Глава 19. Исторический процесс, его смысл 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 19. Исторический процесс, его смысл



И движущие силы

 

1. Понятие всемирной истории и единство исторического процесса

2. Исторический процесс: его смысл и направленность

3. Источники и движущие силы исторического процесса

4. Критерии членения исторического процесса. Формационный,

цивилизационный и культурологический подходы к истории

общества

 

Понятие всемирной истории и единство

Исторического процесса

 

История как всемирная история начинается с Нового времени. До этого человечество существовало в мозаичной форме. Оно выступало в виде отдельных социальных организмов, не связанных друг с другом. Можно выделить следующие факторы, способствовавшие становлению всемирной истории: 1) развитие экономики и появление торговли между различными странами и народами; 2) военно-политические факторы, способствовавшие объединению различных народов. Западные страны захватывали все новые и новые колонии и устанавливали свою власть; 3) распространение духовной культуры западных стран на захваченных территориях – христианство, науки, искусство и т.д.

Объективная диалектика исторического процесса, его единства и многообразия является центральной проблемой философии и социальных наук. В социальных концепциях можно выделить два основных начала, признающих либо одно начало (монизм), либо множество начал (плюрализм).

Впервые идея внутреннего единства исторического процесса была поставлена философской мыслью в XVIII столетии. Реальные предпосылки она имела в развитии связей между народами, в становлении капиталистического рынка. В результате появилась возможность осмысления истории как единого глобального процесса. В первоначальном виде идея единства истории была высказана Д.Вико в книге «Основания новой науки об общей природе наций». Единство истории он видел в том, что все народы проходят одинаковые ступени развития в истории. Идея поступательного развития всего человечества была сформулирована И.Гердером в книге «Идеи к философии истории человечества». Общественную закономерность он сочетал с религиозно-идеалистическим представлением о божественном начале истории. И. Гердер и Ж. Кондорсе выдвинули положение об историческом процессе как о бесконечном совершенствовании человеческого рода и всех его учреждений путем восхождения от низших этапов к высшим, при котором каждый последующий этап необходимо связан с предыдущим.

Проблема единства и многообразия исторического процесса ставится в концепциях социально-философского плюрализма. Его представители не склонны видеть в обществе сферу «определяющую» и «определяемую» Все области социальной активности человека рассматриваются как самостоятельные и равноценные. При этом они исключают единые научные подходы и критерии в анализе истории и исторической деятельности людей.

Если реальность, фиксируемая понятием «человеческое общество» стала складываться в новое время, то в новейшее время появилась потребность в его всестороннем и конкретном изучении. Как отмечал академик В.И. Вернадский, «впервые в истории человечества мы находимся в условиях единого исторического процесса, охватившего всю биосферу планеты Как раз закончились сложные, частью в течение ряда поколений независимо и замкнуто шедшие исторические процессы, которые в конце концов в нашем ХХ столетии создали единое, неразрывно связанное целое. И, может быть, главное – материальная, реально непрерывная связанность человечества, его культуры – неуклонно и быстро углубляется и усиливается. Общение становится все интенсивнее, разнообразнее и постояннее. Увеличение вселенскости, спаянности всех человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие годы чуть не ежегодно»[34]. Аналогичные мысли высказывает и немецкий философ К. Ясперс: «Создав возможность немыслимой прежде скорости сообщения, техника привела к глобальному единению, Началась история единого человечества; единой стала его судьба. Люди всего земного шара могут теперь видеть друг друга … политическое единство планеты является только вопросом времени»[35]. Если раньше человечество представляло собой совокупность отдельных локальных цивилизаций, проходящих определенный цикл развития от зарождения до упадка и гибели, то теперь оно превращается в единое органическое целое.

Сегодня глобализация становится реальным фактом. Народы всего земного шара оказываются вовлеченными в единую, хотя и весьма неоднородную, систему экономических, политических и культурных отношений. На смену прежней национальной замкнутости приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость народов друг от друга. Результаты не только материальной, но и духовной деятельности все больше становятся общим достоянием. Человечество в целом выступает как подлинный субъект всемирной истории. Важно, чтобы единство народов было продуктом свободного общественного союза людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.95.36 (0.005 с.)