Упражнение 4.2. Шкалы измерений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 4.2. Шкалы измерений



Для каждого из приведенных ниже исследований определите, какая шкала измерений была использована при измерении характеристик поведения.

1. Салли хочет выяснить, по каким предметам дети республиканцев и дети демократов больше успевают, точным, гуманитарным или экономическим.

2. Фред решил исследовать, действительно ли крысы, изучившие один лабиринт, изучат второй быстрее, чем необученные.

3. Джим предполагает, что дети оценят цветные телевизионные программы выше, чем черно-белые, а у взрослых цвет не повлияет на оценку.

4. Нэнси считает, что соматотип изменяется с возрастом, и предлагает определять соматотипы у группы людей в 10,15 и 20 лет по шкале Шелдона.

5. Сюзан изучает готовность людей помогать окружающим и считает, что она зависит от погоды — вероятность оказания помощи в солнечный день выше, чем в пасмурный.

6. Джон хочет узнать, какой из пяти новых сортов пива больше понравится (т. е. будет оценен как № 1) постоянным посетителям его бара.

7. Элен изучает, как студенты оценивают безопасность различных зданий студенческого городка. Она попросила нескольких студентов сложить карточки с написанными на них названиями зданий в стопку, в которой наиболее безопасные здания располагались бы сверху, а наименее безопасные — снизу.

8. Пэт считает, что люди с синдромом навязчивых состояний сделают меньше ошибок в составлении лабораторных отчетов по стандарту АРА, чем здоровые люди.

Упражнение 4.3. Н0, Н1, ошибки 1 -го и 2-го рода

Для каждого из следующих исследований а) определите нулевую гипотезу, б) сделайте предположение об альтернативной гипотезе, т. е. изложите возможный ход исследования, в) опишите результаты исследования при ошибке 1-го рода и г) охарактеризуйте результаты при ошибке 2-города.

1. В исследовании способности людей опознать ложь женщины и мужчины — участники исследования пытаются обнаружить обман в записанных на видео высказываниях женщин (в одних случаях они говорят правду, а в других — обманывают).

2. В исследовании восприятия младенцам дают привыкнуть к обычным изображениям человеческих лиц, а затем им показывают несколько неправильные лица, чтобы определить, видят ли они разницу.

3. Пациентов с депрессией и без нее просят высказать предположение о том, смогут ли они преодолеть лабиринт в человеческий рост.

4. Несколько спортсменов проходят тренинг формирования зрительных образов по новой методике непосредственно перед тем, как бить пенальти. Их результаты сравниваются с результатами других спортсменов, не проходивших тренинг.

Упражнение 4.4. Описательная статистика

Для гипотетического исследования по изучению лабиринта, в котором сравниваются немедленное и отсроченное вознаграждение, для каждой группы вычислите среднее арифметическое, медиану, разброс, дисперсию и стандартное отклонение.

Упражнение 4.5. Статистика вывода

Воспользуйтесь примером, приведенным в приложении С, и проведите проверку по критерию Стьюдента для описанного выше исследования по изучению лабиринта. Какие выводы вы сделаете? Будут ли крысы, получающие немедленное подкрепление, запоминать лабиринт быстрее?


ГЛАВА 5

Введение в экспериментальные исследования

Обзор задач главы

Четыре центральные главы этой книги, с 5 по 8, посвящены проблемам, возникающим при разработке экспериментов. В первой части главы 5 рассматриваются основные характеристики эксперимента — варьирование изучаемого фактора (независимой переменной), контроль за остальными факторами (внешние переменные) и измерение результата (зависимая переменная). Из второй части главы вы узнаете, как более или менее качественно осуществленная разработка исследования может влиять на его валидность. Изучив данную главу, вы:

• сможете дать определение управляемой независимой переменной и найти примеры ситуативных, рабочих и инструктивных переменных;

• будете понимать разницу между экспериментальной и контрольной группами;

• научитесь обнаруживать наличие в эксперименте осложняющих переменных и понимать, почему это осложнение затрудняет интерпретацию результатов эксперимента;

• будете различать независимые и зависимые переменные в описании эксперимента;

• будете различать управляемые и субъективные переменные и понимать смысл проблемы интерпретации, которая сопутствует использованию субъективных переменных;

• сможете распознавать факторы, которые могут уменьшить валидность статистических выводов и конструктную валидность эксперимента;

• сумеете описать различные варианты эффекта снижения внешней валидности эксперимента;

• сможете распознавать и описывать случаи, когда возникает угроза внутренней валидности эксперимента;

• будете понимать этические стороны работы в «фонде испытуемых».

Когда Роберт Вудвортс в 1938 г. опубликовал свою «Экспериментальную психологию», содержание этой книги было уже хорошо известно психологам. Еще в 1909 г. Вудвортс раздавал своим студентам в Колумбийском университете напечатанные на мимеографе копии брошюры «Проблемы и методы в психологии», а затем, вместе с ней, «Руководство к лабораторным занятиям: эксперименты с памятью и т. д.», появившееся в 1912 г. К1920 г. рукопись составила 285 страниц и была названа «Учебник по экспериментальной психологии». В 1932 г. напечатанный на мимеографе текст был переработан и наконец опубликован в 1938 г. К этому времени бывшие студенты Вудвортса уже обучали своих студентов по этому учебнику — он был так широко известен, что издатели объявили о нем просто: «Библия напечатана» (Winston, 1990).

Так называемая колумбийская библия была настоящей энциклопедией, содержала более 823 страниц основного текста и список литературы на 36 страницах. В главах, следующих за вводной, вся информация была разделена на 29 отдельных тем, таких как «Память», «Работа с лабиринтами», «Время реакции», «Ассоциации», «Слуховое восприятие», «Восприятие цвета» и «Мышление». Работая с книгой, студенты изучали методы, применяемые в каждой конкретной области, а также узнавали практически все, что было известно по каждой теме на 1938 г.

Влияние колумбийской библии на обучение экспериментальной психологии невозможно переоценить. Сегодняшнее обучение экспериментальной психологии и в некоторой степени даже структура книги, которую вы сейчас читаете, следуют образцу Вудвортса. В частности, он дал определение термину «эксперимент», до этого понимавшемуся широко, как практически любой вид эмпирического исследования (его определение мы используем и сегодня), и противопоставил эксперимент корреляционному исследованию (в наше время мы считаем такое разделение доказанным).

Отличительной особенностью экспериментального метода было управление явлением, названным Вудвортсом «независимой переменной», которое влияет на нечто, обозначенное им как «зависимая переменная». Как писал сам Вудвортс, экспериментатор «сохраняет постоянными все условия, за исключением одного, являющегося "экспериментальным фактором", или "независимой переменной". Наблюдаемое следствие представляет собой "зависимую переменную", которой в психологическом эксперименте является определенная характеристика поведения или эмоция, о которой сообщает испытуемый» (Woodworth, 1938, р. 2). Хотя эти термины не были изобретены Вудвортсом, он первый вложил в них тот смысл, который мы находим в них сегодня.

Тогда как в экспериментальном методе управляют независимыми переменными, при корреляционном исследовании, согласно Вудвортсу, «измеряется одна или несколько характеристик одного и того же человека [и] вычисляется корреляция между этими характеристиками. При использовании этого метода "независимые переменные" не используются и со всеми измеряемыми переменными обращаются одинаково» (Woodworth, 1938, р. 3). Более подробно корреляционные исследования рассматриваются в главе 9. Основное внимание этой и трех следующих глав сфокусировано на экспериментальном методе — наиболее мощном исследовательском инструменте выявления причинно-следственных связей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.27.171 (0.014 с.)