ТОП 10:

Художественно-публицистические



Жанры.

Типологические признаки,

Особенности изобразительных

и выразительных средств.

К художественно-публицистическим жанрам в теории и практике фотожурналистики чаще всего относят фотозарисовку, фотоочерк, фотопортрет, фотоплакат, фотосериал, фотомонтаж, фотоколлаж.

Фотозарисовка - предтеча фоторепортажа. Как отмечает С. Морозов, истоки жанра обнаруживаются в истории отечественной фотографии и связаны с социальной фотографией. Такое понятие и вид съемки возник после выхода фотографов из павильона и начала съемок «под жизнь», с ее социальными контрастами и противоречиями. Первые фотозарисовки «с натуры» - это серия фотографий нижегородца М. Дмитриева: быт бурлаков, босяков, странников, крестьян. Уже в его произведениях проявилась основная типологическая черта жанра: не строгое документирование деталей «дна жизни», а создание жизнеутверждающего настроения, стремление вызвать романтическое восприятие действительности путем создания импрессионистских эффектов, заимствованных из живописи. Эту линию продолжали и другие русские фотолетописцы, среди которых надо назвать С.А. Лобовикова, Н.П. Андреева (ил. 63, 64)

Ил. 63 Фотограф С.А.Лобовиков.

 

Ил. 64 Н.Андреев. Сцена из крестьянского быта.

 

Передача настроения в снимке становилась для этих фотографов и их последователей лейтмотивом творчества. Все отечественные фотомастера очень бережно относились к участникам тех сюжетов, которые они снимали, и это чувствуется по фотографиям. Сразу же улавливается доверие человека к фотографу, уважение к нему. При таком взаимопонимании раскрывается характер, более полно проявляется личность человека.

Писатель Леонид Леонов вспоминает в одной из своих статей случай, когда он снимал «Тессаром» в родной ярославской деревне местных жительниц в ярких самобытных одеждах. И одна из них усомнилась в правдивости такого рода съемок. «Ты наши дырявые крыши сымай, жизнь нашу, а не только праздники», - поучала она будущего писателя. Так сам народ воздействовал на творчество летописцев земли русской.

В эти же 20-е - 30-е гг. прошлого века, о которых рассказывает Л. Леонов, фоторепортеры старались сочетать эмоции со строгой документальностью. Происходило обогащение языка фотовидения, что создало почву для жанра современной фотозарисовки. Большими мастерами фоторепортажа и фотозарисовки были прошедшие войну, показавшие ее горе и беды, но пытавшиеся найти на ней островки теплоты, показать радость встреч и побед Д. Бальтерманц, М. Савин, М. Марков-Гринберг, Г. Петрусов. Этот добрый взгляд на мир они перенесли и в мирное время, передавая эстафету новым поколениям фотожурналистов (ил. 65, 66, 67).

Строгая идеологичность не позволяла жанру развиваться свободно, вгоняла его в рамки определенных тем. Разновидности фотозарисовок - лирические, пейзажные, информационно-познавательные.

Ил. 65 М.Савин. На пепелище.

 

 

Ил. 66 Г.Петрусов. Возвращение.

Ил. 67 Д.Бальтерманц. Геологи.

 

Более продуктивно развивался в отечественной журналистике жанр фотоочерка, хотя и он часто ограничивался рамками героической драмы, жизни и судьбы человека, того или иного коллектива

Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, «очерчивающий» основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем. Очерк может создаваться о том или ином коллективе, общности людей, о проблемах перед ними встающих и ими разрешаемых, о путешествиях, ими совершаемых. Отсюда и разновидности фотоочерка как жанра: портретный, проблемный и путевой.

Исследователи жанров фотожурналистики отмечают, что путь фотоочерку на газетную полосу открыл Г. Зельма. Классический пример лаконичного фотоочерка - три его снимка из «маленькой серии фотографий», как определялся раньше фотоочерк, под названием «Страна учится» («Известия», 1935 г.). Идея очерка проявлялась в сопоставлении снимков: молодая учительница на уроке в школе, она же на занятиях курсов повышения квалификации слушает профессора, тот же профессор сам слушает лекцию.

