Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплексно-автоматизированный, когда все операции строительно-монтажного процесса выполняются и управляются с помощью машинСтр 1 из 36Следующая ⇒
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основные понятия Комплексная механизация строительства является одним из основных направлений технического прогресса, которое обеспечивает развитие производительных сил и служит материальной основой для повышения эффективности строительного производства. Комплексная механизация строительства это процесс полного оснащения строительства машинами и средствами механизации и автоматизации строительства. Основная цель механизации строительства — повышение эффективности и производительности труда, освобождение человека от выполнения тяжелых, трудоемких и утомительных операций, снижение стоимости строительства. Комплексная механизация строительства это механизация основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, в результате чего исходное сырье, материалы и т.д. превращаются в готовый материал, изделие, здание, сооружение, объект и т.д. Основные процессы — это собственно процессы превращения исходного сырья, материалов, полуфабрикатов в строительные материалы, изделия. Это монтаж (возведение) здания, сооружения, объекта. Вспомогательные процессы — это процессы, обеспечивающие эффективное выполнение основных процессов. Это транспортировка, погрузка и разгрузка сырья, материалов, изделий. Часто вспомогательные процессы являются составной, неотрывной частью основного процесса. Обслуживающие процессы — это процессы, обеспечивающие надежное и эффективное выполнение основных и вспомогательных процессов. Это техническое обслуживание, ремонт, энергоснабжение и т.п. основных и вспомогательных процессов. Комплексная механизация строительства имеет свои специфические особенности: - сочетание непрерывности технологического процесса с цикличностью работы отдельных машин, комплектов (комплексов) машин; - сочетание самых разнородных операций в технологическом процессе, например, разработка грунта, транспортирование, уплотнение... - стохастический характер воздействия окружающей среды (грунт, дорожные условия, климат...) на функционирование средств механизации; - неполнота информации, как об объекте работы, так и об условиях работы средств механизации; - сильная взаимосвязь основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, машин, комплектов и комплексов машин. Так, несовершенная, система технического обслуживания средств механизации может существенно повлиять на эффективность функционирования средств механизации;
- постоянное изменение местонахождения и условий работы средств механизации, автоматизации строительства; - постоянное совершенствование объектов строительства, технологических процессов и средств механизации и автоматизации строительства; -эффективность функционирования средств комплексной механизации связано с необходимостью сбора, переработки и анализа большого объема информации. Например, информация, связанная с надежностью работы всех средств механизации; - большое разнообразие объектов, условий и средств механизации строительства требует еще большего разнообразия методов и способов комплексной механизации - требует привлечения современных методов экономико-математического моделирования, оптимизации и электронно-вычислительной техника. Механизация строительства - это замена ручного труда в строительстве машинами и механизмами. Основная цель механизации строительства - повышение производительности труда и освобождение человека от выполнения тяжелых, трудоемких и утомительных операций, снижение стоимости строительства. Механизация строительства является одним из главных направлений технического прогресса, обеспечивает развитие производительных сил и служит материальной основой для повышения эффективности строительного производства, развивающегося в настоящее время интенсивным путем. В зависимости от степени оснащения механизируемого процесса различают частичную и комплексную механизацию строительного производства. При частичной механизации строительства механизируются только отдельные технологические операции или виды работ, главным образом, наиболее трудоемкие, при сохранении значительной доли ручного труда, особенно на вспомогательных работах. Например, при выполнении погрузочно-разгрузочных работ в строительстве часто необходим стропальщик, обеспечивающий фиксацию груза или его освобождение.
