ТОП 10:

Появление и развитие фотографии как исторического документа, научного доказательства и художественного произведения.



Фотография выделяется в самостоятельное средство коммуникации, не массовое до определенного периода, уже на первых порах своего возникновения и развития. В «Книге технических и промышленных производств», изданной в Петербурге в 1860 г., можно найти такие строчки: «Если бы несколько десятков лет назад так называемому “образованному” человеку сказали, что скоро найдут средство устроить зеркало таким образом, что на нем навсегда останется однажды отраженное им изображение, то он принял бы эти слова за сумасбродство».

И если такое средство нашли, то отнюдь не сразу, не в одночасье. Не один конкретный человек, коллектив были причастны к открытию светописи. В ее создание вложен труд ученых и мастеров многих поколений разных стран.

Свойство темной комнаты (камеры- обскуры) воспроизводить световые рисунки в луче, проникшем из внешнего мира, было известно свыше двух тысячелетий назад. Еще в IV в. до н.э. об этом феномене писал Аристотель. Появление аппарата «камера-обскура» исследователи относят к началу II тысячелетия. В конце XV в его устройство описал Леонардо да Винчи, а усовершенствовал его Джиованни Батиста делла Порта в середине XVI в. Подобной камерой-обскурой, ее разновидностью - камерой-люцидой пользовались путешественники, архитекторы, художники в XVI - XVII вв. Проекции картинок и ландшафтов обводились карандашом (ил. 4).

 

Ил.4 Камера-обскура

Таким способом в России в XVIII в. были документально зарисованы виды Петербурга, Петергофа, Кронштадта. Однако творческая мысль изобретателей того времени работала и дальше: как научиться не только фокусировать оптический рисунок, но и механизировать рисование, закреплять рисунок химическим способом.

Еще в 1725 г. русский дипломат, увлекающийся химическими опытами, А.П. Бестужев-Рюмин установил, что растворы солей железа изменяли свой цвет в результате воздействия солнечного света. Первую, как бы мы назвали, фотограмму на азотнокислом серебре получил спустя два года немецкий ученый И.Г. Шульце. Но рисунок был пока весьма недолговечен.

В 1818 г. русский ученый X. Гротгус указал на связь фотохимического превращения в веществах с поглощением света. Несколько позднее на эту особенность указали англичанин Д. Гершель и американец Д. Дрейпер. Исследования этих ученых дали толчок к опытам по закреплению светового изображения.

И здесь мы подходим к таким фигурам, как французы Н. Ньепс (1765-1833), Л. Да- герр (1787-1851) и англичанин Ф. Тальбот (1800-1877). Н. Ньепс получил первый в мире снимок: вид на крыши соседних домов (1826 г.). (В 2001 г. в газетах прошла информация о более раннем снимке этого автора с изображением мальчика и осла, датируемом несколькими годами ранее.) Однако гелиографический метод Н. Ньепса был несовершенен ввиду большого времени экспонирования (выдержки). Может быть, по этой причине изобретатель не опубликовал результаты открытия, а заключил договор с Л. Дагерром, с которым ранее переписывался, о совершенствовании фотопроцесса.

Уже после смерти Н. Ньепса, в 1839г. Л. Дагерр опубликовал принципы закрепления изображения на серебряной пластинке. 7 января 1839 г. на собрании Парижской академии наук было доложено о «совершенном способе закрепления светового изображения в камере-обскуре, изобретенном художником Л. Дагерром». 14 августа изобретатель получил патент, а 20 августа издал практическое руководство по применению нового способа, который был назван дагерротипией.

Почти одновременно с сообщением об открытии в Париже, в Королевском институте в Лондоне по представлению физика М. Фарадея были продемонстрированы первые в мире бумажные фотоотпечатки Ф. Тальбота, полученные с бумажного негатива. 31 января сообщение о методе тальботипии (или калотипии - от греч. ка- лос - прекрасный) было опубликовано в английском научном журнале.

