ТОП 10:

АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ



Трансакционный анализ

В зависимости от форм (ассертивные или неассертивные) взаимодействий людей, мы имеем дело с социальными трансакциями, когда один индивид отвечает другому.

В 1950 году психотерапевт Эрик Берн разработал трансакционный анализ (ТА). Задача ТА заключается в исследовании человеческих отношений и предположение действий, способствующих их укреплению. Согласно Э.Берну при взаимодействии двух индивидов каждая из сторон занимает одну из психологических позиций определяемых как эго-состояние. Принято выделять три Эго-состояния: - Родитель, Взрослый и Ребенок.

Эго-состояние Родитель предполагает, что индивид контролирует ситуацию, выступает как защитник, патрон, воспитатель, проводник определенной политики и приверженец стандартов, подбадривающий собеседника: “Ты знаешь правила, Альберт, остается только следовать им”.

Эго-состояние Взрослый проявляется в рациональном, расчетливом, не допускающем лишних эмоций поведении. Индивид стремится внести улучшения, обрабатывает полученные данные, оценивает перспективные возможности, принимает участие в обсуждении проблем.

Эго-состояние Ребенок характеризуется спонтанностью, зависимостью, креативностью или вспыльчивостью, когда индивид стремится к немедленному признанию своих заслуг и вознаграждению (Вы всегда только критикуете мои действия!).

Необходимо отметить три основных момента эго-состояния: во-первых, во время переговоров поведение индивида представляет собой комплекс реакций Родителя, Взрослого, Ребенка. Во-вторых, каждое из эго-состояний имеет как положительные, так и отрицательные черты. В-третьих, мы определяем эго-состояние индивида, ориентируясь не только на слова, их смысл, но и на интонацию, позу, жесты и выражение лица собеседника. Эго-состояние более четко проявляется в общении один на один.

Трансакции (обмен словами, действиями, письменными сообщениями) может быть комплиментарными и некомлиментарными. Комплиментарными являются трансакции, осуществляемые в открытом обмене взаимодополняющих эго-состояний отправителя и получателя.

 
 


Начальник (А) Работник Начальник (Б) Работник

 

 

 


Рис. 9.2. Комплиментарная (а) и некомплиментарная (б) трансакция.

С – стимулы, О – ответная реакция

Некомлиментарные, или пересекающие трансакции изображаются пересекающимися линиями стимула и ответной реакции. Перекрестные трансакции могут заблокировать процесс, что предопределяет неудовлетворительный результат коммуникаций и конфликт.

Наиболее эффективные в процессе труда формы обмена – это трансакции типа Взрослый к Взрослому.

 

Теория жизненных позиций

Поведение каждого индивида есть форма его жизненных позиций.

Сущность жизненных позиций формулируется как взаимодействие двух точек зрения относительно того, как индивид оценивает сам себя и как он относится к окружающим людям.

Все возможные комбинации положительного или отрицательного ответов определяют жизненные позиции:

¶ мне плохо – вам плохо;

¶ мне плохо – вам хорошо;

¶ мне хорошо – вам плохо;

¶ мне хорошо – вам хорошо.

 

Отношение к другим

Отрицательное Положительное

 

Мне хорошо – вам плохо   Мне хорошо – вам хорошо  
  Мне плохо – вам плохо     Мне плохо – вам хорошо  

 

положительное

 

 

отрицательное

 

 

Рис. 9.3. Основные жизненные позиции индивидов

 

Наиболее желательной является та из них, которая в наибольшей степени приближается к трансакции Взрослый к Взрослому, т.е. “мне хорошо – вам хорошо”, т.к. в данном случае индивид демонстрирует позитивное отношение к самому себе и уважительное-к окружающим. Такая позиция способствует формированию конструктивных взаимосвязей, продуктивных конфликтов и удовлетворяющеи обе стороны конфронтации.

Остальные жизненные позиции менее эффективны.

 

 


Контрольные ТЕСТЫ

- правильно

1. SWOT-анализ предусматривает выявление и подробное рассмотрение (выберите несколько):

а) конкурентных преимуществ

б) сильных сторон фирмы

в) благоприятных возможностей для бизнеса

г) слабых сторон организации

д) угроз для бизнеса

 

2. Процесс принятия решений начинается с:

1) формулировки миссии предприятия

2) постановки управленческих целей

3) выявления проблемы

4) определения лица, ответственного за приятие решений

5) идентификации функциональной сферы, где принимается решение.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.008 с.)