В настоящее время выделяют пять основных способов превращения исходных продуктов в готовое изделие, конструкцию, объект и т.д.: ручной, когда все операции строительно-монтажного процесса выполняются вручную с использованием простейшего механизированного инструмента; механизированный, когда большинство операций строительно-монтажного процесса выполняются с помощью машин и механизмов, а человек в основном выполняет функции управления машинами и механизмами; комплексно-механизированный, когда все без исключения операции строительно-монтажного процесса выполняются с помощью машин и механизмов, а человек выполняет только функции управления машинами и механизмами; автоматизированный, когда все операции строительно-монтажного процесса выполняются с помощью машин и механизмов, под управлением отдельными машинами и механизмами, автоматическими средствами управления; Комплект машин — это СМ в виде совокупности функционально взаимодействующих машин, обладающих свойством изменения структуры и параметров машин в целях оптимального выбора их и использования при выполнении определенного вида работ на объекте. Комплекс машин — это СМ в виде совокупности функционально взаимодействующих комплектов машин и машин, обладающих свойством изменения структуры н параметров средств механизации нижних уровней (комплект, машина) в целях оптимального выбора их и использования при выполнении определенных видов работ на объекте. В состав комплекса машин могут входить комплекты машин. Система машин - это СМ в виде совокупности функционально взаимодействующих комплексов, комплектов машин и машин, которые образуют целостное единство, обладающее свойством изменения структуры и параметров средств механизации нижних уровней (комплекс, комплект, машина) в целях оптимального выбора их и использования при строительстве заданных объектов. Можно дать несколько упрощенное определение комплекту и комплексу машин. Комплект машин — это совокупность функционально связанных взаимодействующих машин, выполняющих, как правило, часть технологического процесса, но достаточно самостоятельную. Например, комплект машин "экскаватор - автосамосвалы", "кран - панелевозы", "бетоносмесительная установка - бетоновозы" и т.д. Комплекс машин — это совокупность функционально связанных взаимодействующих машин, выполняющих, как правило, весь технологический процесс. Например, бетоносмесительная установка - бетоновоз — промежуточный бункер-бетононасос. Комплектование машин - это сложный взаимосвязанный процесс, включающий решение многочисленных задач оптимального проектирования, формирование и использование машин, комплектов, комплексов и систем машин. Из всех систем машин наиболее распространены системы циклического действия, они более специфичны и универсальны. Это объясняется тем, что в строительстве, в основном, находятся в движении не предметы труда, а средства труда, средства механизации: машины, комплекты и комплексы машин. Ниже в табл. 1.1 представлены основные схемы комплектов машин циклического действия.
По характеру взаимодействия машин в системе системы машин в строительстве можно разделить на две группы: системы машин с регулярным потоком и нерегулярным потоком машин в системе.
Система машин с регулярным потоком машин означает, что взаимодействие машин в системе происходит через строго определенные промежутки времени. Система машин с нерегулярным потоком машин означает, что взаимодействие машин в системе происходит по известному или заданному закону распределения. Для строительства характерны как системы машин с регулярным потоком машин, так и с нерегулярным. Обе эти ситуации часто встречаются на практике. Если взаимодействие машин в системе характеризуется регулярным потоком, то это еще не означает, что анализ процессов функционирования машин более прост, чем, например, при поступлении простейшего потока. Среди нерегулярных потоков машин наибольшее распространение нашли пуассоновские потоки. Этообъясняется тем, что используя пуассоновские потоки, мы ставим систему машин в наиболее тяжелые условия. Если система машин рассчитывалась на этот тяжелый случай, то при наличии других случайных потоков с одинаковой плотностью результаты расчета будут более надежными. Все машины в системе работают по-разному. Так машина может работать одна, т.е. она не имеет связей с другими машинами. Например, работа экскаватора в отвал. После машины работает одна или несколько машин. Например, работа крана с погрузкой продукции на панелевозы. До и после машины работает одна или несколько машин. Например, перед работой катка может работать автогрейдер. До и после машины работает одна или несколько машин. Комплексная механизация строительства тесно взаимосвязаны с технологией выполнения различных видов строительных работ, имеющих определенную структуру. Состав и взаимосвязь основных, вспомогательных и обслуживающих процессов образуют структуру (табл. 1.2). Таблица 1.2
Основные структуры комплексно-механизированных процессов в строительстве можно представить шестью типами, когда процесс охватывает: I. Все основные стадии: от добычи сырья, материалов, до монтажа (возведения) здания, сооружения (строительство ГЭС, ТЭС, автодорог и т.п.). Моделирования. Выделяют планово-расчетную и фактическую эксплуатационную производительность. Планово-расчетная эксплуатационная производительность является основой при выборе машин, разработке ППР, схем механизации.
