Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика немецкой классической философии

Поиск

Немецкая классическая философия (2-я пол. XVIII – 1-я пол. XIX вв.) является важнейшим этапом в развитии мировой философской мысли. Ее творцами являются Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и Фейербах, создавшие оригинальные концепции и выдвинувшие ряд принципиально новых идей.

Немецкая классика не представляет собой единого философского направления: Кант был субъективным идеалистом и дуалистом; Фихте – субъективным идеалистом; Шеллинг и Гегель – объективные идеалисты, а Фейербах – антропологический материалист. Вместе с тем мыслителей сближают: 1) общие идейно-теоретические корни, 2) преемственность в постановке и решении проблем, 3) непосредственная личная зависимость: младшие учились у старших, современники общались друг с другом, обменивались идеями, спорили.

В немецкой классической философии нашли свое отражение как общие черты эпохи становления капитализма, так и конкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии. В ней получили продолжение прогрессивные идеи западноевропейской философской мысли – вера в могущество разума, гуманизм, неотъемлемые права человека. Наряду с этим в рамках данного течения была переосмыслена и заново сформулирована проблема соотношения субъекта и объекта, разработан диалектический метод познания и преобразования действительности.

Стержневой линией развития немецкой классической философии было исследование форм всеобщности, которые у Канта и Фихте понимались лишь как формы, присущие человеческому мышлению. Шеллинг и особенно Гегель рассматривали их как формы самой действительности, которая понималась в качестве духовной реальности, разума. Проблема диалектического тождества выступала здесь основной философской проблемой, а ее решение служило основанием для изучения теоретической формы мышления, философских категорий.

При всем богатстве разнообразных идей и концепций немецкой классической философии присущ ряд общих черт, позволяющих рассматривать ее как единое духовное образование. Первой особенностью немецкой классики является понимание философии как критической совести культуры, души культуры. Философия, по мнению ее представителей, впитывая живые соки культуры, призвана осуществить глубокую критическую рефлексию по отношению к человеческой жизнедеятельности.

Сама философия дает науке глубокие и широкие гуманистические и методологические ориентации. Они стремились охватить мыслью особенности развития природы, человеческого бытия и истории. Кредо этого подхода к философии высказал Гегель: «Философия есть … современная ей эпоха, постигнутая в мышлении». Она понималась немецкими философами как строгая и систематическая наука, не только ориентирующаяся на научные образцы, но и обладающая своей спецификой. Сама философия дает науке глубокие и широкие гуманистические и методологические ориентации.

Второй особенностью является разработка философии как сложной дифференцированной системы наук. Так, Кант выделяет в качестве философских дисциплин прежде всего гносеологию и этику. Гегель же создает широкую систему философского знания, в которую входят логика, философия природы, философия истории, история философии, философия права, эстетика и др. Философия каждого из представителей немецкой классики является разветвленной системой идей, принципов, концепций, которые тесно связаны с предшествующим философским наследием и новаторски преобразуют его.

Третьей особенностью является то, что в этой философии происходило смещение акцентов с анализа природы на исследование человеческого мира и его истории. Здесь впервые осуществляется осознание того, что человек живет не только в мире природы, но и мире культуры, который выводится Кантом и Гегелем из деятельности человеческого духа.

Четвертой особенностью является разработка целостной диалектической концепции развития, приложимой к миру природы, обществу и человеку, познанию, науке и нравственности. Диалектика приходит на смену метафизике как методу мышления и познания и открываются широкие возможности применения диалектического метода.

Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию, постоянно развиваясь и обогащаясь. Если у истоков диалектической мысли находятся размышления Канта, то самую развитую форму придал диалектическому методу Гегель. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в бесконечном изменении и развитии.

Немецкая классическая философия имеет общечеловеческое значение. Ее представители пытались ответить на те вопросы, которые были свойственны не только их эпохи, но и весьма актуальны и сегодня.

 

Философия Канта

Основоположником немецкой классической философии является И. Кант (1724-1804). Его важнейшие работы – «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В них он предпринял грандиозную попытку объединить в одной системе эмпиризм и рационализм, где место врожденных идей занял априоризм, тесно связанный с трансцендентализмом.

