ТОП 10:

Бродяжничество как социальная проблема



 

В нашей стране отношение к данному явлению определялось от­ношением тоталитарного государства к своим подданным. Конституция СССР провозглашала право на труд (ст. 40) и право на жилище (ст. 44).

Вместе с тем в статье 60 говорилось: “Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР - добросовестный труд избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества”. Уклонение от общественно полезного труда в данном случае квалифицируется не как отклонение от моральных норм (существовать за счет других, будучи трудоспособным, - аморально), а как уклонение от трудовой повинности, хотя и оформленной как “обязанность и дело чести”. Неко­торые виды социального паразитизма, в частности преступный промы­сел, подлежат уголовному наказанию во всех странах мира, в данном же случае уголовно наказуем был сам факт уклонения от работы на госу­дарство. В этом заключалась специфика тоталитарной системы. Поскольку все в стране принадлежало государству, то только оно могло вкладывать, определенные средства в образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д. и, следовательно, вправе было требовать соответствующей отдачи от своих граждан. Поэтому в УК УССР 1961 г. существовала ст.209 “Занятие бродяжничеством либо ведение иного паразитического образа жизни”, согласно которой заня­тие бродяжничеством или попрошайничеством, либо ведение иного паразитического образа жизни наказывалось лишением свободы на срок от 1 года до 2 лет или исправительными работами на тот же срок. Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым по части 1 статьи, нака­зывались лишением свободы на срок от 1 года до 3 лет.

Согласно 341 статье УК, бродяги направлялись в исправительно-трудовые профилактории на тот же срок. Статья 209 УК УССР была отменена в 1991 г. Соответствующие изменения внесены были и в статью 34 УК.

В силу известных причин бродяжничество изучалось в основном специалистами-криминологами. Активный интерес к этому явлению социальные науки стали проявлять лишь в перестроечные годы.

Что же представляет собой бродяжничество как социальное явле­ние? Прежде всего - это специфический образ жизни, который складывается в ходе постепенного разрыва социальных связей (десоциализации) личности. В научной литературе для характеристики бродяжничества применяется также термин “маргинальность” (лат. - marginalis – находящийся на краю), обозначающий пограничность, периферийность, промежуточность по отношению к каким-либо социаль­ным общностям. Вместе с тем данный термин имеет более широкое значение, так как под данное определение подходят не только бомжи, но также эмигранты, мигранты из села в город, представители этнических, религиозных меньшинств, инвалиды и др.

Кроме того, в административной практике и социологической литературе бомжей относят так же к социально дезадаптированным группам населения.

Каким образом может жить человек, у которого нет работы и жилья? Тем более что ночлежки были закрыты в конце 20-х годов и вновь стали создаваться только с 1991 г., долгое время не существовало бесплатных столовых для нищих, не действовали благотворительные организации, такие, как, например, Армия спасения, да и само слово “благотворительность” имело негативный оттенок.

Источники существования бомжей: разовые, случайные подработки, сбор стеклотары. В июне 2004 г. стоимость пустой бутылки составляла 15-20 коп., одной бутылки дешевого вина – 5 грн.. С учетом того, что потребности бомжа минимальны, то “бутылочный бизнес” в состоянии обеспечить ему существование. Работают также у фермеров и арендаторов (лук, арбузы), пасут овец у местных чабанов, работают грузчиками и подсобниками в строительстве. В печати и по телевидению (в России) приводились случаи того, как бомжи, попав в отдаленные районы Северного Кавказа, оказывались в фактическом рабстве у местных хозяев. Иногда прибегают к кражам - в основном мелким (на вокзалах, базарах, в столовых, на дачах). Бродяги быстро деградируют, и спланировать преступную акцию, которая могла бы принести ощутимый доход, они не в состоянии. Тем не менее, при­мерно 1/7 преступлений совершается бомжами. Женщины подрабатывают проституцией - за бутылку вина, стакан водки. С отменой ст. 209 УК широко распространилось попрошайничество. Профессиональ­ное нищенство - явление древнее, и милостыня имеет религиозный смысл. Христос говорил: “Просящему у тебя дай...”; “чтобы милостыня твоя была в тайне...”. Поэтому помощь нуждающимся - это не только проявление сочувствия к ближнему, но и любви к Богу: “... так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне”.