Энерговооруженности. Механовооруженность строительства - показатель, характеризующий степень оснащенности строительных организаций средствами механизации
где см — балансовая стоимость парка машин, руб.; При всем многообразии машин для земляных работ в строительстве можно выделить несколько ведущих машин. В качестве ведущих машин в технологических комплектах при выполнении земляных работ наибольшее распространение нашли одноковшовые экскаваторы, бульдозеры, скреперы, одноковшовые погрузчики и др. Распространенность экскаваторного способа производства земляных работ объясняется технологической универсальностью одноковшовых экскаваторов, возможностью работать с большим набором сменного рабочего оборудования и с различными видами транспортных средств. Бульдозерный и скреперный способы выполнения земляных работ используются чаще при незначительных расстояниях перемещения разработанного грунта. При разработке мерзлых грунтов и грунтов большой прочности в технологические комплекты машин могут быть включены специализированные машины. При необходимости обеспечения заданной плотности укладываемого грунта (возведение насыпей, плотин, обратная засыпка и др.) в состав комплектов машин вводятся машины для уплотнения грунта. К комплексно-механизированным работам, по приготовлению бетонной смеси и раствора относятся работы, при которых механизированным способом выполняются работы: подача материалов в загрузочные устройства, дозирование, загрузка бетоносмесителей (или растворосмесителей), перемешивание и выдача готовой смеси. Далее производится транспортировка бетонной смеси к месту укладки, укладка, распределение и уплотнений бетонной смеси (табл. 1.5).
В зависимости от общего объема работ, необходимой интенсивности выполнения бетонных работ, объемов бетона, приходящегося на 1 м длины бетонируемого сооружения, размеров бетонируемых, объектов и других факторов может быть сформировано большое число комплектов, комплексов машин для выполнения бетонных работ. Большое разнообразие выполняемых работ требует не меньшего разнообразия и соответствующих комплектов машин. К комплексно-механизированным погрузочно-транспортным и монтажным работам относятся работы по погрузке, транспортировке, разгрузке и монтажу (табл. 1.6) различных изделий и конструкций (железобетонных, металлических, деревянных). Определение оптимального погрузочно-транспортного комплекта и комплекса машин для выполнения монтажных работ зависит от многочисленных факторов: объемно-планировочного решения возводимого сооружения, объемов работ, применяемых методов доставки изделии в конструкций и монтажа, темпа проведения монтажных работ и других факторов.
К комплексно-механизированным отделочным работам относятся штукатурные и малярные работы, включающие приготовление, транспортировку и нанесение штукатурных растворов и красок на поверхности сооружаемого здания, объекта. Сегодня оснащение рабочих ручными и строительно-монтажными машинами регламентировано СНиП. Это обусловлено возросшим значением средств малой, механизации и сокращением затрат ручного труда, повышением эффективности строительно-монтажных работ. В СНиПе приводится перечень технологических операций, выполняемых с применением ручных машин. В основу положено оснащение бригад технологическими комплектами средств механизации, инструмента и оснастки, обеспечивающими выполнение работ на современном технологическом уровне, с минимально возможными при достигнутой технологии затратами ручного труда. Номенклатура ручных машин содержит свыше 270 наименований.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определения понятия "Комплексная механизация строительства". Рис. 2.1. Схема классификации задач комплектования машин в строительстве.
