Возникновение ф-сов, их связь с гос-ом и тов-ден-ми отн-ми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение ф-сов, их связь с гос-ом и тов-ден-ми отн-ми



Финансы»

Возникновение ф-сов, их связь с гос-ом и тов-ден-ми отн-ми

Ф-сы возникают с поя-м ден-г. Ден-ги, выполняя функцию средства обращения, ста­новятся капиталом, т. е. самовозрастающей ст-тью, или ст-ю, приносящей при-быль. Т.о., д-и создают ус-я для появ-я ф-сов как самост-ной сферы ден. отнош-й, как части производ-х отнош-й. Термин "ф-сы" происходит от латин. слова finis, означающего конец, окончание, финиш. В др. мире и в ср-е века термин finis приме­нялся в ден. отнош-ях, возник-х м\у гос-м (в лице короля, судей и т.п.) и населением. Он выражал окончат-й расчет, т.е. означал завершение ден. платежа. Термин financia, который на лат. языке означал де­н. платеж. В XVI в. во Фр-ции лат. термин financia превра-тся во франц. термин finance, означ-ий наличность, доход. Этот термин исполь-тся в смысле как сов-ость гос-х дох. и расх. и посте-но превра-ся в совре­мен. понятие ф-сов.

Ф-сы возникают с появ-ем торговли. Раздел-е труда и рас­членение первобытного общ-ва на отдельные классы привело к разложению родового строя и замене его гос-вом. Дом-я утварь и стада животных из родовой собст-сти переходят в частную и стан-тся предметом обмена, т. е. превращают­ся в товар. Появ. д-ги как знак обмена. Большую роль в общ-е стали играть те, у кого много д-г, что способ-ло появлению купцов и капитала. Развитие процесса купли-продажи товара за деньги вызвало появ­ление д-ных займов и обменных пунктов (лавка меня­лы), и вместе с ними поя-тся %, ростовщиче­ство и банки. Гос-у для вып-ия своих ф-й требуются д-ные ресурсы, к-ые форм-тся в Добров-ой и принудит-ной форме с помощью сборов и налогов. Все это способствовало со­зданию ф-сов и фин. системы гос-ва, причем сначала появляются ф-сы граждан и на их ос­нове возникают ф-сы гос-ва.

Гл. расх-и рабовлад-их и феод-х гос-в были затраты на ведение войн, сод-ние двора монарха, гос аппарата; строит-во общ-ных сооружений (храмов, портов, дорог, водопроводов). Гл. дох-и яв-ись: поступ-я от гос-ого имущества (доменов) и регалий (моноп-го права монарха на отд-е промыслы и тор-лю опр-ми товарами); воен-я добыча, дань с покоре-х нар-ов; натур-е и ден-е сборы и пов-ти, пошлины, займы. С разложением феодализма и пост-м развитием в его недрах капиталисс-кого способа произв-ва все большее значение стали приобретать д-ные дох и расх гос-ва; доля натуральных сборов и повин-й резко сократилась.

На ранних стадиях разв-я гос-ва не сущ-ло разгран-я м\у ресурсами гос-ва и ресур-и его главы: монархи распор-ись ср-ми страны как своей соб-тью. С выделением гос. казны и полным отд-ем ее от соб-сти монарха (16-17 вв.) возникают понятия гос. фин-в, гос. бюджета, гос. кредита.

Важная роль в созд-и пер­вонач капиталов прин-ла с-ме протекционизма, к-я позволяла 1м капиталистам уст-ть на про­изв-ые пром изделия высокие цены, получать высокие прибыли, к-е в знач-ой части напр-сь на расш-ие произ-ва. В условиях капитализма, когда товарно-ден. отношения приобретают всеохва-ий х-р, ф-сы выражают эконом отн-я в связи с образ-м, распределен. и исполь-м фондов ден. ср-в в процессе распределен и перераспределен. Национ. дохода. Осн. ср-ва капиталит гос-тв стали концентрироваться в гос бюджете.

20 век хар-ся мощным развитием произв-ых сил, образ-ем монополис-х объединений, слия-м гос-тва с моноп-ми, расш-ем ф-ий капиталис-их гос-ств.

1 предпосылка. Именно в Центр. Европе в результате 1х буржуазных революций хотя и сохрани­лись монархические режимы, но власть монархов была, зна­чительно урезана и самое гл-е произошло отторжение главы гос-ва (монарха) от казны. Возник общегос фонд ден ср-тв - бюджет, к-м глава гос-ва не мог единолично пользоваться. 2 предпосылка. Формир. и использ-е бюджета стало носить с-мный х-р, т. е. возникли с-мы; гос дох и расх, с, опр-ым составом, структурой и законод закреплением. Примечательно, что основные группы - расходной части бюджета практически не изменялись, в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены 4 направления расх-в: на военные цели, управление, эк-ку, социальные нужды. 3 предпосылка. Налоги в ден-й, форме приобрели преимущ х-р, тогда как ранее доходы гос-ва формир. гл. обр-м за счет натур податей и трудовых повинностей.

Т.о только на данном этапе развития гос-сти и ден отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выра­жении. Распредел-е отн-ия — часть -­ких отн-ий в обществе, и ф-сы, будучи выр-ем этой объективно существующей сферы эконом от­н-ий, яв-ся эк-ой катег-ей.

