ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правильная поза в положении сидя. Осанка. Нарушения осанки, причины, профилактика



Осанка — это важный показатель здоровья и гармоничного физического развития, поскольку правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма. А тяжелые нарушения осанки, напротив, значительно снижают уровень жизненных сил и степень выносливости человека любого возраста.

Осанка зависит как от состояния самого позвоночника, так и от состояния мышц-сгибателей и мышц-разгибателей спины, которые помогают удерживать правильное положение тела. При этом главное для правильной осанки не абсолютная сила мышц, а их равномерное развитие и правильное распределение мышечной тяги. Порой у очень сильных людей, регулярно выполняющих тяжелую физическую работу, или у людей, неправильно выполняющих силовые тренировочные упражнения, бывают тяжелейшие перекосы и искривления позвоночника. И это происходит как раз потому, что одни мышцы у них значительно сильнее других. В результате происходит перекос спины в сторону более сильных мышц.

Но чаще всего нарушения осанки возникают у людей, ведущих малоподвижный образ жизни и почти не занимающихся спортом или гимнастикой. Отсутствие мышечных нагрузок приводит к тому, что неразвитые мышцы спины "плохо держат позвоночник". В условиях сидячего образа жизни это часто провоцирует сутулость или искривление позвоночника - сколиоз.

рофилактика и коррекция нарушений осанки базируется на знании причин деформации позвоночника и способов их ликвидации.
Профилактика дефектов - процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия в данном процессе. Ему необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом психомоторного развития ребенка) и показывать, что такое правильная осанка и что необходимо делать для ее поддержания. Профилактика нарушений осанки у дошкольников осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д., у школьников - на занятиях по физической культуре и спорту. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения в соответствии с его возрастом, а в старших возрастных периодах осуществляющие контроль за формированием осанки в быту и различных видах деятельности и отдыха.
Для предупреждения возникновения дефектов осанки и их коррекции необходимо проводить целый ряд лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, которые могут быть объединены в три группы:
1) организация благоприятных и оздоровительных условий внешней среды;
2) улучшения физического развития ребенка за счет широкого использования различных видов физических упражнений;
3) коррекция нарушений осанки путем применения специальных упражнений, массажа и выработки постоянного стереотипа правильной осанки.
Первая группа мероприятий предусматривает прежде всего поддержание общего гигиенического режима: полноценное и регулярное питание, достаточный, активный отдых, использование средств закаливания, лечение различных заболеваний. Следует подчеркнуть необходимость сна на полужесткой постели с небольшой подушечкой под головой для сохранения правильного положения позвоночника. Необходимо следить за правильным развитием у ребенка статико-динамических функций, начиная с младшего возраста: своевременно выкладывать на живот, воспитывать навыки ползания, сидения, стояния и ходьбы. Для более старших детей нужно использовать рациональную мебель, просторную одежду, приучать ребенка удерживать правильное положение тела. Хорошо известно, что нарушения осанки возникают при порочных позах и положениях во время сидения и стояния (рис.8, 9). В обыденной жизни детей может появится ряд факторов, способствующих развитию дефектов осанки. Зная их, легче предупредить нарушения.
К порочным положениям тела при сидении, применяемых при учебных занятиях, следует отнести позу с повернутым, наклоненным в сторону и сильно согнутым вперед туловищем. Асимметричное положение плечевого пояса может явится следствием привычки сидеть, высоко подняв правое плечо (например, при занятиях за слишком высоким столом), когда левая рука свисает вниз. Постоянно сохраняющаяся привычка сидеть с подложенной под таз ногой и повернутым тазом приводит к неправильному его положению и создает асимметричное положение тела. Некоторые нарушения осанки возникают в связи с изменением наклона таза, что связано с уменьшением силы определенных мышечных групп, удерживающих таз в нормальном положении. Подобные изменения могут наблюдаться у тучных детей, у девушек, которые носят обувь на высоких каблуках и т.д. Механизм возникновения нарушения осанки в данном случае связан со смещением общего центра тяжести вперед, которое организм старается выровнять (компенсировать) путем сильного лордозирования позвоночника в поясничном отделе.

