Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение ф-сов, их связь с гос-ом и тов-ден-ми отн-ми↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Финансы» Возникновение ф-сов, их связь с гос-ом и тов-ден-ми отн-ми Ф-сы возникают с поя-м ден-г. Ден-ги, выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, т. е. самовозрастающей ст-тью, или ст-ю, приносящей при-быль. Т.о., д-и создают ус-я для появ-я ф-сов как самост-ной сферы ден. отнош-й, как части производ-х отнош-й. Термин "ф-сы" происходит от латин. слова finis, означающего конец, окончание, финиш. В др. мире и в ср-е века термин finis применялся в ден. отнош-ях, возник-х м\у гос-м (в лице короля, судей и т.п.) и населением. Он выражал окончат-й расчет, т.е. означал завершение ден. платежа. Термин financia, который на лат. языке означал ден. платеж. В XVI в. во Фр-ции лат. термин financia превра-тся во франц. термин finance, означ-ий наличность, доход. Этот термин исполь-тся в смысле как сов-ость гос-х дох. и расх. и посте-но превра-ся в современ. понятие ф-сов. Ф-сы возникают с появ-ем торговли. Раздел-е труда и расчленение первобытного общ-ва на отдельные классы привело к разложению родового строя и замене его гос-вом. Дом-я утварь и стада животных из родовой собст-сти переходят в частную и стан-тся предметом обмена, т. е. превращаются в товар. Появ. д-ги как знак обмена. Большую роль в общ-е стали играть те, у кого много д-г, что способ-ло появлению купцов и капитала. Развитие процесса купли-продажи товара за деньги вызвало появление д-ных займов и обменных пунктов (лавка менялы), и вместе с ними поя-тся %, ростовщичество и банки. Гос-у для вып-ия своих ф-й требуются д-ные ресурсы, к-ые форм-тся в Добров-ой и принудит-ной форме с помощью сборов и налогов. Все это способствовало созданию ф-сов и фин. системы гос-ва, причем сначала появляются ф-сы граждан и на их основе возникают ф-сы гос-ва. Гл. расх-и рабовлад-их и феод-х гос-в были затраты на ведение войн, сод-ние двора монарха, гос аппарата; строит-во общ-ных сооружений (храмов, портов, дорог, водопроводов). Гл. дох-и яв-ись: поступ-я от гос-ого имущества (доменов) и регалий (моноп-го права монарха на отд-е промыслы и тор-лю опр-ми товарами); воен-я добыча, дань с покоре-х нар-ов; натур-е и ден-е сборы и пов-ти, пошлины, займы. С разложением феодализма и пост-м развитием в его недрах капиталисс-кого способа произв-ва все большее значение стали приобретать д-ные дох и расх гос-ва; доля натуральных сборов и повин-й резко сократилась. На ранних стадиях разв-я гос-ва не сущ-ло разгран-я м\у ресурсами гос-ва и ресур-и его главы: монархи распор-ись ср-ми страны как своей соб-тью. С выделением гос. казны и полным отд-ем ее от соб-сти монарха (16-17 вв.) возникают понятия гос. фин-в, гос. бюджета, гос. кредита. Важная роль в созд-и первонач капиталов прин-ла с-ме протекционизма, к-я позволяла 1м капиталистам уст-ть на произв-ые пром изделия высокие цены, получать высокие прибыли, к-е в знач-ой части напр-сь на расш-ие произ-ва. В условиях капитализма, когда товарно-ден. отношения приобретают всеохва-ий х-р, ф-сы выражают эконом отн-я в связи с образ-м, распределен. и исполь-м фондов ден. ср-в в процессе распределен и перераспределен. Национ. дохода. Осн. ср-ва капиталит гос-тв стали концентрироваться в гос бюджете. 20 век хар-ся мощным развитием произв-ых сил, образ-ем монополис-х объединений, слия-м гос-тва с моноп-ми, расш-ем ф-ий капиталис-их гос-ств. 1 предпосылка. Именно в Центр. Европе в результате 1х буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была, значительно урезана и самое гл-е произошло отторжение главы гос-ва (монарха) от казны. Возник общегос фонд ден ср-тв - бюджет, к-м глава гос-ва не мог единолично пользоваться. 2 предпосылка. Формир. и использ-е бюджета стало носить с-мный х-р, т. е. возникли с-мы; гос дох и расх, с, опр-ым составом, структурой и законод закреплением. Примечательно, что основные группы - расходной части бюджета практически не изменялись, в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены 4 направления расх-в: на военные цели, управление, эк-ку, социальные нужды. 3 предпосылка. Налоги в ден-й, форме приобрели преимущ х-р, тогда как ранее доходы гос-ва формир. гл. обр-м за счет натур податей и трудовых повинностей. Т.