Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Клинико-физиологические обоснования и методика занятий в период беременности
Изменения, происходящие во время беременности в организме женщины, послужили основанием для деления периода беременности на пять фаз: I фаза (от начала беременности до 16 недель). Это период деления оплодотворенной яйцеклетки и органогенеза у эмбриона различных частей тела, органов и систем организма. Связь оплодотворенного яйца с маткой в этой фазе очень непрочная, так как формирование плаценты заканчивается к 16 неделям беременности. Рост и вес внутриутробного плода незначительны: к 16 неделям рост равен 14 см, а вес 200 г. Беременная матка не выходит за пределы костного кольца таза (рис. 27). Изменения в организме женщины касаются прежде всего желез внутренней секреции: в яичнике, на месте лопнувшего фолликула, формируется и начинает функционировать новая железа - «желтое тело»; увеличиваются размеры и усиливаются функции гипофиза и щитовидной железы; активизируется деятельность коркового вещества надпочечников; нарушается эндокринное равновесие. Возникают существенные изменения в процессах обмена веществ. Беременные женщины легко утомляются при обычных нагрузках, становятся раздражительными. У них появляется повышенная потребность в сне, иногда бессонница. Нередко развиваются сосудистая дистония и вегетоневрозы, ранние токсикозы в форме вкусовых прихотей, тошноты, иногда рвоты, обильного слюноотделения. Связанное с беременностью разрыхление суставных связок, хрящевых прослоек и синовиальных оболочек увеличивает подвижность всех суставных сочленений и амплитуду движения в суставах. II фаза (от 16 до 24 недель). Значительно увеличивается рост плода. Вес его к концу фазы достигает 600-700 г. Заканчивается формирование мышечной системы, появляется и нарастает двигательная активность плода. С 18 недель женщина начинает ощущать его движения, в 20 недель прослушивается сердцебиение. Беременная матка хотя и выходит за пределы костного кольца таза, но ее вес и размеры еще мало влияют на расположение и функцию органов брюшной и грудной полостей, не ограничивают моторику и не изменяют статику тела. Происходит адаптация организма к деятельности в условиях прогрессирующей беременности и гормональных сдвигов. Исчезают явления раннего токсикоза, улучшается аппетит, уменьшается раздражительность, слезливость. Женщина, как правило, чувствует себя хорошо.
III фаза (24-32 недели). Очень быстро растет плод, увеличиваются размеры всех его органов, развивается подкожная жировая клетчатка. Соответственно увеличиваются размеры и вес беременной матки. К 32 неделям дно матки находится на середине расстояния между пупком и мечевидным отростком. Общий центр тяжести тела перемещается кпереди. Поэтому увеличивается поясничный лордоз, голова и плечи несколько откидываются назад. Появляется «гордая осанка беременной». Возрастает нагрузка на длинные мышцы спины. В это время в связи с изменением характера нагрузки могут возникнуть боли в спине и поясничной области. Нарастание веса тела беременной в сочетании с разрыхлением суставно-связочного аппарата может повести к уплощению стоп. По мере увеличения размеров матки она начинает оттеснять кзади и кверху петли кишок и сдавливать мочеточники, что может быть причиной учащенных позывов и затруднения в мочеиспускании и дефекации. IV фаза (32-36 недель). Вес плода достигает 2000-2500 г. В этот период внутриутробной жизни особенно велика потребность плода в солях кальция, фосфора и в витамине D. Дно матки к 36 неделям беременности достигает мечевидного отростка и реберных дуг. Резко ограничиваются экскурсии диафрагмы. Сердце беременной принимает почти лежачее положение. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы функционируют в трудных условиях. Значительно усиливаются процессы обмена. Возрастает потребность в кислороде. С большой нагрузкой функционируют почки. В это время могут возникать поздние токсикозы, проявляющиеся в избыточном нарастании веса беременной (свыше 400 г в неделю), в появлении отеков, белка в моче, повышении артериального давления крови. V фаза (от 36 недель до родов). Завершается внутриутробное развитие плода. Вес нормально развитого, доношенного ребенка колеблется чаще всего от 3000 до 3800 г. После 36 недель беременности головка плода опускается в полость малого таза. Экскурсии диафрагмы увеличиваются. Облегчаются дыхание и деятельность сердца. Различные неблагоприятные воздействия на организм женщины (прием некоторых лекарственных веществ, резкие сотрясения тела, кислородное голодание, облучение рентгеновскими и радиевыми лучами и т.д.), а также инфекционные заболевания могут оказать вредное влияние на плод и привести к порокам его развития или же вызвать самопроизвольное прерывание беременности - выкидыш.