Подобные фотоочерки, состоящие из «малых серий» фотографий, наиболее распространены в фотожурналистике (это относится и к «малым» фоторепортажам). В случае со съемкой одного человека такая серия определяется как портретный фотоочерк. Вот что рассказывает один из мастеров этого жанра О.Макаров: «Мне всегда хотелось запечатлеть музыканта в глубоко эмоциональном состоянии, так, чтобы и без подписи под снимком зритель видел: это - музыкант. За пять лет я снял более ста музыкантов..., но обобщение не приходило. Образ Рихтера стал в моем понимании таким обобщением, потому что вобрал в себя наблюдения за многими музыкантами. Однако замысел в один кадр не уложился, одинаковая важность и экспрессивность нескольких узловых фаз творчества пианиста потребовали серии из четырех снимков. Ведь здесь не только портретная задача, но еще и рассказ о творчестве, труде музыканта. Съемка чисто репортажная, велась она издали, так что я оставался незамеченным. Телеобъектив с его малой глубиной резко изображаемого пространства давал возможность создания акцента на сюжетном центре композиции В печати все краевые участки кадра были несколько затемнены, запечатаны, а центральная фигура выделена тоном. Добивался я иллюзии светового пучка, светового акцента. Это входило в мой замысел: во время концерта Рихтер, действительно, словно “светился"» (ил. 68).

 

Ил. 68 О.Макаров. Святослав Рихтер.

 

В жанре портретного очерка давно работает и широко известный в России и за рубежом фотожурналист Юрий Рост. Им выработан своеобразный тип портретного фотоочерка, обычно на целую полосу газеты, где вербальный текст неотрывен от визуального. До 90-х гг. публиковался в «Литературной газете», затем в «Общей газете», где вел постоянную рубрику «Свободное пРОСТранство». В номере от 28 января 1999 г. был помещен его «Групповой портрет на фоне века» с короткими рассказами о жителях коммунальной квартиры, о чистильщике обуви, о поэтессе Белле Ахмадулиной.

Ю. Рост публиковал в своей рубрике и проблемные очерки. В «Общей газете» была напечатана полоса под названием «Пока еще не все потеряно». Прекрасные фотографии, снятые в основном широкоугольным объективом, показывают красоту природы нашей Земли. Есть портреты и пейзажи России. Основная мысль, как в кодексе врача, - не навреди. «Оглянись, что осталось от твоей родины-земли... Погладь те места, которые не порушил... И если что стоит толком в этом месте, не ломай. Не круши, не воруй, не убивай, не убивай...».

Но историки журналистики отмечают, что так называемая социальная фотография и фотоочерк от бурной патетики советских лет в последние годы спикировал до постоянного освещения определенных слоев общества, элиты и самого его «дна», криминальных, асоциальных групп и личностей. Мотив скандала и сенсации, эпатажа и компромата, насилия, «клубнички» в лучших (т.е. худших) традициях буржуазной прессы, которые еще 10 лет назад нещадно критиковались, постоянно присутствует в самых респектабельных, а тем более - в «желтых» изданиях.

На первое место вышла тема жизни высших слоев постсоветского социума, политической, финансовой, коммерческо-художественной элиты. Последнее определение относится не к народным артистам (многие из них оказались чуть ли не на социальном дне), а к новой генерации деятелей поп- и шоубизнеса, идолам массовой культуры. Основная доля портретных, очерковых, жанровых снимков, публикуемых в современной российской прессе, падает именно на эти слои общества.

Открыты и открываются «глянцевые» журналы и газеты, основная функция которых - рассказ об известных лицах и персонах, так называемых VIP (журналы «Профиль», «Караван историй», «Все ясно» и др., газета «Фельд Почта» (издательский проект «Большие люди») и др.

С начала проведения (1994 г.) конкурсов на лучшую пресс-фотографию года вызывало критику качество отобранных на них снимков. Так, Люшен Перкинс, основатель и директор международных выставок «Интерфото», сказал о конкурсе 1996г., что разочарован присланными фотографиями. Член жюри Владимир Мусаэльян, известный фоторепортер агентства «Фото ИТАР-ТАСС», выразился более откровенно: «Когда я в первый день работы жюри увидел весь этот объем фотографий, я, просто выражаясь, одурел. Одурел именно от такого большого количества плохих фотографий. Я и не думал, что общий их уровень так низко пал. Отрадно, что члены жюри единодушно откидывали большинство работ, составляющих этот неприглядный фон. Слишком уж много в этих фотографиях нищеты, убожества, крови, порнухи».

