ТОП 10:

Вопрос 50. Соотношение внутригосударственного и международного права.



Международное право по его базовым признакам – совокупность юридических норм и регулятор определенных отношений - родственно праву государства, т.е. внутригосударственному (национальному) праву, являющемуся традиционным объектом изучения юриспруденции, начиная с теории государства и права.

В отличие от традиционной характеристики права как сопутствующей определенном у государству категории, как регулятора внутригосударственных отношений, оценка международного права обусловлена его особой ориентацией. Оно предназначено прежде всего и главным образом для отношений, выходящих за юрисдикционные рамки отдельного государства, т.е. для отношений, затрагивающих интересы нескольких, многих или всех государств. Такие отношения называются межгосударственными, а с учетом вовлечения в них иных, чем государства, субъектов – международными.

Правила международного общения создаются государствами посредством согласования их позиций как в процессе определения содержания этих правил, так и при признании их обязательными. Следовательно, основание формирования международно-правовых норм – это совместное волеизъявление государств, а не односторонняя деятельность органов одного государства.

Источники международного права (формы осуществления международно-правовых норм) определяются самими государствами в процессе нормотворческой деятельности.

Исторически сложились два основных источника – международный договор (договор, соглашение, конвенция, устав, пакт и т.д. – документы, составленные в особой, договорной форме) и международный обычай. Специфическими источниками международного права становятся некоторые акты международных организаций (ООН) и некоторые акты международных конференций и совещаний, если в них устанавливаются новые правовые нормы.

Международное право имеет сложную нормативную структуру, включая в себя как единые для всех государств правила и договоры, именуемые общепризнанными, универсальными, так и правила, относящиеся к группе государств либо принятые несколькими или двумя государствами (локальные акты и договоры). Императивные нормы общего международного права принимаются и признаются международным сообществом государств, отклонение от них недопустимо. Они обладают высшей юридической силой, противоречащие им договоры считаются ничтожными. К ним относятся нормы-принципы, составляющие основу всей международно-правовой системы.

Каждое государство на базе общепризнанных принципов и норм и в соответствии с ними участвует в формировании локальных норм, связывающих его лишь с отдельными государствами. Для РФ имеют императивное юридическое значение такие универсальные акты, как Устав ООН, Венская конвенция о праве международных договоров, международные пакты о правах человека, Конвенция ООН о международной купле-продаже товаров и др. Однако многие договоры по своему содержанию и целевому назначению ориентированы на взаимодействие РФ с отдельными государствами.

Международные договоры РФ – эта формулировка воплощена в ряде статей Конституции РФ, во многих ФЗ. Так обозначаются все международные договоры, в которых участвует РФ.

Международное право как самостоятельная правовая система характеризуется собственным механизмом реализации (правоприменения), который состоит из двух компонентов – конвенционного и иституционного. Конвенционный включает в себя договоры (конвенции) и иные международные акты, которые предназначены для конкретизации и толкования договоров, содержащих основополагающие нормы, для обеспечения их добросовестного выполнения, а также для осуществления международного контроля. Институционный охватывает организационно-правовую деятельность государств и иных субъектов, включая, в частности, работу специальных международных комитетов, комиссий, конференций, функционирование международных организаций.

С международным механизмом взаимодействует внутригосударственный механизм, элементами которого являются законы и иные нормативные акты, предназначенные для развития в соответствии с международными предписания национального законодательства, для обеспечения выполнения договорных норм, и органы государства, обладающие компетенцией в сфере выполнения международных обязательств.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.83 (0.006 с.)