Вопрос 41. Закон: понятие, структура, виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 41. Закон: понятие, структура, виды.



В большинстве современных государств главным источником права является закон. Слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означает границу, предел чего-либо.

В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко – как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.

Закон – обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Характерные признаки закона:

· закон - юридический документ, содержащий нормы права;

· закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента) или всего народа;

· закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе;

· закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы;

· закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов и судов.

Классификация законов:

· по юридической силе: конституционные, федеральные, субъектов федерации;

· по сфере деятельности: федеральные, субъектов федерации;

· по субъектам правотворчества: принятые на референдуме, принятые органами власти;

· по сроку действия: постоянные, временные.

Закон имеет особую структуру, которую составляют следующие элементы:

- наименование органа, принявшего закон (от уровня государственного органа, принявшего закон, зависит его юридическая сила;

- название закона (должно указывать на круг общественных отношений, для урегулирования которых он принят). Название закона должно отражать его содержание, звучать кратко и понятно;

- номер и дата принятия (помогают индивидуализировать его и занять определенное место в иерархии нормативных правовых актов);

- преамбула (обычно содержит мотивы принятия закона, его цели и задачи);

- нормативно-правовое содержание закона (является главным элементом закона). Содержание закона обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права. В объемных законах могут выделяться разделы и главы.

Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах. Это предъявляет особые, повышенные требования к содержанию закона. Содержание закона должно быть правовым, т.е. соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека. Степень соблюдения прав человека в законе – критерий качества самого закона, показатель его сущности, полезности, справедливости и ориентированности на свободу.

Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах;

- последствия несоблюдения закона (как правило в самом законе содержится санкция, применяемая к нарушителям его норм);

- отмена законом иных нормативных правовых актов (правовых норм);

- опубликование закона и вступление его в силу (непосредственно после опубликования либо со дня, указанного в законе);

- подписание закона (подпись соответствующего должностного лица).

Основными видами законов являются:

· федеральные законы, которые в свою очередь делятся на:

- федеральные законы.

Федеральные законы можно разделить на 2 группы:

- органические (кодифицированные) законы – принимаются по целым отраслям права в целях упорядочения имеющихся отраслевых норм. Такие кодифицированные законы воплощаются в основах законодательства РФ, а также в отраслевых кодексах;

- чрезвычайные (исключительные) законы – принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах. Данные текущие законы носят временный характер и прекращают свое действие с прекращением соответствующих условий.

Они принимаются Гос.Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры. Фед.закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Гос.Думы; а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации; Президент РФ подписал фед.закон.

Сроки рассмотрения проекта закона составляют:

- в Государственной Думе – не ограничены;

- Советом Федерации – в течение 14 дней;

- Президентом РФ – 14 дней.

Срок передачи законопроекта из Гос.Думы в Совет Федерации и из Совета Федерации на подпись Президенту во всех случаях составляет 5 дней.

- федеральные конституционные законы.

К конституционным законам относят следующие виды нормативных правовых актов:

- Конституция РФ и конституции субъектов, входящих в ее состав,

- законы, которые вносят изменения либо дополнения в Конституцию РФ,

- законы, которые уточняют, конкретизируют содержание Конституции РФ.

Они принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ, среди них вопросы:

- о военном и чрезвычайном положении;

- о принятии в состав РФ и образовании в ее составе нового субъекта;

- об изменении статуса субъекта;

- о государственном гербе, флаге и гимне РФ;

- о референдуме;

- о судебной системе и судах основного звена;

- о Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем арбитражном суде РФ;

- о Конституционном собрании.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Гос.Думы и 3/4 членов Совета Федерации.

Президент подписывает закон в течение 14 дней. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент не имеет.

Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Его нормы занимают промежуточное положение между конституционными нормами и нормами федерального закона.

· законы субъектов РФ. Они принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.006 с.)