Взаимосвязь категории фин-в с др. эконм категориями Ф-сы, участвуя в стоимостном распределении, тесно связаны и взаимодействуют с такими кате-ми, как цена, з\п, кредит.

Исходным моментом поя-я фин отн-ний выступает процесс первичного распред-ия ст-сти на сост-щие ее элементы (с, v, m) и обр-ие раз-ых форм ден. дох и накоплений. Чтобы этот процесс мог начаться, созданная в произ-стве стоимость д.б. реализована. Эконом инстр-том, благодаря к-му ст-сть продукта получает ден выр-ие и стан-тся объектом распр-ия, яв-ся цена. Именно она предоп-ет конкр-ую вел-ну ден ср-ств, поступающих в тот или иной сектор эк-ки, тому или иному собственнику. Это превращение разных частей ст-сти из скрытых форм в явные осущ-ся не посредством цены (хотя и на ее основе), а с помощью ф-сов и з\п. В распред-ии ст-сти общ-ого продукта наряду с ф-сами участвует и з\п. Эта форма рас­пр-ия обусловлена необх-тью форм-ния дох конкретных работников. Как эконом категория з\п выражает стоим отн-ия, возни­к-е в процессе распред-я вновь созданной ст-ти путем форм-ия индивид дох, поступающих работникам в завис-ти от кол-ства и кач-тва затрачен­ного ими труда. В стоим-ом распр-нии участвует и кредит. Он во многом однотипен с ф-сами. Кредит в отличие от ф-сов функцион-ет на возвратной основе - любая ссуда должна быть обязательно возвращена кредитору после исте­чения установ договором срока. Кред ресурсы выражают "разорванное" во времени движение ст=сти от кред-ра к заемщику и обратно; фин-ые – одностор-ее движение ст-сти. Кред-е перераспр-ие связано с переем-ем де­н ср-тв м\у субъектами распред-ного про­цесса; фин-вое – осущ-тся как м\у субъектами хоз-вания, так и в рамках каждого из них - по целевому назначению в соотв-вии с общественными потребностями.

Принципы орг-ии фин-сов

Функцион-ие ф-в является необход условием обеспечения непрерывности процесса воспроизв-ва, развития и контроля эфф функционир п\п в рын-й эк-ке.

Ф-сы пр-тий яв основой фин системы РФ, так как именно они непосредственно участвуют в процессе мат произ-ва. При участии ф-сов пр-тий создается и первично распределяется ВВП. Поэтому, прежде всего от состояния ф-сов пр-тий зависит обеспеченность централизованных в рамках гос-ва ден фондов фин ресурсами, а также активность банк и страх деят-ти. Фин отнош коммер пр-тий строятся на опр-х принципах, связанных с основами хоз деят-сти.

К основным принципам орг-ции фин отношений относят: 1)самостоятельность хоз деят-сти; 2) самоокупаемость и самофин-ние; 3)заинтересованность в результатах дея-сти; 4) принцип мат отв-сти; 5) принцип обеспечения фин резервов.

1) Принцип хоз самостоят предполагает, что пр-тие самост принимает решение по поводу целей, видов, перспектив и методов своей произв-но-хоз деят-сти. Однако, о полной хоз-ной самостоя-ти пр-тий говорить нельзя. Предоставив орг-ям юр и эконом самостоя-сть, гос-тво оставило за собой право регулирования деят-сти пр-тий с помощью огромного кол-тва законод-х, норматив-х актов и инструкций.

2)Самоокупаемость означает, что ср-тва вкладываемые в пр-тие должны окупиться. Отличитй чертой этого принципа яв обычно простое воспроизводство. Содержание принципа самофин-ния заключается в том, что после уплаты всех налогов и других обязательных платежей из прибыли в распоряжении комм орг-ции остаются ср-ва, обеспечивающие расширенное воспроизводство.

3) Заинтересованность в результатах труда вытекает из возможности пр-тия самостоят устанавливать размер оплаты труда и системы мат поощрения своим работникам, сам определять долю чистой прибыли, распределяемую между собственниками.

4) Принцип мат отв-сти означает наличие опред-ой системы отв-сти пр-тия, его собственников и работников за ведение и результаты хоз деят-сти. В соответствии с рос закон-вом пр-я отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, несут мат отв-ность за нарушение договорных, кред-х, расчетных и налоговых обязательств, за продажу товаров, к-рые причиняют вред здоровью граждан.

5) Принцип обеспечения фин-х резервов указывает на целесообразность формир ден-х резервов пред-я для уменьшения риска возникновения фин-х проблем при возможных колебаниях рыночной конъюнктуры. В АО фин резервы формир в законодательном порядке из ЧП. Пр-тия др орг-о-правовых форм создают резервы в соответствии с самостоятельно разработанными учредительными документами. Необходимо отметить, что денежные средства, направляемые в финансовый резерв, не изымаются из оборота, но должны храниться в ликвидной форме.

Содержание и задачи фин политики

Ф.П – совок-сть принципов, практических форм орг-ий и методов использования фин-в.

На практике Ф.П. гос-ва заключается в мобилизации части фин.ресурсов общества в бюджет и их испол-е для выполнения гос-м своих ф-ций, направл. на обеспечение эк.роста, соц.мира и значимости гос-ва в междунар-м сообществе.

