Моделирование механических систем на графах связей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моделирование механических систем на графах связей



 

При моделировании механических систем естественно интерпре­ти­ровать усилие как силу в поступательном движении или момент силы во вращательном движении, а поток – как скорость (линей-ную или угловую . Тогда уравнение инерционности представляет собой не что иное, как второй закон Ньютона

 

, (2.21)

где – масса поступательно движущегося тела, или

, (2.22)

где – момент инерции тела.

Узел общего потока (1-узел) идеально подходит для того, чтобы отобразить принцип Даламбера: равенство нулю суммы всех внешних сил и силы инерции (рис. 2.10). Этот граф является, в сущ­ности, моделью динамики тела с массой под действием суммы сил, которые могут быть как активными внешними силами, так и реакциями связей с другими телами механической системы.

Рис. 2.10. Графическая интерпретация принципа Даламбера

Одновременно 1-узел можно использовать в качестве узла жесткого соединения твердых тел, при котором они, по существу, становится единым телом.

Действительно, 1-узел – это узел общего потока, что в принятой тер­минологии соответствует общей (равной) скорости для всех связей 1–узла, а равенство скоростей означает движение двух тел как единого целого. Два эквивалентных графа на рис. 2.11 иллюс­трирует такую связь твердых тел с массами и .

 

Рис. 2.11. Жесткое соединение тел

 

Отметим, что граф, приведенный на рис. 2.11,а, наглядно демон-стрирует также третий закон Ньютона о том, что действие равно противо­действию. Действительно, сила действует на оба тела, но с противо-положным знаком.

В противоположность 1-узлу узел общего усилия (0-узел) можно считать узлом свободного соединения твердых тел. На рис. 2.12 показано, что соединение двух тел через 0-узел позволяет каждому телу иметь свою скорость ( и соответ­ственно). При этом третья связь 0-узла характеризует относительное движение тел:

. (2.23)

Поэтому 0-узел можно использовать при моделировании упругих связей и трения, которые появляются лишь при наличии относительного движения двух тел.

 

Рис. 2.12. Подвижное соединение тел

 

Рассмотрим физический смысл других элементов ГС, которые при моделировании механических систем связываются с 0-узлом.

Уравнение емкости для поступательного движения приобретает вид:

. (2.24)

Если его проинтегрировать, то можно получить привычную форму записи закона Гука

, (2.25)

 

где – жесткость пружины;

– податливость, т.е. величина, обратная жесткости;

– деформация пружины.

Учитывая свойства 0-узла, пружину можно представить графом, приведенным на рис. 2.13,а.

 

 

Рис. 2.13. Подвижное соединение твердых тел: a – идеальная пружина, b – источник механической энергии, c – демпфер, d – пружина с внутренним трением

 

Как уже отмечалось выше, 0-узел необходим и для моделирования трения между двумя движущимся относительно друг друга твердыми телами (рис.2.13,b). Уравнение элемента потерь при вязком трении может иметь вид

 

, (2.26)

где – коэффициент вязкого трения.

В общем случае зависимость силы трения от скорости может быть и нелинейной. Узел общего усилия с элементом потерь может отражать не только естественно существующее трение, но и специально вводимые в некоторые механизмы устройства: демпферы, амортизаторы.

Подобно упругости и трению моделируются в механических системах источники энергии (рис. 2.13,с). В большинстве случаев источник механического движения, воздействуя на некоторое тело, одновременно создает равное, но противоположное по знаку усилие на свою опору.

В относительном движении могут одновременно проявляться несколько эффектов. Например, при моделировании реальных пружин иногда требуется учитывать потери энергии за счет внутреннего трения в материале пружины. Граф пружины с внутренним трением можно представить параллельно соединенными моделями идеальной пружины и демпфера (рис. 2.13,d) или эквивалентным графом, который приведен на рис. 2.13,e. Очевидно, что элементы могут соединяться подобным образом в любых сочетаниях, кроме одновременного использования и .