о только на данном этапе развития гос-сти и ден отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распредел-е отн-ия — часть -ких отн-ий в обществе, и ф-сы, будучи выр-ем этой объективно существующей сферы эконом отн-ий, яв-ся эк-ой катег-ей. Взаимосвязь категории фин-в с др. эконм категориями Ф-сы, участвуя в стоимостном распределении, тесно связаны и взаимодействуют с такими кате-ми, как цена, з\п, кредит. Исходным моментом поя-я фин отн-ний выступает процесс первичного распред-ия ст-сти на сост-щие ее элементы (с, v, m) и обр-ие раз-ых форм ден. дох и накоплений. Чтобы этот процесс мог начаться, созданная в произ-стве стоимость д.б. реализована. Эконом инстр-том, благодаря к-му ст-сть продукта получает ден выр-ие и стан-тся объектом распр-ия, яв-ся цена. Именно она предоп-ет конкр-ую вел-ну ден ср-ств, поступающих в тот или иной сектор эк-ки, тому или иному собственнику. Это превращение разных частей ст-сти из скрытых форм в явные осущ-ся не посредством цены (хотя и на ее основе), а с помощью ф-сов и з\п. В распред-ии ст-сти общ-ого продукта наряду с ф-сами участвует и з\п. Эта форма распр-ия обусловлена необх-тью форм-ния дох конкретных работников. Как эконом категория з\п выражает стоим отн-ия, возник-е в процессе распред-я вновь созданной ст-ти путем форм-ия индивид дох, поступающих работникам в завис-ти от кол-ства и кач-тва затраченного ими труда. В стоим-ом распр-нии участвует и кредит. Он во многом однотипен с ф-сами. Кредит в отличие от ф-сов функцион-ет на возвратной основе - любая ссуда должна быть обязательно возвращена кредитору после истечения установ договором срока. Кред ресурсы выражают "разорванное" во времени движение ст=сти от кред-ра к заемщику и обратно; фин-ые – одностор-ее движение ст-сти. Кред-е перераспр-ие связано с переем-ем ден ср-тв м\у субъектами распред-ного процесса; фин-вое – осущ-тся как м\у субъектами хоз-вания, так и в рамках каждого из них - по целевому назначению в соотв-вии с общественными потребностями. Принципы орг-ии фин-сов Функцион-ие ф-в является необход условием обеспечения непрерывности процесса воспроизв-ва, развития и контроля эфф функционир п\п в рын-й эк-ке. Ф-сы пр-тий яв основой фин системы РФ, так как именно они непосредственно участвуют в процессе мат произ-ва. При участии ф-сов пр-тий создается и первично распределяется ВВП. Поэтому, прежде всего от состояния ф-сов пр-тий зависит обеспеченность централизованных в рамках гос-ва ден фондов фин ресурсами, а также активность банк и страх деят-ти. Фин отнош коммер пр-тий строятся на опр-х принципах, связанных с основами хоз деят-сти. К основным принципам орг-ции фин отношений относят: 1)самостоятельность хоз деят-сти; 2) самоокупаемость и самофин-ние; 3)заинтересованность в результатах дея-сти; 4) принцип мат отв-сти; 5) принцип обеспечения фин резервов. 1) Принцип хоз самостоят предполагает, что пр-тие самост принимает решение по поводу целей, видов, перспектив и методов своей произв-но-хоз деят-сти. Однако, о полной хоз-ной самостоя-ти пр-тий говорить нельзя. Предоставив орг-ям юр и эконом самостоя-сть, гос-тво оставило за собой право регулирования деят-сти пр-тий с помощью огромного кол-тва законод-х, норматив-х актов и инструкций. 2)Самоокупаемость означает, что ср-тва вкладываемые в пр-тие должны окупиться. Отличитй чертой этого принципа яв обычно простое воспроизводство. Содержание принципа самофин-ния заключается в том, что после уплаты всех налогов и других обязательных платежей из прибыли в распоряжении комм орг-ции остаются ср-ва, обеспечивающие расширенное воспроизводство. 3) Заинтересованность в результатах труда вытекает из возможности пр-тия самостоят устанавливать размер оплаты труда и системы мат поощрения своим работникам, сам определять долю чистой прибыли, распределяемую между собственниками. 4) Принцип мат отв-сти означает наличие опред-ой системы отв-сти пр-тия, его собственников и работников за ведение и результаты хоз деят-сти. В соответствии с рос закон-вом пр-я отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, несут мат отв-ность за нарушение договорных, кред-х, расчетных и налоговых обязательств, за продажу товаров, к-рые причиняют вред здоровью граждан. 5) Принцип обеспечения фин-х резервов указывает на целесообразность формир ден-х резервов пред-я для уменьшения риска возникновения фин-х проблем при возможных колебаниях рыночной конъюнктуры. В АО фин резервы формир в законодательном порядке из ЧП. Пр-тия др орг-о-правовых форм создают резервы в соответствии с самостоятельно разработанными учредительными документами. Необходимо отметить, что денежные средства, направляемые в финансовый резерв, не изымаются из оборота, но должны храниться в ликвидной форме. Содержание и задачи фин политики Ф.