ТОП 10:

Причины и мотивы самоубийств



 

Первым исследователем, попытавшимся составить этиологическую классификацию самоубийств, был крупнейший французский ученый Э.Дюркгейм (1858-1917). Обратившись к статистике само­убийств, он выявил ряд закономерностей, которые легли в основу его классификации. В зависимости от различных определяющих причин Дюркгейм выделил 4 вида самоубийств.

1. Эгоистическое - вследствие утраты социальных связей и развития индивидуализма, который при отсутствии коллективной поддержки порождает чувство одиночества, пустоты, трагизма существования.

2. Альтруистическое, когда личные интересы поглощены социальными и индивид перестает существовать, как самостоятельная единица, т.е. утрачивает автономность – самоубийство стариков и больных.

3. Аномическое. Ситуация аномии, т.е. ослабление или отсутствие общественной регламентации, порождает моральную и психическую неустойчивость отдельных индивидов.

4. Фаталистическое – вследствие избытка регламентации, которая может стать невыносимой. Его совершают люди, будущее которых замуровано, “страсти которых жестко ограничены дисциплиной”.

Однако последний вид он практически не рассматривает, а лишь дает ему общую характеристику, так как, по его мнению, фаталистическое самоубийство имеет только историческое значение.

Несмотря на некоторые ошибочные выводы, книга Э.Дюркгейма “Самоубийство. Социологический этюд” и сегодня считается клас­сической. В дальнейшем его ученик М. Хальбвакс попытался дополнить социологическую концепцию самоубийств и психологическими факторами. В мировой науке сложилось к настоящему времени 2 основных подхода к анализу причин самоубийств: психологический и социологический. Они представлены различными школами и направлениями, но общим является то, что сторонники первого подхода ищут основные причины самоубийства в специфике личности, ее психологических особенностях, структуре и т.д. (Д.Покорни, П.Анжель, Д.Эвери и др.), те же, кто придерживается второго подхода, считают, что причины суицида обусловлены социальными факторами: уровень доходов, урбанизации, миграции и т.д. (М. Эллнер, В.Брид, В.Масумара и др.).

В отечественной науке разработана комплексная концепция самоубийства как социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта, Понятие адаптации отражает степень и качество соответствия организма и среды. Человек приспосабливается (адаптируется) к среде путем активного взаимодействия с природой и обществом. В отличие от биологической адаптации, кото­рая протекает пассивно, социально-психологическая носит активный характер. На уровне отдельной личности акцент адаптации переносится на социальные взаимодействия. Этот процесс социально-психологического приспособления человека к окружающей среде проте­кает по 4 направлениям: познавательное, преобразовательное, ценност­ное и коммуникативное. В норме эти 4 направления образуют доста­точно целостную гармоничную и пластичную систему.

Однако в экстре­мальных условиях не все люди одинаково хорошо могут перестроить свою приспособительную тактику: сориентироваться и адаптироваться в новой ситуации. В данном случае и возникает дезадаптация личности, которая может носить временный характер и являться “лимитирующей” (непатологической), но некоторые люди в силу индивидуальных причин (заболеваний, пограничных состояний, высокой эмоциональности, серии жизненных неурядиц) оказываются в состоянии социально-психологической дезадаптации, которая характеризуется качественной “трансформирующей” (патологической) ломкой процесса адаптации. Объективно социально-психологическая дезадаптация проявляется в поведении, субъективно - в широкой гамме психоэмоциональных сдви­гов.

Социально-психологическая дезадаптация проходит две фазы:

1) предиспозиционная - является предпосылкой суицидального акта;

2) суицидальная - представляет собой процесс устранения кон­фликта за счет саморазрушения субъекта.

Таким образом, суицидальное поведение - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Решающее значение для перехода первой фазы во вторую играет микросоциальный конфликт, т.е. конфликт личности и ее непосредственною окружения.

Вопрос о том, каким образом может разрешиться конфликт, зави­сит от психологических особенностей личности.

