ТОП 10:

Символическая, или метафорическая, фотография



А.Стиглиц называл такие фотоснимки «эквивалентами» Зафиксированный объект вполне узнаваем, но служит лишь отправным моментом восприятия реальности. Это субъективно отобранная из окружающего мира частность, призванная, по мнению автора, отразить общее и даже абсолютное. Облака, например, должны сниматься не потому, что это просто красивые облака, а с целью выражения через них своей философии жизни.

Через подобные «эквиваленты» - фотосимволы и фотометафоры (тропы) - может передаваться визуально неосязаемое содержание, не имеющее соотнесенности с реальными предметами, более возвышенное и необъяснимо-протяженное, выходящее за рамки данного пространства и запечатленного мгновения Подобные фотообразы приближают к трансцендентному, вызывают грусть, тревогу, меланхолию, тоску, или же - радость, восторг, счастье, любовь.

Все эти направления в фототворчестве не являются замкнутыми в себе, а открыты для взаимодействия, взаимовлияния, творческого синтеза. Многие фотохудожники, фотожурналисты, а часто они выступали в одном лице, временами работали в совершенно разных направлениях.

Формотворческие экспрессионистские или лирические - их виды часто помогали в движении к абсолюту, что отражалось и на реалистических направлениях, отображавших реальность в частных и объективных деталях, в формах самой реальности.

Как пишет В.Стигнеев, сторонники формотворческого направления не желают мириться с ограничениями, которые накладывает фотоспособ печати. Ради художнической свободы и большего самовыражения они готовы порвать с теми свойствами фотоснимка, которые традиционно обеспечивают ему достоверность и документальность. В целях якобы свободного движения к абсолютному и всеобщему такие авторы избавляются от частных подробностей и деталей, от привычного соотношения масштабов и перспективности пространства и прибегают к всевозможным техническим приемам и средствам. Стремление выразить субъективное видение путем произвольного обращения с фотоизображением ведет к утрате его объективных качеств. Многие подобного рода композиционные приемы подробно описывает и иллюстрирует примерами А.Лапин.

У сторонников реалистической тенденции смысл и красота видимого реального мира выявляются без заметного технического вмешательства в процесс отображения реальности и получения снимка.

Разумеется, у мастеров реалистического направления пространство художественных пластических решений более ограничено, чем у сторонников формотворчества. Но, как отмечалось выше, способов выразить свое понимание реальности, приблизиться к всеобщему и абсолютному через частное и относительное у фотографа-реалиста немало.

Э. Уэстон (1886-1958), один из выдающихся американских фотографов, учредитель группы «Ф-64» (1930 г), из которой вышел и А. Адамс, были представителями «чистой» фотографии или «прямого» стиля. Именно ко времени учреждения этой группы относится его дневник, в котором он определил смысл и значение своего творчества. Он, в частности, описывает, как группа художников, посетивших его ретроспективную выставку, задала ему обычный в этих случаях вопрос: является ли фотография искусством? Э.Уэстон стал доказывать, что фотография может быть им, но потом пришел к выводу, что эти живописцы, а также многие фотографы понимают искусство как самовыражение. Сам же фотомастер давно перестал стремиться к субъективному выражению, к подчинению природы своим индивидуальным вкусам. Он пишет: «Я стараюсь, без предубеждений и фальсификации, добиться слияния с природой и увиденное мною представить как познанное. Мне хочется постичь суть предмета, и поэтому то, что я снимаю, не является моим личным толкованием или представлением о природе, но абсолютным раскрытием, беспристрастным познанием истинного значения».

Собственно, Э. Уэстон выразил мысль философов Просвещения. И. Тэн, например, писал, что природа сама по себе, какова бы она ни была, человеческая, животная, растительная, неодушевленная, со всеми ее неправильностями, пошлостями, изъянами, вправе быть такою, какова она есть. Коль скоро поймет ее художник, непременно полюбит и станет приятным находить ее вид. «Цель искусства не изменять ее, а лишь истолковать ее в передаче; силою симпатии оно сообщает ей красоту».

Что касается фотожурналистики, то увлекаться формальными изысками - это значит ступить на путь деформирования реальной действительности, искажения представлений о ней у читателя и зрителя, т. е. на путь нарушения основных журналистских принципов правдивого отображения действительности.

В подкрепление нашей мысли приведем два высказывания Гете по данной теме, записанные его секретарем И.П. Эккерманом.

Первое - об абсолютном и относительном: «В природе существует доступное и недоступное. Надо научиться это различать, помнить и чтить. Хорошо уже и то, что нам это стало известно, хотя и очень трудно распознать, где кончается одно и начинается другое. Тот, кто этого не знает, всю свою жизнь бьется над недоступным, так и не приближаясь к истине.

Тот же, кто знает и притом достаточно умен, чтобы держаться постижимого, всесторонне исследует эту сферу, старается в ней закрепиться и таким путем может даже кое-что отвоевать у непостижимого, хотя в конце концов и должен будет признать, что есть вещи, к которым можно приблизиться лишь относительно, и что природа вечно таит в себе проблематическое, для обоснования коего человеческого разума не хватает».

Второе высказывание - о субъективном и объективном, которое сделал Гете в разговоре о молодых поэтах: «Основной недостаток этих молодых поэтов - незначительность их субъективизма, в объективном же они не умеют отыскивать материал и в лучшем случае берутся за тот, который близок им, близок их субъективному восприятию. Увы, и думать не приходится о том, чтобы они обращались к материалу из-за него самого, из-за того, что он как нельзя лучше подходит для поэтического произведения, хотя субъективно для них и неприемлем».







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.005 с.)