ТОП 10:

Фотографическое творчество в системе диахронной и синхронной социально-культурной коммуникации.



Явление, обозначаемое ныне понятием «коммуникация», существует столько же, сколько и жизнь на Земле. Данные многих наук свидетельствуют о том, что с возникновением жизни на Земле имело место общение живых существ при поиске источников воды и добывании пищи, в процессе бессознательных и с появлением человека сознательных трудовых действий, производства потомства, защиты от врагов. Коммуникация, таким образом, является процессом ряда аудиовизуальных действий, направленных в самом общем смысле на со-общение, со-деяние, со-бы- тие всего живого на Земле. Социальная коммуникация, т. е. коммуникация в человеческом обществе, распространяет этот процесс и на co-знание, со-гласие, со-сло- вие, со-весть, со-мыслие (смысл).

В научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, дается большое количество определений понятия «коммуникация». Оно обозначает феномен, находящийся в фокусе изучения процессов как в области фундаментальных, так и социальных наук, интегрирующих эти процессы через сообщение.

Этому феномену, его изучению посвящена статья в Международной энциклопедии коммуникации. Причины интегративной природы теории коммуникации авторы энциклопедии объясняют тем фактом, что корни ряда основных проблем современной коммуникационной революции и изучающей ее науки уходят в глубь веков. Ведь информативно-системные связи составляют основу социальности человечества в создании, сохранении и исторической трансляции для будущих поколений его социально-культурных ценностей и традиций.

Истинной, личностно освоенной социальностью считает коммуникацию немецкий философ Ю. Хабермас. Но таковой она становится не сразу, а лишь по мере того, как начинает обеспечивать людям возможность совершенно свободного и беспристрастного обсуждения высших ценностей. Последние исторически изменяются и поэтому требуют постоянного спора о себе. Исходя из этого, у Ю. Хабермаса сама теория познания предстает как коммуникативный процесс, как коммуникация . Немецкий ученый развил свою концепцию на основе ряда положений своего предшественника в немецкой философии - К. Ясперса, утверждавшего, что истина - это коммуникация, и, стало быть, истинная коммуникация - это коммуникация по поводу искания истины .

Русский мыслитель А.С. Хомяков еще в середине XIX в. обозначил гуманистическую, соборную суть массовой коммуникации. Эта теория стала разрабатываться с возникновением действительно массовых средств МК - растровой фотографии, немого и звукового кинематографа, радио- и телекоммуникации. Современные понятия этой теории вобрали в себя достижения многих наук. Это, например, такие, как субъект, объект, текст, канал коммуникации, прерванная коммуникация, разорванная коммуникация, отложенная коммуникация, эффект бумеранга и ряд других. Все они, так или иначе, связаны с рядом положений, сформулированных А.С. Хомяковым, а впоследствии русскими философами Н.Ф. Федоровым, П.А. Флоренским, М.М. Бахтиным и другими в их статьях о путях развития России и сохранения во взаимодействии с другими культурами своего собственного лица.

Коммуникация может осуществляться во всех формах общественного сознания - науке, искусстве, религии, политике, праве, но явлением культуры она становится в той мере, в какой в ее содержании выражена и репродуцируется гуманистическая способность человека владеть им же достигнутым знанием и его источниками.

Фотография, наряду с книгой, кино, видео- и магнитозаписью, лазерными дисками, с помощью определенной системы кодирования составляют социальную память человечества. Эту систему кодирования, воспроизводства и трансляции социального опыта, умений и знаний, систему, основанную на знаковой природе, философ М.К. Мамардашвили называл культурой. Она пронизывает, аккумулирует в себе все сферы созидающей человеческой деятельности (художественную, нравственную, политическую, экономическую, правовую и т.д.). Сюда можно добавить и журналистскую, публицистическую деятельность, которая тесно связана как с художественным творчеством, так и с этикой и политикой.

Материализованным признаком этого общего пласта является определенный предметно-знаковый механизм, используемый в коммуникации. Это может быть напечатанное или записанное механическим или электронным способом слово, аналогично запечатленные (в статике или динамике) зрительные образы и картины.

Как следует из высказываний М. Мамардашвили, это общее в сферах человеческой деятельности, чтобы стать культурой, должно осуществляться не просто для поддержания и воспроизводства бытия, а лишь в случае стремления к истине, добру и красоте в этом бытии. В противном случае коммуникация, в том числе и фотокоммуникация, - это просто

техническое средство связи, существующее как физическая реальность. В духовном смысле она или нейтральна, или ведет не к со-общению, а раз-общению личностей.

