Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 8. Управление организационным поведением↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
М. Г. Илларионов
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
УДК 338.2(075.8) ББК 65.0509(2Р) 2я 73 Илл 44 Илларионов М.Г. Основы менеджмента: - Конспект лекций – Казань, КГТУ, 2009. – 111с.
Конспект лекций пособие подготовлен в соответствии с образовательным стандартом 061100 «Менеджмент организации». Освещаются основные вопросы управления организацией: общая теория управления, эволюция менеджмента, функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), связующие процессы в менеджменте, организационные отношения в менеджменте, принципы анализа управленческой деятельности, эффективность функционального управления, прикладные аспекты управления. Представлены проверочные тестовые и контрольные задания. Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, руководителей предприятий и организаций, специалистов и практикующих менеджеров.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….4 РАЗДЕЛ 1. Основы теории управления………………………………………….5 ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ…………………………………..6 1.1. Сущность менеджмента……….…………………….………………………..….6 1.2. Образ менеджера…………………….…………………...….…………….……..9 1.3. Стиль руководства……………………………………………….…..………….10 ГЛАВА 2. Эволюция менеджмента……………………………………..13 2.1. Школы в менеджменте…………………………………….…………………….13 2.2. Подходы в менеджменте………………………………………….…………….17 ГЛАВА 3. Функции в менеджменте…………………………………….19 3.1. Функция планирования……….………………………………………...……….19 3.2. Функция организации……………………………………………………...……20 3.3. Функция мотивации……………...……………………………………………...21 3.4. Функция контроля……………………………….………………………………25 ГЛАВА 4. Связующие процессы в управлении…………..………27 4.1. Коммуникации в управлении………………………………….…………….….27 4.2. Процесс принятия управленческих решений………………………………….29 ГЛАВА 5. Организация как объект менеджмента………………31 РАЗДЕЛ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА…………………………34 ГЛАВА 6. структуры управления………………………………………..35 ГЛАВА 7. Анализ в менеджменте………………………………………..50 ГЛАВА 8. Управление Организационным поведением в менеджменте………………………………………………………………..54 8.1. Базисные теоретические подходы к организационному поведению…………………...……………………………….54 8.2. Модели организационного поведения………….………………………………57 ГЛАВА 9. Социальная система…………………………………………...60 9.1. Сущность социальной системы………………………………………………….60 9.2. Анализ взаимодействия в социальной системе…………….……...…….……..62 Контрольные ТЕСТЫ………………………………………………..………..64 Упражнения – тесты…………………………………………………………82 ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ…………………………………….………..…..89 Примерная тематика курсовых работ…………………………...…95 Вопросы для оценки качества освоения курса…………...….97 Тематика контрольных работ и методические у казания к их выполнению…………………………………..…………102 Рекомендуемая литература ………………………………...….……...104 ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент является актуальным направлением в деятельности предприятий всех форм собственности и несет в себе большой спектр отношений внутри и вне организаций. Область профессиональной деятельности менеджера – обеспечение эффективного управления организацией, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственными предприятиями, акционерными обществами и частными фирмами. Менеджмент также распространяется на научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства. Менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления: управленческая, организационная, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная. После прохождения учебной программы специалист будет обладать следующими профессиональными компетенциями: – иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российского и зарубежного менеджмента; – понимать многообразие управленческих процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе; знать: – теорию и методологию менеджмента; – принципы принятия и реализации управленческих решений; – методы анализа управленческой деятельности; – методы построения систем управления; – принципы функционального менеджмента; – прикладные аспекты менеджмента. уметь: – применять закономерности управления различными системами в практической деятельности; – выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; – использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности; – разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений; – критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности; владеть: - специальной управленческой и экономической терминологией и лексикой специальности; - навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии; - навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности. РАЗДЕЛ I Основы Управления ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1. 1. Сущность менеджмента