Данные эмпирического сравнительного обследования лиц, совершивших насильственные преступления, и суицидство, проведенные в Киеве в 90-е гг., показали:

· низкий и заниженный уровень самооценки у суицидентов, высокий и завышенный - у насильственных преступников;

· искренность взаимоотношений, эмпатию у суицидентов, равнодушие, холодность, враждебность у преступников;

· трудность волевых усилий у суицидентов и легкость и успешность их у преступников;

· снижение уровня оптимизма в стрессовых ситуациях у суицидентов и повышение его у преступников;

· тенденцию к самооправданию у пре­ступников и тенденцию к самообвинению у суицидентов;

· гетероагрессивность у преступников и аутоагрессию у суицидентов;

· низкий уровень тревожности у преступников и высокий - у суицидентов.

Особенностью самоубийств является то, что далеко не всегда удается установить их мотивы. Объясняется это рядом причин. Значительная часть самоубийств вызывается конфликтами данного лица с его окружением: семьей, сослуживцами, соседями и т.п. Именно эти лица в первую очередь осведомлены о мотивах самоубийств, причинах, которые привели к принятию такого решения. Однако как раз они не заинтересованы в разглашении этих мотивов, поскольку в ряде случаев у этих людей складывается представление о своей виновности в трагическом исходе конфликта. Иногда они действительно виновны в неблаговидном поведении по отношению к суициденту. Поэтому для профилактики суицида важно выяснение не только мотивов, поводов и обстоятельств, которые непосредственно толкнули человека к самоубийству, но и атмосферы в семье, коллективе, где возник кон­фликт, а также изучение статуса личности суицидента психического склада, темперамента, характера, влияющих на определение жизненных установок.

Самоубийство - деяние умышленное. В качестве мотива в нем выступают осознанные побуждения, которые формируют решимость человека реализовать свою цель - совершить самоубийство. Исследования позволили получить данные, которые дают возможность классифицировать мотивы и поводы самоубийств на несколько групп.

1. Лично-семейные конфликты, в том числе семейные конфликты, развод, болезнь, смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбления со стороны окружающих, половая несостоятельность. Именно эти мотивы являются преобладающими (примерно 20-30%)

2. Состояние здоровья, в том числе психические заболевания, со­матические заболевания, уродства. Что касается душевно больных, на долю которых приходится около 25% от общего числа лиц, по­кончивших с собой или покушавшихся на свою жизнь, то здесь влияние отклонений в психике на поведение в большой мере опосредовано си­стемой личностных характеристик больного и особенностями его взаимоотношений с ближайшим окружением.

3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента, в том числе опасение уголовной ответственности, боями, иного наказания или позора. Мотивы, связанные с такого рода конфликтами, находятся на третьем месте. Однако не всегда мотив связан лишь со страхом понести наказание, встречаются случаи самоубийства вследствие раскаяния, стыда, переживаний по поводу причиненного вреда.

4. Конфликты, связанные с работой или учебой. Среди совершенных самоубийств в связи с такого рода мотивами удельный вес превышает долю незавершенных суицидов. По мнению врачей, психиатров, часть самоубийств этой категории носит демонстративный характер.

5. Материальные трудности.

6. Другие мотивы.

Правовых санкций в отношении самоубийств в отечественном законодательстве нет, очевидно, что суицид является социальным отклонением, крайней формой ретритистского поведения личности. Продолжительность жизни и обстоятельства смерти не являются без­различными для общества. Объективно оно заинтересовано в том, чтобы каждый гражданин прожил отведенный ему природой срок и наиболее полно реализовал свои возможности.

Самоубийства в обществе свидетельствуют о наличии в обществе, в меж­личностных отношениях проблемы, которые человек не может, или не хочет решить обычным путем. Сам факт суицида причиняет моральный ущерб обществу, близким и родным того человека. Неудачные попытки самоубийства влекут за собой болезни, инвалидность.

