Многократное исследование при каждом наборе условий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многократное исследование при каждом наборе условий



В исследовании Рейнолдса не было особой причины просить игроков рассматривать каждую партию более одного раза. И в случае экспериментов с памятью, когда участники запоминают и воспроизводят наборы слов в порядке, заданном латинским квадратом размером 4 х 4, им редко приходится проделывать это дважды. Экспериментатор может попросить участников повторять задания, только если он изучает, как повторение влияет на запоминание. Однако для многих исследований выполнение заданий испытуемыми более одного раза при каждом наборе условий не только целесообразно, но и необходимо. Это может потребоваться, к примеру, при исследовании ощущения или восприятия. Пример такого исследования показан на рис. 6.1.

Предположим, вы проводите исследование и хотите проверить, действительно ли иллюзия возникает в большей степени, если рисунок предъявляют вертикально, а не горизонтально или под углом в 45°. Четырем условиям исследования соответствуют четыре буквы алфавита:

А = горизонтально.

В = 45° влево.

С = 45° вправо.

D = вертикально. Участники исследования видят рисунок на экране компьютера. Они должны изменять длину параллельных линий пока те не будут выглядеть одинаковыми. Есть две базовые процедуры, с помощью которых можно представить участникам четыре экспериментальных условия.

Обратное позиционное уравнивание

При использовании обратного позиционного уравнивания экспериментатор представляет условия в определенном порядке, а затем делает это еще раз, изменяя порядок на противоположный. В эксперименте с иллюзией порядок может быть следующий: A-B-C-D, а затем D-C-B-A. Если исследователь хочет, чтобы для каждого из условий участники выполняли задание более двух раз, что нередко бывает при исследовании восприятия, последовательность должна повторяться столько раз, сколько необходимо. Так, если вы хотите, чтобы испытуемые рассматривали каждую из четырех иллюзий, приведенных на рис. 6.1, по восемь раз и используете

для этого обратное позиционное уравнивание, испытуемые получат следующую последовательность заданий:

A-B-C-D - D-C-B-A - A-B-C-D - D-C-B-A - A-B-C-D - D-C-B-A -- A-B-C-D - D-C-B-A.

Обратное позиционное уравнивание было использовано в одном из самых известных психологических исследований, проведенном в 30-х гг. XX в. Дж. Ридли Струпом. Возможно, вы и сами проходили тестирование по методике Струпа — в нем показывают названия цветов, напечатанное разными чернилами, причем названия не соответствуют цвету чернил, и просят называть цвета, не читая названий. В случае если показывают напечатанное синими чернилами слово «КРАСНЫЙ», правильный ответ — «синий», а не «красный». Исследование Струпа — это классический пример одного из видов экспериментального плана, описанного в следующей главе, поэтому более подробно о работе ученого вы узнаете, изучив вставку 7.1'.

Блоковая рандомизация

Второй способ представления последовательности условий, когда каждое из них исследуется более одного раза, — это блоковая рандомизация. Об этой процедуре рассказывалось ранее при описании случайного распределения участников по группам в межсубъектных экспериментах. Основное правило блоковой рандомизации состоит в том, что все условия используются по одному разу, прежде чем любое из них встречается во второй раз. В пределах каждого блока порядок расположения условий случайный, что предотвращает возможность предугадывания участниками хода событий (проблема, которая может возникнуть при обратном позиционном уравнивании).

В примере с иллюзией (рис. 6.1) участники в случайном порядке встречаются со всеми четырьмя условиями, затем еще раз, но уже в блоке с другим случайным порядком их следования, и т. д. столько раз, сколько требуется. Порядок условий, полученный обратным позиционным уравниванием будет следующим:

A-B-C-D D-C-B-A.

С помощью блоковой рандомизации, кроме прочих, можно получить одну из двух последовательностей:

B-C-D-A C-A-B-D или C-A-B-D A-B-C-D.

Чтобы получить представление о том, как в ходе реального внутрисубъектного эксперимента проводится блоковая рандомизация, рассмотрим исследование слухового восприятия, проведенное Карелло с соавторами (Carello, Anderson & Kunkler-Peck, 1988).

Хотя обратное позиционное уравнивание обычно используется, когда участники исследуются более одного раза при каждом условии, его принципы можно применить и к внутрисубъектным планам, в которых каждый испытуемый встречается с каждым из условий только один раз. Так, например, если во внутрисубъектном исследовании используется шесть различных условий, и каждое изучается один раз для каждого испытуемого, то половина участников получит последовательность A-B-C-D-E-F, а другая половина — обратную последовательность (F-E-D-C-B-A).

Пример 5. Позиционное уравнивание с помощью блоковой рандомизации

Способность людей определять местонахождение источника звуков известна с давних пор: в обычных условиях мы довольно легко определяем направление, откуда приходит звук. Карелло и ее исследовательская группа заинтересовались вопросом, могут ли люди определить размер объекта по звуку, издаваемому им при падении на пол. Для изучения данного вопроса был разработан аппарат, изображенный на рис. 6.2. Испытуемые слышали, как деревянная рейка падала на пол, и пытались определить ее длину. В качестве ответа участники за одну попытку изменяли расстояние между краем стола, за которым они сидели, и подвижной вертикальной поверхностью. Попыткой называлось падение одной и той же рейки с определенной высоты пять раз подряд. Слушая звук падений, участники передвигали стенку вперед и назад, пока расстояние между ней и столом не становилось равным длине рейки. В первом из двух экспериментов внутрисубъектной независимой переменной была длина рейки. Она принимала семь значений: 30,45,60,75, 90,105 и 120 см. Каждый участник определял длину каждой рейки три раза. Как и следовало ожидать, экспериментаторы провели позиционное уравнивание последовательности длин реек и сделали это с помощью блоковой рандомизации. Таким образом, семь реек разной длины использовались в одном случайном порядке, затем в другом и наконец в третьем. Еще раз обратите внимание на важную особенность блоковой рандомизации: каждая длина использовалась по одному разу, прежде чем одна из них использовалась повторно, и по два раза, прежде чем какая-либо из них была использована в третий раз.

Хотя задание на определение длины рейки может показаться очень сложным, испытуемые справились с ним на удивление легко. Результаты второго эксперимента, который повторял первый, но с более короткими рейками (от 10 до 40 см), были даже выше, чем результаты первого (рейки от 30 до 120 см). Стоит отметить еще две особенности этих экспериментов. Во-первых, они представляют собой хороший пример стратегии, обычно используемой при исследовании восприятия: внутрисубъектный план, который требует небольшого количества испытуемых

и большого числа попыток. В первом эксперименте участвовали восемь студентов, а во втором — шесть, причем каждый из них выполнял задание 21 раз. Во-вторых, вспомните пробные исследования, которые обсуждались в главе 3. Цель таких исследований — испытание экспериментальной процедуры и изменение ее в случае обнаружения затруднений. Нечто подобное произошло и в обсуждаемом нами исследовании, хотя первый эксперимент в действительности не был пробным. Одна из особенностей процедуры первого эксперимента привела к изменениям во втором эксперименте. В первом случае рейки падали на пол, а во втором — на приподнятую поверхность. Но почему? По словам Карелло, Андерсон и Канкер-Пек, причина была весьма практической (читая между строк, заметим, что аспиранты, собирающие данные, были очень благодарны устранению этого фактора): изменение процедуры помогло «снизить нагрузку на колени и спину экспериментаторов» (р. 212).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.006 с.)