ТОП 10:

Схема управления производством



Инновационный менеджмент: проведение НИОКР, научно-техническая политика, внедрение новой продукции, организация научно-технической деятельности.

Регулирование и обеспечение процесса производства: планирование процесса производства, разработка ассортиментной политики, повышение качества и конкурентоспособности продукции, технологическое обеспечение, обеспечение материально-техническими ресурсами, повышение эффективности производства.

Обеспечение сбыта: разработка сбытовой политики, выбор каналов и методов сбыта, организация сбыта.

Снабжение материально-техническими ресурсами организации является необходимым условием функционирования предприятия.

Схема управления персоналом

1) Разработка и проведение кадровой политики: принципы подбора и расстановки персонала, условия найма и увольнения, обучение и повышение квалификации, оценка персонала и его деятельность.

2) Оплата и стимулирование труда: формы оплаты, пути повышения производительности труда, поощрительные системы оплаты труда.

3) Групповое управление, взаимоотношения в коллективе и с профсоюзами: вовлечение работников в управление на новом уровне рабочие бригады и их функции, взаимоотношения в коллективе, взаимоотношения с профсоюзами.

4) Социально-психологические аспекты управления: мотивация труда, организационная культура.

Управление как искусство

Понятие об управлении как искусстве, т.е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, - это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.

Управление как наука

Менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, в науку, только в конце ХIХ в. Управление как наука имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. На протяжении более чем вековой истории наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Блок-схема понятийного аппарата менеджмента представлена на рисунке 1.1.



Рис. 1. 1. Блок-схема понятийного аппарата менеджмента


Образ менеджера

 

Менеджер – наемный управляющий, специалист по менеджменту.

Греки во времена Гомера выделили следующие качества, необходимые идеальному руководителю: мудрость Нестора, справедливость Агамемнона, хитрость Одиссея, энергичность Ахиллеса. Гомер подчеркивал, что в действительности идеального руководителя не существует, к нему можно лишь только приблизиться. При этом руководитель должен помнить о своих сильных и слабых сторонах, в противном случае он может пасть жертвой собственного высокого положения.

Большинство теоретиков менеджмента считают, что менеджер в идеале должен обладать такими качествами как:

- глубокое знание всего того, что связано с функционированием и развитием рыночной экономики;

- умение учитывать политические последствия решения;

- способность искать и использовать резервы человеческого фактора в предпринимательстве;

- готовность на определенном этапе отказаться от личных выгод ради достижения общественно значимых целей;

- умение принимать на себя ответственность;

- способность критиковать с пользой для дела и воспринимать критические замечания;

- проявлять инициативу и предприимчивость;

- деловитость (умение не делать бесполезных дел);

- стремление преодолевать препятствия, проявлять волю и гибкость;

- логическое мышление;

- стрессоустойчивость как средство защиты от перегрузок с помощью

эффективных методов работы;

- рациональность мышления;

- умение идти на оправданный риск;

- смелость принимать нестандартные управленческие решения.

На рис. 1.2. представлены уровни управления, состоящие из трех блоков.

 

 
 

 

Рис.1.2. Уровни управления

 

Если сравнить управление и руководство, то можно обозначить следующие положения. Управлять– значит озаботить себя подбором и использованием условий (технических, экономических, кадровых), которые необходимы для управленческой деятельности. Руководить – значит озаботить других в связи с использованием ими своих управленческих или производительных функций.


Рис.1.3. Различие в управлении и руководстве

 
 

       
   
Руководство
 
 
Менеджмент


Говоря об управлении, возникает вопрос о взаимодействии субъекта и объекта управления. Принципиальная схема соотношения субъекта и объекта управления представлена на рис. 1.4. Из рисунка видно, что объект всегда поддается воздействию со стороны субъекта управления.

 


Рис. 1.4. Принципиальная схема воздействия субъекта на объект управления

СТИЛЬ руководства

 

Руководство (лидерство) – это процесс влияния и поддержки индивидом направленных на достижение поставленных целей вдохновенных действий других людей.

