Развивается и способность к угасанию условных рефлексов, особенно с 4–5-ти лет, – это делает внд ребенка более пластичной. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развивается и способность к угасанию условных рефлексов, особенно с 4–5-ти лет, – это делает внд ребенка более пластичной.



Речь и вторая сигнальная система действительности, как основа абстрактно-логического мышления, продолжают интенсивно развиваться в этом периоде. В возрасте от 3-х до 5-ти лет возникают попытки осмысления речи, ребенок часто задает вопросы с целью выяснить смысловое содержание слов, обращений к нему и т. п. Слово все больше играет интегрирующую роль, развивается способность обобщать и называть одним словом не только предметы, схожие по строению, но и предметы, служащие для выполнения схожих действий (О. Е. Бугаев и др., 1975).

В начале первого детства для ребенка характерна и так называемая «эгоцентрическая речь», обращенная к самому себе и представляющая собой комментирование действий ребенка. Постепенно она преобразуется в речь, которая опережает и направляет деятельность, т. е. в план поведения, высказанный вслух. Затем эта речь превращается во внутреннюю, являющуюся основной собственно человеческого мышления.

Таким образом, к 6–7-ми годам речь постепенно превращается не только в средство общения, но и в средство планирования и регуляции деятельности ребенка, т. е. наряду с «мышлением в действии», конкретно-образным мышлением, развивается и мышление словесное. Развитие второй сигнальной системы достигает уровня, при котором ребенок пытается устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира, прогнозировать развитие событий (Н. В. Дубровинская и др., 2000).

Изменяется характер взаимодействия первой и второй сигнальных систем действительности: если в 3–4 года первая сигнальная система превалирует и оказывает тормозящее влияние на вторую, то в 6–7 лет, напротив, вторая сигнальная система оказывает подавляюще влияние на первую. Развитие второй сигнальной системы действительности – один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе (А. Т. Хрипкова и др., 1990).

Возросшая подвижность нервных процессов приводит к тому, что в первом детстве резко повышаются темпы выработки динамических стереотипов. При этом вплоть до 4–5-тилет, когда резко усиливается способность к угасанию, выработанные стереотипы очень прочны и малоподвижны. Лишь после 5-ти лет становится возможна относительно легкая переделка стереотипов.

В связи с развитием социализации ребенка, расширением круга его общения среди динамических стереотипов этого возраста большую роль играют стереотипы социального поведения, формируются эстетические и этические стереотипы. В выработке этих стереотипов по-прежнему большое значение имеет подражательный рефлекс, поэтому так важно, чтобы ребенок постоянно видел примеры общественно приемлемого, адекватного поведения взрослых. Возникающие стереотипы поведения закрепляются в ролевых играх детей. Участвуя в этих играх, родители и педагоги получают возможность корректировать поведение ребенка, направлять его в нужное русло.

Высшая нервная деятельность во втором детстве

Второе детство – период спокойного поступательного развития ВНД. В возрасте 7-11-ти лет нервные процессы обладают значительной силой и уравновешенностью, они достаточно подвижны. Усиливается индукционное взаимодействие между возбуждением и торможением. Все виды условного торможения выражены хорошо, но по прежнему требуют упражнения и тренировки: как наиболее «хрупкие» рефлексы, они достаточно подвержены безусловному торможению, как индукционному, так и запредельному. Благодаря развитому условному торможению дети этого периода готовы к обучению в школе: они легко формируют новые дифференцировки, достаточно выдержанны, их легко дисциплинировать. Но при утомлении или действии сильных посторонних раздражителей все эти способности резко снижаются.

Начало второго детства совпадает с началом обучения. Так как режим дня школьника и требования к нему резко отличаются от режима и требований к дошкольнику, происходит ломка динамических стереотипов, выработанных в первом детстве. Этот процесс требует больших затрат энергии, он достаточно продолжителен и вызывает у ребенка чувство дискомфорта. Если взрослые не учитывают этих особенностей, требуют от ребенка быстрой перестройки, адаптационные возможности ВНД ребенка могут оказаться превышены. Результатом может стать, в лучшем случае, стойкое неприязненное отношение к обучению, в худшем – развитие невротических заболеваний. По мере адаптации к школе у ребенка все быстрее вырабатываются новые динамические стереотипы.

Процесс обучения письму и чтению расширяет возможности использования слова как интегрирующего раздражителя. Это способствует совершенствованию абстрактно-логического мышления, которое постепенно начинает преобладать над конкретно-образным. Тем не менее, вторая сигнальная система по-прежнему базируется на первой. Поэтому так важно при обучении использовать наглядные пособия, по возможности расширять применение наблюдений и экспериментов при изучении предметов естественно-научного цикла.

Особенности ВНД подростков

В связи с половым созреванием у подростков в это время происходит гормональный сдвиг, оказывающий влияние на функциональное состояние коры больших полушарий. Уравновешенность возбуждения и торможения во втором детстве сменяется резким преобладанием возбуждения, его широкой иррадиацией, что проявляется в двигательной расторможенности, а иногда в нарушении адекватных реакций на условные раздражители и развитии фазовых состояний в коре (Н. Е. Бугаев и др., 1975).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.005 с.)