Социальный контроль над преступностью несовершеннолетних 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный контроль над преступностью несовершеннолетних



 

На общесоциальном уровне меры социального контроля предполагают создание комплекса крупномасштабных мероприятий, улучшающих возможности семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, их досуга (в том числе в рамках определенно­го контингента, территории и т.д.), в целеполагании которых выделяются ориентация на смягчение, нейтрализацию, устранение тех недостатков в общей системе воспитания, условиях жизни несовершеннолетних, которые наиболее часто продуцируют преступления или способствуют им. О каких же мерах идет речь?

Это разработка и реализация целенаправленной молодежной политики, которая предполагала бы комплексный подход к проблемам подрастающего поколения, т.e. решение вопросов образования, трудоустройства, жилья, досуга, социальных услуг. Государственная помощь в создании детских, подростковых и молодежных организаций. При­влечение общественности к борьбе с социальной патологией (воспитание детей в других семьях, общественные советы и т.д.).

Создание служб социальной помощи несовершеннолетним и мо­лодежи в учебных заведениях по месту жительства, информация и консультация по актуальным жизненным проблемам - от юридических и вопросов образования до советов по материальным расходам. Здесь заслуживает внимания опыт Нидерландов, где выпускаются специальные буклеты по проблемам молодежи: “16 или … все, что вы хотите знать”. Кроме того, следует практиковать помощь в трудоустройстве, психологическою помощь, ресоциализацию подростков и молодежи из “групп риска”, телефон доверия с гарантией анонимности разговора, правовую и психологическую переподготовку кадров, перепрограммирование их обучения.

Административно-правовые меры предполагают совершенствование административных и уголовно-правовых методов борьбы с пре­ступностью среди несовершеннолетних. В данном случае особенно важ­но избавляться от рудиментов тоталитарного сознания. Например, от еще сохраняющейся у значительной части граждан веры в спасительность репрессивных мер – изоляции и смертной казни по отношению даже к несовершеннолетним преступникам.

Нельзя ни преувеличивать, ни преуменьшать значение уголовно-правовых мер, противопоставляя их профилактике. До совершения преступления профилактика является главным способом контроля, но после его совершения на первое место выступает обеспечение неотвратимости и справедливости уголовной ответственности и наказания. В конечном счете, уголовно-правовые меры при условии адекватности их применения “работают” на профилактику новых преступлений, рецидива. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних должны регулироваться и реализовываться с учетом их возрастных особенностей (отсутствие достаточного жизненного опыта, затрудненное ориентирование в сложных ситуациях, внушаемость со стороны взрослых), но не изолированно, а в общей системе обстоятельств. Эти особенности реализуются в возрастных пределах привлечения к уголовной ответственности, назначения и исполнения наказания: в специфике отбывания наказания (заменяющих мер) и последующего попечения и надзора в отношении несовершеннолетнего для того, чтобы обеспечить его наи­более быструю и прочную адаптацию в обществе.

В числе мер ранней профилактики особенно важной является борьба с безнадзорностью. Как показывают результаты некоторых исследований среди подростков-правонарушителей, 80% из них совершили преступления вечером или ночью. Отсутствие соответствующего контроля в семьях за поведением детей ведет к тому, что они значительную часть времени посвящают развлечениям, часто вне дома. 60% из обследованных подростков посвящали свободное время в основном бесцельному времяпрепровождению.

Следует прибегать к привлечению к ответственности лиц, оказывающих на несовершеннолетних отрицательное влияние (в том числе и родителей), назначение шефа или куратора и т.д.

Специальные меры предполагают конкретную социальную по­мощь несовершеннолетним, как тем, кто уже совершил преступление, так и тем, кто находится на грани его совершения. В данном случае, безусловно, необходим отказ от стигматизации тех, кто только попро­бовал наркотики, совершил правонарушение, просто неуспевающих или детей из неблагополучных семей, которых уже причисляют к наркома­нам, преступникам, аутсайдерам и этим стимулируют дальнейшее про­тивоправное поведение. Важно также в работе с подростковыми группами объективно оценить противоборство тенденций криминализации и институализации для подбора соответствующих методов воздействия на каждую конкретную группу. Нельзя смешивать разные группы в одно целое – “подростковые группировки”. Экстраполяция на них мето­дов работы с преступными группами дает противоположные результа­ты, но оставить подростков без внимания – значит отдать их под влия­ние организованной преступности. Вызывает интерес опыт западноевропейских стран, в частности Германии, где широкое распростра­нение получили следующие формы конкретной работы с несовершеннолетними правонарушителями:

