Взгляд на мир как на единство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взгляд на мир как на единство



абсолютного и относительного.

Рассмотрение этой широкой темы будет так или иначе пересекаться с такими философскими проблемами отражения действительности, как субъективное и объективное, общее и частное, типическое и индивидуальное во взгляде на мир.

Сначала укажем на концептуальные предпосылки такой постановки темы, так как в пособиях по фототворчеству подобный подход, пожалуй, осуществляется впервые.

Аристотель называл искусство знанием общего. Люди искусства знают «почему» и постигают причину вещей и событий.

Еще ранее Платон говорил, что трудное и истинное состоит в том, чтобы показать в другом то же самое и в том самом - другое, и притом так, чтобы оно в отношении к другому было то же самое.

Выдающийся русский философ С.Л. Франк в своем труде «Реальность и человек»3 отметил несостоятельность двух противоположных, но по форме родственных постоянных тенденций человеческого ума.

Это, во-первых, рациональная метафизика - попытка проникнуть в скрытое «существование вещей» и, отличая его от данных опыта, от внешней, видимой картины бытия, вскрыть это существо как нечто определенное. Во-вторых, это позитивизм, для которого характерно отрицание вообще реальности как чего-то своеобразного, как инстанции бытия. Реальность как бы расплывается в частностях, в деталях, теряет всякую самостоятельность. В познании реальности должна содержаться антиномия единства тождества и различия, полноты и отрешенности.

С.Л. Франк вводит понятие «абсолютное», которое родственно понятию реальности. Ведь «абсолютное», отличаясь от относительного, не может иметь это относительное вне себя, ибо тогда оно не было бы подлинно абсолютным, т. е. всеобъемлющим, всеобъемлющей реальностью. Абсолютное, с одной стороны, есть «отрешенное» ('буквально - ad-solutum), т.е. инородное всему относительному. Но в то же время оно может быть таковым, только включая в себя относительное, не отрешенное от конкретной материальной и духовной реальности.

Исходя из этих предпосылок, можно сделать и ряд выводов, касающихся фотожурналистики. Отражение реальности происходит здесь, если продолжить ссылки на работу С.Л. Франка, либо рассудочно-утилитарное, либо субъективно-эмоциональное (аффективное).

«Факты вызывают в нас чувства симпатии или антипатии, удовольствия или неудовольствия, но сами по себе, в своем объективном содержании, ни в какой мере не обладают свойствами того, что мы переживаем в отношении их». Но в этой зачастую безразличной для нас реальности выделяются, продолжает философ, явления особого порядка. Не важно, природного они происхождения или произведения человеческого творчества. Они приковывают к себе не наше рассудочное внимание, а само внутреннее существо нашей души (то, о чем писал Р. Барт. - В.Б.). В их собственном содержании человек испытывает что-то значительное, какой-то духовный смысл, что-то родственное интимной глубине своего «Я».

Развивая мысли С. Франка, можно сказать, что в этих случаях возникает эстетическое наслаждение, а явления, о которых идет речь, приобретают особую ценность - эстетическую. К нам приходит красота. Она вызывает в нас эстетический образ-переживание, благодаря присущему ей характеру выразительности. Когда зритель воспринимает что-либо «эстетически», то это значит, что вместе с данными чувственного опыта он воспринимает, как бы в их глубине, что-то иное, не чувственное. «Прекрасное прекрасно потому, что “выражает” что-то, “говорит” нам о чем-то за пределами определимых чувственных данных; в силу этого оно означает что-то особо значительное, что отсутствует в содержании обычного опыта объективной действительности».

«Кора чистой фактичности» часто скрывает от зрителей эту внутреннюю красоту реальности. Ведь логически зафиксированная красота теряет непосредственную прелесть своей красоты. Но если эта кора, эта логика утончена и прозрачна, то сквозь нее просвечивает и становится ощутимой сама реальность. «В земном становится видимым и ощутимым что-то неземное, “небесное”, что-то родственное потаенным, скрытым от мира глубинам нашей души, нашей в себе сущей, себе самой раскрывающейся реальности». И хотя прекрасное абсолютное невозможно свести к каким-то логическим формулам, так как оно несет в себе самом свое внутреннее единство, которое обнаруживается лишь в гармонии частей и элементов прекрасного, тем не менее оно присутствует и в ограниченном. Поэтому исследователи визуальных средств коммуникации - кино и фотографии так или иначе всегда пытались разделить свой предмет изучения на ряд составляющих, а в них обнаружить это частное и относительное, которое может привести к познанию и освоению общего и абсолютного, т.е. окружающей нас реальности, сути бытия.

Много размышляет об этом, в частности, и цитировавшийся нами выше французский философ Ж. Делез, когда он дает характеристики образу-переживанию (аффектам) и образу-действию, анализирует такие «знаки» кино- и фото- видения, как «кадрирование», «раскадровка», «крупность планов», «глубина пространства», «линейная и тональная перспектива», «свет и тени», «цвет и его оттенки» и т.д. Однако он использует при этом несколько иной, чем у С. Франка понятийный аппарат. В его представлении в визуальной коммуникации существуют экспрессивные и лирические абстракции, когда экспрессивное или лирическое изображение частных, конкретных деталей пейзажа или портрета приводит к всеобщему, абсолютному выражению эмпирической реальности. Абсолютными категориями у него являются «свет и тьма»-в случае экспрессионизма, «свет и еще большая белизна» - в случае лиризма. Крупность плана, по Ж. Делезу, также связана не просто с увеличением объекта или его детали, а с абсолютизацией проявляемой ими Сущности. «Крупный план абстрагирует этот объект от всех пространственно-временных координат, то есть возводит его в ранг Сущности». Мы с помощью творческого укрупнения при фотосъемке познаем мир в бэконовском смысле. Философ Ф. Бэкон, автор максимы «Знание - сила», понимал Знание как приближение к Абсолюту, как приближение к высшему Благу и Истине. Эти же цели должна ставить перед собой и истинная фотокоммуникация.

Подход к исследованию фотографии по линии «документальное-художествен- ное» не открывает всех горизонтов изучения этого средства МК. И в документальном, и в художественном способе отражения мира существуют явления, типологически объединяющие творчество фотомастеров разных направлений. Это феномены творчества, позволяющие зрителю видеть на снимке в частном - абсолютное. Подобного рода феномены легли в основу классификации американского ученого Б. Ньюхолла, который в своей капитальной книге «История фотографии» (1949) выделил четыре направления, определяющие лицо современной фотографии.

«Чистая» фотография,

Или «прямой» стиль

Творческие принципы этого направления разрабатывали и осуществляли в своих произведениях А. Стиглиц, Э. Атже, М. Дмитриев и др. Они опираются на способность камеры детально и точно фиксировать изображение в кадре с передачей всего богатства окружающего мира, природы и человека. В этом случае фотокамера с наибольшей полнотой отражает общее, объективное в окружающей реальности, стремясь в ряде случаев даже отрешиться от нее, т.е. приблизиться к абсолютному. В большинстве случаев фотосъемка и печать происходят без вмешательства в структуру выделяемой реальности, в структуру снимка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.006 с.)