П – совок-сть принципов, практических форм орг-ий и методов использования фин-в. На практике Ф.П. гос-ва заключается в мобилизации части фин.ресурсов общества в бюджет и их испол-е для выполнения гос-м своих ф-ций, направл. на обеспечение эк.роста, соц.мира и значимости гос-ва в междунар-м сообществе. Типы Ф.П.: 1. классическая. Ее основа-это достижение полной свободы рын. отн-ний 2. планово-директивный. Предполагается жесткий контроль за исполн-м натур. плановых показ-й развития эк-ки. Роль фин-ов, в т.ч. гос-х, вторична. Жесткая централизация и перераспр-е ч/з гос. бюджет большей части фин. ресурсов, создаваемых в эк-ке, ориентация только на внутрен. фин. рес-сы страны. 3. регулирующая. Основ-ся на необх-ти гос. вмешательства в циклич развитие эк-ки с помощью фин-кред. инструментов (бюджет, налоги, % и т.д.) Современная Ф.П. складывается в усл-ях преодоления негативн. последствий планово-директ. экономики в СССР. Приоритетные задачи Ф.П. РФ: 1. формир-е законодат-ва, обеспеч. благоприятный инвест. климат и способств. развитию предприн-ва 2.снижение налогов и повышение эффект-ти налоговой и таможенной сис-мы 3.создание усл-й для развития фин. инфрастр-ры 4. сбалансиров-сть бюдж. сис-мы и повышение ее эффект-ти 5. создание усл-й для интеграции России в мировое сообщество. Ф.П. включает следующие направления: налоговую; бюджетную; ден-кредитную; институциональные преобразования; инвестиционную; соц-ую. Для реализации Ф.П. необходимо: 1.снижение соц-ой напряженности; 2. оздоровление гос фин-сов; 3.восстановление норм-го функционир-я банковской сферы; 4.сбалансированность товар и ден-х потоков; 5.разумное расширение фин-о-эконом-й самостоят-ти регионов в рамках единого федерат-го гос-ва; 6.искоренение фин-х злоупотреблений и коррупции. 1. Важной составной частью Ф.П. является налоговая п.. Она д.б. направлена на создание приемлемых как для гос-ва, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение фин-го положения реального сектора экон-ки. Ее основные задачи: комплексное реформирование налог законод-ва в целях оптимизации налог базы, снижения уровня неплатежей; пересмотр сущ-их налог-х и тамож-х льгот; ведение единого реестра налогоплат-ов; ужесточение налог администрирования; реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и гос внебюджетные фонды. 2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной п. Задачи: введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга; принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в гос собственности, прибыли ЦБ в фед бюджет; реализация программ экономии гос-х расходов; централизация всех доходов и средств фед-го бюджета на счетах органов Фед-го казначейства; проведение ревизии фед цел программ с целью их оптимизации; обеспечение гос монополии на произ-во и оборот алкогольной продукции; 3. Важнейшая задача ден-кредитной п — преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банк системе и стимулир-е организованных сбережений населения. Задачи: реструктуризация банк системы; совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов; сглаживание колебаний курса рубля к ин валютам; пополнение валютных запасов гос-ва и снижение оттока капиталов за границу; активизация закупок добываемого золота для пополнения Гос фонда; усиление таможенного контроля. 4. Большую роль в реализации гос ФП играют институциональные преобразования, к-е вытекают из основных задач гос-ва в обл-и управления. К ним относятся: приобретение акций гос- ом в результате капитализации просроченной налог задолженности орг-ций и их последующая продажа; передача в довер-ое управление пакетов акций, принадлежащих гос-ву; инвентаризация фед недвижимости и создание единого реестра фед-ой собственности; вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства; приватизация пред-й как единого имущ-ого комплекса; развитие конкуренции и повышение эфф-сти функционир-я топливно-энерг комплекса, ж\д транспорта, отрасли связи и ЖКХ; соверш системы и механизмов ценового и тарифного регулир на продукцию 5. ФП имеет соц направленность. Задачи: выплата в полном v текущей зар. пл работникам бюджетной сферы, ден-о довольствия военным, др гос соц трансфертов, выполнение графика погашения задолженности по таким группам из фед бюджета; сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости; упорядочение системы соц льгот и выплат с перенесением основной части гос помощи на малообеспеченные слои населения; регулирование вынужденной миграции. 