К наиболее значимым навыкам лидера обычно относят технические, человеческие и концептуальные. На рисунке 1.5.обозначены по горизонтальной оси уровни управления (У), а по вертикали - способности менеджера в процентах (Д).

Умение работать с людьми – это навыки эффективного взаимодействия лидера с сотрудниками организации и другими людьми, и создание рабочих команд.

Концептуальные способности – это навыки и умения ведения анализа в терминах людей, структур и длительных взаимодействий (долгосрочное планирование). Умение мыслить абстрактно, работать с людьми, понимание производственных процессов.

Рис.1.5. Необходимость различных знаний и способностей руководителя на разных уровнях управления

Необходимо отметить тот факт, что важным фактором в менеджменте является такое понятие, как подчинение. Любой руководитель компании имеет вышестоящего начальника (орган или лицо). Умение подчиняться – пробный камень для будущих руководителей. Эффективный подчиненный – основное условие успеха лидера.

Стиль руководства

Общий рисунок прямых или неявных действий руководителей в том виде, как это воспринимается работниками, называется стилем руководства, который представляет собой устойчивое сочетание теоретических воззрений, навыков и умений, характерных черт и отношений, проявляющихся в поведении лидера.

Существуют позитивный и негативный стиль руководства, авторитарный, анархический, участие сотрудников в управлении, стиль ориентации на работника, стиль ориентации на задачу.

К эффективным лидерам относят менеджеров, умеющих сочетать внимание к работникам и к структуре.

Одним из наиболее популярных инструментов определения стиля менеджмента является предложенная Робертом Блейком и Джейн Моутоном управленческая сетка.

 


Внимание к производству

 

Рис.1.6. Управленческая сетка Блейка - Моутона

 

Из рисунка 1.6. видно, что самый эффективный стиль является командный стиль 9,9.

Рассмотрим субституты и усилители руководства как важные компоненты менеджмента.

К субститутам руководства относятся факторы, обусловливающие ограничение значения действий конкретного менеджера (источник которых – факторы задачи, организация, сотрудники). Наличие опытных подчиненных, четкие правила и спаянная рабочая группа предполагает уменьшение потребности в ориентированном на задачи руководителе. Задания, предполагающие внутреннее удовлетворение работников, профессиональная ориентация членов группы или их стремление к независимости “отодвигают на второй план” ориентированных на внимание к сотрудникам менеджеров.

И наоборот, некоторые факторы позволяют “оттенить” и усилить положительные характеристики менеджера. К усилителям руководства относятся факторы, способствующие увеличению влияния лидера на работников (повышение статуса менеджера, материальное стимулирование, успешное разрешение кризисов).

Использование субститутов руководства позволяют частично компенсировать слабости менеджера, а усилителей – повысить эффективность его действий.

Однако Чарльз Манц и Генри Симс предлагают концепцию саморуководства. В ее основе два элемента:

Ø естественно мотивированные, самостоятельные, направленные на решение рабочих задач действия сотрудников,

Ø усилия, нацеленные на выполнение обязательных задач, денежное вознаграждение за выполнение которых не предусмотрено.

Саморуководство требует от работников поведенческих навыков самостоятельной постановки задачи, контроля над процессом труда, внутреннего вознаграждения, моделирования рабочего процесса и самокритики.

Существует тренерский стиль управления, что в свою очередь дополняет спектр стилей управления.

Отличительные черты менеджера-лидера:

Оригинальность и творчество, честность и прямота, личные цели, желание руководить, уверенность в себе, квалификация, способность к обучению, харизма, гибкость и адаптивность, положительные эмоции.

Власть – способность оказывать воздействие на других людей. Существуют следующие виды власти:

1. личная власть – индивидуальные черты;

2. законная власть;

3. экспертная;

4. основанная на вознаграждении;

5. основанная на принуждении.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.220.230 (0.007 с.)