Американский социолог Чарльз Кули имел в виду под коммуникацией механизм, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения, символы, заключенные в разуме, а также средства для передачи их в пространстве и сохранения во времени.

Ю. Буданцев трактует коммуникацию как широкое поле общения посредством ряда исторических систем естественных и технических средств массовой коммуникации . Как видим, от понимания коммуникации в широком смысле общения как такового авторы все чаще переходят к определениям, основанным на технических возможностях этого общения.

Создатели Международной энциклопедии коммуникации рассматривают журналистику как естественную историческую основу коммуникативистики. Вместе с тем, они отмечают, что последняя, хотя и выросла на базе журналистики, превзошла в силу новейших технических достижений ее традиционные возможности во всеохватывающем научном познании информационных процессов. В этой связи ими высказывается идея о неизбежности перехода от журнализма к научной специализации в области коммуникаций.

Принимая во внимание прогрессирующую роль такого подхода к изучению теории и практики журналистики, автор и включил в учебное пособие темы, соответствующие этим новым тенденциям.

Понятия диахронной (из прошлого в будущее) и синхронной (в рамках одного исторического периода) коммуникации были введены в теорию массовой коммуникации, искусствознание, литературоведение и теорию журналистики с целью более точно определить роль передачи информации в пределах одного-двух или же целого ряда бесконечного множества поколений.

В каждый исторический период жизни общества и шире - историческую эпоху - человечество вырабатывает и отрабатывает систему передачи информации, разнообразных текстовых сообщений. В философском и семиотическом смысле под понятие «текст» ныне подводятся сообщения, оформленные и в виде определенных звуковых сигналов, и зрительные символы и образы, и взаимосвязанные, взаимодополняемые с помощью звука и изображения (а в некоторых артефактах - посредством обонятельных и осязательных эффектов) синкретические информационные сюжеты В компьютизированных установках, создающих виртуальную реальность, текстом становится та виртуальная действительность, в которую попадает зритель.

Как видим, от уровня познания человеком мира, культурного и технического обустройства жизни в нем, другими словами, от степени цивилизации зависит и способ передачи (восприятия) информации, ее кратковременного или долгосрочного кодирования и хранения.

Возникновение письменности позволило в древние века в различных цивилизациях расширить как пространство, так и действующее время коммуникации Другими словами, сделанные вручную (или же вырубленные, вырезанные) слова, письмена, картинки, усилили возможность передачи сообщений, т.е пространство со-общения представителей однопорядковых поколений.

Однако время осуществления коммуникации между поколениями зависело от материала, на котором запечатлевался (печатался) текст, от количества произведенных отпечатков

(ил 1)

 

Ил 1. Типография XVI в.

 

 

Старославянское слово «печать» означает орудие для выжигания знака (немецкое Druck и английское print - нажим, давление, оттиск). Человек хотел сохранить информацию для других людей, современников и потомков.

Иероглифом вэнь, праоснову которого составляет схематически изображенная фигура человека, в китайском языке обозначается письменность, а также такие понятия, как культура (культурность), цивилизация (цивилизованность), просвещение, образование, литература, стиль, украшенность. Основное этимологическое значение - татуировка, узор, орнамент. Этим нанесенным на тело узором древний человек со-общался с другими людьми, затем, посредством письма и письменности с другими поколениями (ил 2).

 

 

 

Ил 2 Архангельское евангелие.

В ряду технических достижений человечества, которые неимоверно расширили возможности как синхронной, так и диахронной коммуникации, стоят изобретение книгопечатания (XV в.), фотографии и кинематографа (XIX в.), радио и телевидения, а также компьютерной техники (XX в.). В основе этих видов коммуникации, исключая лишь радио, лежали и лежат как слово, так и изображение.

Человек хотел не только рассказать о всем многообразии своей жизни, но и показать это многообразие, наглядно передать социально-культурный опыт и накопленные знания. Живопись, гравюра, лубок составляли неотъемлемую часть средневековой книжной культуры. Это жизнь была неизмеримо шире и динамичней, чем возможности ее запечатления. Время требовало создания нового средства визуальной массовой коммуникации. Научно-технические открытия в Европе середины XIX в. позволили вплотную приблизиться к решению этой задачи.