6. Для реализации ФП особую важность имеет инвестиц-я деят-ть, к-ая включает: повышение роли Бюджета развития РФ как источнику фин обеспечения госй инвест-ой п; создание условий для накопления и инвестирования сбережений населения; развитие ипотечного кредитования; привлечение прямых ин инвестиций. ФП определяет перспективы развития всех секторов эк-ки. Содержание и структура фин. механизма, его роль в реализации финансовой политики. Для реализации ФП, успешного ее проведения в жизнь используется ФМ- совокупность способов орг-ции фин-ых отношений, применяемых общ-ом в целях обеспечения благоприятных условий для эконом и соц развития. ФМ включает виды, формы и методы орг-ции фин отношений Стр-ра ФМ довольно сложна. В нее входят различные элементы, соот-щие разнообразию фин отношений. Для эфф использования фин-в необ-о планир-я и прогнозир-я, нормативное оформление примен-х способов орг-ции фин отнош-й (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью прим-ния различных видов, форм и методов фин отнош. В завис-сти от особ-тей отдел подразделений и на основе выделения сфер и звеньев фин отнош ФМ подразделяется на ФМ пр-тий и хоз орг-ций, страховой механизм, а также механизм функционир гос фин-в. В свою очередь, каждая из этих сфер вкл. отдельные структур. звенья. Н-р, механизм гос фин-в подразд-ся на бюдж-й и механизм функционир. внебюдж фондов. В соотв-и с территор делением можно выделить ФМ гос-ва и местных органов власти. При рассм-нии ФМ с т.з. его воздействия на общ-ое воспроиз-тво выд-ся его функцион. звенья: мобилизация ресурсов, финна-ие, стимулирование и т.д. Необх-ть постоянного согласования составляющих ФМ- важное условием его действенности. Сферы и звенья ФМ отл. степенью сложности и разветвленности отдел. элементов. Н-р, для бюджет. механизма х-на система из многих видов налогов, наличие разнообр. направлений испол-я с-в и методов фин-ния. На пр-тиях опр-тся отношение м\у отд-и формами ден накоплений, распределяется прибыль, формир-я и использ-я фонды. В страх орг-ях развита система резервных фондов. Сочетание элементов ФМ - форм, видов, методов орг-ции фин отнош образует "конструкцию ФМ", к-я приводится в движение путем установ-я кол-ных параметров кажд его элемента, т.е. опр-ния ставок и норм изъятия, v фондов, уровня расходов и пр. Кол-ные параметры и разнообразные способы их опр-ния яв наиболее мобильной частью ФМ. Они чаще подвергаются корректир-е, реагируют на изм. условий произ-ва и задач, стоящих перед общ-м. Деят-сть гос-тва в обл ф-ов осущ-тся по опр-ным правилам, с соблюдением установ норм. Право, яв-сь инструментом оформления и проведения ФП, оказы-т активное, но опосред-ное (через ФП и ФМ) влияние на эконом. развитие. Гос-во устанавливает способы орг-ии фина отношений и фиксирует эти способы в норм-х актах и фин правом. ФМ и ФП тесно связаны с фин правом. Наличие юр норм позволяет установить единые требования во всей фин системе. Фине право является инструментом форм-ния и проведения ФП и оказывает влияние на эконом п-ку. Гос. долг и управление им. Гос-ые и муницип-ые заимствования яв-ся гл. сп-бом покрытия б-тного дефицита. Цель- получение органами власти и органами местного самоупр-ния в свое распоряж-е доп-х фин. ср-в, кот. они могли бы направить на фин-ние мероп-тий, не обеспеч-ных доходами, или осущ-ние программ эк-кого и соц-го развития. Кредиторами м.б. многочисл-е юр. и физ. лица (резиденты и нерезид.), нац. органы власти др. ур-ня, правит-ва ин. гос-в, междунар-е фин. орг-ции. Привлекаемые гос. и муницип. заимствов-я формируют гос. и муницип. долг. В общем виде гос. и муницип. долг можно опр-ить как долговые обязат-ва органов власти и органов местного самоупр-я перед физ. и юр. лицами (рез. и нерез.), ин. гос-вами, междунар-ми организациями и иными субъектами междунар-го права, вкл-яя обязат-ва по предост-ным гос. и муницип. гарантиям. Классификация гос. и муницип. долга: 1.В зав-сти от степени охвата совок-сти обязат-в (по эк-кому пр-ку):- капитальный (вся сумма обязат-в и гарантий, вкл-яя %-ы по обязат-вам)- основной (номинальная стоимость всех обязат-в и гарантий)- текущий (предстоящие выплаты по обязат-вам срок оплаты кот-х наступил) 2. По типу заемщика:- гос. долг РФ- гос. долг субъектов РФ- муниципальный долг 3.По срокам:- краткоср-е (до 1 года)- среднеср. (от 1 до 5 лет)- долгоср. (свыше 5 лет) 4.В России сроки погаш-я долг-х обязат-в ограничены для РФ и субъекта РФ 30 годами, а для муницип. образования – дес-ятью. 5.