Продолжение рис. 2.1. Схема классификации задач комплектования машин В строительстве Рис 2.2. Схема развития средств комплексной механизации строительства При недостаточном внимании к стадии макропроектирования появляется ряд недостатков в проектных решениях, основными из которых являются: — отсутствие оптимальной взаимоувязки параметров машин различных типов; — отсутствие всесторонней оценки н прогноза состояния внешней среды, и условий работы средств механизации; — недостаточная вариантность и экономическая обоснованность рассматриваемых комплектов и комплексов машин; — отсутствие учета вероятностного характера функционирования машин комплекса (комплекта); — отсутствие оценки влияния надежности машин комплекса на эффективность работы в целом, в зависимости от их структуры; Проектирование и формирование оптимальных комплектов, комплексов и парков машин — это сложный специфический вид. инженерной деятельности, в котором тесно переплетаются качественные и количественные методы, наука, опыт и точный расчет. Основная трудность заключается в необходимости учета большого числа факторов. Только учет всего многообразия факторов как материального, так и временного характера, их тщательный анализ дает основание инженеру синтезировать большое число возможных вариантов решения задач и определять среди них оптимальные, обеспечивающие максимальный эффект. Эффективность комплектования машин зависит от множества фактов: технических, технологических, экономических, внутренних и внешних, которые часто взаимоувязаны между собой. Кроме того, существует множество различных методов и способов комплектования машин, которые постоянно пополняются. В общем виде комплектование машин состоит из двух основных этапов. На первом этапе проводится информационная подготовка процесса, сбор и тщательный анализ технических, технологических, экономических и других показателей, связанных с объектом строительства, условиями работы, возможными технологическими процессами выполнения работ и возможными средствами механизации, которые потенциально, могли бы выполнить те или иные строительно-монтажные процессы. На втором этапе по выбранному критерию или критериям оптимизации проводится синтез, моделирование, оптимизация, в результате чего и принимается то или иное решение. Процесс комплектования машин это сложный и, как правило, не однозначный и не детерминированный процесс. Последняя операция — операция принятия решения это, по существу, компромисс, так как не все и не всегда можно формализовать и учесть в математических, имитационных моделях, возможны отступления, даже от оптимального решения. Эта операция носит как количественный, так и качественный характер. Сформулируем теперь основные условия, необходимые для эффективного комплектования машин в строительстве: достоверная информация о действительном состоянии средств механизации, их использовании, а также полная характеристика объекта работы, технологических процессов, условий работы, среды окружения, имеющихся ограничений; достоверная информация по всем элементам затрат в процессе функционирования всех возможных комплектов машин в заданных условиях работы; большая свобода варьирования основных параметров машин в комплекте, комплексе и системе машин и их структур; наличие одного или нескольких критериев оптимизации и совокупности объективных условий ограничений; теоретические основы, методология, комплекс методов оптимального комплектования машин, алгоритмическое и программное обеспечение для эффективного комплектования машин в строительстве. Разнообразие объектов, условий работы, технологических процессов, окружающей среды и средств механизации требует еще большего разнообразия методов оптимального комплектования машин. В этих условиях вопросы комплексной механизации строительства, комплектования машин приобретают особое значение. Научно-обоснованное проектирование, формирование и использование оптимальных комплектов, комплексов и систем машин* требует соответствующих теоретических основ, которые включают: методологические основы и комплекс различных методов анализа, синтеза и оптимизации для решения данного класса задач. Методологические основы включают совокупность основных подходов и принципов проектирования, формирования и использования машин, комплектов, комплексов и систем машин. Основными подходами в первую очередь являются системный и детерминированно-вероятностный, а в качестве основных принципов: принцип необходимого разнообразия; принцип оптимальности, комплексности, иерархичности, декомпозиции и итерационной оптимизации. Системный подход предусматривает рассмотрение процесса комплектования