Необходимость использования средств физической культуры при подготовке беременных к родам общепризнанна. Цель подготовки - содействовать благоприятному течению беременности и родов и полноценному внутриутробному развитию пледа. Основными задачами подготовки являются: - укрепление здоровья, закаливание и совершенствование физического развития беременной; содействие слаженному функционированию всех органов и систем организма; - создание у беременной благоприятного эмоционального фона и уверенности в благополучном течении и исходе беременности; - формирование сознательного отношения к беременности и предстоящим родам, двигательных навыков, моральных и волевых качеств, необходимых для надлежащего поведения в общих предродовых палатах и родильном зале, а также для преодоления трудностей в родах. Средствами подготовки беременных к родам являются: регламентация режима дня и двигательного режима; формирование специальных навыков личной гигиены; сообщение знаний о течении беременности и родов, о внутриутробном развитии плода; занятия специальной гимнастикой и (до 36 недель беременности) элементами некоторых видов спорта (прогулки на лыжах, катание на коньках, плавание). Противопоказаниями для занятий физическими упражнениями во время беременности являются: острые общие лихорадочные и инфекционные заболевания; гнойные процессы в любых органах и тканях; хронические заболевания, сопровождающиеся стойким повышением температуры; декомпенсированные заболевания сердечно-сосудистой системы; активно текущие заболевания печени и почек; резко выраженные ранние и поздние токсикозы беременных; предлежание детского места; угрожающее прерывание беременности; кровоотделение из матки; многоводие. Занятия специальной гимнастикой с беременными желательно начинать вскоре после установления нормально протекающей беременности или с более поздних сроков беременности, но не позднее 32-33 недель. Занятия следует проводить ежедневно или через день по 45-50 минут. В занятиях гимнастикой (в любых случаях) необходимо соблюдать следующую этапность. I этап. Обучение простейшим построениям, выполнению движений по команде, правильной осанке, дифференцированному (грудному, брюшному и смешанному) дыханию, умению напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы, элементарным гимнастическим упражнениям, самоконтролю за частотой пульса, частотой и характером дыхания, шевелением плода (с 18—20 недель беременности). II этап. Обучение упражнениям, совершенствующим координацию движений, дыхательную функцию и умение сочетать дыхание с движениями. Формирование навыков в выполнении специальных гимнастических упражнений. III этап. Широкое использование упражнений, требующих напряжения одних мышечных групп при одновременном расслаблении других, что крайне важно в родах для предупреждения развития
IV этап. Закрепление сформированных на предыдущих этапах двигательных навыков. Совершенствование выполнения упражнений на расслабление и координацию движений. Продолжительность каждого из этапов определяется сроками начала занятий. Если занятия начались в первую фазу беременности, I этап продолжается до перехода ко второй фазе, а IV этап должен совпадать с пятой фазой. Если занятия начались с 32-33-й недели, каждый этап продолжается приблизительно две недели. Занятие состоит из вводной, основной и заключительной частей. В вводной части используются построение, ходьба прогулочным шагом, упражнения для мышц рук, повороты головы и туловища и т.