В зав-сти от рынка заимств-ний, типа кр-тора или валюты заимств-ний:- внутренний долг, - внешний Росс. бю-тное зак-во в основу такого деления долга закладывают признак валюты, в кот. выражены долг. обяз-ва. Однако Междунар. валютный фонд и эк-ки развитые страны проводят деление долга в зав-сти от типа кредитора (резидент и нерез.) и р-ка заимствований (внутр-й или внеш-й р-к). В РФ сейчас действуют 2 вида б-тной класс-ции долгов: 1 -в отн-ни внутр-го долга, 2 -в отн-нии внешнего долга и внешних активов. В составе гос. и муницип. внутр. долга выделяются отд-е его виды по след. пр-кам: 1.В зав-сти от вида займов (целевой заем, гос. внутр. заем, гос. сберегат-й заем). 2. По видам ц.б. (казначейские обяз-ва, гос. краткоср. обл-ции, гос. казнач-е векселя). 3. Недо-финансиров-е из б-та стало основой появления таких самост. видов долгов, зад-сть п/п-ям топливно-энерг-го комплекса и др-м отраслям пром-сти. 4.По ист-кам заимств-ний в составе внутр. долга выделяется. 5.В зав-сти от вида долговой д-сти (гос. гарантии, гос. гарантии предост-ые субъектами РФ, муницип. гарантии).6.По форме долг-х обяз-в (кр-тные соглаш-я и договоры от имени РФ, кред. согл. и договоры от имени субъекта РФ, кр. согл. и дог. от имени муниц. образов-я). Гос внеш. долг и гос. внеш. активы групп-тся по след. пр-кам: хар-р гос. кред. д-сти, субъект кр. д-сти, тип кр-тора или заемщика (долг прав-в ин. гос-в и долг ин. комм. банков и фирм), форма долг-х обяз-в и вид займа. Задачи решаемые в процессе упр-ния долгом: привлечение необх-го объема заимcт-ний для обесп-ния всех фин. обяз-в гос-ва. удержание вел-ны долга на Ур-не обесп-щем сохр-е эк. безоп-сти страны. миним-ция ст-ти долга на основе удлинения срока заим-ний и сниж-я дох-сти гос. и муниц. ц.б-г, перехода на др. р-ки и переключ-я внимания на др. гр-пы инв-ров. сохран-е репутации РФ как первоклас-го заемщика безупречно вып-яя обяз-ва. поддерж-е стаб-сти и предсказуемости р-ка долг-х обяз-в. достиж-е эфф-го и целевого исп-ния позаимств-х ср-в и гарантий. диверсификация долг-х обяз-в по срокам заимст-ия, формам выплаты и др. пар-рам для удовл-ния потребностей разл-х гр-п инв-ров. координация действий фед-х органов гос. власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоупр. на долговом р-ке страны. Т.о. упр-е гос. и муниц. долгом представ-т совок-сть мероп-тий органов гос. власти и органов местного самоупр-я по исп-нию долг-х отн-ний для формирования благопр-х макроэк-х условий развития страны и отд-х ее тер-рий. Различают стратег-ое и оператив-ое упр-ние гос. и муниц. долг ом. Перспективные вопросы упр-ния долгом находятся в компетенции Фед. Собрания РФ, Президента РФ и Правит-ва РФ, законод-х (представит-х) и исполнит-х органов власти субъектов РФ и органов местного самоупр-ния. Оператив-ое упр-е гос. и мун.долгом осущ-ет Прав-во РФ, МинФин РФ, а также ЦБ РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ. Этапы упр-ния долгом: 1. Идет процесс обоснования предельных объемов долга, заимст-й и гарантий, их виды, формир-ются программы заимст-й. 2.Формир-тся программа эмиссии гос. и муниц. ц.б. и опр-ются конкретные пар-ры предстоящих заимст-й и условия, делающие заимст-е привлек-ым для инв-ров. 3.Проводится размещ-е обл-ций и регулир-е котировок по долг. обяз-вам на втор. долг. р-ке. 4.Проведение мероп-тий, необх-сть кот-х опр-тся наличием проблемных долгов или кразисных долг-х ситуаций (переговоры с кр-торами). 5Исполнение первонач-х или скоррект-х графиков платежей по обслуж-ю и погаш-ю долгов. Т.о. под упр-нием гос. и муниц. долгом следует понимать совок-сть мер по регулир-ю его объема и стр-ры, определению условий и осущ-нию новых заимст-й, регулр-ю р-ка заимст-й, реал-ции мер упр-ния проблемными долгами, обслуж-ю и погаш-ю долга, предост-ю гос. и муниц. гарантий, контролю за эфф-вным исп-нием заимст-х ср-в. Методы упр-ния долгом: 1.Административные (конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погаш-я, списание долга, аннулиров-е долга и др.). Характерный момент для адм. подхода-односторонее принятие эмитентом упр-ского реш-я (без получения предварит-го согласия кр-торов). 2. Рыночные (реструктуризация, дорамещение облигаций, выкуп долга, секьюритизация, обмен долга и др.). Хар. момент-переговорный процесс, либо одностороннее принятие реш-я эмитентом и добровольное согласие кредитора. Большое знач-е для повыш-я эф-сти гос. долговой д-сти будет иметь создание единой системы упр-ния гос. долгом РФ. 10. Сущность, задачи, формы и методы фин контроля. ФК– это совок-сть мероп-тий, проводимых спец. органами по проверке фин. и связ. с ними операций и действий гос. органов власти, муницип. образований, пр-тий, учреждений, орг-ций, а также населения. Непоср. предметом контроля выступают: 1.