Профилактика самоубийств предполагает необходимость анализа их мотивов, поводов, обстоятельств, показывая, что все они совер­шаются на почве микросоциальных конфликтов между личностью и непосредственно окружающей ее социальной средой. Последняя в дан­ном случае определяется микроклиматом в семье, коллективе, соблюде­нием принципов социальной справедливости и другими объективными обстоятельствами, которые влияют на поведение человека. Оно во мно­гом зависит от его личных качеств: уровня нравственности и притязаний, культуры и образования, состояния здоровья, особенностей харак­тера и темперамента. Наконец, социальная среда и личность зависят от образа жизни господствующего в обществе. Разочарование в идеалах социализма, социальный кризис, пессимизм, неуверенность в будущем – все это предполагает рост самоубийств среди населения. Однако обще­ство должно учитывать и использовать как отечественный, так и меж­дународный опыт по минимизации этого явления.

Международный опыт показывает, что профилактическая работа должна быть и в первую очередь ориентирована на следующие категории населения:

- лица, подверженные депрессии;

- пациенты психиатрических лечебниц;

- алкоголики и те, кто страдает лекарственной зависимостью, включая наркоманов;

- те, кто уже совершал попытку суицида;

- лица, находящиеся в социальной изоляции, включая преступников и одиноких;

- социально не защищенные граждане.

Общесоциальные меры социального контроля над суицидальным поведением должны заключатся в создании комплексной системы социальной помощи группам суицидального риска, всем, кто в силу разных причин нуждается в реадаптации, в расширении деятельности социальных служб по анализу динамики уровня самоубийств, как в масштабах страны, так и в регионах.

К числу административно-правовых мер относятся в первую очередь правовая квалификация суицида: необходима реальная уголовная ответственность граждан, которые в силу своего поведения, создания соответствующих ситуаций являются прямыми виновниками само­убийства. В данном случае речь идет не о безответной любви или отказе в приеме на работу по объективным обстоятельствам, а о хамстве, трезвости, цинизме, сознательной травле, шантаже и т.д.

Из специальных мер в первую очередь можно вызвать деятель­ность суицидологических служб. По мнению специалистов, она должна развиваться по трем основным направлениям:

- предотвращение первичных суицидов,

- проведение реадаптационной программы по отноше­нию к лицам, совершившим суицидальные попытки, в том числе пред­отвращение повторных суицидов,

- пропаганда психологических и правовых знаний среди населения.

Задачи кабинетов социально-психологической помощи за­ключаются в раннем выявлении лиц находящихся в состоянии дезадап­тации и переживающих микросоциальные конфликты, блокаде дальнейшего развития дезадаптационных процессов, несущих потенциальную угрозу самоубийства, и восстановлении жизнедеятельности до оптимального уровня. Важно правильно определить причины дезадаптации, сферу конфликта, снять его актуальность для личности путем купирования отрицательных эмоциональных состояний, помочь найти реальные пути к разрешению конфликтной ситуации. Достигается это всегда строго индивидуально и комплексными мерами.

Важнейшим звеном в деле предотвращения самоубийств является телефонная служба. Ее цель – это стремление предложить любому человеку, находящемуся в кризисной ситуации и помышляющему о самоубийстве, телефонный контакт с сотрудником готовым выслушать его, способным вести облегчающий разговор и дать абоненту “мужество жить” – преодолеть кризисную ситуацию. Среди принципов телефонной службы особое место занимают доверенность, полная секретность, запрет требования вознаграждения за услуги и запрет оказания любого давления (регионального, политического или идеологического) Население должно информироваться о наличии такой службы через газеты, радио и телевидение.

В задачи суицидологических служб также входит организация социально-правовой и социально-психологической реабилитации лиц, совершивших суицидальные попытки, а также организация различного рода помощи родственникам погибшего. Необходимость подобной деятельности не вызывает сомнений, поскольку в настоящее время как медицинские, так и правоохранительные органы не могут взять на себя такую миссию. В медицинских учреждениях суициденту, как правило, оказывается помощь только в плане соматического лечения или в случае необходимости помещения его в психиатрическую лечебницу. Практика помещения суицидентов в психиатрические больницы и диспансеры не оправдывает себя: они не создают адекватных условий для лиц, не страдающих психическими заболеваниями и госпитализированных лишь в связи с актом суицидальной попытки. При отсутствии амбулаторных звеньев медико-социальной помощи населению выходом из положения могут стать так называемые “кризисные стационары” для купирования острых суицидальных реакций, не представляющих собой психопатологических состояний. “Кризисный стационар” обычно находится вне структуры психиатрической лечебной сети. Это устраняет барьер мешающий человеку обратиться к психотерапевту, т.к. нередко такому шагу препятствует страх прослыть психически больным, быть поставленным на психиатрический учет. Стационар обслуживается психотерапевтами, психологами, социальными работниками и рассчитан на кратковременное (до 2 недель) пребывание пациентов в нем. Обращает на себя внимание высокая эффективность групповых методов психотерапевтической и социально-психотерапевтической коррекции, широко используемых в учреждениях такого типа.

