Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники, виды и основные направления использования фин-х ресурсов

Поиск

ФР – дох-ы и поступления субъектов хозяйствования и гос-ва в лице его органов, к-ые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Именно фин-сы позволяют отделить категорию фин-в от категории цены и др стоимостных категорий. ФР яв-ся мат-но – веществ-м воплощением самих фин-х отнош-й. ФР, выступая в ден-ой форме, отличаются от др-х ресурсов. Они относительно обособлены в своих фун-ях, поэтому сущ-ует необходим-ь в обеспечении увязки ФР с др.

Фин-ы воздействуют на общ-ое воспроиз-тво в след-х направлениях: фин-ое обеспечение воспроиз-ого процесса; фин регулир-е эконом-х и соц процессов; фин-ое стимулирование эк-ки. Воспроизв-ые затраты — уставный фонд, в к-м выделяются основные и оборотные ср-ва. Для покрытия затрат необходимы д-ги.

Для расширения производства, увеличение капмтало надо привлекать доп-е ресурсы. Фин-е источники делятся на: 1)источники, к-е действуют на макроуровне (гос-тво); 2)источники, к-рые действуют на микроуровне (пр-е). Самый важный источник ФР — ст-сть ВВП (Ст-сть товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях эк-ки и предназн-х для конечного потребления, накопления и экспорта. 3 метода расчета ВВП: При расчете производ-ым методом ВВП предст собой разность м\у выпуском товаров и услуг в целом по стране, с 1 стороны, и промежуточным потреблением - с др, или как сумма добавл-х ст-стей, создаваемых в отраслях эк-ки. При этом объемы добав-й ст-ти рассчит-тся в ценах, не вкл-щих налоги на продукты, но вкл-щих субсидии на продукты. При расчете в рын ценах добав-тся чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты и на импорт. ВВП по методу исп-вания - это сумма расходов всех эконом секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт. ВВП по методу форм-ания - по источникам доходов не является самост-ным, поскостраны), к-й состоит (капитал + з.п. + прибыль). З.п.,+ прибыль -основные источники ФР на макроуровне.

Элемент З.п., яв-сь личным дох-м трудящегося, з.п., выступает в качестве источника ФР по 3-ем направл-м: а)налоги (из з.п. должны выплачиваться); б)страх платежи; в)прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.) Элем. Прибыль- прибавочная ст-ть. Яв-ся осн-м источ-м ФР.

Источники ФР на макроуровне:

1. ВВП 2. Доходы от внешнеэкономической деят-сти (сейчас наши статист-е органы переходят к системе нац-ых счетов (СНС), к-ая помогает найти ВВП, НД и т.п.).3. Нац-ое богатство. 4.Привлеченные (заемные) ресурсы.

Источники ФР на микроуровне:

1. Источники соб-ых ФР (н-р, выручка дает возможность формировать ресурсы пр-я):Внешняя эк-я Дея-ть пр-тия; Богатство пр-ия (станки и пр., т.е. все, что можно продать). 2. Ср-ва пр-тия, к-ые приравниваются к собст-ым (это ср-тва пр-тия, к-ые ему не принадлежат, но находятся в его распоряжении): зарплата (выступает в форме устойчивых пассивов); отпускные деньги (начисляются, но находятся в распоряжении пр-ия).3.Привлеченные ср-ва (это ср-ва, к-ые мобилизуются пр-ем на фин-ом рынке – (РЦБ), ссудных капиталов и т.п.): заемные средства;путем продажи акций и облигаций.4. Источники, к-рые получают пр-тия в порядке перераспределения ср-тв: от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета; страховые возмещения (способ перераспределения ср-в).

Основные виды ФР на макроуровне: Кредиты МВФ и др международных орг-ций, + внутренние кредиты ЦБ. Налоги. Отчисления во внебюджетные фонды. Платежи населения в местный бюджет. Прочие.

Основные виды ФР на микроуровне: Прибыль. Амортизация. Кред-ые инвестиции. Страх-е возмещения. Выручка от реализации выбывшего имущества. Устойчивые пассивы. Мобилизация внутр-х ресурсов в строит-ве. Паевые и другие взносы членов товариществ и кооперативов. Доходы от продажи собственных ц. бумаг. ФР по перечислению от вышестоящих структур. Бюджетные субсидии. Прочие.

Фин-е ресурсы делятся на:

1)централизованные (выступают в форме бюджетных и внебюдж фондов и обеспечивают потребности воспроизводства на макроуровне (н-р, бюджет)).2) децентрализованные (формируются у субъектов хозяйствования и используются на расширение произ-ва (оказ-е услуг) и удовлетворение соц- культ-х потребностей работников пр-я.