п. в их различном взаимосочетании. Сокращения скелетной мускулатуры по механизму моторно-висцеральных рефлексов сопровождаются усилением функции сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. В основной части в каждое занятие включаются: - дыхательные упражнения в различных исходных положениях; упражнения, в которых правильно сочетаются сокращения скелетной мускулатуры и дыхание; имитация дыхания, необходимого во время родовых схваток и в паузах между потугами для полноценной оксигенации крови; - упражнения для укрепления прямой, поперечных, внутренних и наружных косых мышц живота; хорошо развитые и управляемые, они в сочетании с периодической задержкой дыхания на вдохе при замкнутой голосовой щели обеспечивают в родах продуктивную потужную деятельность; - упражнения, способствующие улучшению крово- и лимфообращения и устранению венозных застоев в грудной, брюшной полостях ив полости малого таза (в частности, упражнения в диафрагмальном дыхании, в разведении и ротации нижних конечностей в исходных положениях стоя, сидя, лежа). При пастозности, отечности или варикозных расширениях вен нижних конечностей эти упражнения проводятся в положении лежа на спине с опорой ногами на пятки на уровне 4-5-й рейки гимнастической стенки; - упражнения, укрепляющие длинные мышцы спины и увеличивающие гибкость позвоночника (наклоны туловища назад, положение Баландина-Вальхера на плинте - рис. 28, «гребля» в исходном положении сидя на гимнастической скамейке, подъем таза из положения лежа на спине с опорой на стопы и лопатки и др.); - упражнения для укрепления мышц свода стопы (захватывание пальцами мелких предметов, лежащих на полу; захватывание стопами мячей различного диаметра; повороты стоп кнаружи и внутрь; стойка на наружных сводах стоп и др.);
- упражнения на растягивание мышц тазового дна (ходьба выпадами; приседание стоя у гимнастической стенки с опорой руками о рейку, стоя в кругу, взявшись за руки; широкое разведение коленей при сомкнутых стопах в исходном положении сидя или лежа на полу, сидя на гимнастической скамейке; отведение ноги, стоя боком к гимнастической стенке с опорой рукой о рейку на уровне пояса, - рис. 29) и др.; - упражнения на расслабление (произвольное расслабление мышц конечностей, мышц туловища и всей скелетной мускулатуры). Умение произвольно расслаблять скелетную мускулатуру в паузах между схватками и потугами имеет особенно большое значение, так как способствует более совершенной сократительной деятельности отдохнувших мышц; - упражнения на координацию движений и на внимание (сжимание эспандера одной рукой при одновременном расслаблении мышц другой руки; широкое разведение коленей при сомкнутых стопах и одновременно «волна» руками, ходьба с акцентами и хлопками по заданию), способствующие совершенствованию тормозно-возбудительных процессов в центральной нервной системе; - упражнения для овладения некоторыми движениями и положениями тела, необходимыми в родах (подъем таза, лежа на спине с опорой на стопы и лопатки; притягивание к животу ног, согнутых в коленных и тазобедренных суставах, при одновременном максимально широком разведении стоп; имитация потуг с задержками дыхания, но без натуживания). Эти упражнения следует назначать с 32-ой недели беременности, предварительно объяснив роль потужного периода в родовом акте, значение правильного поведения роженицы во время родов. Заключительная часть занятия состоит из простейших упражнений: ходьбы в среднем и медленном темпе при различных положениях рук (на пояс, за спину), ходьбы с глубоким дыханием и разведением рук; упражнений на расслабление; дыхательных упражнений. В различных фазах беременности занятия гимнастикой имеют, свои характерные особенности: в I фазе исключаются упражнения, требующие значительного напряжения мышц брюшной стенки; во II фазе широко используются упражнения, укрепляющие скелетную мускулатуру, увеличивающие подвижность в суставах, улучшающие крово- и лимфообращение в органах полости малого таза; в III фазе вводится исходное положение лежа на спине с опорой стопами о 4-5-ю рейку гимнастической стенки; в -этом положении выполняются упражнения, улучшающие кровообращение в органах полости малого-таза; в IV фазе основное внимание уделяют упражнениям, обучающим правильному поведению в родах: напряжению одних мышечных групп при произвольном расслаблении других, координации глубокого дыхания с напряжением скелетной мускулатуры и т.д.; в V фазе - совершенствуются навыки в упражнениях, разученных в IV фазе.