Разумеется, такое совпадение публикаций во Франции и Англии не случайно Как Н. Ньепс, Л. Дагерр, так и Ф. Тальбот были людьми художественно одаренными, знакомыми с естественно-научной мыслью. Ф. Тальбот, будучи разносторонним ученым и любителем камеры-обскуры, не мог пройти мимо опытов по закреплению световых рисунков. В ряде своих исследований он, по мнению С. Морозова , советовался с физиком Д. Гершелем, и еще в 1835 г. с получасовой выдержкой сделал снимок дачи «Окно в аббатстве Лякок» В следующем году Тальбот получает отпечаток папоротника на бумаге, покрытой хлористым серебром. В качестве фиксажа применялся, вероятно, хлористый натрий Узнав о том, что в Парижской академии наук готовится сообщение «Об изобретении Дагерра», Тальбот старается объявить о своем изобретении первым В конце января 1939 г. М. Фарадей продемонстрировал по его просьбе в Королевском обществе несколько работ Ф. Тальбота на бумаге: растения, виды Венеции и, как сказал М.Фарадей, «картины архитектуры моего загородного дома» А 31 января Ф. Тальбот сделал сообщение в Королевском обществе о своем изобретении - «фотогеническом рисовании» Негативное изображение получалось на бумаге, обработанной поваренной соль» и азотно-кислым серебром. Закрепление проводилось растворами йодистого калия и поваренной соли. С такого негатива, в отличие от дагерротипа, можно было получать несколько позитивных изображений на бумаге.

В 1841 г. Ф. Тальбот запатентовал способ получения и проявления скрытого изображения на бумаге, который он назвал калотипией. В 1844 г. им была издана книга «Карандаш природы», впервые иллюстрированная фотографическими снимками на бумаге.

Автор терминов «негатив» и «позитив» - Джон Гершель (1792-1871), сын знаменитого астронома. В России детище изобретателей нескольких стран некоторое время называлось светописью.

Одни исследователи истории фотографии (К. Алешин) полагают, что Д. Гер- шель ничего не знал о работах Ф. Тальбота и даже якобы «переоткрыл» основные принципы фотографии. Другие (С. Морозов) считают, что он всячески поддерживал последнего.

Таким образом, 1839 г. считается годом открытия, сделавшим неоценимый вклад в мировую культуру и науку. Историки фотографии приводят высказывания известных людей того времени. Так, французский художник П. Деларош воскликнул: «Живопись умерла с этого дня!» Русский журналист В. Строев, перечисляя достоинства нового открытия, предсказывал ему исключительную роль в области объективных свитетельств исторических событий: «Для истории дагерротип - сокровище. Самая верная, твердая рука не срисует так отчетливо, как природа...».

Первые шаги дагерротипии, т.е. изготовления фотографий на пластине в одном экземпляре, - это прежде всего съемки студийных портретов, натюрмортов и статичных пейзажей, репродуцирование произведений изобразительного искусства. Портретная дагерротипия являлась особой формой художественного творчества, так как жанр впитал в себя и традиции миниатюрного портрета. Дагерротип и миниатюра имели много общего. Это и небольшие размеры, и стиль оформления. В равной степени они были ценны как дорогой памятный документ. Первая встреча с дагерротипом произвела глубокое впечат- ление на юного С. Эйзенштейна, о чем он написал позднее в эссе «Творение Дагерра».

Дальнейшие тенденции сохранения и использования изображения развивались по нескольким направлениям. Это, во-первых, применение фотографии в качестве памятного исторического документа, во- вторых, включение ее в арсенал научного инструментария и доказательства. Но самым интенсивным образом светопись стала развиваться в области бытового и исторического портрета, а также, ввиду кажущейся прогрессивности по сравнению с живописью, как альтернатива произведениям изобразительного искусства. Эти направления фотографии особенно важно различать в начальный период ее истории, когда между некоторыми из них трудно было провести четкую границу. Например, видовая фотосъемка географов, этнографов, репортеров-путешественни- ков нередко выполняла не только свои естественнонаучные функции, но и носила эстетический характер, а со временем становилась историческим документом. То же можно сказать об индивидуальных и групповых фотопортретах, снятых в частных, бытовых целях, но становящихся со временем научным и документальным свидетельством эпохи.

