Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение «Как вызвать в самом себе большое искреннее чувство»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для этого упражнения вам понадобится зеркало. Разместите его перед собой, расположив его так, чтобы видеть лицо и плечи. Посмотрите внимательно на свое лицо, как будто изучаете его впервые. Обратите особое внимание на симметричность левой и правой половин лица. Если выражения этих половинок не стыкуются, постарайтесь их согласовать. Дело в том, что их асимметрия часто свидетельствует о наличии внутренних конфликтов и депрессивных состояний. Затем переходите к мимическому выражению эмоций. Попробуйте сначала внешне изобразить различные эмоциональные состояния, соответствующие базовым — радость, печаль, гнев, страх, — каждое не менее пяти минут. Чтобы облегчить себе задачу, можете вспоминать соответствующие эпизоды из жизни. Произносите вслух реплики, соответствующие воображаемой ситуации, при этом внимательно следите, как меняется звучание вашего голоса. Если какие-либо внешние или внутренние ограничения мешают вам сделать это, можете попробовать произнести их мысленно, проговаривая про себя: важно представлять именно диалог, как бы разговаривая со своим отражением. Следите также за внутренними ощущениями. Наблюдайте за своим лицом, внимательно отслеживая изменения мимики, выражения глаз до тех пор, пока не почувствуете, увидите, услышите — словом, убедитесь, что вжились в нужное состояние. Можете поэкспериментировать, чтобы найти наиболее легкий для вас, обходящий внутренние ограничения вариант подобной работы. Можете попробовать закрыть глаза и мысленно представить зеркало и свое отражение в нем. Можете найти партнера, который будет выслушивать вас, подсказывать и направлять ваше внимание. Суть упражнения. Помимо художественно-артистического аспекта, свойственного близким к психотерапии техникам актерского мастерства, упражнение имеет аспект физиологический. Ощущения, поступающие в мозг от лицевых (мимических) мышц, а также наблюдение выражения лица в зеркале — обратная лицевая связь — являются одними из важнейших психофизиологических механизмов эмоций. Поэтому особое внимание при выполнении упражнения необходимо обращать именно на эту обратную связь, или синхронность изменения ощущений на лице и отдаленных ощущений, связанных с эмоциями, в других участках тела. Упражнение «Клин клином вышибают» Усовершенствованная версия предыдущего упражнения, несколько приближенная к реальной жизни: выработка навыка смены отрицательной эмоции противоположной. Используйте опыт, полученный при выполнении предыдущего упражнения. Выберите одну положительную эмоцию, вживание в которую в предыдущем упражнении удалось вам легче всего. Вызовите неприятную эмоцию, и как только ощутите, что неприятные чувства начнут вас наполнять, вызовите положительную эмоцию. Проделайте это несколько раз подряд; постепенно вам удастся ускорить темп. Проработайте подобным образом различные отрицательные эмоции. Усложненный вариант упражнения «Клин клином вышибают» Находясь в спокойном, уравновешенном состоянии, представьте некоторую волнующую вас ситуацию, ожидаемую в будущем, — не только повторяя привычные словесно оформленные мысли, но и представляя соответствующие эпизоды в виде мысленных зрительных образов, представляя себя поочередно в роли актера или зрителя виртуального театра. Замечая проявления тревоги, других негативных эмоций, вспомните свои ранее отрепетированные положительные эмоции. Добившись нормализации эмоционального состояния, вернитесь к представлению эпизодов воображаемого спектакля, на этот раз выступая в роли режиссера и драматурга, меняя по собственному усмотрению сценарий происходящего действия — так, чтобы это удовлетворяло вас в наибольшей степени. При этом можете представлять себя не в роли непосредственного участника происходящих на мысленной «сцене» событий, а наблюдать за ними как бы со стороны — из зрительного зала или с режиссерского места. Запомните соответствующее собственное внутреннее состояние и вспоминайте его в дальнейшем, при реальных событиях, связанных с