Нагрузки в каждом занятии (число повторений каждого упражнения, плотность занятий, интенсивность нарастания нагрузок: и т.п.) лимитируются для здоровых беременных женщин их физическим развитием, степенью адаптации к упражнениям и регулируются врачом или методистом. Необходимо строго следить за самочувствием женщины, состоянием и реакциями ее организма и плода (за частотой сердцебиения и шевелением до и после каждого занятия) на применяемые физические нагрузки. Дифференцированная методика занятий необходима для первородящих старше 30 лет и беременных, имеющих отклонения от нормы в состоянии здоровья или физическом развитии. Для первородящих старше 30 лет характерны: наличие тревожного нервно-психического состояния (страх перед возможностью потерять ребенка в родах, страх перед родами), вегетоневрозы, эмоциональная лабильность, начальные проявления инволюционных изменений, в том числе ограничение подвижности в тазобедренных суставах. В занятиях гимнастикой с этой группой беременных особенно существенно создать благоприятный эмоциональный фон. Разучивать упражнения следует по частям и в медленном темпе. Наиболее часто встречаются следующие отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии, не требующие прерывания беременности или госпитализации, но осложняющие течение беременности и роды: ожирение, гипотония, остаточные явления ранее перенесенных воспалительных заболеваний внутренних половых органов; варикозные расширения вен нижних конечностей. Для беременных женщин, страдающих ожирением, характерны: избыточный вес, нарушения процессов обмена веществ, отклонения в деятельности различных органов, нарушение функции внешнего дыхания (поверхностное, аритмичное, дискоординированное), склонность к гипоксии и гипоксемии, сосудистым дистониям (гипертонии, гипотонии), к развитию поздних токсикозов беременности. Таких беременных необходимо тщательно обследовать для выяснения этиологии и патогенеза ожирения и выявления состояния различных органов и систем. В занятиях с ними особое внимание следует обращать на совершенствование функции внешнего дыхания и сочетание глубокого ритмичного дыхания с напряжением скелетной мускулатуры. Беременным женщинам, страдающим ожирением, показаны плавание и прогулки на лыжах. Для беременных, страдающих гипотонией, характерны: артериальное давление не выше 100/60 мм.рт.ст., пониженная выносливость, быстрая утомляемость, склонность к сосудистым дистониям, лабильность пульса, склонность к тахикардии, частые головные боли, головокружения, тревожный, сон, вялость и апатичность. В занятиях гимнастикой с этой группой беременных необходимо снизить плотность нагрузки, тщательно соблюдать чередование напряжений с расслаблением и дыхательными упражнениями, сохранять умеренный эмоциональный фон. Для адаптации организма к усиленной нервно-мышечной деятельности следует постепенно увеличивать нагрузки. Беременным, страдающим гипотонией, показаны непродолжительные спокойные прогулки. Для беременных, ранее перенесших воспалительные заболевания внутренних половых органов, характерны: склонность к самопроизвольным выкидышам, преждевременным родам, поздним токсикозам и высокий процент аномалий прикрепления плаценты. Для этой группы женщин рекомендуются занятия специальной гимнастикой в ранние сроки беременности с широким использованием дыхательных упражнений и упражнений, улучшающих крово- и лимфообращение в полости малого таза. Со второй половины беременности следует применять больше упражнений, укрепляющих мышцы брюшного пресса, длинные мышцы спины и мышцы нижних конечностей (косвенное воздействие на связочный аппарат и мускулатуру матки) и формирующих двигательные навыки к предстоящим родам (подъем таза, обучение потугам, произвольное расслабление всей скелетной мускулатуры). Для беременных с варикозным расширением вен нижних конечностей характерны: неполноценность сосудистой системы с мало выраженными нарушениями гемодинамики, флебэктазией и застоем крови в узлах расширенных вен, склонность к тромбообразованию, боли в нижних конечностях, аномалии прикрепления и преждевременная отслойка плаценты. В занятиях специальной гимнастикой следует увеличить число упражнений, мобилизующих экстракардиальные факторы кровообращения: дыхательных упражнений (ритмичные колебания внутригрудного и внутрибрюшного давления способствуют устранению венозного стаза в сосудах грудной и брюшной полостей) и упражнений для мышц туловища и конечностей, улучшающих периферическое кровообращение; использование «разгрузочных» исходных положений (сидя, лежа, лежа с приподнятыми нижними конечностями). Таким беременным рекомендуются плавание (обеспечивает тонизирующее влияние воды на кровеносные сосуды и улучшение гемодинамики) и прогулки на лыжах. В занятиях специальной гимнастикой с беременными, имеющими сопутствующие заболевания, необходимо учитывать клинико-физиологические обоснования и методику занятий для конкретного заболевания.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.017 с.) |