ТОП 10:

Сочетание слова и изображения в фотожурналистике



Родовая сущность технических визуальных форм массовой коммуникации фону рафии кино и телевидения - во многом отличается от родовой сущности изобразительного искусства и литературы. В первых родовым признаком является использование кадра как рамки или одной сцены. На этой основе развивается и новая техника образного творчества, его психология, культура художественного мышления. Напомним, что и в изобразительном искусстве родовым признаком является использование кадра, т.е. рамки картинной плоскости. Живописная картина является как бы окном в другой мир, увиденный и запечатленный художником. От того, каким он хочет показать этот мир, зависят глубина, композиция, свето- и цветотональность этого кадра.

Преимущество фотокадра или документальных кино- и видеокадра перед художественным изображением и литературным текстом состоит в том, что они способны одновременно не только изображать действительность, особыми выразительными средствами содействовать ее восприятию, но также документировать и сохранять эту действительность во всем ее драматизме и поэтичности, воплощать и запечатлять это восприятие.

Родовым признаком литературы и журналистики является слово. Соединяясь на одном пространстве или вокруг него, два названных признака приобретают новое качество, своеобразное «кадро-слово», чем дают новый публицистический и художественный эффект.

«Написанное слово, - говорил кинорежиссер Ингмар Бергман, - читается и усваивается при помощи сознательного волевого акта в союзе с мышлением. Постепенно оно оказывает воздействие на воображение и эмоции. В кино - другой процесс. Когда мы смотрим фильм, то сознательно направляем себя на восприятие иллюзии. Воля и интеллект отходят в сторону, на первое место выдвигается воображение. Цепь кадров, создающих образ, влияет непосредственно на наши эмоции».

Сравним также высказывание Э. де Боно о том, что в процессе творческого поиска необходимо «...мыслить на основе наглядных образов, не пользуясь словами вообще..., ибо зрительные образы обладают такой подвижностью и пластичностью, какой не обладают слова».

Изучающим курс важно уяснить что фотожурналистика является наряду с кино и телевидением союзом изображения и слова. Секрет успехов статичной и динамичной «светописи» и летописи - фоторепортажа и корреспонденции, документального кинематографа и телевидения заключен в соединении возможностей слова с новейшими технологиями визуальной коммуникации. Как отмечал сотрудник фотохроники ТАСС И. Буряк,«... журналистика, если учесть бурный процесс превращения периодических изданий в иллюстрированные, в определенном смысле давно уже превратилась в фотожурналистику». Ныне фотография, подкрепленная информацией, заметкой, комментарием и т.д., завладела печатным пространством и вторгается в пространство электронное. Чтение газет и журналов обычно начинается с просмотра фотографий. Фотоснимки наряду с заголовками являются как бы лоцманами в бурном море газетно-журнальных сообщений.

Дизайн любой страницы всемирной сети «Интернет» не обходится без фотоиллюстраций. Особенно это касается электронных версий газет и журналов. Открываются все новые и новые сайты. Фотожурналистика, таким образом, завладевает и электронным пространством. По данным агентства «РосБизнесКонсалтинг» со ссылкой на американскую компанию Cyveillance, количество WEB-страниц в Интернете ежедневно увеличивается на 7 миллионов.

Будущим журналистам важно знать, что фотожурналистика в аспекте соединения слова с изображением распадается на несколько направлений. Выделим основные из них.

•Фотография служит иллюстрацией для словесного текстового материала. Например, в статье говорится о какой- либо политической инициативе, и в текст вверстывается фото группы политических деятелей или выступление одного из них на очередном заседании. •Готовится вербальный текст на определенную тему и одновременно снимаются на эту тему фотографии. Такой случай может быть при подготовке очерка, статьи, комментария, корреспонденции, проблемного репортажа.

•Слово и изображение сливаются как бы в один органичный текст. Это происходит, как правило, при подготовке фоторепортажа. Текст обычно готовит пишущий журналист, но может это делать одновременно с подготовкой фотоматериала и журналист снимающий (как, например, Василий Песков, Юрий Рост). •Готовые фотографии, поступившие в редакцию от информационных агентств, других средств МК, фотокорреспондентов и фотолюбителей, обобщаются и подаются в виде отдельных серий, тематических подборок. Так, «Независимая газета», «Литературная газета», «Известия», «Коммерсантъ» и ряд других периодических изданий готовят исторические, культурно-просветительские или социально-политические полосы на темы определенных событий, памятных дат или в связи с организованными ими конкурсами.

