ТОП 10:

Социальный контроль над преступностью несовершеннолетних



 

На общесоциальном уровне меры социального контроля предполагают создание комплекса крупномасштабных мероприятий, улучшающих возможности семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, их досуга (в том числе в рамках определенно­го контингента, территории и т.д.), в целеполагании которых выделяются ориентация на смягчение, нейтрализацию, устранение тех недостатков в общей системе воспитания, условиях жизни несовершеннолетних, которые наиболее часто продуцируют преступления или способствуют им. О каких же мерах идет речь?

Это разработка и реализация целенаправленной молодежной политики, которая предполагала бы комплексный подход к проблемам подрастающего поколения, т.e. решение вопросов образования, трудоустройства, жилья, досуга, социальных услуг. Государственная помощь в создании детских, подростковых и молодежных организаций. При­влечение общественности к борьбе с социальной патологией (воспитание детей в других семьях, общественные советы и т.д.).

Создание служб социальной помощи несовершеннолетним и мо­лодежи в учебных заведениях по месту жительства, информация и консультация по актуальным жизненным проблемам - от юридических и вопросов образования до советов по материальным расходам. Здесь заслуживает внимания опыт Нидерландов, где выпускаются специальные буклеты по проблемам молодежи: “16 или … все, что вы хотите знать”. Кроме того, следует практиковать помощь в трудоустройстве, психологическою помощь, ресоциализацию подростков и молодежи из “групп риска”, телефон доверия с гарантией анонимности разговора, правовую и психологическую переподготовку кадров, перепрограммирование их обучения.

Административно-правовые меры предполагают совершенствование административных и уголовно-правовых методов борьбы с пре­ступностью среди несовершеннолетних. В данном случае особенно важ­но избавляться от рудиментов тоталитарного сознания. Например, от еще сохраняющейся у значительной части граждан веры в спасительность репрессивных мер – изоляции и смертной казни по отношению даже к несовершеннолетним преступникам.

Нельзя ни преувеличивать, ни преуменьшать значение уголовно-правовых мер, противопоставляя их профилактике. До совершения преступления профилактика является главным способом контроля, но после его совершения на первое место выступает обеспечение неотвратимости и справедливости уголовной ответственности и наказания. В конечном счете, уголовно-правовые меры при условии адекватности их применения “работают” на профилактику новых преступлений, рецидива. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних должны регулироваться и реализовываться с учетом их возрастных особенностей (отсутствие достаточного жизненного опыта, затрудненное ориентирование в сложных ситуациях, внушаемость со стороны взрослых), но не изолированно, а в общей системе обстоятельств. Эти особенности реализуются в возрастных пределах привлечения к уголовной ответственности, назначения и исполнения наказания: в специфике отбывания наказания (заменяющих мер) и последующего попечения и надзора в отношении несовершеннолетнего для того, чтобы обеспечить его наи­более быструю и прочную адаптацию в обществе.

В числе мер ранней профилактики особенно важной является борьба с безнадзорностью. Как показывают результаты некоторых исследований среди подростков-правонарушителей, 80% из них совершили преступления вечером или ночью. Отсутствие соответствующего контроля в семьях за поведением детей ведет к тому, что они значительную часть времени посвящают развлечениям, часто вне дома. 60% из обследованных подростков посвящали свободное время в основном бесцельному времяпрепровождению.

Следует прибегать к привлечению к ответственности лиц, оказывающих на несовершеннолетних отрицательное влияние (в том числе и родителей), назначение шефа или куратора и т.д.

Специальные меры предполагают конкретную социальную по­мощь несовершеннолетним, как тем, кто уже совершил преступление, так и тем, кто находится на грани его совершения. В данном случае, безусловно, необходим отказ от стигматизации тех, кто только попро­бовал наркотики, совершил правонарушение, просто неуспевающих или детей из неблагополучных семей, которых уже причисляют к наркома­нам, преступникам, аутсайдерам и этим стимулируют дальнейшее про­тивоправное поведение. Важно также в работе с подростковыми группами объективно оценить противоборство тенденций криминализации и институализации для подбора соответствующих методов воздействия на каждую конкретную группу. Нельзя смешивать разные группы в одно целое – “подростковые группировки”. Экстраполяция на них мето­дов работы с преступными группами дает противоположные результа­ты, но оставить подростков без внимания – значит отдать их под влия­ние организованной преступности. Вызывает интерес опыт западноевропейских стран, в частности Германии, где широкое распростра­нение получили следующие формы конкретной работы с несовершеннолетними правонарушителями:

