Формы общественного сознания и их роль в истории общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы общественного сознания и их роль в истории общества



 

Общественное сознание существует и проявляется в различных формах. Чем же объясняется их многообразие? В конечном счете оно обусловлено богатством и многообразием самого мира, поскольку формы общественного сознания отражают различные стороны действительности. Кроме того это вызвано конкретными социальными потребностями. Формы общественного сознания различаются: 1) по предмету и способу отражения, т.е. по тому, что отражается и как отражается, 2) по соотношению уровней отражения: теоретико-идеологического, обыденного и социально-психологического, что характерно для всех форм сознания, исключая науки, 3) по их происхождению и сущности, а также классовой природе, 4) по их месту среди других форм сознания, а также по взаимодействию между собой и с экономическим базисом, 5) по своей социальной функции или своеобразной роли в жизни и развитии общества.

Возможно и другое их различение: по предмету, по содержанию, по способу отражения. В современной философии выделяют следующие формы общественного сознания: мифология, религия, философия, наука, право, мораль. Каждая из них отражает соответствующую сторону общественного бытия и как бы воспроизводит их духовно. При этом сохраняется относительная самостоятельность форм общественного сознания.

На ранних ступенях развития общества общественное сознание находилось в синкретическом состоянии и не расчленялось на отдельные формы. Примитивному общественному бытию первобытных людей, крайне низкому уровню развитию материального производства соответствовало примитивное, недифференцированное сознание. Умственный труд еще не отделился от физического и сознание людей было «непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни».

Мифологическое сознание было первой исторической формой и способом духовного освоения природной и социальной реальности. Разложение мифологии привело к возникновению религии, философии, науки, морали, искусства. В классической форме этот процесс произошел в Древней Греции, где наблюдались различные типы мировоззрения и процветали разные формы общественного сознания.

Следующий этап в развитии общественного сознания был связан с развитием христианской религии в западноевропейских странах. Здесь все остальные формы общественного сознания оказались в жесткой зависимости от религии, являясь как ее дополнением. В Новое время на смену религии как ведущей формы общественного сознания приходит наука, формируется юридическое мировоззрение. В новейшее время на передний план выходит политика как форма общественного сознания, которая подчиняет себе все остальные формы. Таким образом, мы видим, что в разные эпохи на передний план выходили различные формы общественного сознания, в свете которых воспринимались все остальные.

История свидетельствует об огромной роли идей в жизни общества. Сегодня становится возможным на основе признания приоритета общечеловеческих ценностей вести более эффективный диалог и сотрудничество с людьми, придерживающимися другой идеологии, других духовных ценностей и идеалов.


Глава 21. Культура и цивилизация

 

1. Культура как объект философского и научного познания. Понятие

культуры

2. Генезис, основные компоненты и функции культуры

3. Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации

4. Запад – Россия – Восток: диалог культур

 

Культура как объект философского и научного анализа.

Понятие культуры

 

Проблема культуры относится к числу фундаментальных проблем современного обществознания. Как и любая философская проблема она имеет свою историю, При этом важно отличать историю представлений и понятий о культуре от истории самой культуры. Зачатки культуры обнаруживаются на самых ранних этапах существования людей (настенная живопись, предметы труда и домашнего обихода), но они не сразу получают адекватное отражение в общественном сознании. Это отражение становится возможным на довольно высоком уровне развития человеческой цивилизации. Сама культура возникает как преодоление человеком органической предопределенности вида. Культура является определенным скачком из царства природной необходимости, где все подчинено законам природы, в область связанную со свободой человека. Культура – это надорганическое состояние человека.

Культура формируется прежде всего в ходе материально-производственной деятельности. На определенной ступени развития культуры появляется возможность ее адекватного понятийного осмысления. В понятии культуры находит свое выражение осознание человеком своей самостоятельной роли в окружающем мире. В переводе с латинского культура означает возделывание, обработка, уход, улучшение. В настоящее время в литературе существуют два подхода к определению источника возникновения понятия культуры. Представители первого подхода считают, что слово культура возникает от агрикультуры (земледелие в Древнем Риме). Культура является попыткой перенесения данного термина на другие стороны человеческой жизни. Считается, что впервые это слово употребил Цицерон, который говорил об окультуривании человеческих чувств. Представители второй точки зрения утверждают, что слово культура происходит от термина «культ». Культ содержит в себе элемент духовного.

Широкое распространение понятие «культура» получает. Под культурой понималось все то, что создано человеком и противостоит природе. С XVIII в. начинается интенсивное осмысление культуры, что осуществлялось как на уровне обыденного сознания, так и на научном уровне. В современной литературе существует более 400 определений культуры и это количество продолжает расти. Такое многообразие трактовок культуры объясняется следующими основными причинами: 1) сложность и многогранностью культуры как объекта изучения; 2)Каждый исследователь обращает внимание обычно на одну какую-то сторону этого феномена. Каждый исследователь работает в рамках определенной науки и через ее призму дает соответствующее определение культуры. Существует несколько подходов к определению понятия «культура»: 1) Этнографический, согласно которому в культуру входят различные нормы поведения людей, этноса, определенные типы укладов, определенные виды знания. Этнография в основном изучает культуру древних народов; 2) антропологический. Представители антропологического подхода считают, что в культуру входит все то, что создано человеком; 3) социологический подход основан на описании различных форм культурной жизни народов; 4) философский. Философия дает понимание культуры не в ее частных проявления, а как феномен общественной жизни в целом. С точки зрения философии является одновременно творцом и восприемником культуры. Культуру необходимо отличать от общества, поскольку она фиксирует лишь социальную сторону общества. Между тем общество является природно-социальным образованием.

Таким образом, можно зафиксировать три основные сферы проявления культуры: 1) отношение человека к окружающей природе; 2) отношение человека к другому человеку; 3) отношение человека к самому себе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.006 с.)