерной модели заключался в том, что несмотря на сущ-ние закрепленных за каждым бюдж-ым звеном налогов вводится механизм долевых отчислений в террито-ый бюджет, от общегос. доходов и налогов. Сумма мобилизуемого на территории налога распред-ась м\у центральным бюдж-ом, регион-ми и местными бюдж-ми. В территор-ые бюджеты помимо собственных доходов стали поступать регулирующие доходы. Размер местного бюджета стал опр-ься величиной расходов на местное хоз-во. Для обеспечения этих расходов из вышестоящего бюджета стал выделяться необх-ый объем регулир-их дох-в. Местные бюджеты стали форм-ться по след схеме: Р = Дс + Др, где Р – размер расходов, Дс – размер соб-ых доходов, Др – размер регулир-х дох-в. Преимущество этой модели след-е: 1. достигается единство источников всех бюдж-в, а след-но заинтересов-сть и ответ-сть органов власти всех уровней в развитии эк-ки на террит-и; 2. создается механизм оказании фин-ой помощи террит-ям; 3. правительство страны имеет реальные рычаги для регулир-я эконом-го и соц-го развития террит-и. 4. Эта модель испол-ся в РФ и в 1ю очередь во взаимоотн-ях регионов и местных бюдж-в.

Бюджетное право органов гос-ной власти РФ (ст. 7 БК РФ).

Бюджетное право – совокупность юр. норм регулирующих бюдж. устройство страны и бюдж. процесс, т. е. порядок формирования и исполнения бюджета.

Бюджетные компетенции и полномочия фед. Органов гос. власти закреплены Конституцией РФ (основополагающий акт) 1993г. и ФЗ РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формир-ию и использ-ю внебюдж-х фондов представит-х и исполнит-х органов гос. власти, республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и СПб, органов местного самоуп-ия от 15 апреля 1993 года №4807», Законе РСФР «Об основах бюджетного устройства и б. процесса в РСФСР» от 10.10.1991 года №1734-1., БК РФ от 23.12. 2004г. №173-ФЗ

К ведению РФ в области регулир-ия б. правоотн-ий относятся (ст.7 БК РФ): 1. установление общих принципов орг-ции и функционир-я б. системы РФ, основ б. процесса и межбюдж-х отн-ий. 2. опр-ние основ составления и рассм-ия проектов бюджетов б. с-мы РФ, утверждения и испол-ия бюджетов б. системы РФ, утверждение отчетов об их исполнении. 3. устан-е порядка состав-я и рассм-ия проектов фед. б. и б. гос. внебюджетных фондов, утверждение и исполнение фед. бюджета и б. внебюдж. фондов, осущ-ние контроля за их исполнением, утверждение отчетов об исполнении фед. б. и б. внебюдж. фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ.4. и т.д. (см. БК РФ)

Установлено, что новые виды доходов, их отмена или изменение возможны только путем соотв. изменений в налоговом зак-ве РФ. Фед. Органы законод-ной власти могут также устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления фед. органами исполнит. Власти своего заключения и только путем внесения изменения в БК РФ. Фед. органы исполнительной власти представляют отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в фед. б. в соответствии с налоговым зак-вом РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек по уплате налогов, определенных ФЗ «О фед. бюджете» на очередной фин. год. К ведению фед. органов относятся разграничение б. доходов и расходов м\у фед-ми и регион-ми бюджетами. Разграничение налогов и сборов м\у бюджетами регламентируется: 1. законом РФ «Об основах налоговой системы РФ» от 27.07.91 г. №146-фз, 2 БК РФ от 23.12.2004г. № 173-фз. Разгран-ие расх-в м\у звеньями б. с-мы регламент-ся БК РФ (раздел 3 гл. 11) Расх-ы разделяются на: ассигнования, фин-мые исключ-но из фед-го, регион-го и местного б-ов и на расх-ы, совместно фин-мые из фед., рег. и мест. б-ов. БК РФ определяется порядок фин-ния и распред-ия целевых б. фондов (ст. 54). Доходы фед. целевых б. фондов обособленно учитываются в доходах фед. бюджета по ставкам, установленным зак-вом РФ и распределяются между фед. целевыми б. фондами и территории-ми целевыми б. фондами по нормативам опр-ным ФЗ «О фед. б-те» на очередной фин. год. Органы гос. власти субъектов РФ наделены б. правами в соот-вии с: 1. законом РФ «Об основах б. прав…» №4807-1 от 15.04.93 г., 2. Законом РФ «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и СПб» от 15.07.92 г. №3303-1, 3. БК РФ от 23.12.2004 г. №173-фз. Субъект РФ вправе издавать свои законодательные акты, регламен-тирующие б. правоотношения на подведомственной территории.

Б. полномочия органов гос. власти субъектов РФ (ст. 8 БК РФ) Представительные органы субъектов РФ вправе вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и вводить налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым зак-вом РФ.С 1 января 1997 года Указом Президента запрещено введение налогов, не предусмотренных налоговым зак-вом. Все субъекты Федерации обязаны отменить свои законы о налогах и сборах, если они не соответствуют закону РФ «Об основах налоговой системы» от 27.12.91 года.Органы исполнительной власти субъектов могут предоставить отсрочки и рассрочки по уплате налогов, определенных законом субъектов РФ о бюджете. Между тем, органы исполнительной власти субъектов РФ вправе предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов в б-ты субъектов РФ в части суммы фед. налога или сбора, поступающей в б. субъекта РФ только при отсутствии задолженности по б. ссудам б. субъекта РФ перед фед. б. и соблюдением предельного размера дефицита б. субъекта РФ и размера гос. долга субъекта РФ установленных БК РФ.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.231.61 (0.011 с.)