ТОП 10:

Вопрос 53. Правотворческий процесс: понятие, стадии и соотношение с законодательным процессом.



Правотворчество – одно из важнейших направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы – законам и иным нормативным актам – судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов – постоянная задача законодателя.

Правотворчество – это особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

В теории правотворчества признан, что процесс создания права не носит одномоментного характера, а растянут во времени. В связи с этим выделяют два этапа правотворческого (законодательного) процесса.

1. Предпроектный этап – заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы. О том, что потребность в правовом регулировании назрела, можно говорить, когда закон представляется наиболее эффективным средством, преимущественной формой регулирования по сравнению с другими социальными средствами воздействия.

2. Проектный этап или этап принятия правотворческого решения. Особенность его заключается в том, что:

- эта работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе,

- на данном этапе осуществляется собственно «творчество права»: создаются, изменяются или отменяются нормы права, происходит интеллектуальная работа над текстом законопроекта.

Проектный этап может быть разбит на несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую:

1) внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом правотворческой инициативы. Чаще всего инициатором внесения выступает правительство.

2) рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия.

3) обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа. Цель такого обсуждения заключается в высказывании предложений, поправок и замечаний отдельными депутатами и фракциями парламента.

Эта стадия может иметь два варианта развития:

- принятие законопроекта в первом чтении,

- возврат его на доработку с последующим прохождением процедуры обсуждения.

4) принятие законопроекта правотворческим органом во втором чтении, т.е. проект получил одобрение большинства депутатов палаты или парламента в целом.

Для завершения процесса правотворчества необходимо еще несколько этапов. Это подписание законопроекта главой государства и обнародование (опубликование) текста нового закона.

В России пока нет четкой регламентации сроков рассмотрения законопроектов.

Правотворчество – государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон. Различают три способа правотворчества:

- непосредственно правотворческая деятельность полномочных государственных органов (законотворчество);

- санкционирование государством норм, сложившихся в виде обычая или выработанных негосударственными организациями;

- правотворчество народа (референдум).

Принципы правотворчества:

· законности – разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов;

· научности – подготовка и принятие проекта нормативно-правового акта осуществляется с участием представителей разных наук;

· использование правового опыта – разрабатываемый правовой акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом;

· демократизма – выявлять истинные стремления и волю народа;

· связь с практикой – задача законодателя отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения действующих законов, устранять пробелы.

Правотворчество включает в себя: законотворчество высших представительных (законодательных) органов и подзаконное правотворчество.

Законотворческий процесс состоит из стадий:

- предпроектная – общество выявляет потребность в урегулировании – стадия законодательной инициативы;

- включение в план законопроектных работ;

- проектная – этап принятия правотворческого решения, состоит из стадий (законодательный процесс):

1. разработка законопроекта;

2. внесение проекта в правотворческий орган субъектом законодательной инициативы;

3. рассмотрение проекта в комитетах и комиссиях правотворческого органа;

4. обсуждение законопроекта палатами законодательного органа – принятие в первом чтении или возврат на доработку;







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.004 с.)