Вопрос 51. Механизм правового регулирования: основные элементы и стадии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 51. Механизм правового регулирования: основные элементы и стадии.



Человечество характеризуется той или иной степенью организованности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей.

В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы – как осуществляется это целенаправленное воздействие.

К средствам социального регулирования относятся, прежде всего, социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Но норма, хотя и основное, но далеко не единственное средство воздействия на поведение людей: средствами регулирования являются также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т.д.

В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь. В некоторых условиях люди действуют по праву даже при отсутствии или вопреки действующим юридическим предписаниям. Например, в условиях тоталитарного политического режима люди, несмотря на угрозу применения к ним карательных юридических санкций, реализовали свое естественное право на свободу мысли и ее высказывание.

Выделяют три стадии правового регулирования:

· нормативная регламентация права;

· индивидуальная регламентация права;

· реализация права.

Первая стадия правового регулирования – когда создается его нормативная основа. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права очерчивается круг возможных прав и обязанностей.

Правовой статус гражданина определяется прежде всего конституционным законодательством, а также другими нормативными правовыми актами. Правовое положение организаций опосредуется нормативными актами, устанавливающими их компетенцию, т.е. объем прав и обязанностей.

На первой стадии осуществляется общее, неперсонофицированное, неиндивидуализированное воздействие права. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.

Кроме того, на первой стадии реализуются информативные возможности права, оказывается активное воздействие на сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.

На второй стадии правового регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами (юридических фактов), возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности, т.е. осуществляется индивидуализация их прав и обязанностей.

Вторая стадия – стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением.

Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении).

Стадия реализации прав и обязанностей может занимать длительный временной период. На этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия на пути их достижения, т.е. реализуется правообеспечительная, правоохранительная функции права.

В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

К элементам правового регулирования относятся:

· юридические нормы,

· нормативные правовые акты,

· акты официального толкования,

· юридические факты,

· правоотношения,

· акты реализации права,

· акты применения права.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права – основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

Нормативный правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, ГК РФ определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества).

Акты официального толкования – документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами(например, пленум Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты - предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Правоотношения – средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

Акты реализации права – действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Акты применения права – индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты индивидуализированного правового регулирования. Примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только юридически. Например, нормы права, акты законодательства, решения суда оказывают на общественные отношения информационное, психологическое, идеологическое воздействие.

В реальной действительности специальные юридические средства и способы воздействия сочетаются в различных комбинациях с неюридическими.

Исследование механизма правового регулирования «вооружает» законодателя «набором» инструментов – оптимальных юридических средств и правовых механизмов – для эффективного решения задач, стоящих на данном этапе развития общества.

Схематическое выражение стадий и механизма правового регулирования:

Вопрос 52. Правообразование и правотворчество, понятие и соотношение. Содержание, цели и субъекты правотворчества.

Правотворчество – одно из важнейших направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы – законам и иным нормативным актам – судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов – постоянная задача законодателя.

Правотворчество – это особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

«Акт правотворчества» имеет два значения. Это деятельность компетентных органов государства по изданию норм права и результат данной деятельности, выражающийся в виде юридического документа, закона и пр.

Таким образом, данное определение раскрывает понятие «правотворчества» в широком смысле этого слова, т.е. как деятельность с момента правотворческого процесса до практической реализации юридической нормы.

Правотворчество (широкий подход) – завершающая стадия процесса правообразования. Компетентные органы не творят право, а лишь надлежащим образом оформляют правовые потребности, сложившиеся в обществе.

В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными государственными органами.

Правообразование (узкий подход) начинается с анализа социальной ситуации, осознании необходимости ее правового регулирования и заканчивается этапом правотворчества, т.е. разработкой и принятием правовой нормы.

Правообразование – генезис (происхождение) права.

Право возникает из необходимости управления социальными процессами, то есть оно всегда социально обусловлено. Три аспекта такой обусловленности:

- юридическая форма придается уже сложившимся общественным отношениям, содержание которых составляют взаимные права и обязанности сторон, то есть реально возникшие правоотношения;

- на основе познания тенденций общественного развития государство может закрепить в законе еще полностью не сложившиеся отношения, активно способствуя их утверждению в общественной практике;

- непосредственной основой возникновения права может служить также юридическая практика.