Но по-другому, видимо, фотография и не могла развиваться в это время. Она была объективным регистратором реальности. Старая экономика страны работала еле-еле, новая еще не появилась. Сенсации тех дней были преимущественно криминальные. Обозреватель газеты «Известия» Ирина Петровская тогда искренне позавидовала писателю и фотожурналисту Василию Пескову. «В мире живой природы, о котором он пишет, все устроено нормально, чуть было не сказала «по-человечески». Там не подсиживают друг друга, не предают. Там убивают не потому, что один волк «заказал» другому зайца, а потому, что просто хочется есть... Не подают в суд матерые хищники, требуя за поруганную честь и достоинство 15 миллиардов рублей».

«Этот безумный, безумный мир» - так назвал еще раньше одну из своих статей

известный фотожурналист Лев Шерстенников. Она была создана на основе впечатлений от выставки «Уорлдпрессфото-90», демонстрировавшейся в Фотоцентре Союза журналистов СССР. Автор справедливо отмечал характерные черты документального фототворчества того времени - времени социальных потрясений в Европе, различных регионах мира, в том числе - в СССР. Это, во-первых, фокусирование на подобных катаклизмах интереса прессы, а во-вторых - приоритет в оценке фотографий на выставках не по их художественным, познавательным и воспитательным качествам, а по соображениям прежде всего политической конъюнктуры. Снимки же необходимо оценивать как по важности события, исполнительскому совершенству, так и по неповторимости, точнее, невозможности отыскать варианты данной съемки у других репортеров и очеркистов. (Исходя из концепции данного пособия, - по новизне видения мира, постижению сущности и предназначения человека.)

Л. Шерстенников вспоминает работы, которые врезались ему в память. Среди них - снимок, за который Г. Колосову в середине 1960-х был присужден Гран-при «- 55 градусов по Цельсию» (ил. 69). Мы бы отнесли к подобного рода фотографиям и фото, автором которых является сам Л. Шерстенников. Например, снимок, опубликованный в №1 «Огонька» за 1990 г.: беспомощный ветеран лежит у подножия памятника-ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде (ил. 70). Или серия репортажных и очерковых фотографий в «Огоньке», запечатлевших участников событий августа 1991 г. Все эти фотографии или концентрировали в себе идеи текстовых материалов, или давали масштабную иллюстрацию освещаемых событий. Подобные снимки являются остановленным знаком времени, переживанием времени.

Приведем также еще одно свидетельство фотокорреспондента ТАСС Романа Денисова из его публикации «Сибирь» идет к полюсу...». Он кратко комментирует свои очерковые снимки, сделанные во время первой в истории арктического мореплавания экспедиции атомохода «Сибирь» к Северному полюсу. На ледоколе была большая группа корреспондентов различных СМИ - ТАСС и АПН, газет «Известия» и «Правда», журнала «Огонек» и др. Одних только снимающих фото-, теле- и кинорепортеров было 12 человек. Поэтому, как пишет журналист, много раз надо было побывать на мостике, в машинном отделении, на палубе, найти соответствующие точки съемки на льду во время остановок. Василий Песков - автор прекрасных как портретных, так и проблемных и путевых фотоочерков. «Многие тайны природы еще ждут фотовспышки и терпеливого глаза, - пишет он. - В исследовании природы фотография играет громадную роль. И служба ее в качестве инструмента познания жизни…позволила увидеть людям живое богатство земли».

Ил. 69 Г.Колосов. – 55 градусов по Цельсию.

 

Ил. 70 Л.Шерстенников. Мамаев курган.