Таковы историческая необходимость и объективная закономерность возникновения фотографии как нового прогрессивного средства визуальной коммуникации. Это позволило существенно расширить и формальные, и содержательные возможности коммуникации путем диахронной или же синхронной передачи запечатленного исторического мгновения.

Весьма поэтичной может быть гипотеза о происхождении слова мгновение от миг и новение. Она лингвистически подтверждает философскую трактовку движения как непрерывного ряда сохраненных и несохраненных покоев. С помощью фотографии практически подтвердились теоретические понятия изменчивости и самотождественности нового факта, события, просто нового в философском понимании.

Подтвердился и вывод древних философов о взаимодополнительности и объективной необходимости двух на первый взгляд несовместимых обстоятельств. Первое отмечено в аксиоме Гераклита (все в мире изменяется), второе - в аксиоме Парменида (подлинное бытие самотождественно, устойчиво и неизменно).

Как отмечает философ А.И. Ракитов, «признание фундаментальности изменчивости и самотождественности позволяет понять, какой смысл придается отражению в информационной эпистемологии» , т. е. в информационной теории познания.

И если самое информацию вообще можно характеризовать как особый способ передачи любых изменений, то фотоинформация (не в смысле жанра, а в обобщенном значении) - это технически усовершенствованный по сравнению с изобразительным искусством визуальный способ передачи любых изменений.

Далее надо разобраться, как фотографическое фиксирование любых изменений становится фотографическим творчеством, другими словами, представляет собой феномен не только лишь технической культуры человека, но и эстетической, нравственной, политической культуры.

Необходимо уяснить, что прямолинейного прогресса - от худшего к лучшему – в трех последних областях человеческой деятельности, в отличие от технических достижений человечества, в истории не бывает. Да и технические новшества и открытия все чаще являют свою антигуманную сущность. Пусть и не в порядке обязательного чтения, а факультативно, студентам при овладении курсом фотожурналистики полезно ознакомиться со взглядами русских философов - А.С. Хомякова, Н.М. Данилевского, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Н. Бердяева, П. Сорокина, а также зарубежных-О. Шпенглера, X. Ортеги-и-Гассет, А. Тойнби, А. Хантингтона и других исследователей на проблемы духовных и культурных кризисов человечества, исторически связанных во многом со стремительным развитием технической цивилизации.

С.Л. Франк, например, в книге «Сумерки кумиров» писал, что в каждую эпоху есть свои представления о добре и зле, о культуре и антикультуре, о вере и истине. Мы должны, считает С.Л. Франк, вернуться от туманного и расплывчатого понятия культуры к более коренному и простому понятию жизни и ее вечных духовных нужд и потребностей.

А.С. Хомяков еще ранее учил, что первая ступень самопознания разума - это целостное живознание, вбирающее в себя волю, веру и любовь. Они внутренне, духовно сопричастны реальности и призваны благотворно воздействовать на нее. Вторая ступень - рассудочная. Она устанавливает законы объективного мира. Но лишь на третьей ступени разум восстанавливает целостность его познания, воссоединившись с первоначальным живознанием.

Фотография тогда становилась фототворчеством, искусством, когда обращалась к самой жизни человека, ее многочисленным проявлениям, счастливым и горестным, героическим и трагическим. Понятие «жизнь врасплох», введенное в теорию документального кинематографа Д. Вертовым, образно выражает содержательную силу фотоснимка. Само слово «снимок» как нельзя живо выражает эту особенность отделения данного момента от соседствующих. В английском языке такого значения фотографии нет. . В немецком языке значение почти идентично, aufnehmen означает «поднимать, принимать, воспринимать, снимать», Aufnahme- «прием, фотоснимок, восприятие».

Как видим, при фотографировании идет борьба со временем, его остановка, обращение в статику с целью подробного рассмотрения и пристального изучения, восприятия на уровне живознания. Последнее происходит или в том же историческом времени, в котором сделан снимок, или же по прошествии данного со-видетельства, данного со-бытия. В любом случае фотография продлевает процесс этих со-виде- тельств и со-бытий, вовлекая в него все новых участников.

Фотожурналистика - это запечатление сущностных моментов в жизни людей, а также событий, объектов и явлений реальности, как динамичных, так и статичных, посредством аналоговой и цифровой фотографии и последующей публикации в печатных и электронных СМИ. Создание визуальных текстов осуществляется в фотожурналистике как правило во взаимодействии с текстами вербальными, поясняющими или смысловыявляющими, и в соответствии с законами и принципами смежных видов творчества.