Типы Ф.П.: 1. классическая. Ее основа-это достижение полной свободы рын. отн-ний 2. планово-директивный. Предполагается жесткий контроль за исполн-м натур. плановых показ-й развития эк-ки. Роль фин-ов, в т.ч. гос-х, вторична. Жесткая централизация и перераспр-е ч/з гос. бюджет большей части фин. ресурсов, создаваемых в эк-ке, ориентация только на внутрен. фин. рес-сы страны. 3. регулирующая. Основ-ся на необх-ти гос. вмешательства в циклич развитие эк-ки с помощью фин-кред. инструментов (бюджет, налоги, % и т.д.)

Современная Ф.П. складывается в усл-ях преодоления негативн. последствий планово-директ. экономики в СССР.

Приоритетные задачи Ф.П. РФ: 1. формир-е законодат-ва, обеспеч. благоприятный инвест. климат и способств. развитию предприн-ва 2.снижение налогов и повышение эффект-ти налоговой и таможенной сис-мы 3.создание усл-й для развития фин. инфрастр-ры 4. сбалансиров-сть бюдж. сис-мы и повышение ее эффект-ти 5. создание усл-й для интеграции России в мировое сообщество.

Ф.П. включает следующие направления: налоговую; бюджетную; ден-кредитную; институциональные преобразования; инвестиционную; соц-ую.

Для реализации Ф.П. необходимо: 1.снижение соц-ой напряженности; 2. оздоровление гос фин-сов; 3.восстановление норм-го функционир-я банков­ской сферы; 4.сбалансированность товар и ден-х потоков; 5.разумное расширение фин-о-эконом-й само­стоят-ти регионов в рамках единого федерат-го гос-ва; 6.искоренение фин-х злоупотреблений и коррупции.

1. Важной составной частью Ф.П. является налоговая п.. Она д.б. направлена на создание приемлемых как для гос-ва, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение фин-го поло­жения реального сектора экон-ки. Ее основные задачи: комплексное реформирование налог законод-ва в целях оптимизации налог базы, снижения уровня неплатежей; пересмотр сущ-их налог-х и тамож-х льгот; ведение единого реестра налогоплат-ов; ужесточение налог администрирования; реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюд­жет и гос внебюджетные фонды.

2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной п. Задачи: введение экспортных пошлин в целях обеспечения об­служивания и погашения внешнего долга; принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в гос собственности, прибыли ЦБ в фед бюджет; реализация программ экономии гос-х расхо­дов; централизация всех доходов и средств фед-го бюджета на счетах органов Фед-го казначейства; проведение ревизии фед цел программ с целью их оптимизации; обеспечение гос монополии на произ-­во и оборот алкогольной продукции;

3. Важнейшая задача ден-кредитной п — преодо­ление банковского кризиса, восстановление доверия к банк системе и стимулир-е организованных сбережений населения. Задачи: реструктуризация банк системы; совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов; сглаживание колебаний курса рубля к ин валютам; пополнение валютных запасов гос-ва и снижение оттока капиталов за границу; активизация закупок добываемого золота для пополнения Гос фонда; усиление таможенного контроля.

4. Большую роль в реализации гос ФП играют институциональные преобразования, к-е вытекают из основных задач гос-ва в обл-и управления. К ним относятся: приобретение акций гос- ом в результате капитали­зации просроченной налог задолженности орг-­ций и их последующая продажа; передача в довер-ое управление пакетов акций, принадлежащих гос-ву; инвентаризация фед недвижимости и создание единого реестра фед-ой собственности; вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства; приватизация пред-й как единого имущ-ого комплекса; развитие конкуренции и повышение эфф-сти функциони­р-я топливно-энерг комплекса, ж\д транспорта, отрасли связи и ЖКХ; соверш системы и механизмов ценового и тарифного регулир на продукцию

5. ФП имеет соц направленность. Задачи: выплата в полном v текущей зар. пл ра­ботникам бюджетной сферы, ден-о довольствия военным, др гос соц транс­фертов, выполнение графика погашения задол­женности по таким группам из фед бюджета; сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости; упорядочение системы соц льгот и выплат с пе­ренесением основной части гос помощи на малообеспеченные слои населения; регулирование вынужденной миграции.

6. Для реализации ФП особую важность имеет инвестиц-я деят-ть, к-ая включает: повышение роли Бюджета развития РФ как источнику фин обеспечения госй инвест-ой п; создание условий для накопления и ин­вестирования сбережений населения; развитие ипотечного кредитования; привлечение прямых ин инвестиций.

ФП определяет перспективы развития всех секторов эк-ки.

Содержание и структура фин. механизма, его роль в реализации финансовой политики.

Для реализации ФП, успешного ее про­ведения в жизнь используется ФМ- совокупность способов орг-ции фин-ых отношений, применяемых общ-ом в целях обеспечения благоприятных условий для эконом и со­ц развития. ФМ включает виды, формы и методы орг-ции фин отношений

Стр-ра ФМ довольно сложна. В нее входят различные элементы, соот-щие разнообразию фин отношений. Для эфф использования фин-в необ-о планир-я и прогнозир-я, норматив­ное оформление примен-х способов орг-ции фин отнош-й (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью прим-ния различных видов, форм и методов фин отнош.