 

В творчестве В. Пескова прекрасно сочетаются изобразительные (визуальные) и выразительные (визуально вербальные) средства, причем изображение самодостаточо а не вторично по отношению к тексту. Оно притягивает взгляд не только внешней изысканностью, необычной формой, но также внутренним глубоким чувством, внутренним светом. Прекрасным образцом такого рода фототворчества служат книги В. Пескова. Фотокнига «Отечество» (1972 г.) создана им по результатам 15-летней работы в «Комсомольской правде» и представляет, как говорит сам автор, большое путешествие по стране. «Понятие Родины - это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растет и дышит на ней Старое, Новое, Вечное - таков символический ключ путешествия». Особым смыслом наполняются эти слова сейчас, по прошествии более чем 30 лет. Изменения, которые произошли в последние десятилетия, позволяют говорить о книге «Отечество» как о памятнике ушедшему времени и о роли в нашей жизни вечных ценностей России. Отрадно, что в 2003 г. увидела свет книга мастера «Любовь фотография» с его очерками, прекрасными снимками.

Выражая законченную авторскую мысль, сюжет фотоочерка всегда завершен на жизнеутверждающей лирической или драматической ноте. Этим жанр очерка сближается с произведениями литературы и искусства. В живописи можно провести параллели с работами художников-передвижников. В литературе существует такой жанр, как «очерк нравов». Ни к какому другому жанру не отнесешь знаковое фото миллениума, начала нового тысячелетия, снятое Александром Щемляевым 1 января 2000 г., - «Попрошайки в московском метро». Здесь снова обнаруживается, как в снимках классиков русской фотографии, прямая коммуникация объекта съемки и зрителя посредством знака-индекса. Им является в этой фотографии вопрошающий взгляд детей нам, зрителям, в глаза.

Соотношение факта и образа в отражении реальности, использование при этом соответствующих изобразительных средств, составляющих особые знаковые структуры, о чем мы говорили на предыдущих страницах, характерны и для жанра репортажа, и для жанра очерка с их многокадровым изобразительным рядом.

Фотопортрет (фр. - portrait, от устар. portraire - изображать) - изображение (образ) какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности. Сходство портрета с моделью (оригиналом) достигается не только верной передачей внешнего облика портретируемого, но и раскрытием его внутреннего мира, показом единства индивидуальных и типических черт. Последние отражают определенную историческую эпоху, социальную среду, национальность.

Типология фотопортрета заимствовала определения у изобразительного искусства. Здесь разновидности портрета складывались исторически, в зависимости от техники исполнения и особенностей персонажей станковые и монументальные, парадные и интимные, погрудные и в полный рост, анфас и в профиль. По числу персонажей портреты подразделяются на индивидуальные, двойные, групповые. Жанр фотопортрета, так же как и живописного, очень подвижен в своих границах, так как позволяет совмещать изображение определенного человека с показом реалий и событий действительности.

В фотожурналистике возможности портрета еще более расширяются (репортажный портрет, портрет-очерк, портрет-зарисовка), так как оперативные задачи съемки и соответствующие возможности техники позволяют показать людей в эпицентре тех или иных событий, в многообразии социальных связей.

В последнее время возник и особого рода вид фотопортрета - политический. К фотопортрету приложима и типология эпос, лирика, драма, причем драматическое в портрете может представать и как собственно драматическое начало, и как комическая разновидность. Последняя получила распространение в последние десятилетия в газетно-журнальных политических портретах.

Л. Дыко выделяет еще и так называемый станковый портрет, определение которого пришло из живописи. Но, полагаем, что все фотопортреты - станковые, так как произведены, как на мольберте, на особом станке - задней плоскости фотокамеры. Мастером павильонного портрета в русской фотографии является М. Наппельбаум. Но, как уже отмечалось, с уменьшением размеров фотокамер и выходом их на улицы, так сказать, «в люди» большое развитие получил репортажный портрет. Именно он составил наряду с фоторепортажем и фоточерком основу фотопублицистики - документальной и художественной.

Вот что рассказывает о своем творчестве в жанре репортажного портрета известный фотожурналист В.Малышев:

«- Я стараюсь вести съемку без предупреждения, чтобы не сковать свободное поведение людей. Использую жанровую ситуацию, чтобы добиться большей непосредственности, жизненной правдивости. Я считаю себя фотожурналистом, работаю в области оперативного фоторепортажа. Студия же для меня - школа фотографического мастерства, где отрабатываются элементы и приемы. Это две взаимообогащающиеся линии творчества. Мечтаю в ближайшее время начать съемки жанровых портретов, где эти линии сойдутся еще плотнее. Однако репортажная съемка портретов требует большой этической тонкости: снимающийся - безоружен, фотограф - вооружен. Об этом следует особо помнить сторонникам съемки «скрытой камерой»

Как видим, в рассказе мастера появилось и еще одно определение фотопортрета - жанровый фотопортрет. Можно назвать его и ситуационным портретом. Другими словами, это портрет, на котором человек запечатлен в какой-либо жизненной - лирической, комической или драматической ситуации. Границы такого фотопортрета приближаются к жанровой фотографии, к фотозарисовке, к очерковой фотографии.