Они направляются на следующие цели: a) капиталовложения; b) увеличение оборотных ср-тв; c) фин-ние НТП;d) проведение природоохранных мероприятий; e) обеспечение потребностей соц х-ра (жилищный фонд, сфера дошкольных учреждений, оздоровительные лагеря, дома культуры); прочие аналогичные цели. Различают источники и виды ФР. Сущ-ет 5 случаев высвобождения ФР из себестоимости: 1-й: при ускорении оборачиваемости; 2-й: при сокращении произ-ва; 3-й: при сокращении запасов; 4-й: при сокращении материалоемкости; 5-й: замена соб-х ср-в заем.

Существует четыре источника ФР из зар.пл: налоги в бюджет и внебюджетные фонды; уплата страховых взносов; покупка цен. бум; Хранение ср-в на счетах в банках.

Прибыль выступает источником ФР в полном объеме. Сущ-т 7 направлений расходов ФР: кап-е вложения; прирост оборотных ср-в;пр мат-е затраты; резервы; соц-культ-е потребности; ден-е выплаты населению; помощь др странам.

Резервы – часть ФР, к-я предназначена для фин-ния потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Страх резервы – часть ФР, направленная на возмещение ущерба по страховым случаям. Страх-е фин-е резервы – финна-е резервы страх компаний. Эти резервы необходимы, когда текущих средств не хватает на выплаты.

Содержание и задачи фин политики

Ф.П – совок-сть принципов, практических форм орг-ий и методов использования фин-в.

На практике Ф.П. гос-ва заключается в мобилизации части фин.ресурсов общества в бюджет и их испол-е для выполнения гос-м своих ф-ций, направл. на обеспечение эк.роста, соц.мира и значимости гос-ва в междунар-м сообществе.

Типы Ф.П.: 1. классическая. Ее основа-это достижение полной свободы рын. отн-ний 2. планово-директивный. Предполагается жесткий контроль за исполн-м натур. плановых показ-й развития эк-ки. Роль фин-ов, в т.ч. гос-х, вторична. Жесткая централизация и перераспр-е ч/з гос. бюджет большей части фин. ресурсов, создаваемых в эк-ке, ориентация только на внутрен. фин. рес-сы страны. 3. регулирующая. Основ-ся на необх-ти гос. вмешательства в циклич развитие эк-ки с помощью фин-кред. инструментов (бюджет, налоги, % и т.д.)

Современная Ф.П. складывается в усл-ях преодоления негативн. последствий планово-директ. экономики в СССР.

Приоритетные задачи Ф.П. РФ: 1. формир-е законодат-ва, обеспеч. благоприятный инвест. климат и способств. развитию предприн-ва 2.снижение налогов и повышение эффект-ти налоговой и таможенной сис-мы 3.создание усл-й для развития фин. инфрастр-ры 4. сбалансиров-сть бюдж. сис-мы и повышение ее эффект-ти 5. создание усл-й для интеграции России в мировое сообщество.

Ф.П. включает следующие направления: налоговую; бюджетную; ден-кредитную; институциональные преобразования; инвестиционную; соц-ую.

Для реализации Ф.П. необходимо: 1.снижение соц-ой напряженности; 2. оздоровление гос фин-сов; 3.восстановление норм-го функционир-я банков­ской сферы; 4.сбалансированность товар и ден-х потоков; 5.разумное расширение фин-о-эконом-й само­стоят-ти регионов в рамках единого федерат-го гос-ва; 6.искоренение фин-х злоупотреблений и коррупции.

1. Важной составной частью Ф.П. является налоговая п.. Она д.б. направлена на создание приемлемых как для гос-ва, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение фин-го поло­жения реального сектора экон-ки. Ее основные задачи: комплексное реформирование налог законод-ва в целях оптимизации налог базы, снижения уровня неплатежей; пересмотр сущ-их налог-х и тамож-х льгот; ведение единого реестра налогоплат-ов; ужесточение налог администрирования; реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюд­жет и гос внебюджетные фонды.

2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной п. Задачи: введение экспортных пошлин в целях обеспечения об­служивания и погашения внешнего долга; принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в гос собственности, прибыли ЦБ в фед бюджет; реализация программ экономии гос-х расхо­дов; централизация всех доходов и средств фед-го бюджета на счетах органов Фед-го казначейства; проведение ревизии фед цел программ с целью их оптимизации; обеспечение гос монополии на произ-­во и оборот алкогольной продукции;

3. Важнейшая задача ден-кредитной п — преодо­ление банковского кризиса, восстановление доверия к банк системе и стимулир-е организованных сбережений населения. Задачи: реструктуризация банк системы; совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов; сглаживание колебаний курса рубля к ин валютам; пополнение валютных запасов гос-ва и снижение оттока капиталов за границу; активизация закупок добываемого золота для пополнения Гос фонда; усиление таможенного контроля.