В завис-сти от особ-тей отдел подразделений и на основе выделения сфер и звень­ев фин отнош ФМ подразделяется на ФМ пр-тий и хоз орг-ций, страховой механизм, а также механизм функционир гос фин-в. В свою очередь, каждая из этих сфер вкл. отдельные структур. звенья. Н-р, механизм гос фин-в подразд-ся на бюдж-й и механизм функционир. внебюдж фондов. В соотв-и с территор делением можно выделить ФМ гос-ва и местных органов власти. При рассм-нии ФМ с т.з. его воздействия на общ-ое вос­произ-тво выд-ся его функцион. звенья: мобилизация ресурсов, финна-ие, стимулирование и т.д. Необх-ть постоянного согласования составля­ющих ФМ- важное условием его действенности.

Сферы и звенья ФМ отл. сте­пенью сложности и разветвленности отдел. элементов. Н-р, для бюджет. механизма х-на система из многих видов налогов, наличие разнообр. направлений испол-я с-в и методов фин-ния. На пр-тиях опр-тся отношение м\у отд-и формами ден накоплений, распределяется прибыль, формир-я и использ-я фонды. В страх орг-ях развита система резервных фондов.

Сочетание элементов ФМ - форм, ви­дов, методов орг-ции фин отнош образует "конструкцию ФМ", к-я приводится в движение путем установ-я кол-ных параметров кажд его элемента, т.е. опр-ния ставок и норм изъ­ятия, v фондов, уровня расходов и пр. Кол-ные параметры и разнообразные способы их опр-ния яв наиболее мобильной частью ФМ. Они чаще подвергаются корректир-е, реагируют на изм. условий произ-ва и задач, стоящих перед общ-м.

Деят-сть гос-тва в обл ф-ов осущ-тся по опр-ным правилам, с соблюдением установ норм. Право, яв-сь инструментом оформления и проведения ФП, оказы-т активное, но опосред-ное (через ФП и ФМ) влияние на эконом. развитие.

Гос-во устанавливает способы орг-ии фина отношений и фиксирует эти способы в норм-х актах и фин правом. ФМ и ФП тесно связаны с фин правом. Наличие юр норм позволяет установить единые требования во всей фин системе. Фине право является инструментом форм-ния и проведения ФП и оказывает влияние на эконом п-ку.

Гос. долг и управление им.

Гос-ые и муницип-ые заимствования яв-ся гл. сп-бом покрытия б-тного дефицита.

Цель- получение органами власти и органами местного самоупр-ния в свое распоряж-е доп-х фин. ср-в, кот. они могли бы направить на фин-ние мероп-тий, не обеспеч-ных доходами, или осущ-ние программ эк-кого и соц-го развития. Кредиторами м.б. многочисл-е юр. и физ. лица (резиденты и нерезид.), нац. органы власти др. ур-ня, правит-ва ин. гос-в, междунар-е фин. орг-ции. Привлекаемые гос. и муницип. заимствов-я формируют гос. и муницип. долг.

В общем виде гос. и муницип. долг можно опр-ить как долговые обязат-ва органов власти и органов местного самоупр-я перед физ. и юр. лицами (рез. и нерез.), ин. гос-вами, междунар-ми организациями и иными субъектами междунар-го права, вкл-яя обязат-ва по предост-ным гос. и муницип. гарантиям.

Классификация гос. и муницип. долга: 1.В зав-сти от степени охвата совок-сти обязат-в (по эк-кому пр-ку):- капитальный (вся сумма обязат-в и гарантий, вкл-яя %-ы по обязат-вам)- основной (номинальная стоимость всех обязат-в и гарантий)- текущий (предстоящие выплаты по обязат-вам срок оплаты кот-х наступил) 2. По типу заемщика:- гос. долг РФ- гос. долг субъектов РФ- муниципальный долг 3.По срокам:- краткоср-е (до 1 года)- среднеср. (от 1 до 5 лет)- долгоср. (свыше 5 лет) 4.В России сроки погаш-я долг-х обязат-в ограничены для РФ и субъекта РФ 30 годами, а для муницип. образования – дес-ятью. 5.В зав-сти от рынка заимств-ний, типа кр-тора или валюты заимств-ний:- внутренний долг, - внешний

Росс. бю-тное зак-во в основу такого деления долга закладывают признак валюты, в кот. выражены долг. обяз-ва. Однако Междунар. валютный фонд и эк-ки развитые страны проводят деление долга в зав-сти от типа кредитора (резидент и нерез.) и р-ка заимствований (внутр-й или внеш-й р-к).

В РФ сейчас действуют 2 вида б-тной класс-ции долгов: 1 -в отн-ни внутр-го долга, 2 -в отн-нии внешнего долга и внешних активов. В составе гос. и муницип. внутр. долга выделяются отд-е его виды по след. пр-кам: 1.В зав-сти от вида займов (целевой заем, гос. внутр. заем, гос. сберегат-й заем). 2. По видам ц.б. (казначейские обяз-ва, гос. краткоср. обл-ции, гос. казнач-е векселя). 3. Недо-финансиров-е из б-та стало основой появления таких самост. видов долгов, зад-сть п/п-ям топливно-энерг-го комплекса и др-м отраслям пром-сти. 4.По ист-кам заимств-ний в составе внутр. долга выделяется. 5.В зав-сти от вида долговой д-сти (гос. гарантии, гос. гарантии предост-ые субъектами РФ, муницип. гарантии).6.По форме долг-х обяз-в (кр-тные соглаш-я и договоры от имени РФ, кред. согл. и договоры от имени субъекта РФ, кр. согл. и дог. от имени муниц. образов-я).