•Публикация отдельных фотографий или созданных на их основе фотомонтажей и коллажей. Это могут быть фотопортреты, фотоэтюды, фотопейзажи, сатирические и юмористические материа- лы.

•Оформительские и рекламные фотографии.

Видимо, это перечисление можно было продолжить. Названы лишь основные тенденции применения фотографии в печати, да и в электронных СМИ.

Особым случаем является использование текста как вербального знака непосредственно в плоскости кадра. Эта древний изобразительный прием пришел в фотожурналистику из рукописных книг и летописей, старинного лубка, где с его помощью создавались емкие метафорические и аллегорические сюжеты, из графических и живописных произведений западного и восточного искусства. Во всех случаях результативность вербально-визуальной коммуникации зависит от творческого подхода к сочетанию слова и изображения.

Философ X. Ортега-и-Гассет писал, что «слова суть логарифмы вещей, образов, мыслей и чувств, поэтому они лишены самостоятельного существования и могут применяться лишь как знаки действительности». Но многие ученые, писатели, поэты полагают, что Слово, словесная речь является непосредственной действительностью мысли. Никарагуанский поэт Рубен Дарио (1867-1916), например, писал: «Я никогда не исповедовал слепого преклонения перед словом ради слова... И все же слово родится вместе с мыслью или сосуществует с ней, ибо мы не можем представить себе одно без другого... Тех, кто неверно употребляет слово, следует признать виновными, ибо они не научились владеть этим острым и чувствительным инструментом». Задолго до него великий немецкий поэт И.В. Гете высказал устами Мефистофеля язвительную мысль:

 

Спасительная голословность

Избавит вас от всех невзгод,

Поможет обойти неровность

И в храм бесспорности введет.

Держитесь слов.

 

«Над всеми смыслами отдельных слов в тексте, над текстом (мы можем понимать здесь под понятием «текст» и вербальный, и визуальный тексты. - В.Б.) витает еще некий сверхсмысл, который и превращает текст из простой знаковой системы в систему художественную. Сочетания слов, а только они рождают в тексте ассоциации, выявляют в слове необходимые оттенки смысла, создают эмоциональность текста».

Таким образом, слово служит выражением мысли. Но мысль, в отличие от изображения, никогда не является чувственным подобием мира, слово всегда неадекватно предмету, который оно обозначает. Как пишет философ Г.Гачев в контексте рассуждений о связи кино и литературы, « искусство кино словно для того и изобретено было, что бы привести

в движение, расчеловечивать материю, вещи, справляться с ними, а не бежать от них. Ведь два с лишним века первенствовали духовные искусства: музыка и литература, в которых человек отвращался от материального... и погружался в мир идей и внутренних созерцаний»

Следовательно, изображение связывает слово с миром вещественным. Материализует мысль, делает ее более конкретной и убедительной. Однако задача изображения не чисто вспомогательная, прикладная. Ранее подчеркивались особые свойства фотовидения - выделять, драматизировать свойства вещей и объектов съемки, придавать им особую чувственность (как прекрасного, так и безобразного свойства). Союз изображения и слова в произведении фотожурналистики обладает поэтому эффектом «двойного воздействия», по аналогии с музыкальным творчеством его можно охарактеризовать как контрапункт двух смысло- и чувствовыявляющих средств коммуникации.

К суждению Г. Гачева надо сделать небольшую поправку, что за полвека до рождения кинематографа («светописи» движения) уже существовала фотография («светопись» статичного мира), которая, наследуя принципы пластических искусств Ренессанса, также сконцентрировала, обострила взгляд человека на вещное, материальное. Создала своеобразное фотовидение, которое предвосхитило явления кино- и телевидения, современный мир документальной и художественной видеокоммуникации.