мысленно отрепетированными вами сценами. Суть упражнения. Техника мысленной репетиции направлена на события, которые ожидаются в будущем. Таким же образом можно мысленно репетировать и прошлое, соответственно его перестраивать и совершенствовать. В психотерапии подобные техники носят название реимпринтинга (изменение личной истории) и т. п. При этом изменение отношения человека к собственному прошлому помогает ему изменить как свое самочувствие в настоящем, так и поведение в будущем. Это полезно для снятия тревоги, фобий, расширения репертуара поведенческих навыков. Подобная техника помогает также избавляться от привычных негативных мыслей, вследствие которых человек разжигает отрицательные эмоции. В повседневной жизни эта техника может оказать действенную помощь в нормализации эмоционального состояния в экстренной ситуации, если навык вызывания желательной эмоции доведен до автоматизма. Для этого приятная эмоция должна быть ассоциирована с конкретными привычными воспоминаниями, становящимися рефлекторными «якорями» (мыслями, образами, ощущениями), позволяющими «заякорить» нужное состояние прочно и глубоко, чтобы потом восстановить его достаточно быстро в необходимый момент. Упражнение «Марионетка» Это упражнение желательно повторять в различных жизненных ситуациях, особенно когда вы находитесь в обстановке, вызывающей у вас негативные эмоции. Попробуйте представить, как будто ваше собственное Я, контролирующее мысли, движения и эмоции, находится вне тела. При этом тело живет и движется чисто механически, как автомат, управляемый извне. Можете представить, что ваше Я наблюдает за собственным телом как бы со стороны (обычно сверху). Невидимые нити, идущие от этого центра, управляют вашими движениями, невидимые кнопки — эмоциями. При этом как телесные, так и душевные движения становятся отстраненными от вашего Я, переживаются как нечто искусственное, как будто это происходит не с вами, а с кем-то другим. Запомните это состояние, в котором вы можете ощущать физические проявления эмоций, не отягощенные их психологической составной частью, отделенные от переживаний (в этом и заключается эффект диссоциации), чтобы использовать его в дальнейшем. Проживите в этом состоянии несколько минут, затем вернитесь в собственное тело (ассоциируйтесь с ним), чтобы в прямом смысле вновь ощутить полноту переживаний. Впоследствии можно использовать полученные навыки для того, чтобы в обстановке накала эмоций быстро успокоиться с помощью диссоциации, разделения осознавания своего тела и осознавания собственного Я. Так, как будто некоторое время, обычно несколько минут, тело и сознательное Я живут сами по себе: тело отдыхает от собственного Я, а наше Я — от тела. А после короткого отдыха они вновь объединяются. Впрочем, и здесь необходимо избегать крайностей. Можно отдохнуть от эмоций на время, но не стоит пытаться забыть о них навсегда. Суть упражнения. К сожалению, порой люди стремятся вычеркнуть эмоции из своей жизни — так, чтобы действовать всегда расчетливо и жить бесстрастно, руководствуясь лишь голосом рассудка. Если человек слишком долго находится в диссоциированном состоянии, вытесняет эмоциональные ощущения, как бы забывает о собственном теле и его эмоциональной жизни, это может породить душевную черствость и эмоциональную глухоту, на психологическом языке именуемую алекситимией. И здесь в очередной раз мы убеждаемся в том, что крайности вредны: как избыток эмоций, так и их недостаток приводят к болезням. Если в первом случае срыв проис- ходит быстро и человек замечает его связь с перенесенным стрессом, то во втором все происходит как будто скрыто, исподволь. Болезнь оказывается отложенной и развивается по мере накопления вытесненных, «замороженных» эмоций, которые «мстят» отторгающему их сознательному Я в форме разнообразных психосоматических симптомов. Решение проблемы заключается в том, чтобы найти ту «золотую середину», или динамическое, подвижное нейтральное состояние, которое позволяет человеку мирно уживаться с собственными эмоциями, сохранять душевное равновесие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.70.11 (0.007 с.) |