Гос внеш. долг и гос. внеш. активы групп-тся по след. пр-кам: хар-р гос. кред. д-сти, субъект кр. д-сти, тип кр-тора или заемщика (долг прав-в ин. гос-в и долг ин. комм. банков и фирм), форма долг-х обяз-в и вид займа.

Задачи решаемые в процессе упр-ния долгом: привлечение необх-го объема заимcт-ний для обесп-ния всех фин. обяз-в гос-ва. удержание вел-ны долга на Ур-не обесп-щем сохр-е эк. безоп-сти страны. миним-ция ст-ти долга на основе удлинения срока заим-ний и сниж-я дох-сти гос. и муниц. ц.б-г, перехода на др. р-ки и переключ-я внимания на др. гр-пы инв-ров. сохран-е репутации РФ как первоклас-го заемщика безупречно вып-яя обяз-ва. поддерж-е стаб-сти и предсказуемости р-ка долг-х обяз-в. достиж-е эфф-го и целевого исп-ния позаимств-х ср-в и гарантий. диверсификация долг-х обяз-в по срокам заимст-ия, формам выплаты и др. пар-рам для удовл-ния потребностей разл-х гр-п инв-ров. координация действий фед-х органов гос. власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоупр. на долговом р-ке страны.

Т.о. упр-е гос. и муниц. долгом представ-т совок-сть мероп-тий органов гос. власти и органов местного самоупр-я по исп-нию долг-х отн-ний для формирования благопр-х макроэк-х условий развития страны и отд-х ее тер-рий.

Различают стратег-ое и оператив-ое упр-ние гос. и муниц. долг ом. Перспективные вопросы упр-ния долгом находятся в компетенции Фед. Собрания РФ, Президента РФ и Правит-ва РФ, законод-х (представит-х) и исполнит-х органов власти субъектов РФ и органов местного самоупр-ния. Оператив-ое упр-е гос. и мун.долгом осущ-ет Прав-во РФ, МинФин РФ, а также ЦБ РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ.

Этапы упр-ния долгом: 1. Идет процесс обоснования предельных объемов долга, заимст-й и гарантий, их виды, формир-ются программы заимст-й. 2.Формир-тся программа эмиссии гос. и муниц. ц.б. и опр-ются конкретные пар-ры предстоящих заимст-й и условия, делающие заимст-е привлек-ым для инв-ров. 3.Проводится размещ-е обл-ций и регулир-е котировок по долг. обяз-вам на втор. долг. р-ке. 4.Проведение мероп-тий, необх-сть кот-х опр-тся наличием проблемных долгов или кразисных долг-х ситуаций (переговоры с кр-торами). 5Исполнение первонач-х или скоррект-х графиков платежей по обслуж-ю и погаш-ю долгов.

Т.о. под упр-нием гос. и муниц. долгом следует понимать совок-сть мер по регулир-ю его объема и стр-ры, определению условий и осущ-нию новых заимст-й, регулр-ю р-ка заимст-й, реал-ции мер упр-ния проблемными долгами, обслуж-ю и погаш-ю долга, предост-ю гос. и муниц. гарантий, контролю за эфф-вным исп-нием заимст-х ср-в.

Методы упр-ния долгом: 1.Административные (конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погаш-я, списание долга, аннулиров-е долга и др.). Характерный момент для адм. подхода-односторонее принятие эмитентом упр-ского реш-я (без получения предварит-го согласия кр-торов). 2. Рыночные (реструктуризация, дорамещение облигаций, выкуп долга, секьюритизация, обмен долга и др.). Хар. момент-переговорный процесс, либо одностороннее принятие реш-я эмитентом и добровольное согласие кредитора.

Большое знач-е для повыш-я эф-сти гос. долговой д-сти будет иметь создание единой системы упр-ния гос. долгом РФ.

10. Сущность, задачи, формы и методы фин контроля.

ФК– это совок-сть мероп-тий, проводимых спец. органами по проверке фин. и связ. с ними операций и действий гос. органов власти, муницип. образований, пр-тий, учреждений, орг-ций, а также населения.

Непоср. предметом контроля выступают: 1.б-тные пок-ли на всех этапах б-тного процесса; 2.фин. пок-ли д-сти орг-ции; 3.налог-е платежи в б-т и внеб-тные фонды; 4.пок-ли, хар-щие ден.- кред. отн-ния; 5.страх. рынок, др. операции и действия, имеющие стоимостную оценку.

Цель ФК – это содействие успешной реал-ции фин. п-ки ос-ва и хоз. субъектов, обеспечение эф-сти процесса формир-ния, распред-ния и исп-ния фин. ресурсов во всех сферах эк-ки страны.