С появлением в обиходе пусть и больших по размеру, но дорожных камер, а также объективов для съемок ландшафтов, и, с помощью телескопа, - небесных тел, все шире практиковались съемки с научными целями. Немецкий ученый А. Гумбольдт, увидя изображение Луны, произнес: «Сама Луна оставляет свой образ в таинственной материи Дагерра!». В 1861 г. в результате успешной экспедиции братьев Биссон была освоена фотографией вершина Монблана15. С фоторепортерским оснащением собственного производства английский фотохроникер Р. Фентон в 1853-1856 гг. принял участие в Крымской войне (ил. 5,6), ставшей первой попыткой западных государств проверить, насколько сильной становится Россия. В 1862 г. Фентон перестал фотографировать. Этим он заявил протест против того, что на Всемирной выставке, проходившей в том же году, фотография была включена не в отдел «Философские инструменты», как на выставке 1851 г., а в отдел «Машиностроение». Таким образом, ранг фотографии был снижен, она приравнивалась лишь к техническим изобретениям.

Экспонаты выставки 1862 г. показали героизм и упорство фотографов первой половины XIX столетия. Френсис Фрит со своим фотографическим оснащением прошел 1500 миль от дельты Нила и первый сделал снимки египетских памятников.

Ил. 5 Р.Фентон. Фотоснаряжение.

Ил.6 Р.Фентон. Снимок с Крымской войны 1855 г.

 

 

Первые репортеры из других стран привозили снимки из Китая, Америки во время гражданской войны, с баррикад Коммуны. Социальная тематика появлялась уже в раннем периоде развития фотографии: снимки брошенных детей, портреты пациентов психиатрической больницы и т.д. Одной из первых социальных фотографий следует считать снимок, сделанный в Париже на баррикадах во время революционных событий 1848 г. Будучи экспонирован на одном из аукционов в начале XXI в., он произвел сенсацию в художественном и журналистском мире.

Фоторепортажи с театров военных действий проводились также в США (Гражданская война 1861 - 1865 гг., во Франции (Франко-прусская война 1870- 1871 гг.), в Болгарии (Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг.). Внимание русского общества было приковано к событиям этой освободительной войны. Они проиллюстрированы двумя фотографиями Д. Никитина из работы С. Морозова «Творческая фотография» (ил. 7,8).

Надо сказать, что снимки с фронтов, как и светская хроника, фотографии событий из столичной и провинциальной жизни, публиковались на переломе XIX и XX вв. лишь в качестве гравированных на дереве фотографий в иллюстрированных газетах и журналах «Солнце России», «Нива», «Огонек», «Наш вестник», «Русское слово», «Московский листок», «Раннее утро» и др.

 

 

Ил.7 Д.Никитин. Русско-турецкая война. Проводники войск.

 

Ил. 8 Д.Никитин В укреплении Зиарет.

 

. Общественно-политическая и литературная газета «Неделя», как и многие другие, выходила без иллюстраций.

С газетной прессой фотография еще мало сотрудничала. Фотографии для журналов гравировали, что усложняло процесс тиражирования. Лишь в начале 80-х гг. XIX в., когда возникнут новые технологии съемки и воспроизведения отпечатка (фототипия, растровая фотография и цинкографическая печать), фотографии все чаще станут появляться в массовой печати.

Неоценимый вклад в развитие фотографии внесли российские изобретатели и фотохудожники. Иногда они совмещали в себе оба таланта - изобретательства и художественного фототворчества. Это: А.Ф. Греков, С.Л. Левицкий, А.О. Карелин, С.А. Лобовиков, Н.П. Андреев и другие. Обстоятельную информацию по теме можно получить в книге известного теоретика и историка фотографии С. Морозова «Творческая фотография», вышедшей тремя изданиями в 1985-1989 гг. В книге мы осветим основные направления художественно-публицистического фототворчества наших соотечественников, используя публикации разных лет в журналах «Советское фото», «Фотография», а также уникальные, наиболее полные фотоматериалы из книги С. Морозова и архивные фотографии и негативы, любезно предоставленные объединением «Фотоцентр» Союза журналистов России.

В мае 1839 г. академик Российской академии наук И. Гамель, будучи в Англии, прислал в Петербург снимки с описанием их изготовления по способу Тальбота. Затем он привез аппарат и снимки, выполненные по методу Ньепса и Дагерра, а позже приобрел 160 документов по истории изобретения фотографии. Это была переписка Ньепса и Дагерра, Ньепса и других корреспондентов. В 1949 г., к 110-й годовщине изобретения фотографии, эта переписка была издана под названием «Документы по истории изобретения фотографии».