машин, начиная с этапа проектирования машин, комплектов, комплексов и систем машин, их эффективного использования и заканчивая их списанием. При этом процесс комплектования должен проводиться с учетом взаимосвязей и взаимовлияния объекта строительства, технологии выполнения работ, окружающей среды, условий работы и собственно средств механизации строительства. Детерминированно-вероятностный подход предусматривает выделение и учет различных условий функционирования машин комплектов, комплексов и систем машин: комплектование машин при детерминированных условиях; комплектование машин при вероятностных условиях и комплектование машин при неопределенных условиях. Принцип необходимого разнообразия предполагает наличие большого разнообразия методов и методик оптимального комплектования машин, учитывая большое разнообразие объектов строительства, технологических процессов, условий работы и средств механизации. Принцип оптимальности означает, что задачи комплектования должны преимущественно решаться количественными методами с определением оптимальных машин, комплектов, комплексов и систем машин. Принцип комплексности означает, что процесс комплектования машин должен предусматривать комплектование как основных, так и вспомогательных и обслуживающих машин. Это связано с тем, что они тесно взаимосвязаны друг с другом и существенно влияют на эффективность функционирования средств механизации. Принцип иерархичности означает разделение задач комплектования на уровня по вертикали для облегчения их решения. Можно выделить несколько таких уровней: машина, комплект машин, комплекс машин и система машин. Принцип декомпозиции означает разделение задач комплектования на каждом уровне по горизонтали для облегчения их решения. Так большие комплексы машин можно разделить на несколько взаимосвязанных и взаимодействующих комплектов машин. Систему машин можно представить в виде совокупности отдельных машин, комплектов и комплексов машин. Принцип итерационной оптимизации означает многократное решение взаимосвязанного комплекса экстремальных задач комплектования с целью облегчения решения. Так оптимальное комплектование машин на более высоком уровне по вертикали требует многократного решения задач оптимального комплектования машин на более низком уровне. Решение же задач комплектования на более низком уровне намного легче, чем на более высоком. В допустимых границах, комплект, комплекс машин может рассматриваться как единое целое (система) с учетом внутренних связей (между отдельными машинами) и внешних связей (условий, в которых будет работать комплекс). Эффективное решение рассматриваемой проблемы предусматривает: - информационный подход к проектированию, формированию и эффективному использованию средств, комплексной механизации строительства, включающий сбор, обработку и анализ необходимой информации о средствах механизации, среде, в которой предстоит им работать, и условий их использования с предварительной и последующей обработкой этой информации на ЭВМ; - вероятностно-статистический подход, при котором условия работы, техническая, технико-экономическая и другая информация представляется, например, в виде соответствующих уравнений регрессий, получаемых на основе использования методов математической статистики, с учетом вероятностного характера работы средств механизации; - использование в качестве основного метода исследования метода математического или имитационного моделирования, при котором нет необходимости проектировать реальный комплект, комплекс или систему машин, а затем проводить экспериментирование над ними. Это связано с большими материальными затратами и требует довольно длительного времени, к тому же, это не всегда возможно сделать; - использование комплекса различных методов анализа, синтеза и оптимизации ввиду большого разнообразия систем машин и ситуаций, возникающих в процессе проектирования, формирования и оптимального использования средств механизации; - широкое использование электронно-вычислительной техники для обеспечения максимальной эффективности поиска оптимальных параметров и структуры проектируемых систем машин, как с позиции снижений трудоемкости, так и с позиции сокращения затрат времени, одновременно повышая объективность принимаемых решений; - использование системного подхода, направленного на охват и учет всех сторон жизненного цикла средств комплексной механизации и автоматизации строительства, начиная с этапа научного исследования, проектирования и кончая их списанием, на основе минимизации затрат, а также учета связей с другими системами и подсистемами; - создание эффективных экономико-математических