Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нии мвд делит их на 3 категории

Поиск

1. Элитные проститутки, которых в 1995 г. в Киеве было более 800 чел. У них довольно высокие заработки - не менее 100 долларов за се­анс, а небольшая группа, которая работает в самых престижных гости­ницах получает до 1000 долларов. Они обслуживают иностранных граждан, богатых соотечественников с оплатой в конвертируемой валюте.

2. Группа, более распространенная, - проститутки, которые обслуживают криминальный мир, работают в ресторанах, гостиницах, по вызову, в кабинетах “эротического массажа”. Их заработок существен­но ниже, в долларовом эквиваленте - 20-50 долларов. В Мариуполе “девушка по телефону” стоит - 25-30 долларов (оплата, как привило, в грн.), 2/3 из которых отделяется “фирме”.

3. В самую низшую группу входят так называемые уличные, трассовые (“плечевые”), которые обслуживают водителей дальних перевозок и пассажиров поездов, вокзальные проститутки. Их услуги стоят деше­во – 10-50 грн., а часто стакан спиртного и закуска.

Заметна тенденция, когда бывшие ресторанно-гостиничные проститутки теряют свою привлекательность, скатываются до положения уличных, вокзальных, и соответственно их услуги обесцениваются до минимума.

Данные социологического опроса в Киеве в 1995 г. показывают следующее. Среди валютных проституток до 30 лет составляют 69%, среди вокзальных 68% старше 30 лет (т.е. заметно постепенное опуска­ние с возрастом из высшей категории в низшую); 65% валютных имеет образование не ниже среднего, 23% - высшее или незаконченное высшее, 15% вокзальных имеет среднее образование, а высшее - единицы; 81% не состоят в браке, из них 24% разведены, 2 - вдовы; более половины вок­зальных и иных не работает, служащих - 24, рабочих - 10, домохозяек -8, учащихся - 6, среди валютных: не работает 36, служащих - 28, рабочих - 23, учащихся- 9, домохозяек - 2%.

Преобладают представительницы сферы обслуживания, студентки вузов, учащиеся техникумов и ПТУ, школьницы.

Среди валютных проституток 75% проживают в отдельных либо коммунальных квартирах, не имеют жилища 10%. Около 5% вокзаль­ных не имеют постоянного места жительства, у каждой пятой из числа опрошенных семейный бюджет ниже прожиточного минимума.

В последнее время социологи выделяют новый тип проституток – “домашних девочек”, утверждающих, что они выше элитарных, так как не “с каждым пойдут”. К тому же они убеждены в полезности своего занятия, поскольку помогают снять социальную напряженность: “Клиент пришел, отдохнул, поговорил, и ему легче”.

Серьезной проблемой становится проституция среди несовершен­нолетних. У нее есть некоторые специфические черты.

Если взрослые проститутки, как правило, ставят своей целью по­лучение дохода, то несовершеннолетние при ответе на вопрос, что их толкнуло заниматься проституцией, ссылаются примерно на те же причины, которые побуждают подростков начать раннюю половую жизнь. По данным одного из опросов, только 15,8% из них - выходцы из бедных семей. 50,8 объяснили свое занятие стремлением к самоутвержде­нию, 31,7 - любопытством и 17,5% желанием выглядеть взрослыми. Взрослые проститутки “работают” либо в своей квартире, либо сни­мают ее. Несовершеннолетние продают себя, где угодно: в салоне авто­мобиля, в подвале, подъезде и т.д.

Из несовершеннолетних каждая четвертая пристрастилась к этому занятию под непосредственным воздействием взрослых, в том числе и прямо ответственных за их воспитание: матери, отчима, тренера, 68% -под влиянием сверстников, и только 10% сами выбрали этот путь.

 

Меры социального контроля

 

Весь мировой опыт говорит о том, что уничтожить данное явле­ние, очевидно, нельзя. До тех пор, пока будут существовать, во-первых, сексуальность, а во-вторых, товарно-денежные отношения, проституция не исчезнет. Тем более, что, в частности, в нашей стране наименее оплачиваемыми являются те производства, где исполняется женский труд (текстильная и пищевая промышленности, образование, здравоохранение).

