Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ориентация на человеческие ресурсыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(Поддерживающий подход) Ориентированный на человеческие ресурсы подход предполагает анализ личностного роста и развития индивидов, достижения ими все более высоких уровней компетенции, творческой активности, исполнительности, поскольку человек – основной ресурс организации и общества. Предполагается, что задача менеджмента состоит в обеспечении возможностей совершенствования навыков работников, повышении их чувства ответственности, создание атмосферы, благоприятствующей увеличению их вклада в достижение целей организации. Т.о., развитие способностей работников и предоставление им возможностей для их реализации непосредственно ведет к повышению их производительности и степени их удовлетворения трудом. Подход, ориентированный на человеческие ресурсы называют так же поддерживающим подходом, т.к. он предполагает переключение основного внимания менеджера с контроля над работниками на активную поддержку их роста и показателей работы.
Ситуационный подход Ситуационный подход к организационному поведению предполагает, что достижение эффективности в различных ситуациях предполагает различные образы поведения. Тщательный анализ возникшей ситуации позволяет идентифицировать ее значимые факторы и определить наиболее эффективные, в данных обстоятельствах, методы ОП. Преимущество ситуационного подхода состоит в том, что он поощряет проведение анализа сложившихся в организации условий, выводы которых ложатся в основу принимаемых решений, т.е. данная концепция побуждает к анализу менеджмента от универсальных предположений относительно поведения сотрудников.
Ориентация на результаты
Рис.8.2. Роль организационного поведения в рабочих системах
Результатами выступают: производительность, качество, объем выпуска продукции. Системный подход Системный подход к организации предполагает, что мы рассматриваем ее как комплекс взаимодействующих элементов. Таким образом, системный подход предполагает, что менеджеры обладают целостным взглядом на субъект управления. Целостное организационное поведение трактует взаимоотношения “индивиды - организация” на уровне личности в целом, группы в целом, организации в целом и социальной системы в целом. Системный подход должен применяться к каждому индивиду в любой организации. Однако поведенческие воздействия менеджеров могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Определение возможных результатов предполагает проведение анализа “затраты - выгоды”. Рис. 8.3.Анализ “затраты - выгоды” при выборе вариантов организационного поведения Модели организационного поведения Элементы системы ОП Фундамент системы ОП организации образуют основные убеждения и намерения индивидов, объединяющих свои усилия (для создания, например, собственной компании), а так же менеджеров, которые в настоящее время руководят ее деятельностью.
Рис. 8.4. Система организационного поведения Существуют четыре модели организационного поведения: Авторитарная Опекунская Поддерживающая Коллегиальная
Авторитарная модель В условиях автократии менеджеры ориентированы на формальные, официальные полномочия, делегируемые через право отдавать приказы подчиненным. Менеджер уверен, что его знания “абсолютны”, а обязанность работников заключается в беспрекословном исполнении распоряжений. Данный подход обуславливает жесткий контроль менеджмента над трудовым процессом. В условиях автократии работники ориентированы на подчинение руководителю, в силу чего возникает психологическая зависимость от начальника, власть которого абсолютна. В определенных ситуациях авторитарная модель демонстрирует высокую эффективность (когда строились железные дороги, работали металлургические заводы). Слабой стороной этой модели являются высокие человеческие издержки.
Модель опеки В конце 19 в – начале 20 века в некоторых компаниях начали реализовываться программы социального обеспечения – практика получившая название и известность как модель опеки. В 1930-х годах совместные усилия работодателей, профсоюзов и правительств позволили добиться повышения степени защищенности рабочих. Родилась модель опеки ОП. Успех модели опеки зависит от экономических ресурсов. Модель опеки предполагает, что сотрудникам компании постоянно внушаются мысли об экономических поощрениях и льготах, и в результате такого рода психологической обработки они чувствуют себя вполне комфортно и довольны жизнью.