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов функций и методов экономического механизма менеджмента. Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики означает: -ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести намеченную прибыль; -постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами; -хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений; -постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; -выявление конечного результата деятельности фирмы; -необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии решений. Термин «Менеджмент» американского происхождения и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, непредпринимательских организаций (и бизнесе). Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями, а может не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Термин «Менеджмент» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а так же профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает в качестве субъекта этой деятельности специалиста – менеджера и в качестве объекта – хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.) Под хозяйственной деятельностью понимается деятельность фирмы: - в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле; - в любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы. Общие цели отражают концепцию развития фирмы в целом, специфически разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы. Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей направляют свои действия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда. Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом. Внутрифирменное управление включает в себя следующее: Принципы: централизация, децентрализация, сочетание централизации, ориентация на долгосрочные цели развития, демократизация: участие работников в высшем звене управления. Функции: планирование (прогнозирование), организация, контроль, мотивация. Экономические методы: коммерческий расчет, внутрифирменный расчет, цены и механизм ценообразования. Схема управления персоналом 1) Разработка и проведение кадровой политики: принципы подбора и расстановки персонала, условия найма и увольнения, обучение и повышение квалификации, оценка персонала и его деятельность. 2) Оплата и стимулирование труда: формы оплаты, пути повышения производительности труда, поощрительные системы оплаты труда. 3) Групповое управление, взаимоотношения в коллективе и с профсоюзами: вовлечение работников в управление на новом уровне рабочие бригады и их функции, взаимоотношения в коллективе, взаимоотношения с профсоюзами. 4) Социально-психологические аспекты управления: мотивация труда, организационная культура. Управление как искусство Понятие об управлении как искусстве, т.е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, - это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Управление как наука Менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, в науку, только в конце ХIХ в. Управление как наука имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. На протяжении более чем вековой истории наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления. Блок-схема понятийного аппарата менеджмента представлена на рисунке 1.1. Рис. 1. 1. Блок-схема понятийного аппарата менеджмента Образ менеджера
Менеджер – наемный управляющий, специалист по менеджменту. Греки во времена Гомера выделили следующие качества, необходимые идеальному руководителю: мудрость Нестора, справедливость Агамемнона, хитрость Одиссея, энергичность Ахиллеса. Гомер подчеркивал, что в действительности идеального руководителя не существует, к нему можно лишь только приблизиться. При этом руководитель должен помнить о своих сильных и слабых сторонах, в противном случае он может пасть жертвой собственного высокого положения. Большинство теоретиков менеджмента считают, что менеджер в идеале должен обладать такими качествами как: - глубокое знание всего того, что связано с функционированием и развитием рыночной экономики; - умение учитывать политические последствия решения; - способность искать и использовать резервы человеческого фактора в предпринимательстве; - готовность на определенном этапе отказаться от личных выгод ради достижения общественно значимых целей; - умение принимать на себя ответственность; - способность критиковать с пользой для дела и воспринимать критические замечания; - проявлять инициативу и предприимчивость; - деловитость (умение не делать бесполезных дел); - стремление преодолевать препятствия, проявлять волю и гибкость; - логическое мышление; - стрессоустойчивость как средство защиты от перегрузок с помощью эффективных методов работы; - рациональность мышления; - умение идти на оправданный риск; - смелость принимать нестандартные управленческие решения. На рис. 1.2. представлены уровни управления, состоящие из трех блоков.
Рис.1.2. Уровни управления
Если сравнить управление и руководство, то можно обозначить следующие положения. Управлять – значит озаботить себя подбором и использованием условий (технических, экономических, кадровых), которые необходимы для управленческой деятельности. Руководить – значит озаботить других в связи с использованием ими своих управленческих или производительных функций. Рис.1.3. Различие в управлении и руководстве
Говоря об управлении, возникает вопрос о взаимодействии субъекта и объекта управления. Принципиальная схема соотношения субъекта и объекта управления представлена на рис. 1.4. Из рисунка видно, что объект всегда поддается воздействию со стороны субъекта управления.
