Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 41. Закон: понятие, структура, виды.
В большинстве современных государств главным источником права является закон. Слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означает границу, предел чего-либо. В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко – как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения. Закон – обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Характерные признаки закона: · закон - юридический документ, содержащий нормы права; · закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента) или всего народа; · закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе; · закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы; · закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов и судов. Классификация законов: · по юридической силе: конституционные, федеральные, субъектов федерации; · по сфере деятельности: федеральные, субъектов федерации; · по субъектам правотворчества: принятые на референдуме, принятые органами власти; · по сроку действия: постоянные, временные. Закон имеет особую структуру, которую составляют следующие элементы: - наименование органа, принявшего закон (от уровня государственного органа, принявшего закон, зависит его юридическая сила; - название закона (должно указывать на круг общественных отношений, для урегулирования которых он принят). Название закона должно отражать его содержание, звучать кратко и понятно; - номер и дата принятия (помогают индивидуализировать его и занять определенное место в иерархии нормативных правовых актов);
- преамбула (обычно содержит мотивы принятия закона, его цели и задачи); - нормативно-правовое содержание закона (является главным элементом закона). Содержание закона обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права. В объемных законах могут выделяться разделы и главы. Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах. Это предъявляет особые, повышенные требования к содержанию закона. Содержание закона должно быть правовым, т.е. соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека. Степень соблюдения прав человека в законе – критерий качества самого закона, показатель его сущности, полезности, справедливости и ориентированности на свободу. Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах; - последствия несоблюдения закона (как правило в самом законе содержится санкция, применяемая к нарушителям его норм); - отмена законом иных нормативных правовых актов (правовых норм); - опубликование закона и вступление его в силу (непосредственно после опубликования либо со дня, указанного в законе); - подписание закона (подпись соответствующего должностного лица). Основными видами законов являются: · федеральные законы, которые в свою очередь делятся на: - федеральные законы. Федеральные законы можно разделить на 2 группы: - органические (кодифицированные) законы – принимаются по целым отраслям права в целях упорядочения имеющихся отраслевых норм. Такие кодифицированные законы воплощаются в основах законодательства РФ, а также в отраслевых кодексах; - чрезвычайные (исключительные) законы – принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах. Данные текущие законы носят временный характер и прекращают свое действие с прекращением соответствующих условий. Они принимаются Гос.Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры. Фед.закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Гос.Думы; а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации; Президент РФ подписал фед.закон.
Сроки рассмотрения проекта закона составляют: - в Государственной Думе – не ограничены; - Советом Федерации – в течение 14 дней; - Президентом РФ – 14 дней. Срок передачи законопроекта из Гос.Думы в Совет Федерации и из Совета Федерации на подпись Президенту во всех случаях составляет 5 дней. - федеральные конституционные законы. К конституционным законам относят следующие виды нормативных правовых актов: - Конституция РФ и конституции субъектов, входящих в ее состав, - законы, которые вносят изменения либо дополнения в Конституцию РФ, - законы, которые уточняют, конкретизируют содержание Конституции РФ. Они принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ, среди них вопросы: - о военном и чрезвычайном положении; - о принятии в состав РФ и образовании в ее составе нового субъекта; - об изменении статуса субъекта; - о государственном гербе, флаге и гимне РФ; - о референдуме; - о судебной системе и судах основного звена; - о Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем арбитражном суде РФ; - о Конституционном собрании. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Гос.Думы и 3/4 членов Совета Федерации. Президент подписывает закон в течение 14 дней. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент не имеет. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Его нормы занимают промежуточное положение между конституционными нормами и нормами федерального закона. · законы субъектов РФ. Они принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов РФ.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.006 с.) |