1) Отказ от привлечения к уголовной ответственности. Несовер­шеннолетние правонарушители вместо тюрьмы отправляются на срок от 3 до 6 месяцев в центр социальной помощи, где с ними работают специалисты в области социальной педагогики. Цель данных центров - поддержать преступившую закон молодежь в разработке новых жизненных планов. При этом охватывается широкий круг задач: работа с родителями, поиски жилья, места ученика на предприятии и т.д.;

2) Работа на улице. Принцип ее состоит в том, чтобы установить контакты с такой молодежью, которая сама по себе не может обратиться ни в молодежный центр, ни в консультационный пункт, т.е. с молодежью агрессивной (рокеры, футбольные болельщики и т.д.), а также с нарко­манами, бездомными, малолетними проститутками для того, чтобы помочь молодым людям решить их жизненные проблемы;

3) Использование принципов “педагогики переживаний“, суть, ко­торой в приобретении молодыми людьми нового социального опыта в условиях путешествий, экскурсий или в лагерях, напоминающих пионерские. Перед лицом природы при взаимозависимости в группе их привычному поведению должно противостоять нечто новое, что заста­вит их изменить сложившиеся стереотипы, хотя критики “педагогики переживаний” обвиняют ее в воспроизводстве педагогически устаревшей формы депортации.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое преступность?

2. Назовите основные структурные показатели преступности.

3. В чем специфика преступности среди несовершеннолетних?

4. Каковы меры, социального контроля над преступностью?

 

Темы рефератов:

1. Э.Дюркгейм о преступлении и преступности.

2. Анализ П.Сорокиным проблемы преступления и наказания.

3. История преступности в Украине.

4. Профессиональная преступность.

5. Организованная преступность.

6. Преступность среди женщин.

7. Молодежь и преступность.

8. Международный и отечественный опыт борьбы с преступ­ностью.

 

Литература:

1. Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступность и психические аномалии. М., 1983.

2. Бария Е. Проблемы криминологии. Диалектика криминогенной ситуации. М., 1983.

3. Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолет­них. М., 1991.

4. Блувштейн Ю.Д., Добрынин А.В. Основания криминологии. Опыт логико-философских исследования. Минск, 1990.

5. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Спб., 1993.

6. Гилинский Я.И. Теоретические проблемы социологического ис­следования преступности и иных антиобщественных явлений. Л., 1983.

7. Гуров А. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 1990.

8. Двойменный Н.А. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников // Социс. 1994. № 9.

9. Дубинин Н.П., Кудрявцев В.И. Генетика, поведение, ответственность (о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения). М., 1982.

10. Завражин С.А. Подростковая делинквентность: Транскультурная перспектива //Социс. 1995. № 2

11. Зинчук Е.Г., Карпухин Ю.Г. Корыстные преступления несо­вершеннолетних, // Социс. 1994. №8-9.

12. Кон И.С. Психология ранней юности. M., 1989.

13. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М.,1990.

14. Криминология. М., 1994.

15. Кудрявцев В.И. Правовое поведение: Норма и типология. М., 1982.

16. Лелеков В. А., Прохоров Ю. Н. Молодежь: Криминальная ак­тивность и проблемы ресоциализации // Социс. 1994. № 8-9.

17. Миньковский Г.М., Тузов А.Л. Профилактика правонаруше­ний среди несовершеннолетних. Киев, 1987.

18. Организованная Преступность, М, 1989.

19. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

20. Смертная казнь: За и против. М., 1989.;

21. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

22. Социальные отклонения. М., 1989.

23. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомен­дации. М., 1990.

24. Социология преступности. М., 1966.

25. Уголовный Кодекс Украины. К., 1996.

26. Юридический энциклопедический словарь М., 1987. С.71.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.226.179 (0.013 с.)