Что измерять: разнообразие поведенческих актов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что измерять: разнообразие поведенческих актов



В психологии изучаются различные стороны поведения — от непосредственно наблюдаемых действий до результатов самоотчетов и показателей физиологической активности. Какие измерения проводить в ходе конкретного исследования, зависит от способа операционального определения конструктов, используемых в данном исследовании. Во многих областях психологии со временем были разработаны стандартные измерения (например, скорость реакции).

Оценочные измерения

Качественные измерения характеристик поведения являются одновременно надежными и валидными. Надежность означает возможность воспроизведения и малое количество ошибок измерений. Измерения валидны, если действительно измеряется то, что предполагается. Уверенность в валидности растет, если измерение разумно (очевидная валидность) и на его основании можно предсказать будущие события (критериальная валидность). Конструктной валидностью обладают исследования, в ходе которых изучаются отношения между измеряемым конструктом и связанным с ним явлением и которые дают стойкие, предсказуемые результаты.

Виды шкал измерений

Данные, собираемые в ходе психологических исследований, можно разделить на четыре группы в зависимости от используемой шкалы измерений: номинальной, порядковой, интервальной и шкалы отношений. В случае номинальной шкалы деления представляют собой ярлыки категорий, а изучается частотность оценок в

пределах каждой категории. Порядковая шкала используется, если изучаемые явления располагаются в ряд в определенном порядке. Интервальная шкала и шкала отношений имеют равные промежутки между делениями, но точку истинного нуля имеет только шкала отношений. Традиционно психологи предпочитают использовать интервальную шкалу и шкалу отношений, так как они позволяют применить большое количество видов статистического анализа.

«Кого» измерять: выборки

Если задача исследования состоит в изучении особенностей конкретной популяции, то сделанная для этого выборка должна быть репрезентативной и строиться как один из вариантов вероятностной выборки. При простой случайной выборке каждый член популяции имеет равные шансы быть выбранным. При расслоенной выборке важные подгруппы популяции представлены пропорционально. Кластерная выборка используется, когда нет возможности получить информацию о всех членах популяции. Большинство психологических исследований имеет своей целью не описание особенностей популяции, а выявление отношений между переменными, поэтому нередко наиболее подходящим является использование простой выборки. В большинстве психологических исследований используется удобная выборка, представляющая собой разновидность простой выборки.

Статистический анализ

В психологии статистический анализ является важнейшим инструментом, позволяющим понять значение результатов исследования. Описательная статистика применяется для обобщения результатов, полученных участниками конкретного исследования, и включает оценку общей тенденции (например, нахождение среднего арифметического, медианы и моды) и изменчивости (нахождение разброса, стандартного отклонения и дисперсии). Данные могут быть наглядно представлены в виде графиков (например, гистограмм или методом стебля и листа). Статистика вывода позволяет решить, являются ли результаты исследования случайностью или же они отражают действительную взаимосвязь явлений, которую можно распространить на более широкую популяцию. Целью заключительного анализа является отклонение гипотезы об отсутствии различий (т. е. нулевой гипотезы), если они в действительности существуют. Ошибка 1-го рода происходит, если нулевая гипотеза не должна быть отвергнута, но отвергается, а ошибка 2-го рода — когда экспериментальное воздействие дает определенный эффект, но в ходе исследования его не обнаруживают. Значение результатов исследования оценивают на основе информации о величине эффекта.

Задания для повторения

Выбор ответа

1. В XIX в. под влиянием экспериментов, посвященных психической хронометрии, было разработано учение о скорости реакции. В одном из таких исследований скорость простой сенсомоторной реакции (ПСР) составила

0,24 с, а скорость реакции выбора (РВ) — 0,29 с. Какой вывод был сделан о психическом явлении дифференциации?

1) Ее длительность составила 0,29 с;

2) она равна 0,29 + 0,24 с, или 0,53 с;

3) она составляет 0,29 - 0,24 с, или 0,05 с;

4) его длительность нельзя вычислить, так как СДР > СПР.

2. Какое из следующих утверждений о надежности измерений верно?

1) измерение надежно, если оно представляется разумным по отношению к определенному конструкту (например, решение задач кажется разумным способом измерения уровня интеллекта);

2) если измерение конструкта надежно, то при повторном измерении будут получены аналогичные результаты;

3) чем больше ошибка измерений, тем выше надежность;

4) результаты теста на надежность френологических измерений черепа будут низкими.

3. Исследователь провел измерения застенчивости и обнаружил, что студенты, получившие высокие оценки, также имеют высокий показатель интро-версии по известной шкале интроверсии—экстраверсии. Такие результаты лучше всего иллюстрируют:

1) очевиднуювалидность;

2) критериальную валидность;

3) надежность;

4) конструктную валидность.

4. Каковы преимущества кластерной выборки по сравнению с простой случайной и расслоенной выборками?

1) в отличие от остальных кластерная выборка является разновидностью вероятностной выборки;

2) кластерная выборка не требует наличия полного списка популяции;

3) кластерная выборка позволяет правильно отобразить подгруппы популяции (например, мужчин и женщин);

4) только кластерную выборку можно назвать «удобной» выборкой.

5. Для какой из следующих шкал измерений приведен правильный пример?

1) интервальная шкала — номера домов на улицах;

2) шкала отношений — температура в градусах Цельсия;

3) номинальная — как долго младенцы смотрят на новый стимул;

4) порядковая — студенты колледжа решили, что профессор X самый строгий, профессор У второй после него, и т. д.

Короткие эссе

1. В чем заключается суть исследования Дондерса, посвященного «психической хронометрии»? Каков его основной недостаток?

2. Дайте определение надежности и объясните, почему френологические измерения имели высокую надежность?

3. Опишите, как бы вы определили а) очевидную валидность и б) критериальную валидность теста.

4. На примере задержки вознаграждения покажите, как определяется конст-руктная валидность.

5. Охарактеризуйте основные различия между описательной статистикой и статистикой вывода.

6. Опишите различия между средним арифметическим, медианой и модой и покажите, в каких случаях медиана лучше описывает общую тенденцию, чем среднее арифметическое.

7. Опишите суть метода стебля и листа и объясните, почему он иногда больше подходит для отображения набора оценок, чем гистограмма.

8. В терминах шкал измерений объясните историю Дилберта, изображенную на рис. 4.4.

9. Опишите суть проверки гипотезы и объясните различия между ошибками 1-го и 2-го рода.

Упражнения

Упражнение 4.1. Выборки

1. С помощью таблицы случайных чисел, приведенной в приложении D, сделайте случайную выборку из вашей группы по экспериментальной психологии. Преподаватель предоставит вам список группы и задаст размер выборки.

2. Повторите данное упражнение, сделав расслоенную выборку, отражающую количество мужчин и женщин в вашей группе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.46.120 (0.008 с.)