Эпические и лирико-драматические жанры как родовая характеристика способов отражения жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпические и лирико-драматические жанры как родовая характеристика способов отражения жизни.



Наибольшей неопределенностью в науке об искусстве (мы отнесем это и к фототворчеству) обладает понятие «жанр». Этим понятием обычно обозначаются любые специфические структурные модификации, за исключением видовых и родовых.

Вид - это наиболее общее понятие, обозначающее формальную общность деятельности. Например, фотопублицистика - вид журналистского творчества, фотография - вид художественной деятельности, вид искусства. Понятие ирод» применимо к следующему уровню классификации явлений того или иного вида деятельности. В искусстве отображение действительности осуществляется и происходит в рамках таких родов, как эпос, лирика и драма.

И, наконец, жанр - это следующая ступень классификации. В его основе лежит определенный тип изображения человека и природы, событий и явлений, способ изображения в отдельном фрагменте жизни всеобщих смыслов.

Надо сказать, что область жанра как способа отображения реальности некоторые теоретики распространяют и на роды искусства. Но в этом случае понятие становится неизмеримо широким и препятствует конкретному анализу произведений.

Таким образом, в литературе как виде художественного творчества, виде деятельности, наиболее близком к журналистике, исторически определились и существуют такие жанры:

•рассказ, повесть, роман (относятся к эпическому роду);

•драма, комедия, трагедия (относятся к драматическому роду);

• поэма, баллада, элегия, ода, лирическое стихотворение (относятся к лирическому роду).

Надо предупредить, во-первых, что границу между родами и жанрами иногда бывает трудно провести, она носит сугубо формальный, умозрительный, «класси- фикаторский» характер. А во-вторых, это введение мы делаем по той причине, что фотожурналистика - синтез словесного и визуального творчества. Жанры журналистики во многом имеют истоки в жанрах литературы, так же, как жанры фотожурналистики - в жанрах фото- и изобразительного искусства.

Живопись, в свою очередь, подразделяется в жанровом отношении на монументальную и станковую, а последняя - на станковую картину, пейзаж, портрет, натюрморт, этюд.

Графическое искусство имеет свои жанры - рисунок, плакат, карикатуру, книжную иллюстрацию, промышленную и оформительскую графику.

Фотоискусство при своем зарождении использовало не только принципы отображения действительности, веками складывавшиеся в изобразительном искусстве, но и его жанры. Есть в фотожурналистике и свои «монументальные полотна» - развороты в газетах и журналах, посвященные как социальной тематике, так и рекламно-развлекательной. Имеются специальные фотопроекты, предназначенные как для публикации в журналах (как правило, глянцево-гламурных), так и для выставочных экспозиций. Существуют пейзажи, портреты, натюрморты, зарисовки.

Но если говорить о видовой и родовой сущности фотожурналистики (не фотоискусства!), то она, конечно, дитя журналистики. А в журналистике есть еще и такие жанры, как информация, информационная заметка, репортаж, очерк, комментарий, эссе, фельетон, памфлет. И со всеми этими жанрами в прямой и непосредственной связи находится фототворчество, фотожурналистика. Подобно журналистике она подразделяется на информационные, публицистические и аналитические жанры.

К ним надо добавить и жанры, заимствованные из декоративно-прикладного и оформительского искусства, искусства дизайна - коллаж, монтаж, композиция, фотоиллюстрация, фотоинсталляция.

Жанры фотожурналистики правомерно изучать в категориях общеэстетической их классификации - по родам художественной деятельности. Однако один и тот же жанр может рассматриваться как в рамках эпического рода (например, репортаж), так и лирико-драматического, - в зависимости от содержания информации, которую он несет.

Охарактеризуем эту содержащуюся в тексте фотографии информацию с точки зрения теории массовой коммуникации, теории информации и кибернетики. Теоретики трактуют ее как «снимаемую неопределенность».

• Мы о чем-то предполагали, но не знаем точно, что это есть на самом деле, и, наконец, узнали.

• Мы знаем о каком-то факте, явлении, предмете или объекте2, но недостаточно глубоко, поверхностно. Фотография открывает новые стороны этой известной в общих чертах реальности.

• Или же, наконец, о некоем новом (событии, явлении, тенденции, жизненном факте) нам стало известно лишь благодаря изобразительно-выразительному тексту фотоснимка. Оказалось, что это новое случилось (проявилось) там и тогда, где и когда мы его совсем не ожидали. Фотожурналист «снимает» (в прямом, а не переносном смысле), с помощью щелчка фотоаппарата, и неопределенность, и вообще - белые, слепые пятна бытия.

