Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление, особенности и основные этапыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развития русской философии Русская является важнейшей составной частью мировой философской мысли. Имея почти тысячелетнюю историю, она складывалась постепенно и оформилась лишь в XVIII в. До этого философские идеи и положения не были институционально оформлены и входили в качестве специфических компонентов в другие формы общественного сознания. Сегодня же русская философия представляет собой многообразие учений, школ и течений, для которых характерен повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека и общества. Для раскрытия истории русской философии представляет особый интерес интегративная концепция истории русской философии, предложенная М.А. Маслиным. По его мнению, единство в многообразии является главнейшей родовой чертой всей русской философии. Согласно этой концепции, «динамическая, интегральная версия единства русской философии представляет ее в виде целостной картины, отражающей все главнейшие этапы русской мысли: 1. Ранний период (XI-XVII вв.); 2. Философия XVIII в.; 3. Философия первой половины XIX в; 4. Философия второй половины XIX в. 5. Философия XX-XXI вв. Важно также подчеркнуть, что истолкование русской философии с точки зрения единства предполагает также ее понимание не как прошедшего, а как продолжающегося феномена философской культуры, доведенного до наших дней»[10]. Действительно, подход к русской философии как к единству в многообразии позволяет реализовать объективное, целостное освещение истории русской философии. Своими корнями русская философия уходит во времена Киевской Руси и Московского царства. На ее становление значительное влияние оказали языческие традиции древних славян, представлявшие собой довольно богатый культурный пласт и византийское православие. Вместе с христианством Русь получила от Византии и православную философию, постепенно выделяя ее в самостоятельную область знаний. Правда, православная философия смогла укорениться в нашей стране лишь приобретая национальный характер и усваивая культурные традиции русского народа. В ходе развития философии в ней отразился сложный и противоречивый характер отечественной истории, особенности русской культуры и национального самосознания. В средневековой Руси получили распространение развитые идеи теологического рационализма, христианизированного платонизма, христианской историософии. В связи с этим можно вполне определенно говорить о принадлежности русской философской культуры к восточно-христианскому цивилизационному ареалу. Среди первых мыслителей, которые начали разрабатывать философские проблемы, можно назвать митрополита Иллариона (XI). В трактате «Слово о законе и благодати» он рассматривал вопросы истории человечества и закономерности его изменения, считая причиной этих процессов смену форм религии. Противопоставляя Ветхий завет (иудаизм) и Новый завет (христианство), автор выводит два различных принципа общественного устройства: «закон» и «благодать». На первом основывается подчинение народов друг другу, на втором их полное равноправие. Киевская Русь, по его мнению, основывается на принципе «благодати». Это положение служит ему для теоретического обоснования государственной самостоятельности и международного значения русской жизни. Илларион полагал, что христианизация Руси является завершающим этапом распространения этой веры и рассеивания «тьмы бесослужения» с помощью «слова ангельского», а крещение открыло людям путь к жизни вечной, к истине и благодати. Теме природы человека посвящена «Молитва» Иллариона, где подчеркивается ее греховность и нестойкость. Эти качества устремляют человека к «земному» и порабощают его «заботами житейскими». Именно поэтому для спасения человека требуется его обращение к Богу, который воплощает в себе совершенное, великое и благое. Значительной фигурой того времени был епископ Кирилл Туровский (ок. 1130-1182). Он стремился обосновать земной смысл нравственности, которая заставляет людей достойно жить в мире. Отречение от него рассматривается как аморальное явление. Туровский первым на Руси предложил учение о естественном происхождении разума. Он считал, что если тело первично по отношению к душе, то, значит, в таком порядке они и сотворены. Вслед за порядком творения должно идти и познание: сначала познание природы, а затем познание бога. Человек имеет собственный разум, который в состоянии постичь и «стройный разум» – целостное знание о мире и Боге. В XIV-XV вв. в недрах самого православия возникали различные еретические учения. Среди них наиболее значимым