Как отмечает Н. Хренов, первоначально ни к фотографии, ни к кино не предъявлялись какие-либо жесткие критерии при отборе фиксируемых мгновений настоящего . В культуре на раннем этапе развития этих средств массовой коммуникации наступил момент, когда единственной целью стала фиксация самых разных проявлений бытия. «В каждой мимолетности вижу я миры», - писал в 1902 г. русский поэт К. Бальмонт. А еще раньше Е. Баратынский сказал: «Нет на земле ничтожного мгновенья...».

Мышление и психология человека начала XX в. отличались от сознания представителя средневековья. Летописцы и хроникеры, по мнению академика Д. Лихачева, отмечали лишь события и происшествия в широком смысле этого слова, остального они не видели.

Культура новейшего времени, овладевая возможностями фотографии, кино и ТВ, постепенно формировала новые представления о времени, углубляла и развивала его восприятие. Она как бы прикасалась к прошлому, как к настояще- му-ради будущего. Все, что фиксировали фотография и кино, а с 50-х гг. - телевидение и видео стало принадлежать реальности настоящего. «Мы схватываем почти мгновенные снимки реальности», - писал А. Бергсон в период активного вхождения фотографии в жизнь. Сама реальность, по его словам, это непрестанно изменяющееся положение вещей, это материя как перетекание. Этому процессу невозможно назначить ни точки укоренённости, ни точки отсчета. Исходя из такой изменчивости, Бергсон считал необходимым показывать, как в наудачу взятых точках могут формироваться центры, навязывающие мгновенные и неподвижные снимки. Иными словами, взгляд находится в вещах, в образах, «светозарных в самих себе», и фотография уже снята, уже проявлена внутри самих вещей и притом со всех точек пространства.

С развитием технических средств фиксации этой «перетекающей реальности» человек приходил к мысли, что неповторимо и самоценно всякое событие настоящего; вместе с тем материализовывалось само представление об изменяемости действительности. Реальность, становясь уникальной и самоценной, «нуждалась в том, чтобы каждый миг ее регистрировался, ибо он больше никогда не повторится, навсегда исчезнет». Не случайно один из фотопроектов выставки «Интерфото- 2004», представленный группой болгарских фотохудожников, назывался «Образы слепого пятна». По замыслу авторов снимков в стране не должно остаться «белых, слепых пятен» жизни различных районов Болгарии. Проект развивает традицию исследования и документирования «банальной» повседневности, становясь визуальной антропологией современной Болгарии. Эта же идея прослеживалась в экспозициях фотовыставок, организуемых в последние годы Московским домом фотографии, особенно тех, которые проходят в рамках ставших уже традиционными фотобиеннале.

Так, на проходившей в мае-июне 2004 г. «Фотобиеннале-2004» ряд выставок показывал нам города и людей разных веков и стран, и зрители с интересом всматривались в те изменения, которые несете собой время. «Меняющийся Нью-Йорк 1935-1939» Б. Эббот, «Москва 1930- 1970 гг.». Н. Грановского, Париж глазами французских фотографов середины прошлого века (Крулл, Э. Атже, А. Картье- Брессон и др.), старые русские города в объективе М. Дмитриева, С. Лобовикова, К. Буллы, В. Кузнецова, К. Лемона и многих других известных и неизвестных русских фотографов вводили посетителей в безостановочный ход этого времени, обогащая коммуникацию забытым во многом содержанием минувших эпох. Ранее Московский дом фотографии показывал ряд экспозиций русских фотографов Н. Андреева, Л. Шохина и др.

Весьма интересна историческая метафора, созданная самой фотографией как фиксатором и толкователем времени. На фотоснимке К. Буллы «Невский проспект» мы видим установленную на крыше дома рекламу «Депо часов». Рядом- вывеска: «Фотографiя М.Н. Разуваева». Совмещение в одном кадре этих двух реклам говорит сегодня о многом. Ведь фотография это и есть депо часов и мгновений. Депо времени, в котором отстаиваются события, чтобы, будучи увиденными, снова войти в жизнь, ворваться в нее «на всех парах» (ил. 3). Именно в силу необходимости сохранения исторической памяти и передачи культурных ценностей от поколения к поколению такое развитие и распространение получили средства массовой коммуникации, в ряду которых достойное место занимают журналистская и художественная фотография.

Ил. 3 Фотограф Карл Булла. Невский проспект.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.01 с.)