В настоящее время существует три точки зрения на решение про­блемы проституции.

1. Запрет. Политика прогибиционизма (Италия, США, Украина, Россия). Крайней формой такого подхода была “культурная революция” 60-х гг. в КНР, когда все женщины, подозреваемые в проституции, были рас­стреляны. В данном случае возникают трудности установления фак­та торговли своим телом. Кроме того, практика показывает неэффек­тивность запретов там, где отрицательное явление порождается объективными причинами. Нельзя так же не учитывать возможные злоупотребления со стороны представителей власти. Однако некоторые специалисты считают, что это наиболее эффективный путь воспрепятствия вовлечению несовершеннолетних в проституцию.

2. Регламентация. В данном случае проституция официально признается и регулируется законом (ФРГ, Франция, Швеция). Закон карает за вовлечение несовершеннолетних, приставание к прохожим и т.д.

3. Аболиционизм. Отмена любых законов, отсутствие запретов и регистрации. В данном случае подразумевается, что проституция - это личное дело, ее запрет или регламентация является нарушением прав человека, побуждает общество к разврату.

К числу общих мер социального контроля следует отнести в пер­вую очередь половое просвещение подрастающего поколения и повы­шение культуры населения. Необходимы программы по этике, эстетике, семейной терапии - так считают 40% экспертов, по мнению 28% экспертов, особое внимание следует уделять материальному положению моло­дых женщин.

Административно-правовые меры предполагают, по мнению экспертов, ужесточение наказания за деяния, сопутствующие проституции, содержание притонов, сводничество, вовлечение несовершеннолетних, организованная проституция. Остаётся открытым вопрос эффективности применения статьи 1641 Кодекса об административных правонарушениях, согласно которой проститутка в случае задержания облагается штрафом в размере одной минимальной зарплаты, а при повторном задержании в течение года - штрафом в размере двух минимальных зарплат.

Государство пока не определило свое отношение к платным объ­явлениям о сексуальных услугах, появляющимся в прессе. Таким обра­зом, в настоящий момент очевидна непоследовательность государственной политики по отношению к данному явлению, которое ограничивается пока полумерами. Необходимо усилить борьбу с порнографией.

К числу специальных мер следует отнести индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, ставшими на этот путь, помощь тем молодым женщинам, которые хотят вырваться из этой среды, лечение венерических заболеваний, психотерапевтическая помощь попавшим в критическую ситуацию молодым девушкам.

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте сущность проституции как социального явления.

2. Почему проституция считается социальным злом?

3. Перечислите основные меры социального контроля над проституцией

Темы рефератов:

1. Проституция и преступность

2. Проституция как вид социальной патологии.

3. Международный опыт борьбы с проституцией.

Литература:

1. Антонин Ю.В. Преступность среди женщин. М., 1992.

2. Блох И. История проституции. Ростов н/Д, 1991.

3. Габиани А.А., Мануильский М.А. Цена “любви” (обследование проституток в Грузии). М., 1987.

4. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Спб., 1993.

5. Гилинский Я. И. Эффективен ли запрет проституции? // Социс. 1988, № 2.

6. Голод C.И. Проституция в контексте изменения половой мо­рали // Социс. 1988. №2.

7. Голод С.И. Проституция: возникновение, эволюция, современ­ное состояние // Здоровый образ жизни и борьба с социальными болез­нями. М., 1988.

8. Дюпун Е. Проституция в древности. Кишинев, 1991.

9. Карпухин Ю.Г., Горбин Ю.Г. Проституция: закон и реаль­ность // Социс. 1992. № 5.

10. Криминологическое изучение наркомании, проституции и других социально негативных явлений. М., 1990. С. 47.

11. Проституция и преступность. М., 1993.

12. Теория и методика социальной работы. М., 1993.

 

 

Тема 6. САМОУБИЙСТВО

1. Понятие самоубийства

2. Самоубийство как социальное явление

3. Причины и мотивы самоубийств

 

Основные понятия: суицид, суицидальное поведение, суицидальная ситуация, дезадаптация, реадаптация, реабилитация.

