Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Моделирование механических систем на графах связейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При моделировании механических систем естественно интерпретировать усилие как силу в поступательном движении или момент силы во вращательном движении, а поток – как скорость (линей-ную или угловую . Тогда уравнение инерционности представляет собой не что иное, как второй закон Ньютона
, (2.21) где – масса поступательно движущегося тела, или , (2.22) где – момент инерции тела. Узел общего потока (1-узел) идеально подходит для того, чтобы отобразить принцип Даламбера: равенство нулю суммы всех внешних сил и силы инерции (рис. 2.10). Этот граф является, в сущности, моделью динамики тела с массой под действием суммы сил, которые могут быть как активными внешними силами, так и реакциями связей с другими телами механической системы. Рис. 2.10. Графическая интерпретация принципа Даламбера Одновременно 1-узел можно использовать в качестве узла жесткого соединения твердых тел, при котором они, по существу, становится единым телом. Действительно, 1-узел – это узел общего потока, что в принятой терминологии соответствует общей (равной) скорости для всех связей 1–узла, а равенство скоростей означает движение двух тел как единого целого. Два эквивалентных графа на рис. 2.11 иллюстрирует такую связь твердых тел с массами и .
Рис. 2.11. Жесткое соединение тел
Отметим, что граф, приведенный на рис. 2.11,а, наглядно демон-стрирует также третий закон Ньютона о том, что действие равно противодействию. Действительно, сила действует на оба тела, но с противо-положным знаком. В противоположность 1-узлу узел общего усилия (0-узел) можно считать узлом свободного соединения твердых тел. На рис. 2.12 показано, что соединение двух тел через 0-узел позволяет каждому телу иметь свою скорость ( и соответственно). При этом третья связь 0-узла характеризует относительное движение тел: . (2.23) Поэтому 0-узел можно использовать при моделировании упругих связей и трения, которые появляются лишь при наличии относительного движения двух тел.
Рис. 2.12. Подвижное соединение тел
Рассмотрим физический смысл других элементов ГС, которые при моделировании механических систем связываются с 0-узлом. Уравнение емкости для поступательного движения приобретает вид:
. (2.24) Если его проинтегрировать, то можно получить привычную форму записи закона Гука , (2.25)
где – жесткость пружины; – податливость, т.е. величина, обратная жесткости; – деформация пружины. Учитывая свойства 0-узла, пружину можно представить графом, приведенным на рис. 2.13,а.
Рис. 2.13. Подвижное соединение твердых тел: a – идеальная пружина, b – источник механической энергии, c – демпфер, d – пружина с внутренним трением
Как уже отмечалось выше, 0-узел необходим и для моделирования трения между двумя движущимся относительно друг друга твердыми телами (рис.2.13,b). Уравнение элемента потерь при вязком трении может иметь вид
, (2.26) где – коэффициент вязкого трения. В общем случае зависимость силы трения от скорости может быть и нелинейной. Узел общего усилия с элементом потерь может отражать не только естественно существующее трение, но и специально вводимые в некоторые механизмы устройства: демпферы, амортизаторы. Подобно упругости и трению моделируются в механических системах источники энергии (рис. 2.13,с). В большинстве случаев источник механического движения, воздействуя на некоторое тело, одновременно создает равное, но противоположное по знаку усилие на свою опору. В относительном движении могут одновременно проявляться несколько эффектов. Например, при моделировании реальных пружин иногда требуется учитывать потери энергии за счет внутреннего трения в материале пружины. Граф пружины с внутренним трением можно представить параллельно соединенными моделями идеальной пружины и демпфера (рис. 2.13,d) или эквивалентным графом, который приведен на рис. 2.13,e. Очевидно, что элементы могут соединяться подобным образом в любых сочетаниях, кроме одновременного использования и . Рассмотрим моделирование поступательного движения трех ваго-неток, из которых две, массой и , жестко связаны друг с другом, а между первой и второй вагонетками упруго-вязкая связь. В колесных парах присутствует трение . Вагонетки приводятся в движение человеком, который прикладывает к первой вагонетке силу . Рис. 2.14. Граф механической системы: a) кинематическая схема, b) исходный граф, c) упрощенный граф
Источник усилия в исходном графе подключен через 0–узел. В результате, человек прикладывает одно и то же усилие как к вагонетке, так и к опоре, в данном случае, например, к Земле. Величина силы трения в колесных парах пропорциональна разности между скоростью вагонетки и скоростью опоры.
Строго говоря, неподвижное основание тоже представляет собой твердое тело с очень большой массой и может быть представлено в графе 1-узлом с подключенной к нему инерционностью. Однако этот узел является узлом общего потока (скорости), принимаемого равным нулю. Поэтому связи с неподвижным основанием, а также все связи 1-узлов, соединенных с неподвижным основанием, имеют нулевую мощность и, следовательно, могут быть исключены из графа. Таким образом, граф, полученный после эквивалентных преобразований, приведен на рис. 2.14,с. Свойство связей с неподвижным основанием в механических системах аналогично свойству связей с общей точкой (массой) в электрических системах. Различие состоит только в том, что в ГС электрической системы исключается 0-узел (узел общего нулевого потенциала). Получить полную аналогию можно было бы, применяя при моделировании механических систем дуальную интерпретацию: считать силу потоком, а скорость усилием. В этом случае инерционность в графах заменяется на емкость , 0-узлы на 1-узлы и наоборот. Однако вряд ли достоинства такого способа интерпретации оправдывают появляющиеся терминологические неудобства. Приведенный на рис. 2.15 пример иллюстрирует моделирование вертикальных движений подвески автомобиля. Рис. 2.15 Механическая система с поступательным перемещением
Граф связей приведен на рис. 2.15,b. Здесь предполагается, что источник усилия движется вместе с массой . Это может быть сила инерции, либо, например, реактивный двигатель. Как и в предыдущем примере, модель b) включает неподвижное основание, а в модели с) это основание исключено со всеми своими связями. Еще один простой пример моделирования рычага представлен на рисунке 2.16. Сила действует на массу , а та, в свою очередь, через рычаг приводит в движение массу . Обе массы движутся поступа-тельно с трением. В данном случае рычаг моделируется с помощью элемента «Трансформатор». Рис. 2.16. Кинематическая схема и граф рычага
Рассмотренная методика моделирования одномерного поступательного движения механических систем может быть без труда распространена и на системы с вращательным движением. В этом случае роль силы играет момент силы , линейной скорости – угловая скорость , массы – момент инерции и т.д. В уравнениях (2.21)–(2.26) изменятся только обозначения и размерности переменных и констант. Приведенный на рис. 2.17 пример иллюстрирует построение ГС для узла передачи вращательного движения, включающего одну ступень редуктора с зубчатыми колесами и упругие валы
Рис. 2.17. Механическая вращающаяся система
Способ моделирования зубчатого соединения в рассмотренном примере справедлив, если основание неподвижно. В случае, когда редуктор установлен на подвижном основании, как показано на рис. 1.18,а, ГС должен учитывать угловую скорость основания . Рис. 2.18. Модель с подвижным основанием Граф на рис. 1.18,b показывает связь между абсолютными скоростями w1 и w2, а граф на рис. 1.18,c – связь между скоростями колес зубчатого соединения , относительно основания. Последний граф можно преобразовать к более простому виду, приведенному на рис. 1.18,d. Здесь дополнительно учтено также трение в опорах валов.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.86 (0.01 с.) |