В нашей стране можно выделить 4 группы лиц, занимающихся по­прошайничеством:

Первая группа - бродяги, для которых оно является одним из источников существования;

Вторая группа - престарелые и инвалиды, которым не хвата­ет пенсии на лекарства, оплату жилья; те, кто берется их обслуживать, и т.д.;

Третья группа - профессиональные нищие, для которых это довольно доходный бизнес. По признанию самих нищих, в Киеве осенью 2003 г. их доходы составляли от 50 до 200 грн. в месяц. По данным агентства “Интерфакс” (Россия), нищие в московском метро в 2003 г. имели ежемесячные доходы до 5 млн. руб. Поэтому, как правило, “доходные” места (церкви, базары, подземные переходы, оживленные улииы) находятся под кон­тролем преступных группировок. Действительно нуждающиеся и по­этому вынужденные попрошайничать люди, как правило, просят мило­стыню там, где много не подадут (продуктовые магазины, окраины, остановки транспорта).

Четвертая группа - это те, кто таким образом попросту подрабатывает. На улицах городов, например, мож­но встретить детей, которых родители сажают в людных местах и ве­шают на грудь таблички с надписями типа: “Я хочу кушать!”; “У нас большая семья, мама болеет, помогите!”. Для этих людей нищенство становится семейным промыслом.

Многие бомжи находят средства к существованию на городских свалках, где можно найти продукты, одежду и вещи, которые можно потом продать или обменять на спирт­ное. Места обитания бомжей - подвалы, чердаки, теплоцентрали, свалки, заброшенные дома, бомбоубежища. Летом - лесопарковые зоны, кладбища. Зимой многие из них, совершив намеренные правонаруше­ния, стараются попасть в милицию и переждать трудные времена.

В крупных городах, где легче найти пропитание, этот контингент накапливается довольно интенсивно, и социологи отмечают зарождение простейших форм социального структурирования: появляются группы во главе с лидерами, которые делят между собой сферы контроля

В силу специфического образа жизни каждый из бомжей имеет по несколько заболеваний. По данным УВД, 92% из них страдают педикулезом, 33% - туберкулезом, 25% - онкологическими заболеваниями, кроме того, часты дифтерия, кожные и венерические болезни и т.д.

Бродяжничество наносит обществу существенный вред. Во-первых, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведе­ния: алкоголизмом, наркотизм, преступность. Во-вторых, бомжи являются разносчиками инфекционных заболеваний. В-третьих, общество вынуж­дено тратить, значительные средства на содержание спецучреждений, социальную помощь, медицинское обслуживание этой категории насе­ления. Кроме того, бродяжничество наносит и моральный ущерб. Бро­дяги и попрошайки подают дурной пример потенциальным бомжам и нищим, людям слабым и отчаявшимся. Такой образ жизни - своеобраз­ная реклама им того, как можно жить, не работая, как можно уйти от от­ветственности.

Стойкое уклонение бродяг от контактов с представителями государственной власти, несовершенство системы учета позволяют говорить лишь об их примерном количестве. Вероятно, они составляют около 0,3% населении Украины. В Донецкой области, по данным отдела по социальной защите дезадаптированных групп населения департамента социальной защиты, в 2001 г. зарегистрировано 5 тыс. бомжей и в Мариуполе - около 1 тыс. По выборочным данным, 2% имеют высшее обра­зование, более 50% - среднее и специальное. В специаль­ной или вспомогательной школе обучалось не более 0,5%, столько же - олигофрены; около 3% имеют выраженные психические заболевания; менее 3% являются инвалидами; 95% - трудоспособны; 80% - имели ра­нее специальность, работу, жилье, родственников; около 40% добро­вольно отказались трудиться, уволились по собственному желанию; около 30% были уволены из-за прогулов и появления на работе в нетрезвом состоянии.

