Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Слово «цивилизация» происходит от латинского civilis –гражданский, государственный. Впервые этот термин был употреблен Мирабо в работе «Друг людей или трактат о народонаселении» (1757) Первоначально это понятие возникло в русле толкования прогресса и употреблялось как противоположная варварству стадия истории, основанная на разуме и справедливости. Так, французские просветители назвали феодализм с его ценностями неразумным и варварским обществом. Ему было противопоставлено капиталистическое общество, которое, по их мнению, является цивилизованным. Впоследствии в связи с осмыслением разнообразных культур сложилась так называемая этнографическая концепция цивилизации, в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа своя цивилизация. В марксистской философии под цивилизацией понимается определенная стадия в развитии человеческого общества, следующая за эпохой дикости и варварства, которые рассматривались как неразвитые ступени культуры. В широком смысле оно означает совокупность материальных и духовных достижений различных народов, а в узком смысле материальную культуру. В настоящее время цивилизация понимается неоднозначно. Во-первых, цивилизация считается синонимом культуры. Во-вторых, цивилизация рассматривается как определенный уровень развития материальной и духовной культуры различных народов и всего человечества. В-третьих, цивилизация означает упадок культуры, ее определенное состояние, старение. В-четвертых, цивилизация определяется как ступень развития, следующая за варварством и дикостью. Наиболее обоснованной сегодня считается четвертая трактовка. Цивилизация – это понятие историческое, а культура – общечеловеческое. Культура присуща человечеству с момента его возникновения и до наших дней. Когда говорят о возникновении цивилизации, то имеют в виду, что она появилась вместе с возникновением разделения труда, торговли, городов, различных областей духовной культуры. Проблема цивилизации сегодня выдвинулась на передний план в силу ряда причин. Во-первых, научно-технический прогресс в современном мире способствует быстрому формированию технологического, информационного способа производства во всех странах мира; во-вторых, в связи с переосмыслением практики социалистического строительства в СССР и других странах возродились споры о двух основных цивилизациях – Западной и Восточной. Возникла дилемма: существует одна человеческая цивилизация или несколько? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории. С древнейших времен различались Восточная и Западная цивилизации. Их специфика была обусловлена особенностью географической среды, плотностью населения, особенностью трудовой деятельности, социокультурными факторами. Эти типы цивилизаций взаимодействовали между собой, возникали различные «гибридные» общества. Характерные черты традиционной цивилизации: деспотическая власть, бесправие подданных, неподвижная социальная, общинная структура, невыделение личности, неразвитость права, в духовной сфере господствуют религиозно-мифологические представления. Европейская цивилизация сформировалась в западной Европе в ХУ – ХУ11 вв. Для нее характерны: ускоренное развитие техники, динамичность социальной структуры общества, личность рассматривается как высшая ценность, в культуре доминирует научная рациональность, значительное внимание уделяется инновациям. Западная цивилизация является по своему характеру противоположной Востоку. Под Западом понимается особый тип культурно-цивилизационного развития, который сформировался в Западной Европе примерно в XVI – XVII вв. Эта цивилизация возникла на основе античной культуры и христианской традиции. Проблема типологии цивилизаций связана с вопросом о культурном самоопределении народов, об их исторической судьбе. В настоящее время в обществознании существуют различные типологии цивилизаций Ряд исследователей выделяет такие исторические типы цивилизации: традиционное общество, индустриальное общество и информационное общество. Другие исследователи считают, что можно выделять земные и космические цивилизации. Среди наиболее крупных исследователей в области культуры и цивилизации можно назвать Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П.А. Сорокина. При определении содержания понятия цивилизации его часто соотносят с культурой. Так, Шпенглер, рассматривая цивилизацию как совокупность технико-механических факторов, противопоставляет ее культуре как царству органически-жизненного. Цивилизация – это этап культуры, для которого характерен высокий уровень науки и технических достижений и упадок литературы и искусства. Культура, которая исчерпала себя, становится цивилизацией. Он отрицает преемственность культур и культурных традиций. Культура и цивилизация – два разных аспекта истории. Значительный вклад в учение о цивилизации внес Тойнби, который выделяет следующие «живые» цивилизации: западное общество, православно-христианское, исламское, индуистское, дальневосточное.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.81.186 (0.005 с.) |