Прежде чем решиться на самоубийство, человек мысленно - ино­гда в доли секунд – перебирает альтернативные варианты выхода из кризисной ситуации. Принятие суицидального решения представляет собой реализацию нравственных установок личности, мировоззренческой позиции и жизненных целей. Выбор личностью суицидаль­ного решения зависит и от исторически меняющегося социального значения самоубийства, т.е. того смысла, который придается этому по­ступку в конкретных этнокультурных группах и обществах. При анализе предсмертных записок суицидентов было обнаружено в большинстве случаев содержательное и языковое сходство текстов. Наличие готовых объяснительных схем (“мотивационных заготовок”) говорит о том, что покушение на собственную жизнь представляет собой реали­зацию поведенческой модели, сформированной в рамках массовой куль­туры.

Все вышесказанное говорит о необходимости и важности пропа­ганды психогигиенических знаний среди населения, т. к. общество во многом определяет исход внутреннего конфликта суицидента. Еще в 1911 г. выдающийся русский физиолог В.М.Бехтерев для борьбы с самоубийствами призвал к усилению взаимопомощи, просвещению народа, борьбе с пьянством, воспитанию нравственной ответственности, развитию социального оптимизма.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Тесты

 

I. Шкала самооценки

(Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин)

 

Данный тест является надежным и информативным способом са­мооценки уровня тревожности в данный момент - реактивной тревожности и личностной тревожности как устойчивых характеристик человека. Первая характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Вторая характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуации как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координа­ции. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с на­личием невротическое конфликта, с эмоциональными и невро­тическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная осо­бенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень “полезной тревоги”.

Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оцени­вающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

 

БЛАНК ДЛЯ OTBETOB (лицевая сторона бланка)

 

Шкала самооценки

(Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин)

 

Инструкция: “Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ в ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет”. Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1. Я спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении
4. Я испытываю сожаление
5. Я расстроен
6. Мне волнуют возможные неудачи
7. Я чувствую себя отдохнувшим
8. Я встревожен
9. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
10. Я уверен в себе
11. Я нервничаю
12. Я не нахожу себе места
13. Я взвинчен
14. Я не чувствую скованности, напряженности
15. Я доволен
16. Я озабочен
17. Я слишком возбужден и мне не по себе
18. Мне радостно
19. Мне приятно
20. Меня до сих пор радует то, что радовало всегда

БЛАНК ДЛЯ OTBETOB (оборотная сторона бланка)

Инструкция: “Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет”. Почти никогда Иногда Часто Почти всегда или постоянно
21. Я испытываю удовольствие
22. Я очень быстро устаю
23. Я легко могу заплакать
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие
25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения
26. Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом
27. Я спокоен, хладнокровен и собран
28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня
29. Я слишком переживаю из-за пустяков
30. Я вполне счастлив
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу
32. Мне не хватает уверенности в себе
33. Обычно я чувствую себя в безопасности
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
35. У меня бывает хандра
36. Я доволен
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть
39. Я уравновешенный человек
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

PT=Σ12+35,

где Σ1- сумма зачеркнутых цифр па бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

Σ2- сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20).

ЛТ= Σ12+35,

где Σ1- сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

Σ2 - сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

 

При интерпретации результата можно оценивать так:

до 30 – низкая тревожность;

31-45 - умеренная тревожность:

46 и более - высокая тревожность.

 

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состоянии тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но ино­гда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в “лучшем свете”.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.10.64 (0.015 с.)