Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие науки, ее генезис и специфика научного познанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ХХ в. наблюдается необычайно быстрый рост социального значения науки. Как отмечал еще в середине этого века Дж. Бернал, «сегодня человечество не может ни развиваться, ни даже существовать без науки». И это действительно так, поскольку наука играет исключительную роль во всех сферах жизни общества. Ее результаты используются не только в домашнем обиходе, но и в космических исследованиях. Что же такое наука, когда она возникла и какова специфика научного познания? Хотя сегодня не существует единого определения науки, ее можно рассматривать с трех основных сторон: 1) как систему знания и форму общественного сознания; 2) как определенный вид общественного труда и специфический вид деятельности; 3) со стороны ее общественной роли, прежде всего как производительной силы. Мы будем рассматривать науку как знание и социальный институт. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знания о природе, обществе и мышлении. Ее непосредственной целью является постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязей. В современной литературе существует три точки зрения по вопросу о возникновении науки. Представители первой точки зрения утверждают. Что наука возникла в первобытном обществе вместе с человеком. Например, Спенсер считал, что ум дикаря уже содержит научные знания, поскольку наука – это расширенное обыденное знание. Для других, например, для Ж.-Ж. Руссо наука является порождением древневосточной цивилизации. Третьи относят ее начало к периоду античности, связывая при этом понятие науки именно с европейской наукой и философией (И.Д. Рожанский, П.П. Гайденко). Для четвертых наука датирует свое начало временем позднего средневековья (Дюгем). И наиболее распространенной, пятой точкой зрения является признание того, что именно с XVII в. датируется начало современной науки. При чем генезис научного знания является одновременно процессом формирования науки как особой формы общественного сознания и социального института. Наука как социальный институт предполагает, во-первых, совокупность знаний и их носителей; во-вторых, наличие познавательных целей и социальных функций; в-третьих, обладание специальными средствами познания и научными учреждениями; в-четвертых, появление научных журналов, книг, обществ; в-пятых, организация систематического образования подрастающего поколения. Современная наука возникает в Западной Европе в XVI-XVII вв. В ее развитии можно выделить следующие основные периоды: 1) Классический (XVII-XIX вв.), когда предмет познания рассматривается сам по себе безотносительно к условиям познания; 2) неклассический (первая пол. ХХ в.), связанный с отказом от объективизма и началом учета связей между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности; 3) постнеклассический, (2 пол. ХХ в.), когда происходит включение субъективной деятельности в «тело познания». Здесь учитываются не только знания об объекте и особенности средств и операций деятельности субъекта, но и его ценностно-целевые характеристики. Целью науки является открытие законов природы, общества и мышления. В структуру научного познания входят объект, субъект и средства познания. По предмету и методу выделяют науки о природе и науки об обществе и познании. Отдельные группы наук составляют практические науки, включающие технические, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские дисциплины. Наряду с научным познанием и знанием существует и донаучное. К последнему относятся донаучное, обыденное, вненаучное. Донаучное познание – это исторический этап в развитии познания, предшествующий научному познанию. Обыденное или житейское – это познание, основанное на наблюдении и практическом освоении природы, на накоплении многими поколениями жизненного опыта. Не отрицая науку, оно не использует ее средства – методы, язык, категориальный аппарат. К вненаучному (паранаучному) относится познание, претендующее на научность, использующее научную терминологию. Это так называемые оккультные науки: алхимия, астрология, магия и т.д. Наука возникает в результате отмежевания от мифологии и религии от объяснений явлений сверхъестественными причинами. Она опирается на рациональное объяснение действительности. Она характеризуется последовательностью и систематичностью, стремлением обосновать свои положительные знания, специфическими способами проверки (научный эксперимент, правила выводного знания).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.012 с.) |