Поддерживающая модель Поддерживающая модель ОП базируется на принципе “поддерживающих взаимоотношений” Ренсиса Лайкерта. Поддерживающая модель опирается не на деньги или власть, а на руководство, или лидерство, когда менеджеры создают климат, помогающий индивидуальному росту работников и использованию их способностей в интересах организации. Таким образом, задача менеджера состоит в поддержке усилий работников, направленных на выполнение рабочих заданий, а не просто в предоставлении льгот и выплате премий (как в модели опеки). В тех случаях, когда лидер поддерживает усилия работников, у сотрудников появляется ощущение соучастия и причастности к решению задач организации, они получают основание говорить о компании “мы”, а не “они”. Возрастает мотивация работников к труду, т.к. их потребность в статусе и признании удовлетворяются на более высоком уровне. Роль менеджера заключается в оказании помощи сотрудникам в решении возникающих проблем и выполнении рабочих заданий. Поддерживающая модель эффективна как в отношении работников, так и менеджеров, и получила широкое признание в США. Коллегиальная модель Коллегиальная модель представляет собой дальнейшее развитие поддерживающей модели ОП. Термин коллегиальный относится к группе стремящихся к достижению общих целей людей. Успех коллегиальной модели определяется возможностью формирования у работников чувства партнерства, ощущения своей необходимости и полезности. Результатом коллегиальной модели является ответственность и самодисциплина. В такого рода окружающей среде работники обычно испытывают чувство исполненного долга, вклада в достижение общих целей и самореализации, которые, в свою очередь, выражаются в умеренном энтузиазме при выполнении рабочих заданий.
ГЛАВА 9. Социальная система СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Социальная система – комплекс отношений, возникающих в результате различных взаимодействий индивидов. Внутри отдельной организации социальная система включает всех ее сотрудников и их отношения друг с другом и с окружающим миром. Принято говорить, что система находится в равновесии, если между ее взаимозависимыми элементами поддерживается динамическое равновесие. Осуществляемые в организациях изменения носят конструктивный характер, когда они благоприятно влияют на функционирование системы. Если действие или изменение отрицательно сказывается на равновесии системы, то это деструктивный результат. Всякий раз, когда индивид действует в соответствии с ожиданиями других людей, его поведение является социальным. Человек, существует в определенной социальной культуре, т.е. внешней среде, которую формируют убеждения людей, их привычки, знания и практический опыт. Различают социальную культуру: - связанную с работой (должностные обязанности, статус, близость рабочих мест) - не связанную с работой (культура, этнической принадлежности, пол, раса). Трудовая этика когда человек относится к труду как к очень важной и желаемой жизненной цели. Роль – это образец действий, ожидаемых от индивида при выполнении имеющей отношение к другим людям деятельности. Роль отражает положение человека в социальной системе, его права, обязанности, его власть, полномочия и ответственность. Деятельность менеджеров и рабочих в равной мере направляется ролевыми представлениями т.е. их индивидуальным пониманием того, как они должны использовать “назначенные” роли, и их ожиданиями в отношении “игры” других “актеров” (см. рис 9.1.). Т.к. менеджеры исполняют множество ролей, они должны развивать в себе адаптивность (умение демонстрировать ролевую гибкость), быстро переходить от одной роли к другой, поскольку они работают и с подчиненными, и с вышестоящими руководителями, выполняют как технические, так и социальные виды деятельности. Ключ к успеху обеих сторон – точные ролевые представления собственных ролей и ролей другого человека. Если восприятие индивидом своей роли не совпадает с представлениями или ожиданиями других людей, возможно возникновение ролевого конфликта. Если рабочая роль неопределенна или нечетко сформулирована, возникает ролевая неопределенность. Важным понятием социальной системы является статус руководителя. Статус – это социальный ранг личности в группе, это мера признания, уважения и принятия личности ее участниками. Принятая в организации иерархия статусов облегчает установление и поддержание отношений в процессе труда. Крайнее проявление системы статусов – символы статуса.
Рис. 9.1. “Паутина” ролевых представлений менеджер – работник
Основные источники статуса сотрудника: ¶ старшинство; ¶ образование; ¶ оплата труда; ¶ возраст; ¶ род занятий; ¶ оплата; ¶ квалификация; ¶ условия работы; ¶ способности; ¶ уровень выполнения работы. Символы статуса: мебель, внутренний интерьер кабинета, расположение рабочего места, оборудование на рабочем месте, тип рабочей одежды, привилегии, название должности, прикрепленные работники, право распоряжаться финансами.
Организационная культура Организационная культура – это набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации. Культура может сознательно формироваться ее ведущими членами или она создается с течением времени. Организационная культура придает сотрудникам организационную идентичность, создавая чувство безопасности. Культура стимулирует ответственность работника.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.008 с.) |