Асимметричное положение тела наблюдается при привычке стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, что способствует развитию бокового искривления позвоночника. А сутулость возникает от привычной неправильной позы высоких девочек-подростков стоять и сидеть со скрещенными на груди руками и согнутым корпусом. Сведение плечей вперед, свисающие плечевые суставы, асимметричная установка плечевого пояса и крыловидные лопатки могут возникнуть от условий статической нагрузки (ношением школьника портфеля в одной и той же руке). При этом на фоне общего недостаточно гармоничного физического развития формирование крыловидных лопаток связано со снижением силы ромбовидной, средней части трапециевидной и передней зубчатой мышцы. Сведение плеч вперед зависит от преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц спины, а свисающие плечи - результат недостаточной тяги верхней трети трапециевидной мышцы и других мышц шеи.
Для предупреждения возникновения нарушений осанки необходимо развивать ребенка физически; вырабатывать привычку поддержания правильной осанки; носить книги в ранце, нагружая равномерно мышцы спины и плечевого пояса; столы и парты должны соответствовать росту ребенка. А при склонности к сутулости снижение нагрузки на позвоночник может быть достигнуто путем проведения учебных занятий за столом с косой установкой крышки (по типу чертежной доски), позволяющей ребенку отклонять корпус назад и опереться на спинку стула

 

Сколиоз, профилактика

Наиболее распространенный метод лечения сколиоза – консервативная терапия, к которой относят, в первую очередь, лечебную физкультуру и дыхательную гимнастику, а также применение ортопедических изделий — корсетов. Однако срабатывают эти методы только в ситуации, когда пациент не только имеет достаточную мотивацию в лечении, но и полностью соблюдает все рекомендации и предписания, поскольку без «работы» пациента лечение консервативными методами не имеет эффективности.

Антисколиозная гимнастика

Обладает высокой эффективностью при лечении сколиоза гимнастика по Шрот, или схожие, которые направлены на укрепление мышечной ткани, растяжку спины и бедер, подвижность суставов, мобилизацию позвоночного столба, его подвижность, мобилизацию туловища и его подвижность, даже на удержание равновесия. Упражнения при сколиозе назначаются врачом в зависимости от клинической картины, поскольку некоторые нагрузки в разных случаях могут быть как лечебными, так и ухудшающими состояние больного.

Дыхательная гимнастикa

Этот комплекс упражнений при сколиозе применяется в совокупности с другими мерами, особенной результативности можно добиться, сочетая дыхательные упражнения с применением корсета и комплексом лечебной физкультуры.

Корсетотерапия

В основном, применяются корсеты, которые сделаны на основании принципа Эббота-Шеню. Нередко пациент, не имеющий достаточной мотивации, пытается сократить время применения корсета, что либо увеличивает срок лечения, либо же делает его и вовсе не эффективным. Следует стремиться носить ортопедический аппарат не менее 23 часов в сутки, хотя некоторые ортопеды в случае сколиозов на начальной стадии могут дать согласие на его применение в период сна. В подростковом и детском возрасте ношение корсета, в сочетании с постоянным контролем ситуации со стороны ортопеда, точного выполнения всех упражнений при сколиозе, можно легко добиться полного исправления позвоночного столба при помощи неинвазивных, то есть бескровных методов.

Плавание и упражнения при сколиозе в воде

Поскольку жизнь «вышла из воды», то врачи ещё в прошлом веке пришли к выводу, что вода поможет и при сколиозе. Достаточно быстро были разработаны специальные методики, а ортопеды всего мира сошлись во мнении, что даже обычное плавание оказывает положительный лечебный эффект при многих видах сколиоза на ранних стадиях.

Массаж

Не следует путать лечебный массаж при сколиозе с мануальной терапией, поскольку невзирая на кажущуюся схожесть, методы воздействия существенно разнятся.

Лечение сколиоза хирургическим путём

Хирургический, инвазивный метод лечения сколиоза, применяется в тех случаях, когда психологически пациент готов к вмешательству хирурга, особенно если сколиоз зашёл достаточно далеко, и методы консервативной терапии не приносят видимого эффекта, либо же он слишком невелик. Локализация и вид искривления также играют ощутимую роль в принятии решения о хирургическом вмешательстве.

Вмешательство задним доступом, потеря функциональности

При заднем доступе врач вводит металлические стержни, которые фиксируются вдоль позвоночника шурупами или крючьями. Доступ производится в области одного из «крыльев» костного таза. Недостаток метода заключается в большой потере функциональности, так как в зафиксированных местах позвоночник оказывается неподвижен, что приводит к сращиванию позвонков в единую кость.