Как уже говорилось, информация - это процесс изменений. Тексты СМК и одного из важнейших средств - фотографии, если они отвечают идеям гуманизма, доводят до нас те изменения, которые социально значимы (дают новое знание, сенсацию как большое или малое открытие, раскрывают Истину, приобщают к Добру и Красоте), то они по-человечески любопытны, эстетически не обычны и обладают той неповторимостью, которая делает их произведениями искусства.

Информация - это символ разнообразия. «Переход от трактовки информации как противоположности неопределенности к трактовке ее как противоположности тождеству диктуется всем ходом развития наших знаний». Единица разнообразия в кибернетике - бит. Чем больше в совокупности отличных друг от друга элементов, тем больше эта совокупность содержит информации.

Однако кроме количества и значения информация обладает ценностью (или полезностью). Эти качества информации влияют на поведение людей, принятие ими решений, организацию собственной жизни и жизни общества.

В данном пособии эти процессы изложены тезисно и упрощенно, но автору важно, чтобы студенты поняли тот методологический принцип, по которому он проводит классификацию жанров фотожурналистики.

Уже стало аксиомой, что фотожурналистика не должна ограничиваться одной фиксацией изменения, отражением разнообразия фактов, событий и явлений жизни. Однако данная аксиома имеет своеобразное продолжение в истории отечественной фотожурналистики. С одной стороны, не вызывает сомнения тот факт, что фотография должна быть ценностна. Но с другой - нишу ценностей занимает (в том или ином виде) соответствующая времени, государственному и общественному устройству идеология. Это уводило фотожурналистику - наиболее наблюдательную, зоркую и беспристрастную форму отражения реальности - от действительного ее предназначения.

А каково это предназначение? Оно есть воспитание человека образом человека же, а не блеклым образцом ходульного героя, воспитание образом очеловеченного мира, а не декорацией и декларацией этого мира. Жанры фотожурналистики нередко рассматривались и трактовались прямолинейно и схематически, в зависимости от тех идеологических функций, которые они должны якобы нести.

Одни жанры должны были быть только эмпирическими и включать «голую» информацию - рекорды, почины, пуски объектов, приемы, открытия и закрытия съездов. Однако и здесь, без лукавства, была своя идеология.

Другие жанры могли себе позволить наряду с эмпирикой и некоторое (в рамках «дозволенного») теоретизирование.

Третьи допускались в «святая святых» - в разряд художественной публицистики. Этот установленный свыше ранжир не позволил в свое собственное историческое время, когда проходила драма войны, опубликовать, например, многие фотоснимки фронтовых корреспондентов о днях отступления 41-го года, расстре- ляных и сожженных селах, об «окопной правде» военных лет.

Ценностный аспект информации, понимаемый в значении идеологической дозировки правды, оправдания одной непререкаемой истины, приводил к тому, что информация, в силу насаждения лишь одного значения события, многое теряла и в своем абсолютном количестве, и в социально-эстетическом качестве. А это означает, теряла в эффективности воздействия на зрителя (неискренняя информация ведет к неустойчивости и непредсказуемости его поведения).

Информация не была разнообразной, объективной, как сама жизнь, - и радостной, и горестной, и героической, и трагической, и лирической, и комедийной.

Родовая классификация жанров едина для всех творческих процессов, отражающих действительность художественно и документально. Ведь эпос может быть и романом, и одним телекадром обгоревшего до неузнаваемости солдата в люке танка на улице Г розного. То же можно сказать о драме, о лирике. Существуют драматический репортаж, лирический очерк, фотоэтюд.

Все жанры фотожурналистики информационны, и все в той или иной степени художественны и ценностны, кроме скучного. Ценностью в них является стремление к постижению истины, отражению добра и красоты.

Новое изменение несет и новую информацию, любая фотоинформация в печати, на телевидении, в Интернете должна представлять для нас общественную и художественную ценность, хотя бы на миг затронуть наши добрые чувства, возбудить высокие эмоции. Сделать такой ко многому обязывающий вывод автора побуждает следующее. Фотография как один из технических способов отражения действительности имеет много направлений. Их определение в сжатой форме дал М.Каган. Согласно его модели современная фотография включает восемь направлений:

Документально-хроникальное,

Политико-публицистическое,

Научно-исследовательское,

Интимно-коммуникативное,

Мемориальное,

Рекламное,

Оформительское,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.011 с.)