б-тные пок-ли на всех этапах б-тного процесса; 2.фин. пок-ли д-сти орг-ции; 3.налог-е платежи в б-т и внеб-тные фонды; 4.пок-ли, хар-щие ден.- кред. отн-ния; 5.страх. рынок, др. операции и действия, имеющие стоимостную оценку. Цель ФК – это содействие успешной реал-ции фин. п-ки ос-ва и хоз. субъектов, обеспечение эф-сти процесса формир-ния, распред-ния и исп-ния фин. ресурсов во всех сферах эк-ки страны. Осн. задачи ФК: 1. содействие сбалансир-сти м/у потребностью фин. ресурсов и размерами ден. фондов гос-ва и отраслей эк-ки. 2.обесп-е соблюдения действ. фин. зак-ва. 3.обесп-е своеврем-сти и полноты выполнения юр. и физ. лицами налоговых обязат-в перед б-тной с/т и внебюдж. фондами.4.содействие эф-ному и целевому исп-нию ср-в централизов-х и децентрализов-х ден. фондов, а также рациональному расходованию матер. ценностей. 5. выявление резервов роста фин. ресурсов, доходной базы б-тов, прибыли и рентаб-сти пр-тий. 6.обеспеч-е прав-сти ведения бух. учета и отчетности. Меры воздействия на нарушителей фин. дисциплины дел. на: административ-е, уголовные, дисциплинарные и эк-кие (денежные). Для осущ-ния фин. контроля в РФ созданы спец. Контрольные органы. Классификация ФК 1.в зав-сти от субъектов, осущ. контроль:- гос. контроль (проводится органами гос. власти, обеспеч. интересы гос-ва и общества и направлены на все объекты контроля, независ. от их ведомственной принадлежности и формы собственности).- ведомственный (осущ. контрольно-ревизионными упр-ниями министерств, служб и агенств, охват. д-сть подотчетных им пр-тий учреждений и орг-ций. Для него хар-на специализация применит. к отраслевым особ-стям фин.-хоз. д-сти).- внутрихоз-ный контроль (проводится фин.- эк. службами пр-тий и направл. на непрер. наблюдение за эф-стью фин., эк., пр-ной, снабженческой и сбытовой д-сти, выявление внутр. резервов, обесп-е сохранности матер. и ден. ср-в, устранение воровства).- общественный контроль (выполн. неправительств. общ. орг-циями или отдел. физ. лицами на основе добровольности).- правовой контроль (провод. правоохр. органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и др. форм).- гражданский контроль (осущ. физ. лица при налогообложении их доходов и имущества, получение ими доходов в виде з/п, премий, пособий, дивидендов, % и др. форм доходов). 2. по времени проведения:- предварительный (осущ. на стадии состав-я, рассм-я и утв-ния б-тов разных уровней, смет расходов бюдж. учреждений, фин. планов и программ, балансов, фин. ресурсов тер-рий и др. фин.-эк. док-тов и проектов з-нов, способствует предотвращению нецелевого неэф-ного расход-ния фин. ресурсов, выяв-ю резервов роста дох-в и прибыли, позв-ет выбрать наиб. экономичное реш-е при план-нии бюдж. ассигнований ср-в пр-тий и орг-ций на текущие капит. расх-ы).- текущий (в процессе проведения операций)- последующий (по окончании фин. года или отчет. периода) Осн-ми м-дами проведения фин. контроля яв-тся: 1. проверки (доку-ментальные (выезд на само п/п), коммерческая (проверка проводится по месту нахождения контрольного органа).2. обследование 3.анализ. 4.ревизия Виды ревизий: 1.по ведомственной принадлежности (различ. ведомства, внутрихоз-ые) 2.по полноте охвата (*полные и частич.; *комплексн. и тематические.; *сплошн., выбороч. и комбинир.).3.по отн-нию к плану контрольно-эк. раб. (плановые, внеплан. и внезапные работы). 4 по привлекаемым материалам и способам проверки (документ. и фактич.) 5.по очередности использ-ния одних и тех же док-тов (первичные, дополнит. и повторные ревизии) Органы ФК Исполнит. власть осущ-т функции фин. контроля посредством следующих институтов:- Президент РФ- Институт - Гл. контрольн. управление админ-ии президента РФ- Правит-во РФ- Мин. Фин. РФ 1. департамент гос. фин. контроля и аудита, 2департамент страх. Надзора, 3глав. управление фед. казначейства и его террит-ные органы субъектов РФ, 4.контрольно-ревизионное упр-ние МинФина России, субъектов РФ. - Фед. казначейство- Фед служба по налогам и сборам- Фед таможенная служба- Счетная палата РФ- ЦБ РФ «Деньги. Кредит. Банки» Ф-ии и законы кредита 1) Перераспред-ая функция: перераспред-е ссуженной ст-ти. Оно может проис-ть по территор-му и отрасл-у признакам. В кр-ые отн-ия могут вступать разл-е орг-ции и лица независимо от их месторасп-ия. Для кр-а не имеет значения распол-ие друг от друга кр-ра и заемщика. Передача временно высвобод-ся ст-сти во временное пользование, т.