Подавляющее большинство бомжей трудоспособны как по воз­расту (90% - это лица от 20 до 50 лет), так и по общему состоянию здо­ровья, хотя и подорванного специфическим образом жизни. В среднем среди бродяг женщины составляют около 30%, но в рамках специально­го рецидива уровень женского бродяжничества выше мужского в 6 раз. Ресоциализация женщин является более трудной задачей. Среди жен­щин, задержанных за бродяжничество, преобладают лица старше 35 лет, которые давно утратили семейные, трудовые и другие связи, не имеют специальности и, что особенно важно, лишены навыков нормальной трудовой жизни. И культурно-образовательный уровень весьма низок, многие из них та долгие годы бродяжничества, пьянства, болезней потеряли человеческий облик.

Можно выделить, 2 группы причин бродяжничества: объективные и субъективные. Помимо общих причин девиантного поведения к числу объективных можно отнести следующие:

 

1. Жилищная проблема. Она носит комплексный характер.

Сюда входит, во-первых, наличие до недавнего времени жесткого админи­стративного регулирования места жительства. По некоторым мотивам из-за судимости после отбытия наказания нельзя было вновь пропи­саться домой. В соответствии со ст. 178 Кодекса УССР об администра­тивных правонарушениях проживающие без прописки наказывались штрафом. Согласно ст. 181 Кодекса штрафом наказывались также и должностные лица, принимающие на работу граждан, не имеющих про­писки. А прописаться можно было только при наличии постоянного места жительства. По данным НИИ МВД (1990 г.), 30 тыс. бывших осужденных по этим причинам не смогли вернуться домой. Только в 1990 г. режим прописки был несколько смягчен.

Во-вторых, сказывалось несовершенство жилищного законодательства. Государство имело пра­во выселить в административном порядке гражданина без предоставле­ния жилой площади. Действующее жилищное законодательство позволяет осуществлять махинации с продажей и покупкой жилья. На­пример, жилье может быть продано родственниками лиц, попавших в спецучреждения или места лишения свободы.

В-третьих, подо­рожание коммунальных услуг, платы за квартиру, питания и одежды ведет к тому, что не все граждане смогут содержать свое жилье. Уже сегодня из расчета прожиточного минимума на продукты уходит около 70% семейного бюджета. Распространяется явление, когда одиноким старикам, алкоголикам, наркоманам предлагают продать квартиру, запугивают, спаивают и, после оформления документов выбрасывают на улицу.

2. Ухудшение социально-экономической и политической ситуации в государствах - бывших республиках СССР. Сюда можно отнести кри­зис экономики на Украине, обострение межнациональных отношений в Средней Азии, на Кавказе, в Молдавии и Прибалтике. В Россию хлынул поток беженцев и вынужденных переселенцев, причем значительная их часть стирается оседать в крупных городах и на юге России, где плот­ность населения и так высока. В условиях спада производства, безработи­цы, а также активной скупки жилья состоятельными людьми и ком­мерческими структурами следует ожидать дальнейшего роста числа бомжей.

3. Поток бомжей в Украину объясняется также тем, что в сопре­дельных государствах бродяжничество и попрошайничество еще считаются противоправным деянием, в отличие от Украины.

К числу объективных причин следует также отнести и стихийные бедствия, ухудшение экологической ситуации в ряде регионов страны. Однако объективные причины далеко не всегда толкают человека на путь бродяжничества.

Субъективные причины обусловлены биологическими и психоло­гическими особенностями личности, жизненными установками, микросоциальной ситуацией. В зависимости от субъективных причин можно выделить следующие группы бомжей:

1) люди, для которых бродяжничество является формой уклонения от уголовной ответственности, т.е. те, которые находятся в розыске;

2) граждане принципиально не желающие работать. Эго наибо­лее многочисленная группа (не менее 33% от общего числа, а среди женщин не менее 70%) - пьяницы, наркоманы, тунеядцы. Данная группа отличается повышенной опасностью рецидива бродяжничества;

3) лица, обладающие завышенными требованиям к средствам существования, которым не хватает любого заработка (шабашники, старатели и т.д.). Они колесят по всей стране, часто меняют место жительства, отсюда – бытовая неустроенность, постепенна десоциализация и путь на “дно”;

4) люди которые стали бродягами вследствие неурядиц в семье или на работе (около 20%). Поиски выхода из конфликтной ситуации в зависимости от обстоятельств и характера самого человек толкают его в ряды бродяг;

5) жертвы социальной пропаганды и собственной романтики. Люди, прибывшие на “ударные” стройки в поисках лучшей работы, жилья, романтики, новых друзей, сталкивались с бытовой неустроенностью, тяжелым климатом, маленькой зарплатой. Это толкало на но­вые поиски, что обусловливало десоциализацию;

6) люди с отклонениями в психике, безнадежно опустившиеся.

