Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 58. Классификация правовых норм.
Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Оснований классификации могут быть самыми различными. 1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие: - от государства: нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где есть прецедент), - непосредственно от гражданского общества: нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход) или населением всей страны (референдум). 2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы права можно подразделить: - на учредительные (нормы-принципы), - регулятивные (нормы-правила поведения), - охранительные (нормы-стражи порядка), - обеспечительные (нормы-гарантии), - декларативные (нормы-объявления), - дефинитивные (нормы-определения), - коллизионные (нормы – арбитры), - оперативные (нормы – инструменты). Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы, нормы, закрепленные в кодексах. Регулятивные нормы – непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. Различают 3-и вида регулятивных норм: - управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий), - обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий), - запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения).
Охранительные нормы – фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также порядок и условия освобождения от наказания. Они направлены на осуществление функций права: - регулятивной (статической и динамической), - охранительной. Способы регулирования: - регулятивной статистической функции – запрет и содержит запрещающие нормы, - регулятивной динамической – обязывание (обязывающие нормы) и дозволение (управомочивающие нормы), - охранительной – запреты (охранительные нормы). Обеспечительные нормы – содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Декларированные нормы – включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Дефинитивные нормы – формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве). Коллизионные нормы – призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Оперативные нормы – устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п. 3. По предмету правового регулирования различают нормы: - конституционного, - гражданского, - уголовного, - административного, - трудового и иных отраслей права. 4. По методу правового регулирования выделяются: - императивные нормы, - диспозитивные, - рекомендательные нормы. Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это как правило нормы административного права. Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.
Рекомендательные нормы – адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения. По этому же основанию нормы можно разделить на позитивные, поощрительные и наказательные. 5. По сфере действия: Нормы общего действия – распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия – имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от органов власти субъектов РФ. Локальные нормативные предписания – действуют в рамках отдельных государственных или частных структур. 6. Нормы права классифицируются также: - по времени: постоянные и временные, - по кругу лиц (распространяются или на всех, или на определенную группу субъектов). 38. ВОПРОС. Понятие, признаки и виды правоотношений. Научные подходы к структуре правоотношения и его содержание. Правовые отношения – общественные отношения, возникающие на основе норм права, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством, носящие волевой характер. Это общественные отношения урегулированные нормами права. Классификация правоотношений: - по степени конкретизации субъектов – абсолютные и относительные. - по характеру воздействия – регулятивные, охранительные. - по субъектам – общие, конкретные. - по отраслям права – уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, другие. Элементы правоотношения: 1. Субъекты правоотношения – физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранные граждане), юридические лица (государство, общественные организации, хозяйствующие товарищества и общества, кооперативы, государственные и муниципальные предприятия и иные), социальные общности (нации, народы, население регионов, трудовой коллектив). 2. Содержание правоотношений – субъективное право и юридическая обязанность. 3. Объекты правоотношений – материальные блага, нематериальные блага, деяния субъекта, по поводу которых возникают субъективные права и юридические обязанности. Правосубъектность – способность быть субъектом права, состоит из правоспособности, дееспособности, деликтоспособности. Правоспособность - предусмотренная нормами права способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Дееспособность – предусмотренная нормами права способность лица лично своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности. Деликтоспособность – способность лица нести юридическую ответственность за свои гражданские проступки. Признаки правоотношения: - это наиболее важные общественные отношения, участники которых выступают как носители определенной социальной роли; - возникают на основе норм права; - имеют конкретный состав участников, за исключением общерегулятивных отношений; - охраняются от нарушений государством; - носят волевой характер: воля государства, воля участников; - субъект правоотношений имеют субъективные права и юридические обязанности.
Содержание правоотношения имеет двойственный характер (юридическое и фактическое содержание). Юридическое содержание – это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий. Фактическое содержание – это сами действия, в которых реализуется права и обязанности, то есть из неограниченного числа возможностей использование одной конкретной. Содержание правоотношения – состоит в субъективных правах и юридических обязанностях. Субъективное право – мера дозволенного (возможного) поведения субъекта: возможность собственных фактических действий на использование объекта права, право на юридическое действие (принятие юридических решений), возможность требования исполнения обязанности, возможность защиты (притязания). Признаки субъективного права: мера (предел) возможного поведения – вид и размер, носитель субъективного права всегда имеет выбор - действовать или воздерживаться; содержание права устанавливается нормами права и юридическими фактами; осуществление права обеспечено обязанной стороной (активные действия или воздержание от действия); право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; право состоит не только в возможности, но и в юридическом или фактическом поведении управомоченного лица. Юридическая обязанность – мера должного поведения: обязанность совершать активные действия, обязанность воздерживаться от действий, обязанность нести ответственность. Признаки юридической обязанности: мера необходимого поведения (точное определение границ, обеспеченное государственным принуждением); юридическая обязанность устанавливается на основе юридических фактов и требований норм права; обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны – отдельного лица или общества; обязанность - не только долженствование, но и реальное фактическое поведение; неисполнение или ненадлежащее исполнение юридической обязанности обязанным лицом – правонарушение, влечет меры государственного принуждения. Субъективное право и соответствующая ему юридическая обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей. Существуют два типа правовых связей: относительные (возникающие между отдельными лицами субъектами права) и абсолютные (возникающие между субъектами права и обществом, то есть всяким). Совокупность субъективных прав и юридических обязанностей лица называется его правовым статусом (общий, специальный, единичный).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.019 с.) |