ТОП 10:

Завещания для кого-нибудь из наследников».



Имам Ахмад передаёт от Мухаммада ибн Сирина о том,

что как-то ибн Аббас сидел и читал суру «Корова», когда он достиг аята:

﴿إِن تَرَكَ خَيْرًا الْوَصِيَّةُ لِلْوَالِدَيْنِ وَالأقْرَبِينَ﴾

« и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам» - он сказал: «Этот аят аннулирован».

Это повествование рассказал аль-Хаким в «аль-Мустадрик» от Саида ибн Мансура,

он также сказал, что хадис достоверен на условиях аль-Бухари и Муслима.

 

Ибн Абу Хатим передаёт, что ибн Аббас сказал по поводу аята:

﴿الْوَصِيَّةُ لِلْوَالِدَيْنِ وَالأقْرَبِينَ﴾ завещание родителям и ближайшим родственникам

этот аят был аннулирован аятом:

﴿ لِلرِّجَالِ نَصِيبٌ مِمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِ وَالْأَقْرَبُونَ

وَلِلنِّسَاءِ نَصِيبٌ مِمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِ وَالْأَقْرَبُونَ مِمَّا قَلَّ مِنْهُ أَوْ كَثُرَ نَصِيبًا مَفْرُوضًا ﴾

Мужчинам принадлежит доля из того, что оставили родите- ли и ближайшие родственники, и женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, будь его мало или много. Таков предписанный удел.(4:7) затем ибн Абу Хатим сказал: «Ибн Умар, Абу Муса, Саид ибн Мусаййиб, аль-Хасан, Муджахид, Ата, Саид ибн Джубайр, Мухаммад ибн Сирин, Икрима, Зайд ибн Аслам, ар-Раби ибн Анас, Катада,

ас-Судди, Мукатиль ибн Хаййан, Таус, Ибрахим ан-Нахаи, аш-Шурайх, Ад-Даххак, аз-Зухри считали, что этот аят (2:180) был аннулирован аятом о наследстве (4:7)».

Из этого аята рекомендуется родственникам, которые не могут претендовать на наследство оставлять завещание в размере до одной трети от общей суммы имущества умирающего.

Также передают со слов Ибн Умара,( да будет доволен Аллах ими обоими),

что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«مَا حَقُّ امْرِىءٍ مُسْلِمٍ لَهُ شَيْءٌ يُوصِي فِيه يَبِيتُ لَيْلَتَيْنِ إلَّا وَوَصِيَّتُهُ مَكْتُوبَةٌ عِنْدَه»

Непозволительно мусульманину, владеющему тем,

Что можно завещать, проводить две ночи, не написав завещания.

(Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия аль-Бухари)
В той версии (этого хадиса, которую приводит) У Муслима сообщается,

что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: …проводить три ночи...
Ибн Умар сказал: « С тех пор, как я услышал (слова) посланника Аллаха,

да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал это,

я не провёл и ночи, не имея (составленного мной) завещания».

Учёные имеют разногласия по поводу обязательности завещания тому, кто оставил после себя имущество. Все единогласны в том, что человек, имеющий долги и поручительства должен завещать их, по поводу того,кто таковых не имеет, большинство учёных считает,

что завещание ему не обязательно.Хотя в рассматриваемом аяте присутствует слово

«Предписано», богословы ссылаются на то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не завещал ничего, также поступил и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах).

 

Завещание должно быть справедливым в том, что касается родственников, не претендующих на наследство, в то же время интересы полноправных родственников должны быть

соблюдены. Завещание не должно быть скупым или расточительным.

 

Приводится хадис от Са’да ибн Абу Уаккаса (да будет доволен им Аллах):

«Как-то меня навестил пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в Мекке при последнем паломничестве. Он не желал умирать на земле, откуда переселился, он сказал: «Да смилуется Аллах над ибн ‘Афра». Я спросил: «Потому, что он завещал всё своё имущество?», он ответил: «Нет», «Половину?», он ответил: «Нет». Тогда я спросил: «Одну третью имущества?». Он ответил: «Одну третью, и это тоже много. Лучше оставить за собой богатых наследников, чем бедных, которые попрошайничают у людей. Что бы ты ни истратил, это будет подаянием, даже кусок пищи, который ты вложил в рот своей жены. Возможно, Аллах возвысит тебя, и ты станешь приносить людям пользу, а другим людям вред». Тогда у него была только одна дочь[75]».

 

Слово Аллаха: ﴿فَمَن بَدَّلَهُ بَعْدَمَا سَمِعَهُ فَإِنَّمَآ إِثْمُهُ عَلَى الَّذِينَ يُبَدِّلُونَهُ إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ﴾

Если же кто-либо изменит завещание после того, как он выслушал его, то вина

ложится только на тех, кто его изменил. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий.- т.е. тот, кто изменил завещание и заменил его решение тем, что что-то прибавил или убавил

из него или сокрыл желание завещателя то: ﴿فَإِنَّمَآ إِثْمُهُ عَلَى الَّذِينَ يُبَدِّلُونَهُ﴾







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.237.183.249 (0.008 с.)