Рассмотрим моделирование поступательного движения трех ваго-неток, из которых две, массой и , жестко связаны друг с другом, а между первой и второй вагонетками упруго-вязкая связь. В колесных парах присутствует трение . Вагонетки приводятся в движение человеком, который прикладывает к первой вагонетке силу .

Рис. 2.14. Граф механической системы:

a) кинематическая схема, b) исходный граф, c) упрощенный граф

 

Источник усилия в исходном графе подключен через 0–узел. В результате, человек прикладывает одно и то же усилие как к вагонетке, так и к опоре, в данном случае, например, к Земле. Величина силы трения в колесных парах пропорциональна разности между скоростью вагонетки и скоростью опоры.

Строго говоря, неподвижное основание тоже представляет собой твердое тело с очень большой массой и может быть представлено в графе 1-узлом с подключенной к нему инерционностью. Однако этот узел является узлом общего потока (скорости), принимаемого равным нулю. Поэтому связи с неподвижным основанием, а также все связи 1-узлов, соединенных с неподвижным основанием, имеют нулевую мощ­ность и, следовательно, могут быть исключены из графа. Таким образом, граф, полученный после эквивалентных преобразований, приведен на рис. 2.14,с.

Свойство связей с неподвижным основанием в механических систе­мах аналогично свойству связей с общей точкой (массой) в электрических системах. Различие состоит только в том, что в ГС электрической системы исключается 0-узел (узел общего нулевого потенциала). Получить полную аналогию можно было бы, применяя при моделировании механических сис­тем дуальную интерпретацию: считать силу потоком, а скорость усилием. В этом случае инерционность в графах заменяется на емкость , 0-узлы на 1-узлы и наоборот. Однако вряд ли достоинства такого способа интер­претации оправдывают появляющиеся терминологические неудобства.

Приведенный на рис. 2.15 пример иллюстрирует моделирование вертикальных движений подвески автомобиля.

Рис. 2.15 Механическая система с поступательным перемещением

 

Граф связей приведен на рис. 2.15,b. Здесь предполагается, что источник усилия движется вместе с массой . Это может быть сила инерции, либо, например, реактивный двигатель. Как и в предыдущем примере, модель b) включает неподвижное основание, а в модели с) это основание исключено со всеми своими связями.

Еще один простой пример моделирования рычага представлен на рисунке 2.16. Сила действует на массу , а та, в свою очередь, через рычаг приводит в движение массу . Обе массы движутся поступа-тельно с трением. В данном случае рычаг моделируется с помощью элемента «Трансформатор».

Рис. 2.16. Кинематическая схема и граф рычага

 

Рассмотренная методика моделирования одномерного поступатель­ного движения механических систем может быть без труда распространена и на системы с вращательным движением.

В этом случае роль силы играет момент силы , линейной скорости – угловая скорость , массы – момент инерции и т.д. В уравнениях (2.21)–(2.26) изменятся только обозначения и размерности переменных и констант.

Приведенный на рис. 2.17 пример иллюстрирует построение ГС для узла передачи вращательного движения, включающего одну ступень редуктора с зубчатыми колесами и упругие валы

 

Рис. 2.17. Механическая вращающаяся система

 

Способ моделирования зубчатого соединения в рассмотренном примере справедлив, если основание неподвижно.

В случае, когда редуктор установлен на подвижном основании, как по­казано на рис. 1.18,а, ГС должен учитывать угловую скорость основания .

Рис. 2.18. Модель с подвижным основанием

Граф на рис. 1.18,b показывает связь между абсолютными скоростями w1 и w2, а граф на рис. 1.18,c – связь между скоростями колес зубчатого со­единения , относительно основания. Последний граф можно преобразовать к более простому виду, приведенному на рис. 1.18,d. Здесь дополнительно учтено также трение в опорах валов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.011 с.)