Вмешательство передним доступом, предпочтительное

В этом случае хирург открывает себе доступ со стороны ребер, причем одно из которых удаляется, а в дальнейшем его части используются для замещения извлеченных позвоночных дисков. Функциональность позвоночный столб почти что не теряет, однако следует иметь ввиду, что после операции некоторое время ношение корсета является строго обязательным. Период применения ортопедического аппарата избирает лечащий врач.

Меры возможной профилактики сколиоза

Однозначных методов профилактики сколиоза на сегодняшний день практически не существует ввиду того, что в более чем 4/5 случаев происхождение недуга неизвестно. Однако ортопеды могут дать рекомендации, которые позволят снизить нагрузку на позвоночные диски, или же равномерно распределить ее по позвоночнику.

Контроль осанки. При привычке правильно стоять, сидеть, идти, делать какие-то дела, риск травмирования межпозвонковых дисков существенно падает, что считается одной из наиболее эффективных мер профилактики сколиоза.

Подвижный образ жизни. Растяжка мышц, их правильная работа, адекватный уровень развития мышечной ткани позволят позвонкам занимать положение, предписанное природой, к тому же коэффициент «ударных» нагрузок на развитое тело возрастает — для нанесения травм они должны быть существенно выше.

Гигиена сна. Матрац должен быть в меру упругим, поскольку правильное положение позвоночника во время сна обеспечивает минимальную нагрузку на них — не более 25% давления придется на эти, достаточно хрупкие части позвоночного столба.

Профилактика сколиоза также включает в себя ограничение времени просмотра телепердач, подразумевает правильную осанку при работе за компьютером и полностью исключает большие нагрузки, особенно если они оказываются лишь на одно плечо, а не на оба. И, конечно же, в деле лечения и профилактики сколиоза немалую роль отдают врачи МЦ ДНК Лаборатория (ООО "НовЛаб") и профилактике различных травм.

Плоскостопие, профилактика

Плоскостопие является одной из наиболее часто наблюдаемых у детей и взрослых деформаций стоп, которое выражается в уменьшении высоты ее сводов. Различают продольное и поперечное плоскостопие. Последнее встречается редко – обычно у женщин в связи с перегрузкой переднего отдела стоп при ношении обуви на высоком каблуке.

Клинически плоскостопие проявляется повышенной утомляемостью при ходьбе, боли в икроножных мышцах, снижением физической работоспособности, тяжести в ногах, болезненности, в снижении выносливости к статической нагрузке. Одним из проявлений плоскостопия могут быть головные боли, как следствие пониженной рессорной функции стоп. Признаками выраженного плоскостопия является уплощение и расширение стопы, особенно в средней части, поворот пятки снаружи.

Профилактика плоскостопия начинается с выработки правильной походки: нагрузка на пятку, носки направлены вперед. Для укрепления мышц, участвующие в образовании сводов ступни, следует: ходить босиком по неровной, но мягкой поверхности, периодически поджимая пальцы ног, ходить на носках, на пятках, по внутренней и наружной сторонам стопы.

Существуют специальные устройства для массажа ступней ног (акупрессура). Большое значение имеет хорошая обувь с профилактическими вкладышами – супинаторами.

При выраженных изменениях в стопе следует обращаться к врачу - ортопеду. При обращении в Центр Здоровья Вы получите грамотную консультацию и рекомендации врача ЛФК.