моделей и соответствующих аналитических, численных и имитационных методов которые повышают научную обоснованность вырабатываемых решений; - комплексное сочетание опыта, современных методов выработки оптимальных решений и творческого подхода - основ решения самых сложных задач. Эффективное решение многочисленных проблем комплексной механизации строительства связано с переходом к более высоким уровням автоматизации, от автоматизации физической деятельности человека к интеллектуальной на основе системного подхода. Рассмотрим некоторые характерные принципы системного подхода: - наиболее полное и точное определение назначения системы, ее целей и задач. Это требует, в свою очередь, анализа состава и значимости отдельных целей, подцелей и задач, определения возможности их осуществимости и требуемых для этого средств и ресурсов; определения показателей эффективности, критериев оптимизации и целевой функции; - исследование структуры системы и, прежде всего, состава входящих в нее компонентов, характера межкомпонентных связей и связей системы с окружающей средой, пространственно-временной организации компонентов системы и их связей, границ системы, ее изменчивости и особенностей на различных стадиях существования (жизненного цикла) и функционирующей в различных условиях; - последовательное изучение характера функционирования системы, в том числе: всей системы в целом, отдельных подсистем в пределах целого, изменчивости функций и их особенностей на разных стадиях функционирования системы; - изучение системы в динамике, т.е. на различных этапах ее жизненного цикла, при проектировании, производстве и эксплуатации. Системный нодход отличается от классического (или индуктивного) подхода. Если классический подход рассматривает систему путем перехода от частного к общему и синтезирует систему путем соединения ее компонентов, разрабатываемых отдельно, то системный подход предлагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе лежит эффективность функционирования системы в целом с учетом всех взаимосвязей как внутри системы, так и вне ее. 23. Формализация комплектования машин Построение четкого формального (математического) описания процессов комплексной механизации строительства - это сложная, не до конца определенная система действий, которая по мере развития науки, техники все время совершенствуется. Компьютерная революция оставила свой отпечаток на эту систему действий. Формализация процессов, построение математических моделей не являются самоцелью - это средство достижения цели. Для успешной формализации необходимо весь механизированный процесс разбить на отдельные операции и выделить существенные связи между ними. Такая декомпозиция упрощает исследование и выработку оптимальных решений. Необходимыми условиями формализации являются четко сформулированные критерии оценки и ограничения, накладываемые на функционирование комплектов машин. Поиск оптимальных вариантов должен быть произведен на основе разностороннего моделирования всех возможных вариантов комплектов машин с применением современных вычислительных средств. Поскольку оптимизация — это трудоемкий процесс, то необходимо иметь соответствующее программное обеспечение. Формализация процесса комплектования машин в строительства включает в себя следующие основные этапы (рис. 2.3): Рис 2.3. Схема формализации комплектования машин в строительстве. Укрупненно можно выделить следующие основные этапы: В настоящее, время все более твердые позиции начинает завоевывать многокритериальный подход к оптимизации различных систем и процессов, в том числе и при решении задач комплексной механизации строительства. Разработаны различные способы оценок решений по множеству критериев, но наибольшее распространение находят три из них — формирование множества доминирующих (эффективных) решений (множества Парето); последовательный выбор уступок и формирование некоторого обобщенного критерия, представляющего собой скалярную функцию принятых к рассмотрению критериев. Первый способ учета многокритериальности (оптимизации по Парето) связан с непосредственным вычислением принятых критериев оптимизации для каждого допустимого варианта и отбрасыванием бесперспективных. Второй способ - последовательный выбор уступок связан с решением ряда однокритериальных задач оптимизации по каждому из критериев с одновременным изменением ограничений по оставшимся критериям. Третий способ связан с решением однокритериальной задачи оптимизации на основе обобщенного критерия. При многокритериальной оптимизации по Парето для всех возможных вариантов решений вычисляются значения принятых критериев оптимизации (табл. 2.1).