Понятие самоубийства

 

Самоубийство, или суицид (лат.: sue - себя, caedere - убивать) - сознательное и добровольное лишение себя жизни, когда смерть выступает как самоцель, а не средство достижения чего-либо другого, кроме нее самой.

Сознательность в данном случае отличает самоубийство от несчастных случаев, таких, как, например, неосторожное обращение с оружием или причинение себе смерти в состоянии невменяемости. К несчастным случаям можно также отнести результаты аутоагрессивных действий, когда лицо, их демонстрирующее, предвидя возможность летального исхода, рассчитывает остаться в живых и достичь какой-либо цели (сохранить семью, добиться чего-либо от окружающих).

Смерть как самоцель также отличает (правда, не всегда достаточно четко) самоубийство от акта самопожертвования в экстремальной ситуации: спасение жизни других людей, героический поступок во время войны и т.д. В данном случае добровольный уход из жизни наступает как сред­ство достижения цели, которую личность ставит своей собственной жизни, и это в свою очередь санкционируется обществом в зависимости от сложившихся культурных традиций. Например, с точки зрения европейской культуры, индийский обычай сати - самосожжение вдовы - квалифицируется как самоубийство, а с точки зрения индийской куль­туры - это выполнение супружеского долга. То же относится и к япон­скому харакири.

Однако в последние годы во всем мире обсуждается проблема эвтаназии (“хорошая или легкая смерть”). Эвтаназия - это добровольный уход из жизни неизлечимо больного человека. Она ак­тивно обсуждается на Западе с конца 50-х гг. Сторонники “легкой смерти” считают, что если человек имеет право на жизнь, то он должен иметь право и на смерть, но не в случае конфликта с окружающим ми­ром, а потому, что у него нет больше сил страдать от неизлечимой бо­лезни, и гуманно помочь этому человеку спокойно уйти из жизни. В Голландии эвтаназия разрешена, в других странах - она считается уго­ловным преступлением (Швеция, Германия, Англия). Видимо, цивилизация еще не готова к окончательному решению этой проблемы, по­скольку здесь затронуты основы существующей морали. Отечественное законодательство исходит из того, что человеческая жизнь должна охраняться не только в процессе жизни, но и в процессе рождения и до момента смерти. Возможно, эвтаназию следует рассматривать как убийство из сострадания, и некоторые правоведы предлагают ввести особую статью в УК.

Самоубийство является заключительной стадией суицидального поведения. Под ним понимаются любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

Внутреннее суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также замыслы и намерения. Суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольной активности. Суицидальные мысли - это активная форма про­явления суицидальности. Продумываются способы суицида, время и место действия. Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения уже волевого компонента, побуждающего к непо­средственному переходу во внешнее поведение. Переход от возникнове­ния суицидальных мыслей до попыток их реализации принято называть пресуицидом.

Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные попытки и завершенные суициды. Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. В качестве средств лишения себя жизни могут выступать разнообразные способы: самоповешение, огнестрельные ранения, выбрасывание с высоты (преобладает у мужчин), отравление, падение под движущийся транспорт (преобладает у женщин) и др.

Суицидальная попытка и суицид в своем развитии проходит 2 фазы: обратимую, когда человек может прекратить попытку само­убийства, и необратимую.

Специалисты выделяют 2 основных психологических механизма самоубийства. Более распространен диалогический вид, когда в кон­фликт потенциального самоубийцы включено еще какое-либо лицо, как правило, причина психологического кризиса, “корень зла”. В таких случаях уход из жизни совершается из желания вызвать к себе сочувствие или собственной смертью наказать обидчика. До конца до­водится лишь небольшое количество таких самоубийств, чаще всего по несчастливому стечению обстоятельств (собирался припугнуть, но допустил передозировку). Тем, кто столкнулся с такими шантажно-демонстративными попытками, следует, однако воспринимать их все­рьез.

Другой вид - монологический. В его основе - внутренний кон­фликт, когда человек сам решает свою судьбу, никого не обвиняя. Обычно это происходит при очень тяжелой трагедии и роковом стечении обстоятельств. Такие состояния суицидологи называют “реакцией отрицательного баланса”, когда человек, взвесив все “за” и “против”, приходит к выводу, что единственный выход - уйти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.6.41 (0.012 с.)