ГЛАВА 2. Эволюция менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 2. Эволюция менеджмента



Школы в менеджменте

Эволюция менеджмента – это процесс его изменения исторического развития и оформления в систематизированную научную дисциплину.

 

Школа научного менеджмента

Сформировалась и получила широкую известность во всем мире под наименованием «научный менеджмент» или «научная организация труда» на пороге ХХ в. Научный менеджмент тесно связан с работами Ф.Х. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Ганта (1816 – 1919г.). Эти создатели школы научного менеджмента полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Фредерик Хинслоу Тейлор (1956-1915г.) не был ни ученым-исследователем, ни профессором школы бизнеса. Он был практиком. По окончании технологического института в 1878г. Тейлор работал в металлургической компании «Мидвей стил компани» и прошел путь от бригадира до гл. инженера завода. Тейлор оставил после себя книги: «Сдельная система» в 1895г., «Цеховой менеджмент» в 1903г. и «Принципы научного менеджмента» в 1911г. Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека. Тейлор исходил из того, что рабочие ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим лишь тогда, когда и его доход будет расти. Он считал, что менеджеры должны думать, а рабочие – работать.

Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:

- разделение труда (разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.);

- абсолютное следование стандартам;

- подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;

- оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата),

- использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

- поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.

 

Административная школа

Административная школа рассматривала организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организации.

Подход, связанный с совершенствованием управления организацией в целом. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления.

Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля.

Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и контроль, организация, а способ разделения организации на подразделения считался оптимальным: финансы, производство, маркетинговая деятельность, эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике), управление.

В своем труде А.Файоль сформировал 14 принципов управления:

1. разделение труда;

2. власть и ответственность (право отдавать команды и нести ответственность за результаты);

3. дисциплина – это прежде всего повиновение;

4. единство распоряжения – (распоряжение только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);

5. единоначалие (единство руководства) – один руководитель и единый план (двуглавое тело, как в животном, так и социальном мире есть монстр);

6. подчинение индивидуальных интересов общим;

7. вознаграждение персонала;

8. централизация;

9. скалярная цепь – это цепь подчинения от верхних эшелонов иерархии вплоть до ее низких звеньев. Власть прокладывает себе путь через каждое звено данной цепи;

10. порядок (все должны знать свое место в организации);

11. равенство (справедливость);

12. стабильность персонала;

13. инициатива (менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи);

14. корпоративный дух.

 

Вклад в развитие управленческой мысли внес немецкий юрист и социолог Макс Вебер (1864-1920), разработавший теорию бюрократического построения организации и системы управления в частности.

Вебер считал, что бюрократическая система должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость.

Бюрократия[1] имеет повышенную точность, строгую дисциплину и ответственность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.007 с.)