Потенциальными бомжами являются выпускники детских домов и интернатов в том случае, если они не смогут найти жилье и работу.

Совокупность, объективных и субъективных причин формирует внутреннюю мотивацию бродяжничества, по мере десоциализации оно становится привычным образом жизни, менять который многие из них уже не могут и не хотят.

Специальные исследования позволили выявить у некоторой части бродяг осознанные или не осознанные мотивы бродяжничества, кото­рые свидетельствуют об их желании избежать социального контроля, сохранить свою субъективно-личностную и социальную дезидентифицированность.

Можно выделить и еще одну группу бомжей - это “уличные дети”, т.е. дети и подростки, по разным причинам бежавшие из дома. Их число растет (по некоторым данным, на территории бывшего СССР в 1992 г. таких детей было около 100 тыс. человек). Эта группа ещё недостаточно изучена, по результатам некоторых исследований указывают на следующие причины побегов из дома подростков: у юношей 86% - это эмансипационные побеги, у девушек 22% - демонстративные побеги.

Определенная часть детей и подростков страдает склонностью к бродяжничеству. Через детские распределители Донецкой области ежегодно проходит более 2 тысяч таких детей. 80% из них – дети из неблагополучных семей, 20%- из нормальных. Проблема “уличных детей” –общемировая проблема, однако по оказанию помощи юным бомжам мы находимся на одном из последних мест в мире. Как таковая программа помощи пока отсутствует. В 1991 г. в Германии состоялся симпозиум “Жизнь и выживание уличных детей”. Из 250 делегатов от СССР при­ехало всего два учителя. А эта проблема становится все более острой в связи с увеличением числа детей-сирот, детей беженцев.

Зарубежный опыт решения проблемы бродяжничества, как теоретический, так и практический в нашей стране известен очень мало, по­этому у Украины сегодня имеются серьезные сложности в организации эффективного социального контроля над данным явлением. Кроме того, следует отметить, что специфика украинского бродяжничества за­ключается в том, что оно, как правило, пока не является “семейным де­лом”. Российские бродяги - одинокие люди, которые утратили какие-либо семейные привязанности, кочуют в одиночку или в компании себе подобных. Однако экономический кризис, наплыв беженцев, как следует ожидать, даст толчок к появлению и развитию семейного бродяж­ничества.

 

Общесоциальные меры должны быть направлены на локализацию данного явления. Это - активная социальная политика по отношению к слабозащищенным группам населения: сиротам, инвалидам, пенсионе­рам, многодетным семьям, беженцам и т.д., финансовая помощь бездомным, создание квот рабочих мест для бывших заключенных, другие меры, направленные на социальною поддержку населения.

Проблема ресоциализации заключается в том, что “бичи”, как правило, - люди с разрушенной системой социальных связей и потребностей. У них почти или полностью утрачены профессиональные навы­ки, нет жилья, нет семьи, сохранены лишь базовые, преимущественно витальные потребности.

Переход к рынку ставит серьезные проблемы с трудоустройством бродяг. В связи со спадом производства предприятия сами избавляются от излишнего баланса - потенциальных бомжей. Таким образом, задача, которая сегодня требует своего решения, это переход от репрессивной модели борьбы с бродяжничеством к гуманистической. Попытки сило­вого принуждения, к труду (трудового перевоспитания, трудотерапии), как показывает опыт СССР, желаемых результатов не дают. Тем более, что, по мнению многих специалистов, “профессиональные” бомжи со стажем ресоциализации не поддаются.