Осн. задачи ФК: 1. содействие сбалансир-сти м/у потребностью фин. ресурсов и размерами ден. фондов гос-ва и отраслей эк-ки. 2.обесп-е соблюдения действ. фин. зак-ва. 3.обесп-е своеврем-сти и полноты выполнения юр. и физ. лицами налоговых обязат-в перед б-тной с/т и внебюдж. фондами.4.содействие эф-ному и целевому исп-нию ср-в централизов-х и децентрализов-х ден. фондов, а также рациональному расходованию матер. ценностей. 5. выявление резервов роста фин. ресурсов, доходной базы б-тов, прибыли и рентаб-сти пр-тий. 6.обеспеч-е прав-сти ведения бух. учета и отчетности.

Меры воздействия на нарушителей фин. дисциплины дел. на: административ-е, уголовные, дисциплинарные и эк-кие (денежные).

Для осущ-ния фин. контроля в РФ созданы спец. Контрольные органы.

Классификация ФК 1.в зав-сти от субъектов, осущ. контроль:- гос. контроль (проводится органами гос. власти, обеспеч. интересы гос-ва и общества и направлены на все объекты контроля, независ. от их ведомственной принадлежности и формы собственности).- ведомственный (осущ. контрольно-ревизионными упр-ниями министерств, служб и агенств, охват. д-сть подотчетных им пр-тий учреждений и орг-ций. Для него хар-на специализация применит. к отраслевым особ-стям фин.-хоз. д-сти).- внутрихоз-ный контроль (проводится фин.- эк. службами пр-тий и направл. на непрер. наблюдение за эф-стью фин., эк., пр-ной, снабженческой и сбытовой д-сти, выявление внутр. резервов, обесп-е сохранности матер. и ден. ср-в, устранение воровства).- общественный контроль (выполн. неправительств. общ. орг-циями или отдел. физ. лицами на основе добровольности).- правовой контроль (провод. правоохр. органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и др. форм).- гражданский контроль (осущ. физ. лица при налогообложении их доходов и имущества, получение ими доходов в виде з/п, премий, пособий, дивидендов, % и др. форм доходов). 2. по времени проведения:- предварительный (осущ. на стадии состав-я, рассм-я и утв-ния б-тов разных уровней, смет расходов бюдж. учреждений, фин. планов и программ, балансов, фин. ресурсов тер-рий и др. фин.-эк. док-тов и проектов з-нов, способствует предотвращению нецелевого неэф-ного расход-ния фин. ресурсов, выяв-ю резервов роста дох-в и прибыли, позв-ет выбрать наиб. экономичное реш-е при план-нии бюдж. ассигнований ср-в пр-тий и орг-ций на текущие капит. расх-ы).- текущий (в процессе проведения операций)- последующий (по окончании фин. года или отчет. периода)

Осн-ми м-дами проведения фин. контроля яв-тся: 1. проверки (доку-ментальные (выезд на само п/п), коммерческая (проверка проводится по месту нахождения контрольного органа).2. обследование 3.анализ. 4.ревизия

Виды ревизий: 1.по ведомственной принадлежности (различ. ведомства, внутрихоз-ые) 2.по полноте охвата (*полные и частич.; *комплексн. и тематические.; *сплошн., выбороч. и комбинир.).3.по отн-нию к плану контрольно-эк. раб. (плановые, внеплан. и внезапные работы). 4 по привлекаемым материалам и способам проверки (документ. и фактич.) 5.по очередности использ-ния одних и тех же док-тов (первичные, дополнит. и повторные ревизии)

Органы ФК Исполнит. власть осущ-т функции фин. контроля посредством следующих институтов:- Президент РФ- Институт - Гл. контрольн. управление админ-ии президента РФ- Правит-во РФ- Мин. Фин. РФ 1. департамент гос. фин. контроля и аудита, 2департамент страх. Надзора, 3глав. управление фед. казначейства и его террит-ные органы субъектов РФ, 4.контрольно-ревизионное упр-ние МинФина России, субъектов РФ. - Фед. казначейство- Фед служба по налогам и сборам- Фед таможенная служба- Счетная палата РФ- ЦБ РФ

«Деньги. Кредит. Банки»