Рис. 1.4. Принципиальная схема воздействия субъекта на объект управления СТИЛЬ руководства
Руководство (лидерство) – это процесс влияния и поддержки индивидом направленных на достижение поставленных целей вдохновенных действий других людей. К наиболее значимым навыкам лидера обычно относят технические, человеческие и концептуальные. На рисунке 1.5.обозначены по горизонтальной оси уровни управления (У), а по вертикали - способности менеджера в процентах (Д). Умение работать с людьми – это навыки эффективного взаимодействия лидера с сотрудниками организации и другими людьми, и создание рабочих команд. Концептуальные способности – это навыки и умения ведения анализа в терминах людей, структур и длительных взаимодействий (долгосрочное планирование). Умение мыслить абстрактно, работать с людьми, понимание производственных процессов. Рис.1.5. Необходимость различных знаний и способностей руководителя на разных уровнях управления Необходимо отметить тот факт, что важным фактором в менеджменте является такое понятие, как подчинение. Любой руководитель компании имеет вышестоящего начальника (орган или лицо). Умение подчиняться – пробный камень для будущих руководителей. Эффективный подчиненный – основное условие успеха лидера. Стиль руководства Общий рисунок прямых или неявных действий руководителей в том виде, как это воспринимается работниками, называется стилем руководства, который представляет собой устойчивое сочетание теоретических воззрений, навыков и умений, характерных черт и отношений, проявляющихся в поведении лидера. Существуют позитивный и негативный стиль руководства, авторитарный, анархический, участие сотрудников в управлении, стиль ориентации на работника, стиль ориентации на задачу. К эффективным лидерам относят менеджеров, умеющих сочетать внимание к работникам и к структуре. Одним из наиболее популярных инструментов определения стиля менеджмента является предложенная Робертом Блейком и Джейн Моутоном управленческая сетка.
Внимание к производству
Рис.1.6. Управленческая сетка Блейка - Моутона
Из рисунка 1.6. видно, что самый эффективный стиль является командный стиль 9,9. Рассмотрим субституты и усилители руководства как важные компоненты менеджмента. К субститутам руководства относятся факторы, обусловливающие ограничение значения действий конкретного менеджера (источник которых – факторы задачи, организация, сотрудники). Наличие опытных подчиненных, четкие правила и спаянная рабочая группа предполагает уменьшение потребности в ориентированном на задачи руководителе. Задания, предполагающие внутреннее удовлетворение работников, профессиональная ориентация членов группы или их стремление к независимости “отодвигают на второй план” ориентированных на внимание к сотрудникам менеджеров. И наоборот, некоторые факторы позволяют “оттенить” и усилить положительные характеристики менеджера. К усилителям руководства относятся факторы, способствующие увеличению влияния лидера на работников (повышение статуса менеджера, материальное стимулирование, успешное разрешение кризисов). Использование субститутов руководства позволяют частично компенсировать слабости менеджера, а усилителей – повысить эффективность его действий. Однако Чарльз Манц и Генри Симс предлагают концепцию саморуководства. В ее основе два элемента: Ø естественно мотивированные, самостоятельные, направленные на решение рабочих задач действия сотрудников, Ø усилия, нацеленные на выполнение обязательных задач, денежное вознаграждение за выполнение которых не предусмотрено. Саморуководство требует от работников поведенческих навыков самостоятельной постановки задачи, контроля над процессом труда, внутреннего вознаграждения, моделирования рабочего процесса и самокритики. Существует тренерский стиль управления, что в свою очередь дополняет спектр стилей управления. Отличительные черты менеджера-лидера: Оригинальность и творчество, честность и прямота, личные цели, желание руководить, уверенность в себе, квалификация, способность к обучению, харизма, гибкость и адаптивность, положительные эмоции. Власть – способность оказывать воздействие на других людей. Существуют следующие виды власти: 1. личная власть – индивидуальные черты; 2. законная власть; 3. экспертная; 4. основанная на вознаграждении; 5. основанная на принуждении. Школы в менеджменте Эволюция менеджмента – это процесс его изменения исторического развития и оформления в систематизированную научную дисциплину.