Сравнение между собой любых двух вариантов решений (двух строк табл. 2.1) позволяет определить, превосходят ли критерии оптимизации у одного варианта решения (строки), например, соответствующие показатели критериев оптимизации другого варианта, например, Если ответ будет утвердительным, то вариант решения, например, соответствующий комплексу машин, с лучшими критериями оптимизации может рассматриваться как доминирующий. Если же один вариант решения (комплекс машин) лучше по одним критериям и хуже по другим или варианты равноценны, то необходимо продолжить сравнения применительно к новым сочетаниям вариантов системы (вариантам строк). Таким образом, появляется возможность установить, существует ли для данного допустимого варианта (комплекса машин) хотя бы один доминирующий вариант. Для этого достаточно исследовать все варианты решения (строки) по два. Число таких сравнений равно N = m(m — 1)12. Даже при десяти вариантах комплексов машин число сравнений составит N=10 (10—1) /2 = 45. Допустимые варианты системы, для которых нет доминирующих вариантов, называются эффективными, которые в дальнейшем подлежат исследованию. Как правило, в процессе определения эффективного множества решений число исходных решений, среди которых находится оптимальное, сокращается на порядок. Среди множества эффективных решений с учетом тех или иных неучтенных факторов проводится выбор окончательного решения (оптимального комплекса машин). Отличительная особенность многокритериальной оптимизации по Па-рето заключается в эффективной предварительной оценке вариантов с разными значениями, критериев. Однако это требует большой вычислительной работы, требующей использования ЭВМ. Метод последовательного выбора уступок требует ранжирования всех критериев оптимизации в порядке убывающей важности. Весь процесс сводится к однокритериальной оптимизации по каждому критерию, с переводом всех других критериев в разряд ограничений. Сначала оптимизация проводится по наиболее важному критерию у|. Если оптимум найден, то возможны два исхода: принять полученное решение за окончательное либо попытаться улучшить другие критерии оптимизации и, в первую очередь, Уз за счет уступок по критерию у]. В этом случае возникает новая задача оптимизации, заключающаяся в поиске экстремума у2, но при где — уступка по критерию y1 При этом возможны два исхода: принять полученное решение за окончательное, либо попытаться улучшить следующий критерий оптимизации, за счет уступок в предыдущих и т.д. Результат многокритериальной оптимизации методом последовательного выбора уступок существенно зависит от числа и величин принятых уступок на каждом шаге оптимизации. Метод обобщенного критерия оптимизации требует определенного объединения, свертывания нескольких критериев в один обобщенный, с использованием которого решается однокртериапьная задача оптимизации. Формирование обобщенного критерия оптимизации может быть выполнено различными способами, в частности, в виде взвешенной суммы и в виде дроби. Выявление основных особенностей, взаимосвязей н количественных закономерностей. Для выявления основных особенностей, взаимосвязей и количественных закономерностей необходимо дать формализованное описание механизируемого процесса, системы. Исходным моментом для описания может стать схема функционирования системы машин, размеченный граф состояний или сетевая модель системы и другие средства. Такое представление механизируемого процесса, системы позволяет выявить основные особенности функционирования и определить основные взаимосвязи машин, а системе. Они также облегчают в дальнейшем построение математической или имитационной модели функционирования процесса, системы. Формализованное описание механизируемого процесса, системы - это некоторое приближенное описание реально действующего процесса, системы, позволяющее на данном уровне развития науки и техники получить достаточно объективные решения. После составления формализованного описания выделяют основные группы переменных, характеризующих те или иные стороны строительно-монтажного процесса. Таких групп переменных можно выделить три: — первая группа переменных представляет собой параметры, характеризующие объект строительства, строительно-монтажный процесс (объем работ, размеры объекта, прибыль, получаемая от досрочного ввода объекта встрой,...); — вторая группа переменных представляет собой параметры, характеризующие средства механизации, которые могли быть использованы на строительстве данного объекта, в данном строительно-монтажном процессе (типы, типоразмеры, производительность, основные параметры, затраты,); — третья группа переменных представляет собой параметры, характеризующие условия выполнения того или иного строительно-монтажного Процесса.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.087 с.) |