75. Гигиенические требования к оборудованию дошкольных учреждений.ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 91. Помещения учреждения дошкольного образования оборудуются мебелью детской дошкольной (столы, стулья, кровати, шкафы, настенные доски), соответствующей росту и возрастным особенностям воспитанников, требованиям настоящих Санитарных норм и правил и произведенной в соответствии с техническими нормативными актами, содержащими обязательные к исполнению требования. Основные размеры столов и стульев должны соответствовать приложению 6 к настоящим Санитарным нормам и правилам. 92. Столы и стулья в игральных и групповых с зонами отдыха устанавливаются по числу воспитанников в группах. Стулья должны быть в комплекте со столом одного размера (группы) и маркировки. При расстановке столов для занятий должны соблюдаться следующие требования: столы устанавливаются у светонесущей стены при левостороннем освещении; четырехместные столы устанавливаются не более чем в 2 ряда, двухместные столы - не более чем в 3 ряда; расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,5 м; расстояние первого ряда столов от светонесущей стены предусматривается 1 м; расстояние от первых столов до настенной доски должно обеспечить угол рассмотрения в 35°, что обеспечивается расстоянием в 1,6 - 2,4 м (при использовании доски во время занятий); высота подвеса нижнего края настенной доски (размером 0,75 x 1,5 кв.м) должна быть на уровне 0,7 - 0,8 м от пола. 93. Рассаживание воспитанников за столами должно проводиться с учетом состояния здоровья воспитанников, имеющихся у них функциональных нарушений слуха, остроты зрения. Корректировка рассаживания воспитанников проводится не реже двух раз в год. Воспитанников с ведущей левой рукой рассаживают за столом парами или по одному либо слева от воспитанника с ведущей правой рукой. При организации занятий в форме "занятие-игра" могут использоваться другие варианты расстановки столов и стульев, при этом должны соблюдаться требования по освещенности, подбору мебели соответственно росту воспитанников. В каждой группе должна быть схема рассадки воспитанников. 94. Мольберты и столы для рисования в учреждении дошкольного образования размещают у светонесущей стены при левостороннем освещении. Угол наклона мольберта должен регулироваться от 60 до 75°, рабочая плоскость стола для рисования - от 0 до 75°. При невозможности расстановки столов для рисования у светонесущей стены должно предусматриваться дополнительное искусственное освещение. 95. При наличии в учреждении дошкольного образования персональных электронно-вычислительных машин (далее - ПЭВМ) оборудование рабочих мест воспитанников должно соответствовать санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы. 96. При просмотре телевизионных передач в учреждении дошкольного образования должны соблюдаться следующие требования: размер экрана телевизора по диагонали должен быть не менее 51 - 61 см; высота установки телевизора должна составлять 1 - 1,3 м от пола; расстояние от экрана телевизора до воспитанников (зрителей) должно составлять от 4 до 6 м; стулья должны устанавливаться в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу воспитанников) при расстоянии между рядами 0,5 - 0,6 м. 97. При оборудовании спальных помещений учреждений дошкольного образования должны соблюдаться следующие требования: спальни оборудуются индивидуальными для каждого воспитанника кроватями; для воспитанников в возрасте до 3 лет кровати предусматриваются с переменной высотой ложа и ограждением, длиной не менее 120 см и шириной 60 см; для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет длина кровати должна быть не менее 140 см, ширина - 60 см; расположение кроватей должно обеспечить удобство подхода к ним и возможность уборки спального помещения; ширина проходов между кроватями должна составлять не менее 45 см, минимальное расстояние между кроватями предусматривается 30 см. В группах для воспитанников в возрасте от 3 лет и старше могут использоваться двухъярусные кровати с ограждением ложа второго яруса высотой не менее 30 см. Запрещается оборудование спален раскладушками, а спален для воспитанников в возрасте до 3 лет и в группах с круглосуточным пребыванием воспитанников - и двухъярусными кроватями. 98. Приемные, раздевальные групповых ячеек оборудуются шкафами для верхней одежды воспитанников и работников учреждения дошкольного образования с устройством для просушки одежды и обуви. Конструкция шкафов для верхней одежды должна предусматривать индивидуальные ячейки с полками для головных уборов, обуви, вешалки для верхней одежды. 99. Высота установки санитарного оборудования в туалетных, душевых учреждений дошкольного образования, считая от пола до борта санитарного оборудования, должна составлять: умывальников для воспитанников в возрасте до 3 лет и воспитанников в возрасте от 3 до 4 лет - 40 см; умывальников для воспитанников в возрасте от 4 до 6 лет - 50 см; ванн на постаментах - 60 см; глубокого душевого поддона (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,5 м) - 60 см; мелкого душевого поддона (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,6 м) - 30 см. Душевые сетки предусматриваются с гибким шлангом. 100. В туалетных устанавливаются настенные вешалки с индивидуальными ячейками для хранения полотенец и предметов личной гигиены воспитанников, закрывающиеся хозяйственные шкафы для хранения уборочного инвентаря и хозяйственных принадлежностей, а в туалетных для групп воспитанников в возрасте до 3 лет - дополнительно шкафы с отдельными ячейками для хранения индивидуальных горшков. 101. Стационарное оборудование в групповых ячейках должно быть надежно закреплено к стене или полу. Использование и хранение в помещениях с пребыванием воспитанников неисправного оборудования, мебели и инвентаря не допускается. 102. Безопасность используемых в учреждении дошкольного образования строительных, в том числе отделочных, материалов, мебели, игр и игрушек, наглядных пособий, ПЭВМ, электросветильников, торгово-технологического и холодильного оборудования, посуды и кухонного инвентаря должна быть подтверждена соответствующим документом.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.243.64 (0.009 с.)