Философский интерес Канта выражен в высказывании: «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне», где содержатся истоки двух основных направлений его философии – теория познания и моральная философия. Философия, по Канту, призвана ответить на следующие вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек и чем он может сам стать? Ответы на эти вопросы, по мнению немецкого мыслителя, обеспечивают философии ее высокую миссию законодательницы разума. Эту миссию может выполнить лишь трансцендентальная философия, которая представляет собой систему всех принципов чистого разума. Разум, согласно Канту, имеет теоретическое и практическое применение. Соответственно этому он исходит из деления философии на теоретическую и практическую.

Сопоставляя теоретическую и практическую философию, Кант отмечает в «Критике чистого разума»: «Первая содержит в себе все чистые принципы разума, построенные на одних лишь понятиях … теоретического знания всех вещей, а вторая – принципы a priori определяющие и делающие необходимым все наше поведение…».

В творчестве Канта выделяют два периода: «докритический» – до начала 70-х годов XVIII в. и «критический» – с начала 70-х годов. В «докритический период» Кант занимается философскими вопросами естествознания. Он является творцом двух гипотез: 1) о возникновении солнечной системы естественным путем из первоначальной туманности и 2) о замедлении вращения Земли благодаря действию приливов и отливов в океане. Наряду с этим он выдвигает идею классификации видов животных по их происхождению и положение о естественном происхождении человеческих рас. Тем самым обосновывается мысль о развитии в природе. Уже в этот период разрабатываются отдельные проблемы теории познания, говорится о границах познания.

Специфическая кантовская философия, заложившая основы немецкой классической философии, сформировалась в «критический период» и изложена в трех «Критиках». Первая посвящена теории познания, вторая – этике, а третья – эстетике и учению о целесообразности в природе.

Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем, который позднее был назван «коперниканским». Суть этого переворота он видел в том, чтобы раскрыть творческий, конструктивный характер человеческого познания, деятельности человеческого разума. Докантовская философия в центральной проблеме гносеологии – взаимодействии субъекта и объекта – делала акцент на анализе объекта познания, а в качестве субъекта рассматривался отдельный индивид. Кант выдвигает на передний план субъект познания и ставит вопрос о его всеобщности. В самом субъекте он различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). Свою философию Кант назвал критическим идеализмом или трансцендентальным идеализмом. Философия, по его мнению, возможна как критика, которая сама должна быть построена как пропедевтика к будущей положительной системе философского знания.

Вслед за Юмом Кант считал, что прежде чем начать процесс подлинно научного познания, необходимо исследовать сами инструменты человеческого познания и их возможности. В эти инструменты или познавательные способности человека входят: чувственность, рассудок и разум. Чувственность означает способность ощущать вещи, рассудок – способность к простым понятиям и суждениям о вещах, а разум – способность к умозаключениям и идеям, т.е. высшим понятиям.

Выделенные ступени познания Кант не противопоставлял друг другу, а признавал их связь между собой. Он писал: «Ни одну из этих познавательных способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без созерцания пусты, созерцания без понятий слепы». Тем самым подчеркивается органическое единство этих познавательных способностей, их взаимодополнительность.

По Канту, независимо от нашего сознания (от ощущений и мышления) существует мир вещей, который он назвал «вещами в себе»: 1) бог, 2) бессмертие души и 3) свобода воли. Наряду с миром вещей существует мир явлений, т.е. природа. Познание начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения. Однако, по Канту, ни ощущения, ни понятия и суждения, ни идеи не дают и не могут дать теоретического знания о «вещах в себе», поскольку познаваемы только явления.

Трем познавательным способностям человека соответствуют, по мнению мыслителя, определенные суждения. Исследуя природу знания, он подчеркивал, что оно всегда выражается в форме суждений. Между субъектом и предикатом суждения существуют два вида отношений: 1) аналитические и 2) син­тетические. Аналитическим суждением является следующее высказывание: «Все тела имеют протяжение». Здесь предикат «протяжение» не дает никакого нового знания по сравнению с субъектом «тело». «Некоторые тела имеют тяжесть» – пример синтетического суждения. Здесь предикат «тяжесть» не выводится из субъекта «некоторые тела», а соединяется с ним.