Школа научного менеджмента Сформировалась и получила широкую известность во всем мире под наименованием «научный менеджмент» или «научная организация труда» на пороге ХХ в. Научный менеджмент тесно связан с работами Ф.Х. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Ганта (1816 – 1919г.). Эти создатели школы научного менеджмента полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Фредерик Хинслоу Тейлор (1956-1915г.) не был ни ученым-исследователем, ни профессором школы бизнеса. Он был практиком. По окончании технологического института в 1878г. Тейлор работал в металлургической компании «Мидвей стил компани» и прошел путь от бригадира до гл. инженера завода. Тейлор оставил после себя книги: «Сдельная система» в 1895г., «Цеховой менеджмент» в 1903г. и «Принципы научного менеджмента» в 1911г. Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека. Тейлор исходил из того, что рабочие ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим лишь тогда, когда и его доход будет расти. Он считал, что менеджеры должны думать, а рабочие – работать. Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем: - разделение труда (разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.); - абсолютное следование стандартам; - подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу; - оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата), - использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям; - поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.
Административная школа Административная школа рассматривала организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организации. Подход, связанный с совершенствованием управления организацией в целом. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и контроль, организация, а способ разделения организации на подразделения считался оптимальным: финансы, производство, маркетинговая деятельность, эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике), управление. В своем труде А.Файоль сформировал 14 принципов управления: 1. разделение труда; 2. власть и ответственность (право отдавать команды и нести ответственность за результаты); 3. дисциплина – это прежде всего повиновение; 4. единство распоряжения – (распоряжение только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю); 5. единоначалие (единство руководства) – один руководитель и единый план (двуглавое тело, как в животном, так и социальном мире есть монстр); 6. подчинение индивидуальных интересов общим; 7. вознаграждение персонала; 8. централизация; 9. скалярная цепь – это цепь подчинения от верхних эшелонов иерархии вплоть до ее низких звеньев. Власть прокладывает себе путь через каждое звено данной цепи; 10. порядок (все должны знать свое место в организации); 11. равенство (справедливость); 12. стабильность персонала; 13. инициатива (менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи); 14. корпоративный дух.
Вклад в развитие управленческой мысли внес немецкий юрист и социолог Макс Вебер (1864-1920), разработавший теорию бюрократического построения организации и системы управления в частности. Вебер считал, что бюрократическая система должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. Бюрократия[1] имеет повышенную точность, строгую дисциплину и ответственность.
Школа социальных систем Она возникла под влиянием концепций структурно-функционального анализа, развиваемых Т. Парсоном, Р. Метоном, а также Л.Берталанфи. Ученые рассматривали социальную организацию как комплексную организационную систему с рядом составляющих: индивид, формальная структура организации; неформальная структура организации, статусы и роли членов организации, внешнее окружение, технические средства труда.
Школа науки о поведении Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Конкретное противопоставление научного управления и бихевиористских концепций в виде их теоретического обобщения нашло отражение в теории «Х» и в теории «Y»,разработанной Дугласом Мак - Грегором (1906 – 1964). Первая соответствовала традиционному воззрению на проблемы социального управления, вторая трактовала предпосылки интеграции индивидуальных и организационных целей в управленческом процессе, что рассматривалось им как основа управления нового типа. Главные положения теории «Х»: - обычному человеку присуще внутреннее неприятие труда, и он старается избежать его любым путем; - по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут быть побуждены к тому, чтобы осуществить необходимые действия; - средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации. Предпосылки теории «Y», которые собственно и отстаивал Мак-Грегор, прямо противоположны: - затраты физических и интеллектуальных сил в труде естественны как в игре или даже в отдыхе; - внешний контроль или угроза наказания не являются единственным средством для достижения организационных целей; - вознаграждение должно быть неотъемлемой функцией достижения искомых задач; - обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но и даже стремится к этому; - способность показать сравнительно высокую степень воображения, оригинальности и творчества при решении организационных проблем получает большое распространение среди людей. Центральный принцип, составляющий ось теории «Х», т.е. традиционный подход в управлении, состоит в руководстве и контроле посредством прямого применения власти, а человек лишь является инертным объектом властного воздействия. Напротив, краеугольный камень теории «Y» - интеграция, т.е. создание таких условий, при которых члены организации могли бы достичь своих индивидуальных целей через содействие коммерческому успеху предприятия.
