Классические исследования- проблема отбора и исполнительные обезьянки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классические исследования- проблема отбора и исполнительные обезьянки



В апрельском номере за 1958 г. журнала «Сайентифик америкэн» была напечатана примечательная статья, озаглавленная «Язва у "исполнительных" обезьян». В ней описывались эксперименты Джозефа В. Брэди из Военного исследовательского института Уолтера Рида. Заинтересованный военными исследованиями, показавшими взаимосвязь между желудочной секрецией солдат во время медицинского осмотра и последующим развитием язвы желудка, Брэди решил исследовать взаимосвязь между эмоциональными и физическими расстройствами путем изучения эмоционального поведения обезьян, принадлежащих к виду макак-резус. К глубокому сожалению ученого, многие из обезьян умерли, а вскрытие показало, что большинство из них страдали язвой желудка. В основном эти обезьяны использовались для формирования у них условного избегания. В ходе эксперимента их пристегивали к специальным стульям, позволяющим реагировать на идущий к ступням электрический разряд только нажатием рычага.

Брэди предположил, что развитие язвы могло быть связано или с повторяющимся разряом, или со стрессом, вызванным процедурой выработки условного избегания. Чтобы выявить возможность развития язвы из-за воздействия электрического разряда, применив метод фальсификации, ученый разработал особый эксперимент. Он поместил двух обезьян на соседние стулья; одна из них, «исполнитель» (обратите внимание на аналогию с вечно занятым и испытывающим стресс исполнительным директором), могла избегать разряда, подаваемого каждые 20 секунд, нажав на рычаг в промежуток между двумя разрядами. У контрольной обезьяны рычаг не работал, и она испытывала разряд каждый раз, когда управляющая обезьяна пропускала 20 секунд и получала разряд. Таким образом, обе обезьяны испытывали разряд одинаково часто, но только одна из них могла контролировать ситуацию. Так продолжалось в течение 6 часов, а затем следовал 6-часовой отдых. Далее, через 24 часа эксперимент возобновлялся - проводились две попытки по 6 часов с двумя периодами 6-часового отдыха (при этом обезьяны ни разу не покидали стульев).

Через двадцать три дня (!) обезьяна-исполнитель умерла, после чего обнаружили, что у нее была язва желудка. У контрольной обезьяны язва не была обнаружена. Брэди повторил эксперимент с другой парой обезьян и получил те же результаты. В дальнейшем он привел отчет об исследовании с четырьмя парами животных (Brady, Porter, Conrad & Mason, 1958), в котором сделал вывод, что психологический стресс, вызванный ситуацией, когда приходится управлять не только собственной судьбой, но также и судьбой подчиненного, может привести к проблемам со здоровьем, в данном случае к язве желудка. Догадываетесь, почему армия профинансировала это исследование?

Описание данного исследования было приведено во многих учебниках по общей психологии, а публикация в «Сайентифик америкэн» привлекло к нему еще большее внимание. Однако тщательное изучение использованного Брэди метода показало, что в нем имело место осложнение из-за процедуры выбора субъектов. Брэди разделил обезьян на две группы не случайным образом, а на основании того, как быстро они освоили процедуру избегания. Сначала все восемь обезьян испытывались как исполнители, а затем те, которые реагировали быстрее, были сделаны исполнителями на время эксперимента. Брэди не знал, что животные различаются по присущей им эмоциональности и более эмоциональные быстрее реагируют на болевое воздействие, поэтому он невольно сделал исполнителями более эмоциональных животных (т. е. предрасположенных к язве желудка), а более спокойных поместил в контрольные условия.

Первым на эту проблему указал Вейсс в 1968 г. Его исследования с крысами были лучше организованы (например, Weiss, 1977) и показали результаты, противоположные результатам Брэди. Как вы узнаете из рассказа об эквивалентных контрольных группах в главе 7, Вейсс обнаружил, что язва развилась у меньшего количества животных, имеющих возможность контролировать электрический разряд, и у большего количества животных, не имеющих такой возможности.

Еще один аспект исследования Брэди, который вы, вероятно, уже отметили, заключается в том, что сегодня Комиссия по использованию животных потребует существенных изменений в процедуре исследования. Изучение взаимосвязи между стрессом и физическими расстройствами является жизненно важным, но его можно исследовать с помощью менее жестокой процедуры, когда обезьян не будут привязывать к стульям и оставлять практически обездвиженными в течение нескольких недель.

Истощение

Испытуемые не всегда участвуют в экспериментах вплоть до их завершения. Некоторые исследования могут проводиться довольно долгое время, и люди могут прекратить свое участие, потерять интерес или даже умереть. В ходе некоторых исследований участники могут испытывать дискомфорт и воспользоваться правом отказа от участия в дальнейших экспериментах. Поэтому вследствие различных причин в начале исследования в нем могут участвовать 100 человек, а в конце остаться только 60. Эту проблему иногда называют «смертностью» испытуемых, но я предпочитаю не использовать столь печальное выражение и вместо него применяю термин истощение. Истощение является проблемой, так как если одни люди более склонны к тому, чтобы бросить исследование, чем другие, то в конце исследования состав участников качественно будет отличаться от исходного. Данная проблема сходна с проблемой выбора, поскольку в результате группа, начинающая исследование, становится неэквивалентной группе, завершающей его. Чтобы проверить, различаются ли продолжающие исследование участники и покидающие его, можно сравнить оценки предварительного тестирования или другие показатели, полученные до начала экспериментов, у обеих групп. Если покинувшие исследование и продолжающие участвовать в нем испытуемые не различались в начале, то общие выводы в конце исследования не пострадают, даже несмотря на потери в связи с истощением.

На этом мы завершаем введение в экспериментальный метод. В трех следующих главах будут подробно рассматриваться вопросы, связанные с этой темой. Глава 6 откроется описанием различий межсубъектых и внутрисубъектных планов (или планов с повторяющимися измерениями). Далее в ней будут обсуждаться проблемы, связанные с управлением экспериментальными исследованиями, в том числе вопросы создания эквивалентных групп для экспериментов с межсубъектными планами, контроля за эффектом последовательности для внутрисубъектных планов, а также искажения, возникающие из-за того, что и экспериментаторы и участники — это живые люди. Главы 7 и 8 посвящены рассмотрению различных планов исследований, начиная от планов с одной независимой переменной (глава 7) и заканчивая планами с множеством независимых переменных, известными как факторные планы (глава 8).

Резюме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.243.45 (0.007 с.)