Первые фотоизображения в России (фотограммы листьев растений) были сделаны русским химиком и ботаником, академиком Ю. Фрицше. 23 мая 1839 г. на заседании Петербургской академии наук он выступил с большим докладом, в котором дал анализ снимков Ф. Тальбота. Первая дагерротипная съемка в России также была произведена весной 1839 г. На пластинке был изображен строящийся Исаакиевский собор.

В июне 1840 г. изобретатель А. Греков открыл первый в России «художественный кабинет» (фотостудию), в которой желающие могли получить дагерротипный портрет «величиной с табакерку». Сравнение не случайно. Мы уже говорили о том, что дагерротип заменил и художественную миниатюру в жизни состоятельных людей. Поэтому ради рекламы (табакерки украшались миниатюрами) А. Грековым и был придуман этот образ.

150 лет назад, в 1855 г. в Москве было издано занятное пособие. Одно его название по старой типографской традиции занимало весь титульный лист. Приведем его полностью, так как оно содержит краткое описание возможностей фотографии, достигнутых к тому времени: «Фотография или Искусство снимать совершенно сходно съ природою, въ продолжение нъскольких минуть и въ желаемомъ цветъ, изображенiя, портреты и ландшафты на металлы, бумагу, стекло и камень. Понятное руководство со многими новъйшими открытiями и секретами для упражняющихся и начинающихъ и вообще для всехъ, которые в городъ, за городомъ, во время путешествiя или прогулки пожелаютъ иметь самые върные снимки съ предметовъ, ихъ окружающихъ (с объяснительными рисунками)».

Выход в свет этого пособия можно считать началом издания учебной литературы по фотографии. Правда, говоря о цветной съемке, автор выдавал желаемое за действительное, так как к этому времени фотографии раскрашивались подобно той же художественной миниатюре.

С. Морозов в указанной нами книге называет первым на русском языке наставлением для фотографов «Практический учебник по фотографии по новейшим ее усовершенствованиям и применениям», который написал и издал в 1859 г. в Одессе военный фотограф и одесский портретист И. Мигурский. Однако книга «Фотография и искусство снимать...» из фондов библиотек Оптиной пустыни (ныне - в фондах Российской государственной библиотеки) вышла, как видим, четырьмя годами ранее.

В первой главе «Разделение фотографии» неизвестный автор книги пишет: «Смотря по материалам, на которых производят изображения, вся фотография разделяется на следующие классы: I. Дагерротипию, или фотографию на металлических дощечках. П.Тальботипию, или фотографию на бумаге. III. Витротипию, или фотографию на стекле. IV. Антотипию, или фотографию посредством растительных соков. V. Фотолитографию, или фотографию на камне».

Далее идут разделы: «Аппараты», «Фокус», «Теория фотографических явлений» и другие, приводятся схематические рисунки конструкций первых фотоаппаратов (различного вида камер-обскур). На обложке книги аккуратным каллиграфическим почерком написано, что она - из библиотек Козельской Оптиной пустыни.

С середины XIX в. в России стали издаваться и фотографические журналы. Один из них так и назывался «Фотографическая иллюстрация». Он рассказывал о снимках первых русских фотографов.

Так, в 1863 г. в нем можно было прочитать, что фотограф Иван Бианки снял все станции и вокзалы Петергофской железной дороги. И. Бианки, швейцарец по происхождению, создал фотолетопись строительства Санкт-Петербурга начиная с 1853 г. А 1855 г. можно считать началом и официальнных репортажных съемок торжественных городских мероприятий. В России их осуществил И. Бианки.

Камера выводилась из салонов и ателье на улицу. Она все чаще и оперативнее фиксировала такие события будничной жизни, которые вызывали общественный интерес. В России, как в Европе и Америке, к концу XIX в. набирала силу социальная фотография — предтеча современной фотожурналистики.