е. вещных прав на нее (право распоряжения и владения, кроме собстенности, т.к. заемщик польз-ся чужими д-гами 2) Замещение дейст-х денег кредитными. В соврем-м кр-ном хоз-ве созданы необход-е усл-я для такого замещения. Перечис-е д-г с одного счета на др- в связи с безнал-и расчетами за товары и услуги, зачет взаимной задол-ти, перечис-е только сальдо взаимных зачетов дают возмож-ть сократить нал—ден-е платежи, улучшить структуру ДО. 3) Экономия издержек обращения: 1. На микроур-е – если бы не было кр-а, то произ-ли производя товар и не имея возмож-ти продать д.б. ожидать когда его купят = поцесс умень-ся и останов-ся, т.о., при кр-е можно эк-ть издержки. 2. на макроур-е, если бы кр-ты не выдавались, но потреб-ть есть = гос-ву нужно было напечатать ту сумму на кот-ые кр-ы не выданы = гос-во тоже эк-т часть своих расх-ов. 4) Концентрация и централиз-я – капитал конц-ся в опред-х местах благодаря кр-у – в Банках. 5) Стимулирование развития товарного проз-во – продолжение 3 ф-ции на микроур-е 6) ускорение Научно-тех-го прогресса. в науке самый продолжит процесс (разработка того чего нет) и нет соб. ср-в = необ. кр-х ресурсов. 7) реугирующая – ставка рефин-я 8) стимулир-щая 9) контрольная – оцнка кредитосрособности, платж-сти и др. Законы: 1) З-н сохр. ссуж. ст-ти – реализ благодоря наличию ссд. %, к-рый позволяет по окончанию кр- х отн-ний не просто вернуть ссуженную ст-ть, но и полностью обеспечить ее инфляционное удешевение, т.е. ничего не потерять. 2)З-н возвратности кр-а – реализ-ся благодаря наличию в кр-х отн-ях различных форм обеспечения, позволяющих кр-у при любых условиях полностью компенсировать свои расходы (договор, залог) 3) З-н равновесия – реализ. этого з-на предусматривает, что эфф-ное функционирование кр-х отношений возможно лишь в том случае, если кол-во временно свободных ср-в у одних лиц будет приблиз = потребности в заем. ср-х у др. лиц.
Чек, его сущность и виды При расч-х Ч-и владелец счета (Ч-датель) дает письм-ое распор-ие банку, выдав-у рас-ые ч-и, уплатить опред-ю сумму д-г, указ-ю в ч-е, получ-ю ср-в (ч-держателю). Впервые чек появ. в 1780 в Англии. Ч-и испол-тся как физ, так и юр лицами, выст-т плат-ым ср-вом и м-ут прим-ся при рас-х во всех случаях, предусм-х зак-ми РФ. Не допуск-ся расчеты ч-и м\у физ лицами. Допус-ся прием ч-в во вклады граждан на их лицевые счета в банках на усл-ях, опред-х банком-эмитентом или банком-корреспон-ом. Чек удобен для расч-в в случ-х: когда плател-к не хочет совер-ь платеж до получ-я товара, а поставщик – перед-ть товар до полу-я гарантии платежа; когда прод-ц заранее не известен. Расч-й чек, эмитир-й рос-м банком, имеет хождение только на терр-и РФ. Чек служит цен бум-й яв-ся разновидностью переводного в-я. Бланки чеков яв-я бланками строгой отчет-ти. Чек д.б предъя-н к оплате в учреж-е банка в теч-е 10 дней, не считая дня его выдачи. Приобр-я товар или получая услуги, пр\е (ч\з полном-го представ-я) выпис-т расч-й чек и передает его постав-у-получ-ю ср-в (рис). Ч-и, поступ-е в платеж, д сдаваться ч-держателем в банк на след- день со дня выписки. После проверки правил-ти реквизитов чеков и соблюд-я сроков их действия банк зачисляет сумму, указ-ю в чеке, на счет получ-я ден-х ср-в, списав ее со счета, на к-ом депонированы ср-ва, или с расч-го или ссудного счетов (если книжка выдана под гарантию банка). 1 – покуп-ь напр-т в банк заяв-е на выдачу чек-й книжки; 2 - банк выдает ему чек-ю книжку (или раз-й чек); 3 – отгр-ка тов-а или оказ-е услуг; За - оплата тов-а чеком; 4 – постав-к предъяв-т чек в банк к опл-е и посл-й спис-т ср-а со счета покуп-я и зачис-т их на счет постав-ка Чеки делят на именные, ордерные, предъявит-е. Платеж по именному м.б. совершен только в пользу лица, указ-о в ч-е, по ордерному - как в пользу лица, указ-го в чеке, так и по его приказу (оформ-у на обороте чека) др-у лицу, по предъявит-у - в пользу люб-о лица, предъяв-о чек в банк. Именные -передаче не подлежат. Предъявит-е – м-ут переда-ся др-у лицу путем прос- вручения, орд-е - путем офор-я передаточной надписи (индоссамента). Эти чеки яв-ся денежными. Наряду с ними сущ-ют расчетные чеки, кот использ-ся для безналичных расчетов. Особен-ти чеков: абстрактный хар-р(нет назначения его использ-ния, безусловный хар-р – обяз-ва по чеку юр факт от к-го нельзя отказываться; ден. обяз-во, письм-й документ, строго обяз-ые реквизиты (наименван чек.,дата, место выдачи, обазнач. плательщ-а, счет, подпись чекодат-я, сумма), ответ-ть, плательщик-банк. В России «Положение о безнал-х расчетах» (1992 г.): ч-дателю запрещен индоссамент ч-а; ч-датель не м передать ч-и постав-у путем индоссамента; треб-ся обяз-но предварит-е депонирование че-дателем ср-в на отд-м счете. Банки выпустившие ч-и несут ответ-ть перд ч-дателам. Формы и виды кредита Выдел. 