Мы уже знакомились с репортажными и жанровыми портретами, с фотозарисовками, сделанными русскими мастерами А. Карелиным, М. Дмитриевым, С. Лобовиковым, С. Прокудиным-Горским. Художественно-документальные традиции этих жанров продолжали А. Родченко, Б. Игнатович, А. Шайхет, А. Скурихин, В. Генде-Роте, В. Ахломов, О Абрамочкин, Ю. Рост, В. Плотников и ряд других фотомастеров. Специалист в области портретного жанра доктор философских наук Е. Басин в одном из интервью говорил, что портретируя, фотомастера делали и делают акценты на этнических чертах («Славянка» Е.Кассина), социальных («Таня - девушка из колхоза»

A. Скурихина), профессионально-ролевых («Шахтер-ударник Никита Изотов» М. Маркова-Гринберга, «Крановщица» В. Бутырина, «Дирижер Герберт Караян» О. Макарова), на характере человека («Летчик-истребитель Герой Советского Союза

B. Талалихин В. Малышева), на психологическом состоянии модели («Недоумение» Б. Пашкевича).

Соответственно фотопортрет типологизируется на социальный, психологический, производственный и т.д. «Без всякого тумана, только существенное», - такую задачу должен ставить себе художник в показе человека, - писал нобелевский лауреат Герман Гессе. «История каждого человека важна, вечна, божественна, поэтому каждый человек... чудесен и достоин всяческого внимания. В каждом приобрел образ дух, в каждом страдает живая тварь, в каждом распинают Спасителя»

Ранее доля производственных портретов резко преобладала в общей галерее журналистских фотопортретов Духовное часто подменялось сугубо технологичным антуражем. Современное состояние портретистики в прессе позволяет говорить о перекосе в другую сторону- сторону элитарности, исключительности, «особо важной персонификации» модели Социальные портреты сосредоточены вокруг темы «дна» общества (криминальные элементы, низы общества) Многие фотографы на этой теме делают себе мировое имя (украинский фотограф Б.Михайлов, снимающий в основном бомжей) Сугубо частная жизнь становится предметом всеобщего обозрения под маркой «разоблачения» и в прямом и в переносном смысле.

В элитарном сегменте социума фотожурналисты, как и в ранее критикуемой нами буржуазной коммерческой журналистике, стремятся отыскать элементы скандальности, эпатажа, криминальной или узкосемейной сенсации. За их отсутствием внимание сосредотачивается на каких-либо комичных, неадекватных образцах поведения портретируемых.

Фотомонтаж, фотоплакат и фотоколлаж - это такие жанры фотожурналистики, которые объединяет состыковка в одном кадре (в одной картинной плоскости) нескольких сюжетов с целью достижения определенного художественного и идеологического преобразовательного эффекта. В фотомонтаже эти сюжеты выполнены фотоспособом, в фотоколлаже и фотоплакате - синтетическим изобразительным способом, с помощью рисунка, компьютерной графики. Все эти жанры - синтетические, в них активно работают как визуальное изображение, в том числе и фото, так и емкий, экспрессивный вербальный текст.

Чаще всего эти жанры фотожурналистики берутся для придания сообщениям о фактах и явлениях действительности, имиджу тех или иных непопулярных политиков комического и сатирического эффекта. Жанр фотоколлажа часто использует на своих первых полосах газета «Аргументы и факты». Основоположник и классик жанра фотомонтажа Джон Хартвильд. Он разрабатывал преимущественно антивоенную, антифашистскую тематику. Основоположник жанра коллажа в изобразительном искусстве (с использованием фотографии) - художник Макс Эрнст.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.202.194 (0.011 с.)