1) Отказ от привлечения к уголовной ответственности. Несовер­шеннолетние правонарушители вместо тюрьмы отправляются на срок от 3 до 6 месяцев в центр социальной помощи, где с ними работают специалисты в области социальной педагогики. Цель данных центров - поддержать преступившую закон молодежь в разработке новых жизненных планов. При этом охватывается широкий круг задач: работа с родителями, поиски жилья, места ученика на предприятии и т.д.;

2) Работа на улице. Принцип ее состоит в том, чтобы установить контакты с такой молодежью, которая сама по себе не может обратиться ни в молодежный центр, ни в консультационный пункт, т.е. с молодежью агрессивной (рокеры, футбольные болельщики и т.д.), а также с нарко­манами, бездомными, малолетними проститутками для того, чтобы помочь молодым людям решить их жизненные проблемы;

3) Использование принципов “педагогики переживаний“, суть, ко­торой в приобретении молодыми людьми нового социального опыта в условиях путешествий, экскурсий или в лагерях, напоминающих пионерские. Перед лицом природы при взаимозависимости в группе их привычному поведению должно противостоять нечто новое, что заста­вит их изменить сложившиеся стереотипы, хотя критики “педагогики переживаний” обвиняют ее в воспроизводстве педагогически устаревшей формы депортации.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое преступность?

2. Назовите основные структурные показатели преступности.

3. В чем специфика преступности среди несовершеннолетних?

4. Каковы меры, социального контроля над преступностью?

 

Темы рефератов:

1. Э.Дюркгейм о преступлении и преступности.

2. Анализ П.Сорокиным проблемы преступления и наказания.

3. История преступности в Украине.

4. Профессиональная преступность.

5. Организованная преступность.

6. Преступность среди женщин.

7. Молодежь и преступность.

8. Международный и отечественный опыт борьбы с преступ­ностью.

 

Литература:

1. Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступность и психические аномалии. М., 1983.

2. Бария Е. Проблемы криминологии. Диалектика криминогенной ситуации. М., 1983.

3. Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолет­них. М., 1991.

4. Блувштейн Ю.Д., Добрынин А.В. Основания криминологии. Опыт логико-философских исследования. Минск, 1990.

5. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Спб., 1993.

6. Гилинский Я.И. Теоретические проблемы социологического ис­следования преступности и иных антиобщественных явлений. Л., 1983.

7. Гуров А. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 1990.

8. Двойменный Н.А. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников // Социс. 1994. № 9.

9. Дубинин Н.П., Кудрявцев В.И. Генетика, поведение, ответственность (о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения). М., 1982.

10. Завражин С.А. Подростковая делинквентность: Транскультурная перспектива //Социс. 1995. № 2

11. Зинчук Е.Г., Карпухин Ю.Г. Корыстные преступления несо­вершеннолетних, // Социс. 1994. №8-9.

12. Кон И.С. Психология ранней юности. M., 1989.

13. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М.,1990.

14. Криминология. М., 1994.

15. Кудрявцев В.И. Правовое поведение: Норма и типология. М., 1982.

16. Лелеков В. А., Прохоров Ю. Н. Молодежь: Криминальная ак­тивность и проблемы ресоциализации // Социс. 1994. № 8-9.

17. Миньковский Г.М., Тузов А.Л. Профилактика правонаруше­ний среди несовершеннолетних. Киев, 1987.

18. Организованная Преступность, М, 1989.

19. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

20. Смертная казнь: За и против. М., 1989.;

21. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

22. Социальные отклонения. М., 1989.

23. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомен­дации. М., 1990.

24. Социология преступности. М., 1966.

25. Уголовный Кодекс Украины. К., 1996.

26. Юридический энциклопедический словарь М., 1987. С.71.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.013 с.)