3 формы кр-та: товарная (продажа в рассрочку при аренде имущества); денежная, комбинированная (при приобретении оборудования в лизинг). Под видами кр-та понимаются различные проявления ссудных отношеий, отлич-ся др от др суб-ми кр-тования. Банковский кредит (БК) – кр-т, предотс-й банками и др. ден. субъектами заемщикам в виде ден. ссуд. Кредиторы – специализ. кред-фин. орган-и, им. лицензии ЦБ на осущ. соотв. операций. Инструмент кр. отнош-й – кр. договор. Доход – ссудный %, ставка кот. опред-ся соглаш-м сторон с учетом средн. нормы на данн. период. Для БК характерно: 1.предостав-мые кр-рам заемщику ресурсы чаще всего не явл. его собствен-ю, а лишь врем-о нах-тся в его распоряжении. 2.БК явл. инструм-м для извл-ия прибыли всеми субъектами кр-х отн-ий 3.БК имеет общемировую сферу применения 4.данный вид кр-х отн-ий имеет строго централиз-ый хар-р, поск-ку процесс кр-ния регулируется гос-ом в лице ЦБ по разл-м критериям Класс-ция: 1) по срокам предоставления: - краткоср (до1 года) - среднеср (от 1 до 1,5 лет)- долгоср (св 5 лет)- бесср (онкольный)(д.б возвращен по 1у треб-ию кр-а) 2) по сп-м предоставления: - единовреые - в рассрочку 3) по сп-бу погашения: - единоврем-м платежом - в рассрочку 4) по сп-бу взывания ссуд % - 1.% изымается полн-ю по окон-ю срока кр-ния- 2.% изымается рав-ми частями в теч-и всего периода кр-ия, -3.% удерж-тся единовр-но при пред-нии ссуды5) по обеспеченности:- доверит-е ссуды(единственная форма обеспеч-я – кр. договор)- обеспеченные ссуды (обеспеч-е - залог, ценн. бумаги, недвиж-ть)- ссуда под фин. гарантию 3х лиц. Комм-й кр-т ( КК) – пред. собой форму взаимоотн-й м/у кр-ом и заемщиком, в ходе кот. кр-р предст-ет заем-ку товары с отср-ой платежа за них. Для данной формы хар-ны след. черты: 1.она явл. историч 1ой формой кр-ых взаимоотн-ий, 2формой его осуществ. всегда явл. товар, 3.если гл целью банк-го кр-та явл. получение прибыли, то у КК - ускорение товарооб-та 4.сфера применения КК уже, чем банк-го к., 5.отн-ния по поводу КК носят децентрал-ый х-ер, 6 если БК док-но оформляется кр-ным дог-ом, то КК оформляется векселем, 7. величина ссудного % по КК всегда ниже, а в усл-ях стабильной эк-ки КК бес%. Гос-ный кр-т пред-ет собой с-му эк. отн-ний по поводу врем-но заимств-ия ссудной ст-сти, в кот. одним из участников обязательно явл. гос-во, выступая в кач-тве заемщика, либо кр-ра, либо гаранта. Будучи кр-ром, гос-во ч/з ЦБ или казначейскую с-му осущ-т кр-ние: - приоритетных отраслей, - коммерч. банков и др. кр. учреждений на рынке межбанковских кредитов. Международныйкредит, гла-ми отличит-ми признаками кот. явл. наличие среди субъектов кр-ния 1 представителя ин-ого гос-ва (отдельные ЮЛ, правительства гос-в, м/ународн. фин. институты (МВФ, Европ. банк реконструкции и развития…), 2-м признаком дан. вида явл. испол-ие в кач-ве кр-х ресурсов инвалюты. Потребительский кредит, кот. испол-ся при цел-м кре-нии ФЛ в товарн. или ден. форме (ростовщический, потреб-ий, личный) По видам кр-т классиф-cя по организац.-экономич. признакам: 1.в завис-ти от срока оплаты ссуды (краткоср., среднеср., долгосрочн.) 2.от обьекта кр-ния 3.от отраслевой особ-ти 4.обеспеченности 5.платности за использование.
Принципы и объекты кр-ния Возвр-ть кр-а - выражает необх-сть своеврем-го возврата получ-х от кр-ра фин-х рес-в после завершения их испол-ия заемщиком. Он находит свое прак-кое выражение в погашении конкр-й ссуды путем перечис-я соотв-щей суммы ден-х ср-в на счет предостав-й ее кр-ой орг-ции (или др кр-ра), что обеспеч-т возобнов-ть кред-х ресурсов банка как необх-го условия продол-я его уставной деят-ти. Срочность кр-та - необх-сть его возвр-а не в др прием-ое для заем-ка время, а в точно опр-ый срок, зафиксир-й в кр-ом дог-ре. Наруш-е указ-го усл-я яв-ся для кр-ра дост-ным основ-ем для примен-я к заем-у эконо-х санкций в ф-ме ув-ия взимаемого %, а при дальн-й отсрочке (у нас-свыше 3х мес)- предъяв-я фин-х треб-ий в суд-м поря-ке. Частич-м исключ-м из этого прав-а яв-тся так наз-ые онкольные ссуды, срок погаш-я к-х в кр-ном дог-е изнач-но не опр-тся. Платность кр-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.163 (0.018 с.) |