Как уже говорилось ранее, фотография с первых же своих шагов стала искать свое место в массовой коммуникации (через гравюры, литографии, фототипии). Следовательно, к словам философа Г. Гачева можно добавить, что фотография словно для того и изобретена была, чтобы человек мог справляться с вещами, а не бежать от них. С помощью фотографии человек как никогда раньше сблизился с материальным, проник в ближние и дальние миры, разложил пространство на части, а время - на статичные мгновения. Тем не менее основой того журналистского текста, в который включалось фотографическое изображение, всегда была вербальная коммуникация. Даже полоса газеты и журнала, целиком сверстанная из фотографий на определенную тему, как это часто делают ныне «Известия», «Коммерсантъ», «ЛГ», «МК», «НГ» и многие «глянцевые» и «матовые» журналы, воспринимается в общем вербальном контексте всего номера. Слово как бы задает тон изображению, выстраивает его согласно общему замыслу, главной идее номера.

Примером здесь могут служить и профессиональные журналы по фотографии, не только технического, но и творческого характера. Так, увидевший свет в начале 2004 г. «первый исключительно фотографический журнал», как его определила редакция, под названием одноименного интернет-сайт. «Фотопроарт-коллекция» предоставлял возможность непосредственного общения с известными фотографами. Причем старая отговорка мастеров «мои работы говорят сами за себя» здесь ими забыта. Многие философски осмысливают и декларируют то направление, в котором они работают. Читатели (они же - зрители) могут не соглашаться с некоторыми высказываниями и демонстрируемыми принципами фотовидения, но тем интереснее вникнуть в творческую «кухню» авторов.

Читаем Г. Гачева дальше, обращая его мысли на наш предмет - фотовидение и фотожурналистику. Он пишет, что принцип кино - кадр. Его состав: человек в мире вещей, где то вещь (город, природа) служит фоном человека, то человек- фоном вещи. Так что вещность мира - не враг, а друг для кино (и добавим - для фотографии. - В.Б.). Величие и мизерность строений города, царственность линий автомобиля и самолета - вещи в XX в. резко, рельефно и прозрачно излучают дух человека. Они в высшей степени говорящие, воистину, cum tacent clamant, молчащие - они кричат. Этому крику застылого, вещного мира и дает разродиться, разразиться - кино. Слово, таким образом, в случае непосредственного «немого крика» кино- или фотокадра должно быть минимальным, выполнять функцию «огранки» заложенного в нем света, мысли. В случае радостных или трагических событий фотографии публикуются и вовсе без каких-либо комментариев. Молчащие - они кричат. Можно вспомнить фоторазвороты газет и журналов о выдающихся событиях и поворотных днях в жизни страны или мира: встреча челюскинцев, День Победы, встреча Первого космонавта, август 1991 г. в Москве, крушение Берлинской стены (ил. 40). Трагическое также не требует больших словесных комментариев. Специальные выпуски многих газет в дни Бесланской трагедии опубликовали лишь фотографии, Молчащие - они кричали...

Ил. 40. А.Суау. Нет Берлинской стене.

 

Сближение изображения и слова как в пластических искусствах, так и в кино и фотографии, тем органичнее, чем яснее обозначен в кадре отход от прямых чувственных подобий предметов окружающего мира. Фотожурналист, если перефразировать слова П. Пикассо, сказанные о творчестве художника, стремится изображать мир не просто таким, каким его видит, но и таким, каким его мыслит. Художники оперируют и цветом, и рисунком, как писатели словами (Ван Гог). Фотожурналист оперирует и светом, и цветом, и рисунком, и словами.

Для расширения представлений о прочном союзе слова и изображения можно обратиться к «Статьям об искусстве» русского философа Н.Ф. Федорова. В частности, он подчеркивал важность письменной коммуникации, новых средств сообщения, объединяющих пространства. В процессе умножения представлений (подчеркнем, в том числе - визуальных) мысль вынуждена открывать между ними соотношения, связи, приводить их в такой порядок, чтобы трудно было забыть каждое и легко вспомнить35. Представление русского философа-космиста о Музее как объединении всех искусств и знаний в целях перехода от воспоминаний к воскрешению предков, должно быть воплощено, по нашему мнению, в системе средств массовой коммуникации. Слово здесь является связующим звеном между визуальными СМК, как это и осуществляется, например, сейчас в музеях, в Интернете, в больших фотосериях и проектах на выставках фотографии.

