Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лечебная физическая культура при повреждениях и заболеваниях органов зрения
Как в военное, так и в мирное время повреждения органов зрения могут быть следствием ранений, воздействия взрывной волны, ожогов и других травмирующих агентов. Потеря или резкое понижение зрения и (как результат) гиподинамия приводят к тяжелой инвалидности. Лечебная физическая культура должна содействовать формированию частичной компенсации утраченного или резко пониженного зрения, уменьшению влияния гиподинамии, борьбе с проявлениями тяжелой психической травмы, созданию комплекса тактильных, мышечно-суставных и слуховых восприятий, замещающих в пределах возможного зрительное восприятие. Одной из основных задач занятий лечебной физической культурой является обучение больных самостоятельному передвижению, т.е. ходьбе и ориентировке в пространстве с помощью тактильных ощущений, мышечно-суставной чувствительности и слуховых восприятий (ощупывание окружающих предметов, определение их расположения, формы и размеров с помощью трости, определение твердости и других особенностей грунта и наличия на нем неровностей и препятствий). В ходе занятий лечебной физической культурой необходимо постоянно совершенствовать комплекс этих восприятий с помощью специальных упражнений. Такими упражнениями могут быть: - определение формы, веса, материала, размеров различных предметов на ощупь; - сортировка мелких предметов по форме, весу, размерам, качеству материала и другим признакам; - собирание из деталей простейших и средней сложности конструкций; - медленная ходьба по специальной дорожке, участки которой имеют различное покрытие: из дерева (доски и паркет), резины, линолеума, войлока, поролона и др. Вначале во время медленной ходьбы больной запоминает ощущения, получаемые от соприкосновения с покрытием из различных материалов, и названия последних. На следующем этапе занятий, наступая на покрытие из различных материалов, больной сам называет их. В последующем он выполняет задание, требующее остановки на определенном участке дорожки (эти задания варьируются и усложняются). Другое упражнение состоит в медленной ходьбе с выдвинутым вперед свободным концом трости, которым больной определяет материал покрытия отдельных участков дорожки. В занятие включается также медленная ходьба с преодолением препятствий небольшой высоты (не выше 40-50 см) из различных легких материалов (деревянные и металлические барьеры с легко спадающими перекладинами, прямоугольной формы ящики из дерева и пластмассы, барьеры-качалки и др.):
- медленная ходьба с тростью по небольшому лабиринту, образованному переносными препятствиями (не переступая препятствия); - упражнения, выполняемые по команде, произносимой возможно тише или шепотом; - выполнение в процессе ходьбы заданий (мгновенная остановка, остановка приставляя ногу, шаг в сторону, шаг назад и т.д.) по команде, произносимой шепотом, в ответ на шаги методиста, идущего навстречу, и на другие различные очень тихие звуковые и тактильные (легкое прикосновение к руке или туловищу и т.п.) раздражители; - прямолинейное передвижение придерживаясь кистью (локтем, плечом) за натянутую на соответствующем уровне тонкую бечёвку (капроновую нить); остановка при прикосновении к узлу, завязанному на бечёвке; шаг в сторону при прикосновении (ощупывании) к привязанной тесьме; другие варианты аналогичных заданий; - метания мячей, закрепленных на шнурах на высоко размещенных блоках (при расположении больного под блоком мяч после броска возвращается к нему), и другие упражнения. В процессе систематического применения этих упражнений формируются комплексные мышечно-суставные, тактильные и слуховые восприятия, обеспечивающие возможность сравнительно свободного самостоятельного передвижения в помещении и на улице, а также выполнения основных действий по самообслуживанию. Занятия проводятся в форме утренней гимнастики, лечебной гимнастики, самостоятельно выполняемых заданий, лечебной ходьбы. В процессе лечебной ходьбы (вначале с помощью методиста в палате, в коридоре стационара, в кабинете и на площадке лечебной физической культуры, во дворе лечебного учреждения и, наконец, на улице) постепенно формируются навыки, обеспечивающие самостоятельное передвижение при отсутствии зрительного восприятия. Очень важно систематически использовать значительные нагрузки в целях борьбы с гиподинамией, обеспечивать положительный эмоциональный фон. Это достигается за счет ощущаемого больным постоянного совершенствования формируемых компенсаций; приобретения им все большей уверенности в возможностях их дальнейшего расширения; использования в занятиях музыкального сопровождения, соревновательных элементов. Занятия лечебной физической культурой необходимо сочетать с обучением больных чтению и письму по методам, применяемым для слепых, и с трудообучением.
При потере зрения на один глаз основной задачей лечебной физической культуры является тренировка монокулярного зрения. Особое внимание следует обращать при этом на расширение поля зрения, восприятие расстояния и глубины. Эти компоненты зрения должны совершенствоваться в сочетании с соответствующими физическими упражнениями (зрительное определение расстояния с последующей проверкой его шагами, метания в цель различных предметов и т.д.). Специальные упражнения необходимо постоянно чередовать с общеразвивающими упражнениями и с упражнениями для тренировки тактильного, мышечно-суставного и слухового анализаторов, выполняемыми с закрытыми глазами. В ходе занятий нельзя допускать переутомления здорового глаза. Слепым и слабо видящим рекомендуется заниматься различными видами спорта. Опыт специальных спортивных секций и школ-интернатов показывает, что слепые с успехом занимаются спортивной и художественной гимнастикой, плаванием, лыжным и конькобежным спортом, тяжелой атлетикой, борьбой, легкой атлетикой. Во всех случаях необходимо дополнительное оборудование мест занятий, использование в качестве лидеров лиц с нормальным зрением. Занятия спортом способствуют расширению диапазона двигательных компенсаций, оказывают благоприятное влияние на здоровье, психику и работоспособность слепых. Формирование у них свойственных спортсменам «чувства снега», «чувства воды», «чувства спортивного противника» помогает свободно передвигаться как в помещении, так и на улице. Таким же образом осуществляется и физическое воспитание родившихся слепыми в условиях специализированных дошкольных учреждений и школ-интернатов.
Глава XXVII
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.006 с.) |