4. Большую роль в реализации гос ФП играют институциональные преобразования, к-е вытекают из основных задач гос-ва в обл-и управления. К ним относятся: приобретение акций гос- ом в результате капитали­зации просроченной налог задолженности орг-­ций и их последующая продажа; передача в довер-ое управление пакетов акций, принадлежащих гос-ву; инвентаризация фед недвижимости и создание единого реестра фед-ой собственности; вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства; приватизация пред-й как единого имущ-ого комплекса; развитие конкуренции и повышение эфф-сти функциони­р-я топливно-энерг комплекса, ж\д транспорта, отрасли связи и ЖКХ; соверш системы и механизмов ценового и тарифного регулир на продукцию

5. ФП имеет соц направленность. Задачи: выплата в полном v текущей зар. пл ра­ботникам бюджетной сферы, ден-о довольствия военным, др гос соц транс­фертов, выполнение графика погашения задол­женности по таким группам из фед бюджета; сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости; упорядочение системы соц льгот и выплат с пе­ренесением основной части гос помощи на малообеспеченные слои населения; регулирование вынужденной миграции.

6. Для реализации ФП особую важность имеет инвестиц-я деят-ть, к-ая включает: повышение роли Бюджета развития РФ как источнику фин обеспечения госй инвест-ой п; создание условий для накопления и ин­вестирования сбережений населения; развитие ипотечного кредитования; привлечение прямых ин инвестиций.

ФП определяет перспективы развития всех секторов эк-ки.

Содержание и структура фин. механизма, его роль в реализации финансовой политики.

Для реализации ФП, успешного ее про­ведения в жизнь используется ФМ- совокупность способов орг-ции фин-ых отношений, применяемых общ-ом в целях обеспечения благоприятных условий для эконом и со­ц развития. ФМ включает виды, формы и методы орг-ции фин отношений

Стр-ра ФМ довольно сложна. В нее входят различные элементы, соот-щие разнообразию фин отношений. Для эфф использования фин-в необ-о планир-я и прогнозир-я, норматив­ное оформление примен-х способов орг-ции фин отнош-й (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью прим-ния различных видов, форм и методов фин отнош.

В завис-сти от особ-тей отдел подразделений и на основе выделения сфер и звень­ев фин отнош ФМ подразделяется на ФМ пр-тий и хоз орг-ций, страховой механизм, а также механизм функционир гос фин-в. В свою очередь, каждая из этих сфер вкл. отдельные структур. звенья. Н-р, механизм гос фин-в подразд-ся на бюдж-й и механизм функционир. внебюдж фондов. В соотв-и с территор делением можно выделить ФМ гос-ва и местных органов власти. При рассм-нии ФМ с т.з. его воздействия на общ-ое вос­произ-тво выд-ся его функцион. звенья: мобилизация ресурсов, финна-ие, стимулирование и т.д. Необх-ть постоянного согласования составля­ющих ФМ- важное условием его действенности.

Сферы и звенья ФМ отл. сте­пенью сложности и разветвленности отдел. элементов. Н-р, для бюджет. механизма х-на система из многих видов налогов, наличие разнообр. направлений испол-я с-в и методов фин-ния. На пр-тиях опр-тся отношение м\у отд-и формами ден накоплений, распределяется прибыль, формир-я и использ-я фонды. В страх орг-ях развита система резервных фондов.

Сочетание элементов ФМ - форм, ви­дов, методов орг-ции фин отнош образует "конструкцию ФМ", к-я приводится в движение путем установ-я кол-ных параметров кажд его элемента, т.е. опр-ния ставок и норм изъ­ятия, v фондов, уровня расходов и пр. Кол-ные параметры и разнообразные способы их опр-ния яв наиболее мобильной частью ФМ. Они чаще подвергаются корректир-е, реагируют на изм. условий произ-ва и задач, стоящих перед общ-м.

Деят-сть гос-тва в обл ф-ов осущ-тся по опр-ным правилам, с соблюдением установ норм. Право, яв-сь инструментом оформления и проведения ФП, оказы-т активное, но опосред-ное (через ФП и ФМ) влияние на эконом. развитие.

Гос-во устанавливает способы орг-ии фина отношений и фиксирует эти способы в норм-х актах и фин правом. ФМ и ФП тесно связаны с фин правом. Наличие юр норм позволяет установить единые требования во всей фин системе. Фине право является инструментом форм-ния и проведения ФП и оказывает влияние на эконом п-ку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.85 (0.007 с.)