В свою очередь синтетические суждения бывают апостериорными (зависящими от чувственного опыта) и априорными (не зависящими от опыта). По Канту, теоретическое знание основано на априорных суждениях, существующих в сознании человека как доопытные (врожденные) формы созерцания вещей. Например, в качестве априорных форм созерцания выступают пространство и время.

Поскольку Канта интересуют преимущественно три вида знания (математика, теоретическое естествознание и метафизика), постольку вопрос об априорных синтетических суждениях он ставит в троякой форме: 1) как возможны такие суждения в математике, 2) как возможны они в теоретическом естествознании и 3) как возможны они в метафизике. Исследования этих вопросов немецкий философ называет «трансцендентальными», а свое учение – трансцендентальным идеализмом.

Кант различает понятия «трансцендентальный» и «трансцендентный». «Трансцендентальный» означает у него то, что хотя и предшествует опыту, но предназначено лишь для того, чтобы сделать возможным опытное познание. Можно сказать, что способности трансцендентальны, а их результаты априорны. Что же касается «трансцендентного», то этим термином обозначается то, что находится за пределами опыта и к опыту не относится, а также основоположения, которые пытаются выйти за пределы опыта, «повелевающие переступить» его границы.

На вопрос о том, откуда берутся априорные формы, Кант ответить не в состоянии. «Этого вопроса, – пишет он, – разрешить нельзя, так как для его решения, как и для всякого мышления, мы уже нуждаемся в этих свойствах». Таким образом, характерными чертами кантовской теории познания являются агностицизм и априоризм.

В учении о практическом разуме Кант разрабатывал проблему свободы человека. Человек, по мнению мыслителя, является жителем двух миров: чувственно воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно воспринимаемый мир – это мир природы, а умопостигаемый – мир свободы. В сфере свободы действует не теоретический разум, а практический разум, главное назначение которого состоит в руководстве поступками человека. Движущей силой этого разума является не мышление, а воля, которая автономна. Автономия воли человека состоит в том, что она определяется не внешними причинами – природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит над собой.

Законы практического разума – это нравственные законы. В основе любых нравственных оценок поступков людей лежит категорический императив – основной закон этики Канта. Императив – это форма повелений, связанная с категорией должного. Категорический императив Кант формулирует следующим образом: поступай так, чтобы максима (основной принцип) твоей воли во всякое время могла бы служить принципом всеобщего законодательства. Конкретизацией категорического императива является императив «практический»: поступай так, чтобы человечество в твоем лице, так же, как и в лице каждого другого, непременно употреблялось как цель и никогда как средство. Эти положения, выражая принципы гуманизма, имели большое прогрессивное значение для своего времени.

В учении о государстве и праве Кант присоединяется к теории общественного договора, считая при этом, что обязательный в правовом отношении договор возможен лишь в самом государстве. Сущность государства он усматривает в принципе справедливости, который осуществляется в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную. Лишь при таком разделении возможно господство закона и исчезновение несправедливости. Все его учение о государстве сводится к основной мысли, согласно которой государственно-правовая жизнь должна состоять в устроении внешней совместной жизни людей согласно принципам нравственного разума. Нравственная задача отдельных лиц и история развития человеческого рода, по Канту, стремятся к одной и той же цели: к реальности свободы в чувственном мире. «Естественное» право должно укреплять моральную свободу личности, т.е. создавать условия исполнения своего долга.

Человеческое общество как единый организм развивается, по Канту, в направлении к «всеобщему правовому гражданскому обществу». Его прикладную этику завершает концепция всеобщего мира. Преодоление войны и установление мира немецкий мыслитель видит во всемирно-гражданском состоянии, представляющем собой «федерацию всех народов нашей планеты, сохраняющую внутри ее свою свободу и политическую самостоятельность».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.134.92 (0.013 с.)