Ф-ии и законы кредита

1) Перераспред-ая функция: пере­распред-е ссуженной ст-ти. Оно может проис-ть по территор-му и отрасл-у признакам. В кр-ые отн-ия могут всту­пать разл-е орг-ции и лица независимо от их месторасп-ия. Для кр-а не имеет значения распол-ие друг от друга кр-ра и заемщика. Пере­дача временно высвобод-ся ст-сти во временное пользование, т.е. вещных прав на нее (право распоряжения и владения, кроме собстенности, т.к. заемщик польз-ся чужими д-гами 2) Замещение дейст-х денег кредитными. В соврем-м кр-ном хоз-ве созданы необход-е усл-я для такого заме­щения. Перечис-е д-г с одного счета на др- в связи с безна­л-и расчетами за товары и услуги, зачет взаимной задол-­ти, перечис-е только сальдо взаимных зачетов дают возмож-ть сократить нал—ден-е платежи, улучшить структуру ДО. 3) Экономия издержек обращения: 1. На микроур-е – если бы не было кр-а, то произ-ли производя товар и не имея возмож-ти продать д.б. ожидать когда его купят = поцесс умень-ся и останов-ся, т.о., при кр-е можно эк-ть издержки. 2. на макроур-е, если бы кр-ты не выдавались, но потреб-ть есть = гос-ву нужно было напечатать ту сумму на кот-ые кр-ы не выданы = гос-во тоже эк-т часть своих расх-ов. 4) Концентрация и централиз-я – капитал конц-ся в опред-х местах благодаря кр-у – в Банках. 5) Стимулирование развития товарного проз-во – продолжение 3 ф-ции на микроур-е 6) ускорение Научно-тех-го прогресса. в науке самый продолжит процесс (разработка того чего нет) и нет соб. ср-в = необ. кр-х ресурсов. 7) реугирующая – ставка рефин-я 8) стимулир-щая 9) контрольная – оцнка кредитосрособности, платж-сти и др. Законы: 1) З-н сохр. ссуж. ст-ти – реализ благодоря наличию ссд. %, к-рый позволяет по окончанию кр- х отн-ний не просто вернуть ссуженную ст-ть, но и полностью обеспечить ее инфляционное удешевение, т.е. ничего не потерять. 2)З-н возвратности кр-а – реализ-ся благодаря наличию в кр-х отн-ях различных форм обеспечения, позволяющих кр-у при любых условиях полностью компенсировать свои расходы (договор, залог) 3) З-н равновесия – реализ. этого з-на предусматривает, что эфф-ное функционирование кр-х отношений возможно лишь в том случае, если кол-во временно свободных ср-в у одних лиц будет приблиз = потребности в заем. ср-х у др. лиц.

 

 

Чек, его сущность и виды

При расч-х Ч-и владелец счета (Ч-датель) дает письм-ое распор-ие банку, выдав-у рас-ые ч-и, упла­тить опред-ю сумму д-г, указ-ю в ч-е, получ-ю ср-в (ч-держателю). Впервые чек появ. в 1780 в Англии. Ч-и испол-тся как физ, так и юр лицами, выст-т плат-ым ср-вом и м-ут прим-ся при рас-х во всех случаях, предусм-х зак-ми РФ. Не допуск-ся расчеты ч-и м\у физ лицами. Допус-ся прием ч-в во вклады граждан на их лицевые счета в банках на усл-ях, опред-х банком-эмитентом или банком-кор­респон-ом.

Чек удобен для расч-в в случ-х: когда плател-к не хочет совер-ь платеж до получ-я това­ра, а поставщик – перед-ть товар до полу-я гарантии платежа; когда прод-ц заранее не известен. Расч-й чек, эмитир-й рос-м банком, имеет хожде­ние только на терр-и РФ. Чек служит цен бум-й яв-ся разновидностью переводного в-я. Бланки чеков яв-я бланками стро­гой отчет-ти. Чек д.б предъя-н к оплате в учреж-е банка в теч-е 10 дней, не считая дня его выдачи. Приобр-я товар или получая услуги, пр\е (ч\з полно­м-го представ-я) выпис-т расч-й чек и передает его по­став-у-получ-ю ср-в (рис). Ч-и, поступ-е в платеж, д сдаваться ч-держателем в банк на след- день со дня выписки. После проверки правил-ти реквизитов чеков и соблюд-я сроков их действия банк зачисляет сумму, указ-ю в чеке, на счет получ-я ден-х ср-в, списав ее со счета, на к-ом депонированы ср-ва, или с расч-го или ссудного счетов (если книжка выдана под гарантию банка).

1 – покуп-ь напр-т в банк заяв-е на выдачу чек-й книжки; 2 - банк выдает ему чек-ю книжку (или раз-й чек); 3 – отгр-ка тов-а или оказ-е услуг; За - оплата тов-а чеком; 4 – постав-к предъяв-т чек в банк к опл-е и посл-й спис-т ср-а со счета покуп-я и зачис-т их на счет постав-ка

Чеки делят на именные, ордерные, предъявит-е. Платеж по именному м.б. совершен только в пользу лица, указ-о в ч-е, по ордерному - как в пользу лица, указ-го в чеке, так и по его приказу (оформ-у на обороте чека) др-у лицу, по предъявит-у - в пользу люб-о лица, предъяв-о чек в банк. Именные -передаче не подлежат. Предъявит-е – м-ут переда-ся др-у лицу путем прос- вручения, орд-е - путем офор-я передаточной надписи (индоссамента). Эти чеки яв-ся денежными. Наряду с ними сущ-ют расчетные чеки, кот использ-ся для безналичных расчетов. Особен-ти чеков: абстрактный хар-р(нет назначения его использ-ния, безусловный хар-р – обяз-ва по чеку юр факт от к-го нельзя отказываться; ден. обяз-во, письм-й документ, строго обяз-ые реквизиты (наименван чек.,дата, место выдачи, обазнач. плательщ-а, счет, подпись чекодат-я, сумма), ответ-ть, плательщик-банк.

В России «Положение о безнал-х расчетах» (1992 г.): ч-дателю запрещен индоссамент ч-а; ч-датель не м передать ч-и постав-у путем индоссамента; треб-ся обяз-но предварит-е депонирование че-дателем ср-в на отд-м счете. Банки выпустившие ч-и несут ответ-ть перд ч-дателам.

Формы и виды кредита

Выдел. 3 формы кр-та: товарная (продажа в рассрочку при аренде имущества); денежная, комбинированная (при приобретении оборудования в лизинг).

