ВОПРОС. Общие закономерности и особенности возникновения государства и права у различных народов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОПРОС. Общие закономерности и особенности возникновения государства и права у различных народов.



1. Экономические причины появление государства и права:

- крупное общественное разделение труда;

- появление товарно-денежных отношений;

- совершенствование орудий труда;

- накапливание опыта;

- рост производительности труда;

- появление избыточного продукта;

- имущественное расслоение общества;

- появление классов;

- укрепление моногамной семьи;

- распространение принуждения;

- следствие принуждения - появление карательных органов;

- эксплуатация соплеменников, рабство.

2. В сфере власти и управления:

- неэффективность выборных институтов;

- закрепление господства и порабощения;

- сосредоточение власти у определенного круга лиц;

- авторитарная власть.

3. В сфере социального развития:

- отмирание первобытной морали;

- властьимущие классы создают новые нормы;

- фиксирование норм;

- исполнение норм гарантируется с помощью принуждения;

- расширение сферы регулирование социальных норм;

4. В сфере духовных отношений:

- раскол духовного единства общества;

- резкое усиление религиозных начал;

- воля господствующего класса навязывалась обществу, господствующий класс определял все.

В сформировавщемся государстве аппарате публичной власти не совпадает с населением, он отделен от народа. Государственный аппарат занимается только управлением, имеет силовые структуры. В государственном обществе у населения отсутствуют кровнородные связи. Государственные образования находятся на четко определенных территориях. Может присутствовать административно-территориальное деление, власть центральная и местная. Существуют институты гражданства и подданства. На содержание аппарата управления взимаются налоги. Государственный суверенитет.

1. Возникновение государства – длительный исторический процесс.

2. Объективный процесс, не зависящий от воли конкретных лиц.

3. Усложнившаяся социальная структура не может управляться.

4. Государство – результат внутреннего развития общества, а не навязано ему извне.

5. Однажды возникнув государство не исчезает, общество не возвращается в безгосударственное состояние.

Афинская форма – классическая, не осложнено внутренней борьбой и внешними завоеваниями, государство возникло вследствие появления частной собственности и разделения общества на классы.

Древний Рим – процесс создания государства осложнился внутренней борьбой патрициев и плебеев.

Германские племена – образовании е государства связано с внешними завоеваниями – необходимо управлять захваченными территориями, выделение знати и власти вождя в королевскую власть.

Древний Восток – необходимость проведения крупных общественных работ, государство – орган, организующий эти работы. Общественная собственность превращается в государственную, родоплеменная верхушка – в государственный аппарат.

 

ВОПРОС. Общая характеристика наиболее известных теорий происхождения государства и права: теологической, органической, патриархальной, договорной, психологической, историко-материалистической, теории насилия.

1. Теологическая теория – формировалась в 1 тыс. в условиях развития христианства и ислама (Фома Аквинский, Августин). Государство вечно существует в силу божественной воли. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, теория присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждая преступность. Так как государство создано богом, то каждый должен подчиняться воле правителя.

В исламе – деятельность правителя есть продолжение пророческой миссии. Теократия – соответствие деятельности государства религиозным предписаниям.

Критики – провозглашения божественного происхождения власти делает правителя непогрешимым и ведет к произволу.

2. Патриархальная теория (Аристотель, Конфуций)) – государство появилось в результате разрастания и объединения патриархальных семей, государственная власть есть продолжение отцовской власти. Правитель считался «отцом народа» личностью, которая могла решать проблемы за всех, поэтому патриархальная теория исходит из необходимости подчинения государственной власти. Такая власть антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений.

Критика – нет ни одного примера такого способа возникновения государства. Наоборот патриархальная семья возникает вместе с государством. Несовпадение задач государственного управления и функций семьи.

3. Договорная теория (МО-цзы, Августин, Гббс, Локк, Руссо, Радищев) – государство появилось на основе общественного договора. В результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости и безопасности. В результате договора каждый договаривался подчиняться общей воле, но и становился одним из ее участников. Несправедливый общественный договор может быть пересмотрен и расторгнут.

Критика - теория не отвечает на вопросы: где, когда, как состоялся общественный договор. Страдает антиисторизмом, схематизмом и идеализированностью. Преувеличивает роль субъективных факторов, недооценивает роль объективных. Возникновение государства рассматривается как одномоментный акт.

4. Марксистская теория (Маркс, Энгельс) «Происхождение семьи, частной собственности и государства» – в основе лежат экономические факторы, возникновение государства связывают с частной собственностью, расколом общества на классы, имущесвенные излишки скапливаются у господствующего класса. Теория отличается стройностью, четкостью и ясностью исходных положений.

Критика – государство присуще только классовому обществу, однако государство зарождалось и формировалось и до возникновения классов, не учтены особенности возникновения государства на Востоке.

5. Теория насилия (Дюринг, Глумплович, Каутский) – государство возникло в результате захвата одним племенем другого. Насилие было очень эффективно. Государство появляется как инструмент поддержания господства над завоеванными народами. Деятельность государства сводиться лишь к принуждению – монополии государства. Войны и завоевания – основная причина рабства. Рабство ведет к появлению частной собственности.

Критика - теория преувеличивает роль насилия и игнорирует социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить оружие. Государство является не итогом развития общества, а навязано ему извне.

6. Психологическая теория (Петражитский, Фрейд) – люди не могут жить друг без друга. Подтверждается необходимость объединения.

- наличие в психике потребности в подчинении либо стремление к власти;

- наделение вождей, шаманов сверхчеловеческими качествами;

- наличие у некоторых индивидов выраженных агрессивных устремлений, требующих обуздания силами государства.

Критика – недооценка других факторов в том числе объективных, не подтверждается историческими фактами.

7. Органическая теория (зародилась в античности (Платон), распространение в 19 веке (Спенсер, Дарвинизм)) – государство это продукт природы, организм, возникающий и развивающийся согласно законам природы. Отношения между классами, социальными группами людей уподобляются взаимодействию органов в организме (правители – мозг). Отказ в помощи незащищенным слоям (естественный отбор) – социальный дарвинизм. По этой теории ни один государственный организм не может существовать отдельно, государства взаимодействуют как живые существа.

Критика – государство выполняет ряд функций, не имеющих аналогов с функциями живых организмов (налогообложение, издание законов), совсем не учитывается роль личности.

8. Ирригационная теория – в засушливых районах люди вынуждены были объединяться в группы для создания ирригационных систем. Теория характерна только для южных стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.224.147.211 (0.005 с.)