В качестве источников права в широком смысле используются их следующие виды: материальные, идеологические, исторические, нравственные, международные.

Изначально право формируется естественно-исторически, до и независимо от деятельности законодателя. Начальная стадия правообразования – возникновение объективно обусловленной потребности в юридическом регулировании общественных отношений.

Право предполагает не только юридические нормы, содержащиеся в законодательстве и других источниках (объективное право), но и наличные (субъективные) права физических и юридических лиц, их правомочия (субъективное право).

Правила поведения в форме юридических норм объективируются в законодательстве и не зависимы от любого субъекта.

Под субъективным правом следует понимать:

1) совокупность наличных прав субъектов;

2) меру их возможного поведения или масштаб свободы возможности действовать в своем интересе;

3) Признанные, защищаемые и охраняемы государством права.

Объективное и субъективное право – две стороны единого права, тесно связанные, взаимозависимые и взаимодействующие.

В странах с прецедентной системой права – субъективное право обгоняет объективное, но все же субъективное право должно получить общенормативное признание.

Если государство законодательствует активно и основной источник права – нормативно-правовой акт органа власти, то объективное право как бы предшествует субъективному. Однако, общие нормы закона остаются на бумаге (право не действует), если они не воплощаются в наличные права и обязанности субъектов права.

Пути правообразования:

- появление конкретного общественного отношения --- возникновение потребности в правовом регулировании ---- правотворчество (например, принятие судебного прецедента и др.).

- появление общественного отношения ---- образование социальной нормы, которая в результате многократного повторения приобретает характер обычая ----- возникновение потребности в правовом регулировании ---- правотворчество (н-р, судебное или нормативно-правовое санкционирование обычая, закрепления обычая в тексте нормативно-правового акта и др.)

- возникновение потребности в появлении новых социальных институтов, общественных отношений, урегулированных правом.------ правотворчество (н-р, принятие правовых норм, влекущих появление новых конституционно налоговых отношений и др.).

Правотворчество – одно из звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Осуществляя властные полномочия, государство использует разные приемы и методы руководства – оперативное управление, правосудие, надзор и контроль, но эти направления деятельности государства не порождают норм права. Правотворчество – правовая «оболочка» государственной деятельности.

Сам правотворческий процесс основывается на следующих принципах:

· законности,

· научности,

· использования правового опыта,

· демократизма,

· профессионализма

· связь с практикой.

Принцип законности заключается в том, что разработка и принятие нормативных правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов.

Принцип научности заключается в том, что подготовка и принятие проекта нормативного правового акта осуществляется с участием представителей разных наук, с использованием достижений науки, приемов и методов научного анализа.

Принцип использования правового опыта подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный опыт государств и цивилизации в целом.

Принцип демократизма – позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование – один из способов придания нормативному правовому акту высшей юридической силы.

Принцип профессионализма – к правотворческой деятельности должны привлекаться только компетентные специалисты, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законодательных проектов.

Связь с практикой как принцип правотворчества выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее.

Одна из важнейших характеристик правотворчества заключается в том, что это государственная деятельность, т.е. деятельность главным образом органов государства. Они принимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы. Но иногда право создается общественными организациями (в отечественной правовой системе), непосредственно в результате прямого правотворчества народа (на вече в средневековом Новгороде) или суда (в англосаксонской правовой системе).

Таким образом, основными видами правотворчества, в зависимости от субъектов правотворчества, являются:

- правотворчество компетентных государственных органов (постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, инструкции министерств и ведомств, постановления территориальных исполнительных органов и т.д.),

- санкционированное правотворчество – разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой становятся подзаконные нормативные акты и предписания,

- правотворчество народа путем референдума.

Смысл и значение правотворчества состоят в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуется учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения (закон, указ, постановление, билль, статут, регламент и пр.).

Сущность правотворчества – возведение государственной воли в закон.

Государство ведет свою законодательную политику на основе изучения потребностей общества и познания тенденций общественного развития. Основным импульсом к созданию законно или иного нормативного правового акта служит общественно значимая проблема, острая социальная ситуация, нерешенный вопрос, имеющий значение для большого числа людей, для государства в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.216.18 (0.034 с.)