Историки фотографии, в частности, секретарь Союза фотохудожников России А.И. Баскаков к родоначальникам социальной фотографии относит англичанина Ф. Сатклиффа (1853-1941). Он долгое время снимал в английской провинции жизнь рыбаков и сельских жителей, документально точно отражая в снимках действительность.

Бурно развивалась документальная фотография в США. Один из пионеров фоторепортажа - Д. Риис. Будучи пишущим журналистом, он неоднократно выступал в печати по проблемам улучшения бытовых условий беднейших жителей Нью-Йорка, овладел фотографией и стал иллюстрировать свои репортажи собственными снимками. Результатом его публикаций стала изданная в 1890 г. книга «Как живет другая половина людей». В эти годы Д. Истменом был изобретен фотоаппарат «Кодак», который сделал фотографирование массовым увлечением. На выставке, проводившейся в 1887 г. английским журналом «Любитель фотографии», первую премию получил А. Стиглиц (1864-1946). Позднее он станет редактором журнала «Американский любитель фотографии», широко известны его снимки, снятые в репортажной субъективной манере. В 1896 г. он был избран вице-президентом клуба «Камера клаб», членами которого были Э. Стайхен (1879- 1973) и ряд других мастеров фотодокументалистики и фотоискусства.

Своими путями развивалась социальная фотография в России.

В 1867 г. в Москве в здании Манежа проходила Всероссийская этнографическая выставка. На ней было представлено более двух тысяч снимков национальных типов, народных сцен и видов местностей. Участвовали отечественные и ряд зарубежных профессионалов-портретистов, а также фотографов-любителей. Были выпущены открытки и альбомы с материалами выставки. К слову сказать, подобных выставок такого размаха, а также массового тиражирования фотоснимков этнической тематики в советское время не проводилось. Национальная проблематика освещалась и разрабатывалась лишь в аспекте исчезающей экзотики и в преддверии будущего «слияния наций».

В 1874 г. было опубликовано четырехтомное издание снимков Средней Азии «Туркестанский альбом». Оно включало 1200 археологических, этнографических, промысловых и исторических фотографий. Уже в те далекие годы в Российской империи осуществлялся грандиозный «фотопроект», который, используя название болгарского проекта современной выставки «Интерфото - 2004», можно было бы назвать «Образы слепого пятна». С его помощью фотография устраняла «белые пятна» в истории и культуре многонациональной России. Так как возможностей массового полиграфического исполнения подобного рода изданий в России тогда не было, оно было осуществлено всего в нескольких экземплярах. «Туркестанский альбом» был участником русского отдела Парижской международной географической выставки 1875 г. Системный, как бы мы сейчас сказали, взгляд на межэтнические проблемы, глубокое проникновение в национальную жизнь с помощью фотокамер предопределили успех альбома на выставке. Ему была присуждена одна из трех высших наград, полученных русским отделом. Известный критик искусства В.В. Стасов после посещения парижской выставки писал об альбоме как о «крайней редкости», которая представляет «явление совершенно единственное в своем роде между всеми европейскими изданиями, изображающими быт и занятия народов». Он назвал альбом «целой народной галереей» (ил. 9).

Быт и занятия волжан последней трети XIX в. отображали в своих фотографиях нижегородцы А.О.Карелин (1837-1906), М.П. Дмитриев (1858-1948) и С.А. Лобовиков (1870-1941).

 

Ил. 9 Фото из «Туркестанского альбома»

 

А.О. Карелин пришел в фотографию после занятий живописью, как до этого профессиональные художники Андрей Деньер и Василий Каррик. Надо сказать, что подобные переходы в биографиях художников были настолько распространены в то время, что становились сюжетами художественных произведений. Их герои стремились, используя светопись, с большей полнотой отразить реальность. Ценой становилась иногда собственная жизнь. Например, в подшивке газеты «Неделя» за 1877 г автору встретился рассказ «Фотография» о трагической судьбе художника, не сумевшего выразить характер своей модели ни в живописном, ни в фотографическом портрете. Конечно, это может быть совпадением, но, например, В. Каррик, ставший в 1876 г. фотографом Академии художеств, без устали снимавший виды, бытовые сцены, семейные портреты и группы крестьян на Волге, в 1878 г. скоропостижно умирает (ил 10).

 

Ил. 10 Крестьяне на Волге.