Под видами кр-та понимаются различные проявления ссудных отношеий, отлич-ся др от др суб-ми кр-тования.

Банковский кредит (БК) – кр-т, предотс-й банками и др. ден. субъектами заемщикам в виде ден. ссуд. Кредиторы – специализ. кред-фин. орган-и, им. лицензии ЦБ на осущ. соотв. операций. Инструмент кр. отнош-й – кр. договор. Доход – ссудный %, ставка кот. опред-ся соглаш-м сторон с учетом средн. нормы на данн. период. Для БК характерно: 1.предостав-мые кр-рам заемщику ресурсы чаще всего не явл. его собствен-ю, а лишь врем-о нах-тся в его распоряжении. 2.БК явл. инструм-м для извл-ия прибыли всеми субъектами кр-х отн-ий 3.БК имеет общемировую сферу применения 4.данный вид кр-х отн-ий имеет строго централиз-ый хар-р, поск-ку процесс кр-ния регулируется гос-ом в лице ЦБ по разл-м критериям Класс-ция: 1) по срокам предоставления: - краткоср (до1 года) - среднеср (от 1 до 1,5 лет)- долгоср (св 5 лет)- бесср (онкольный)(д.б возвращен по 1у треб-ию кр-а) 2) по сп-м предоставления: - единовреые - в рассрочку 3) по сп-бу погашения: - единоврем-м платежом - в рассрочку 4) по сп-бу взывания ссуд % - 1.% изымается полн-ю по окон-ю срока кр-ния- 2.% изымается рав-ми частями в теч-и всего периода кр-ия, -3.% удерж-тся единовр-но при пред-нии ссуды5) по обеспеченности:- доверит-е ссуды(единственная форма обеспеч-я – кр. договор)- обеспеченные ссуды (обеспеч-е - залог, ценн. бумаги, недвиж-ть)- ссуда под фин. гарантию 3х лиц.

Комм-й кр-т ( КК) – пред. собой форму взаимоотн-й м/у кр-ом и заемщиком, в ходе кот. кр-р предст-ет заем-ку товары с отср-ой платежа за них. Для данной формы хар-ны след. черты: 1.она явл. историч 1ой формой кр-ых взаимоотн-ий, 2формой его осуществ. всегда явл. товар, 3.если гл целью банк-го кр-та явл. получение прибыли, то у КК - ускорение товарооб-та 4.сфера применения КК уже, чем банк-го к., 5.отн-ния по поводу КК носят децентрал-ый х-ер, 6 если БК док-но оформляется кр-ным дог-ом, то КК оформляется векселем, 7. величина ссудного % по КК всегда ниже, а в усл-ях стабильной эк-ки КК бес%.

Гос-ный кр-т пред-ет собой с-му эк. отн-ний по поводу врем-но заимств-ия ссудной ст-сти, в кот. одним из участников обязательно явл. гос-во, выступая в кач-тве заемщика, либо кр-ра, либо гаранта. Будучи кр-ром, гос-во ч/з ЦБ или казначейскую с-му осущ-т кр-ние: - приоритетных отраслей, - коммерч. банков и др. кр. учреждений на рынке межбанковских кредитов.

Международныйкредит, гла-ми отличит-ми признаками кот. явл. наличие среди субъектов кр-ния 1 представителя ин-ого гос-ва (отдельные ЮЛ, правительства гос-в, м/ународн. фин. институты (МВФ, Европ. банк реконструкции и развития…), 2-м признаком дан. вида явл. испол-ие в кач-ве кр-х ресурсов инвалюты. Потребительский кредит, кот. испол-ся при цел-м кре-нии ФЛ в товарн. или ден. форме (ростовщический, потреб-ий, личный) По видам кр-т классиф-cя по организац.-экономич. признакам: 1.в завис-ти от срока оплаты ссуды (краткоср., среднеср., долгосрочн.) 2.от обьекта кр-ния 3.от отраслевой особ-ти 4.обеспеченности 5.платности за использование.

 

 

Принципы и объекты кр-ния

Возвр-ть кр-а - выражает необх-сть своеврем-го возврата получ-х от кр-ра фи­н-х рес-в после завершения их испол-ия заем­щиком. Он находит свое прак-кое выражение в погашении конкр-й ссуды путем перечис-я соотв-щей суммы ден-х ср-в на счет предостав-й ее кр-ой орг-ции (или др кр-ра), что обеспеч-т возобнов-ть кред-х ресурсов банка как необх-го условия продол-я его уставной деят-ти.

Срочность кр-та - необх-сть его возвр-а не в др прием-ое для заем-ка время, а в точно опр-ый срок, зафиксир-й в кр-ом дог-ре. Наруш-е указ-го усл-я яв-ся для кр-ра дост-ным основ-ем для при­мен-я к заем-у эконо-х санкций в ф-ме ув-ия взимаемого %, а при дальн-й отсрочке (у нас-свыше 3х мес)- предъяв-я фин-х треб-ий в суд-м поря-ке. Частич-м исключ-м из этого прав-а яв-тся так наз-ые онкольные ссуды, срок погаш-я к-х в кр-ном дог-е изнач-но не опр-тся.

Платность кр-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.084 с.)