Суть гуманистического подхода к проблеме бродяжничества за­ключается в отказе от уголовного преследования, в максимально воз­можной помощи бомжам: если общество позволило этим людям опус­титься на дно, то оно же обязано помочь им подняться. В число общесоциальных мер входит также организация домов ночного пребывания (“ночлежек”), благотворительных столовых, домов-интернатов для без­домных стариков и инвалидов. Требуются перестройка системы образо­вания и воспитания с целью избавления сознания людей от иллюзий и мифов, формирование трезвого и реалистического отношения к жизни, строительство дешевого муниципального жилья.

Административно-правовые меры подразумевают совершенствование правовой основы деятельности профилактических служб, органов социальной защиты. В 1993 г. был издан указ “О мерах по предупреж­дению бродяжничества и попрошайничества”, по которому к концу 1-го полугодия 1994 г. приемники-распределители (их по Украине более 110), должны были преобразоваться в центры социальной реабилитации. С санкции прокурора бродяга на 10 суток помещается в этот центр, где должен пройти курс реабилитации, а затем трудоустраиваться или получать пенсию. Проблема, вo-первых, в том, что большинство “профессиональных” бомжей не испытывают в этом потребности и, во-вторых, в силу глубокой деградации личности вряд ли смогут работать.

Удовлетворительного юридического определения бродяжничества сегодня нет, так как понятие “нетрудовые доходы” фактически ушло из практики. К тому же за 10 суток перевоспитать человека, который до этого бродяжничал годами, достаточно трудно. Представители органов внутренних дел высказывались негативно по этому поводу еще и пото­му, что при наличной системе связи установить личность за это время часто бывает невозможно.

Специальные меры борьбы с бродяжничеством включают меди­цинскую и психологическую помощь, индивидуальную работу по ресоциализации (восстановлению социальных связей и потребностей личности). Однако проблема ресоциализации, как отмечалось, за­ключается в том, что “бичи”, как правило, - люди с разрушенной систе­мой социальных связей и потребностей.

 

Контрольные вопросы:

1. Раскройте суть бродяжничества как социального явления.

2. Какой социально-демографический состав бомжей?

3. Назовите основные объективные и субъективные причины десоциализации.

4. В чем трудности ресоциализации бомжей?

Темы рефератов:

1. Бродяжничество как социальное явление.

2. “Профессиональное” нищенство: история и современность.

3. Проблемы профилактики десоциализации личности.

Литература:

1. Антология социальной работы. Т. 2: Феноменология социаль­ной патологии. М., 1995.

2. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М., 1992.

3. Золотарева Т.Н. Бездомность // Теория и практика социальной работы. М., 1992.

4. Иногамов Ш.Х. Наказание отбыто, как жить дальше? М., 1990.

5. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М., 1993

6. Леденев М.И., Чернышев С.А. Был ли “бич” интеллигентом? // ЭКО. 1987. №8.

7. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социс. 1992. №4.

8. Свердлов Ю. Блудные дети // Человек и закон. 1990. № 10.

9. Социально-педагогические основы предупреждения отклоне­ний в поведении учащихся. Уфа, 1989.

10. Социальные отклонения. М., 1989.

11. Староверов В.И., Рощин Ю.Р. Социальная реабилитация бездомных // ЭКО. 1992. №6.

12. Фокин В. Помощь вместо принуждения // Социальная защита. 1991. № 1.

 

 

Тема 5. ПРОСТИТУЦИЯ

1. Понятие проституции

2. Проституция как социальное явление

3. Меры социального контроля

Основные понятия: проституция, регламентация, прогибиционизм, аболиционизм.

Понятие проституции

 

Слово “проституция” происходит от латинского глагола “prostituere” – “выставлять публично”, что по смыслу совпадает с одной из бытовых характеристик женщин, занимающихся данным ремеслом, - “публичная женщина”.

Под этим термином принято понимать, во-первых, специфический способ заработка, во-вторых, противоправное деяние, предусмотренное ст. I64 Кодекса об административных правонарушениях, в-третьих, социальное явление, один из видов девиантного поведения.

В научной литературе существуют несколько определений про­ституции. Приведем некоторые из них.