было т о, которое зафиксировано в оригинальном источнике древности, в «Молении Даниила Заточника». В этом произведении воспеваются разум и мудрость как высшие человеческие добродетели, ученость и справедливость противопоставляются богатству, внешнему блеску боярства и лицемерию духовенства. Для автора «един смыслен» ценнее государству, чем десять «властелин без ума». Являясь человеком религиозным, Даниил Заточник в то же время высказывает некоторые антиклерикальные идеи, нападая на духовенство. О монахах и попах он писал, что «ангельский имея на себе образ, а блудливый нрав; святительский имея на себе сан, а обычаем похабен». В этой работе отстаивается сильная политическая власть и высказывается тревога о судьбах родины перед лицом надвигающейся внешней опасности. Для русской культуры начала XVI в. была характерна дискуссия по проблемам богословия. Особое влияние на нее имел исихазм – учение, основанное византийским богословом и философом Григорием Паламой. Представлению о непостижимой божественной сущности исихасты противопоставляли утверждение о том, что бог является человеку через энергию сущностей. Исихазм прочно вошел в русскую религиозно-философскую традицию. Под его влиянием в высших кругах православной церкви образовались два направления – иосифляне и нестяжатели. Если иосифляне считали, что книги Священного писания являются мерилом истины и единственным средством обоснования любых теоретических положений, то нестяжатели, напротив, считали недостаточными слепую веру и связанную с ней строжайшую обрядность для достижения истины и духовного совершенствования. К нестяжателям относился Нил Сорский (1433-1508), написавший «Большой Устав», где рассматриваются человеческие страсти: добродетели (пост, целомудрие, нестяжание, милосердие, вера) и пороки (блуд, чревоугодие, грехи). Идеи нестяжателей разделял также Максим Грек, написавший такие произведения, как «Повесть об Оригене», «Платон-философ», «Беседа души и ума». В них он обращается к проблемам познания, проблемам человека и его духовного совершенства, рассматривает диалектику добра и зла. Особое значение Максим Грек придавал роли философии в духовном постижении ума и души. Для него философия – это «вещь весьма почитаемая и наибожественная». В XVII в исследователи обращались к анализу исторических событий недавнего прошлого, пытаясь философски осмыслить проблемы человека и его предназначения, проблемы власти и исторических судеб России. Определенную роль в развитии философской мысли сыграла апокрифическая литература, в которой наряду с мистикой и астрологией содержались сведения по метеорологии, экономике и т.д. Многочисленные «сборники», распространявшиеся среди населения, заключали в себе отрывки из философских построений отцов церкви, а также античных философов. Однако отрывчатые следы пробуждения философских интересов укладывались в рамки религиозного мировоззрения. Центрами философского образования в это время были Киево-Могилянская и Московская славяно-греко-латинская академии. Из их стен вышли многие видные деятели русского просвещения, а религиозная философия находила известный отклик в образованной среде русского общества. Московский университет, где возникает светская традиция в области философии и философского образования, а также Московская духовная академия имеют общего предшественника – Московскую Славяно-греко-латинскую академию Русская философия, являясь важным компонентом мировой философии, обладает рядом особенностей. Во-первых, важной ее предпосылкой является «византизм». Если латинский Запад распространил свое влияние на германские народы, то греческий Восток – на славянские. Отсюда следует, что система ценностей, мироощущение, менталитет человека, принадлежащего к православной цивилизации, иные, чем у западного человека (католика или протестанта). Во-вторых, русская философия долгое время развивалась в рамках религиозной, православной формы общественного сознания. В-третьих, эта философия имела социальную направленность и определенную историософичность, В- четвертых, для русской философии характерна идея соборности. Соборность в рамках православия означала сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям. Пройдя длительный путь своего развития, русская философия выступала в различных формах на разных этапах своего развития. Она была представлена не только религиозной, но и художественной и научной формами философствования. В рамках этих форм русская философия обсуждала и решала те проблемы, которые ставило перед человеком и обществом та или иная историческая эпоха.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.142 (0.011 с.) |