В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи выдвинул теорию «Z» и теорию «А», они не заменяют теории «Х» и «Y», а отражают две другие противостоящие друг другу формы управленческой идеологии – американский и японский варианты. Табл. 2.1 Различие в менеджменте американских и японских организации
Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том, что человек – это основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех функционирования организации. У. Оучи, таким образом, сформировал по-новому управленческую идеологию: - долгосрочный найм; - индивидуальная ответственность; - неопределенный, неформальный контроль четкими и формализованными методами; - неспециализированная карьера; - всесторонняя забота о работниках; - групповое принятие решений; - медленная оценка кадров и их умеренное продвижение.
Подходы в менеджменте Процессный подход Процессный подход рассматривает функции управления во взаимосвязи. Управление представляет собой серию взаимосвязанных непрерывных действий, то есть процесс. Процесс управления – общая сумма всех функций (что является процессом). Функции управления – обособленные направления управленческой деятельности. Таким образом, процесс управления – взаимосвязь функций, планирования, организации, мотивации и контроля, которые объединены связующими процессами коммуникаций и принятия решений. Системный подход Системный подход – не набор каких-то руководств или принципов для управляющих – это способ мышления по отношению к организации и управлению. Система – совокупность взаимозависимых элементов, образующих единое целое, а целое выполняет некую функцию. Элементы должны быть взаимозависимыми или взаимодействующими. Нет системы, пока нет механизма взаимосвязи. Все организации являются системами. Системный подход пытается рассмотреть организацию и внешнюю среду, в которой она функционирует, как целое. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему (часы). Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой через проницаемые границы системы.
Входы Преобразования Выходы
Рис. 2.1. Организация как открытая система
Руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того, чтобы применять теорию систем и процесс управления.
Ситуационный подход Определение переменных и их влияние на эффективность организации – основной вклад ситуационного подхода -является логическим продолжением теории систем. Центральный момент ситуационного подхода - ситуация. Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Используя данный метод, руководители могут лучше понять какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он пытается определить значимые ситуации и их влияние на эффективность организации. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует большое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Подводя итог развитию менеджмента можно отметить, что одномерные учения исследуют отдельно работу (задачи), человека, администрирование и т.д. А синтетические учения исследуют управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации (школа социальных систем, системный подход, ситуационный подход, теории Z и А, Х и Y). Планирование Планирование – одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. В ходе планирования разрабатываются планы. План - это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения, замыслов. Планирование представляет собой процесс выбора целей организации и решения о том, что следует делать для их достижения.
Рис. 3.1. Организация планирования Миссией называют большую цель, вызывающую у членов организации состояние устремленности к чему-то. Существуют цель индивида и цели организации, которые должны находиться в тесном взаимодействии и по возможности совпадать между собой. Цели организации – это цели общие для всех ее членов. Различают три типа целей: официальные, оперативные, операционные. Важная характеристика цели – ее достижимость и реалистичность. Цели должны быть понятны, иметь сроки исполнения, при этом они должны мотивировать действия исполнителя. Оценка и анализ внешней и внутренней среды является главным элементом процесса планирования. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого руководство оценивает изменения во внешней среде и изучает внешние возможности и опасности, затрудняющие достижение целей организации. Руководство должно определить внутренние сильные и слабые стороны организации, чтобы эффективно осуществлять планирование. Руководство выбирает стратегию после того, как проведет анализ внешних возможностей и опасностей, внутренних сильных и слабых сторон и оценит все возможные альтернативы и варианты. Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов ориентиров: тактики, политики, процедур и правил. Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии. Политика дает общие ориентиры для действий и принятия решений. Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации. Управление по целям представляет собой метод объединения планирования, контроля и мотивации, который успешно применяют многие организации для уменьшения числа конфликтов и снижения отрицательной реакции людей на контроль. Планы классифицируют по срокам (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные) и по целям (стратегические, тактические, оперативные) На рис. 3.2. представлена разновидность планов организации. Данная классификация в общем виде харак
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.141 (0.014 с.) |