1. Вступление за плату в случайные, внебрачные сексуальные от­ношении, не основанные на личной симпатии, влечении.

2. Систематическое (в виде промысла) вступление в половую связь за вознаграждение, которое служит основным либо существенным до­полнительным источником средств для избранного (ведомого) образа жизни.

3. Профессиональное удовлетворение сексуальных потребностей за плату.

Выделяются три существенных признака проституции:

а) род занятий - удовлетворение сексуальных потребностей клиен­тов;

б) характер занятий - систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой потребности клиента в любой форме;

в) мотив занятий - заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которое является основным или дополнительным источником существовали проститутки.

В качестве признаков проституции отмечаются также “публичность”, т.е. достоверная известность о ремесле проститутки, доступность лица, занимающегося проституцией, каждому желающему удовлетворить свою половую потребность за плату, специфический образ жизни и т.д. Однако принципиальными чертами являются, во-первых, безличный (отчужденный) характер сексуальных отношений, т.е. отсутствие необходимость душевной связи между проституткой и кли­ентом, во-вторых, возмездный (платный) характер отношений, причем плата устанавливается до вступления в половую связь: по “тарифу” или по соглашению. Таким образом, проституцию следует отграничивать от корыстных супружеских отношений (брак по расчету), от корыстных внебрачных отношений, а так же от свободного сексуального поведе­ния. Если для проститутки главная установка - заработок, то для женщины, которая увлекается сексом ради секса, главное – развлечение, самоутверждение, удовлетворение своего либидо. Не следует также отождествлять женщину, которая получает подарки в процессе интимных отношений (пока они не представляют платы), с проституткой, так как в этом случае возмездность не является ведущим признаком. Проституцией могут заниматься как женщины, так и мужчины, но данные о мужской проституции практически отсутствуют, считается, что она имеет незначительное распространение. Наиболее распростра­нена женская проституция при гетеросексуальных отношениях.

Является ли проституция древнейшей профессией? На этот счет существует две точки зрения. Одни из них подтверждает этот тезис, опираясь на возмездность отношений, согласно другой, более современной, идея “древнейшей профессии” сомнительна, по­скольку проституция как акт купли-продажи могла появиться только в условиях достаточно развитого стратифицированного (классового) общества, когда уже сложились профессии охотника, скотовода, землепашца, ремесленника и т.д., т.е. с возникновением товарно-денежных отношений и рынка.

Скорее всего, миф о древнейшей профессии связан с традициями группового брака, в частности добрачной свободой у народов, стоящих на достаточно низкой ступени социального развития, а также с пережитками патриархата, когда женщина, по сути, являлась собственностью мужчины и так называемый “гостеприимный гетеризм”, или “проституция гостеприимства”. В период формирования торговых кон­тактов между, регионами достойный прием гостя считался священным долгом, и хозяин обязан был обеспечить ему, часто пробывшему в пути долгое время, все необходимые бытовые услуги. Наряду с пищей и кровом он должен был предоставить ему и женщину. Еще в XIX в. на севере Росси хозяин, отдавая в наем жилье, предлагал своему жильцу жену или дочь, увеличивая плату. Этот обычай имеет и другое значение, а именно биологическую целесообразность в условиях относительной изолированности поселений, когда существует опасность кровосмешения и соответственно вырождения рода. Видимо, поэтому гостеприимный гетеризм еще сохраняется сегодня у народов Севера и других племен, находящихся на стадии родоплеменных отношений.

Ошибочно также относить к проституции обычай отдаваться в храме мужчинам-паломникам (так называемая “храмовая проституция”). В Индии с древнейших времен существуют храмы бога Шивы, при которых живут молодые женщины, которых называют “девадаси”, (португальцы именовали их баядерами). Они исполняют ритуальные танцы и отдаются паломникам за соответствующую плату, которая поступает в храмовую кассу. В данном случае - это религиозный ритуал, отказ от совершения которого может повлечь за собой кару. Подобные обычая существовали в Древней Греции, Риме (храмы Афродиты, Вене­ры), других древних государствах (Финикия, Вавилон и т.д.).

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.125.162 (0.019 с.)