Иллюстрирование сейчас все шире становится элементом текстообразо- вания. Уровень интегрированности всех изобразительных средств, равно как и других знаковых образований, в единое текстуальное пространство печатных и электронных изданий весьма высок. С распространением цифровых видов получения и обработки изображений возникло понятие «конвергентная журналистика».

Из всех изобразительных средств, которые могут быть представлены на печатной странице или странице сети Интернет, «исключительно глубоко соотнесены с содержательными и формальными аспектами текстообразующих ингридиентов именно иллюстрации, поскольку они призваны реализовать прежде всего функцию пояснения материала», - пишет Б. Мисонжников . В данном утверждении обнаруживается, на первый взгляд, вторичность фотоиллюстрации по сравнению с вербальным текстом, на что указывает первое отмеченное нами направление в использовании фотоиллюстраций. И действительно, такое мнение разделяют те редакторы, издатели, которые отводят иллюстрации роль лишь вспомогательного материала, сопровождающего и дополняющего письменный текст посредством визуализации отдельных сюжетных и тематических моментов. Иллюстрация в этих случаях оказывается в ряду особого жанра изобразительного искусства, ее образный строй опирается на какую-то, заранее данную, литературную канву.

Но Б. Мисонжников развивает далее в своей статье мысль о том, что слово и изображение на полосе издания равноценны. Поэтому лишь сугубо условно можно признать функциональное разделение использования снимка на страницах прессы на направления, подчеркивающие его или самостоятельную, или вспомогательную роль. Этот исследователь предлагает рассматривать печатную страницу (мы бы сюда прибавили и Интернет-страницу) как совокупное знаковое образование. Такая страница является единым текстом, использующим и печатные (слово), и визуальные (изображение) знаки коммуникации. Если какой-либо из элементов этих видов коммуникации будет вверстан в общий текст безотносительно к характеру других ингредиентов (часто бывает, что это именно изобразительный материал), то структура может потерять информационную насыщенность (энтропия) и оказаться полностью разрушенной.

Этимология понятия «слово» во ходит к латинскому сlueo - архаическое «слышать, слушать», но также и значениям слава, слыть, восходящим древнеиндийскому и древнегреческое языкам. Древний значащий корень предполагал одновременное значение говорения и слушания, другими словами - производство сообщения и его восприятие, круговорот речи, общение, коммуникацию. Отсюда происходит и имя одной и девяти олимпийских муз - Клио, считающейся с эллинистического времени музой Истории. Она изображалась со свитком и грифельной палочкой в руках.

Не символ ли эта грифельная палочка будущих фото- и видеокамер, пишущих историю современности так, чтобы она живо воспринималась потомками?

 

Вопросы для самопроверки

 

1 Что может лучше отразить в реальной действительности фотография — общее или частное и какими средствами?

2 Что говорили о научном и художественном познании мира древнегреческий философ Аристотель, русский философ С. Франк, немецкий поэт И. В. Гете?

3 Что означает слово «живописность» ?

4 Можно ли говорить о поэзии фотографии?

5 Каковы основные характеристики реалистического («прямого») и экспериментального направлений в фотографии? Кто их наиболее известные представители?

6 Что означает «бинокулярное» зрение и как оно воплощается в фотоснимке?

Может ли фотография изображать пространство в глубину?

8. Назовите три основные условности отображения реальных объектов в фотографии.

9. С помощью каких приемов можно отобразить движение в фотографии?

10. Раскройте понятия линейной и светотональной перспективы.

11. Что является основным объектом исследования мира в слове и фотоизображении?

12. Каковы особенности восприятия слова и изображения? Приведите высказывания известных деятелей науки, искусства и литературы.

13. Назовите основные четыре направления соединения слова с изображением в печатной журналистике.

14. Как изображалась в Древней Греции муза Истории - Клио?

ГЛАВА IV

Изобразительные

И выразительные средства

фотожурналистики.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.167.166 (0.015 с.)