 

А. Карелин готовился в Академии художеств как портретист и исторический живописец. По состоянию здоровья он покидает Петербург и в 1869 г. открывает в Нижнем Новгороде мастерскую «Фотография и живопись художника А. Карелина». Творчество А. Карелина - это прежде всего уникальные портреты цвета русской интеллигенции, среди которых В.Короленко, М. Горький, Д. Менделеев, И. Шишкин и другие деятели науки и культуры. В 70- 80-е гг. им было издано несколько выпусков «Художественного альбома фотографий с натуры». Это были фоторепродукции его лучших снимков. В альбоме были представлены все жанры, кроме портретов (авторское право на съемку портретов в то далекое время принадлежало самим портретируемым). Наиболее интересны жанровые и пейзажные снимки, выполненные в особой, характерной лишь для этого художника манере. Помогала усовершенствованная самим мастером фототехника( ил. 11). 

 

Ил. 11 А.Карелин. Подача милостыни.

 

М.П. Дмитриев был учеником А.О. Карелина. В 1886 г. он становится владельцем ателье в Нижнем Новгороде. Во время засухи в Поволжье в 1891-1892 гг. он снял и размножил с помощью фототипии большую репортажную серию об этом бедствии и помощи, которую оказывали лучшие представители русской интеллигенции. Аналогичные задачи много позже решала группа американских фотографов, которая в 30-е гг. XX в. запечатлела кризисные явления в экономике, особенно сельском хозяйстве США.

Следующим большим проектом М. Дмитриева стали фотосъемки Поволжья от Рыбинска до Астрахани, осуществленные в 1894-1903 гг. По всей России разошлись открытки волжской серии, издаваемой М. Дмитриевым способом фототипии В 1897 г. он создает также в заволжских лесах фотосерию «Русь уходящая» (ил. 12, 13)

 

Ил. 12 М.П.Дмитриев. Осташковские рыбаки.

Ил 13 М.П.Дмитриев. Ложкарное производство в деревне Деяново.

 

М. Дмитриева по праву считают родоначальником публицистического репортажа в России. Однако огромное творческое наследие фотомастера - более 12 тысяч оригинальных фотографий, негативов, открыток - широко не используется и не популяризируется. Следует назвать фотосалон в Ижевске, где фотограф и собиратель раритетов фототехники и фототворчества мастеров России А.С. Хисмутди- нов показал автору большую коллекцию поволжских фотооткрыток М. Дмитриева и работы других мастеров.

Реальное и идеальное, субъективное и объективное - споры о мере их соотношения в произведениях изобразительного искусства были особенно резкими и непримиримыми в период вхождения в «большой свет» искусств непризнанного искусства «светописи» - фотографии. Тем не менее фотографическое искусство и документалистика в содружестве заполняли выставочные залы, расходились, как видим, достаточно большими тиражами в виде альбомов и открыток.

И, конечно, уже к началу XX в. довольно странно звучали слова французского поэта и художественного критика Шарля Бодлера, который в 1859 г. писал следующее: «Поэзия и материальный прогресс подобны двум честолюбцам, инстинктивно ненавидящим друг друга, и когда они сталкиваются на одной дороге, один из них неизменно порабощает другого. Если допустить, чтобы фотография заменила искусство в какой-либо из его функций, она очень скоро вытеснит его вовсе или растлит при поддержке естественного союзника - тупости обывателя.

Поэтому ей надлежит ограничиться своими истинными пределами, удовлетворившись смиренной ролью служанки науки и искусства, подобно книгопечатанию и стенографии, которые не создавали и не вытесняли литературу. Пусть фотография обогащает альбом путешественника, возвращая его взгляду подробности, упущенные памятью, пусть украшает библиотеку естествоиспытателя, пусть увеличивает изображения микроскопических животных, пусть подкрепляет новыми сведениями гипотезы астрономов, пусть даже служит секретарем и архивариусом у того, чья профессия требует безупречной достоверности данных, - тут у нее нет соперников.<....>

Но если ей будет дозволено покуситься на область неуловимого, на плоды воображения, на все то, что дорого нам лишь своей причастностью к человеческой душе, - тогда горе нам!»

 

Вопросы для самопроверки







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.220.230 (0.017 с.)