Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 16. Методология научного познанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания 2. Понятие метода и методологии. 3. Методы эмпирического исследования 4. Методы теоретического исследования Раздел IV. Социальная философия. Философская антропология. Философия истории. Аксиология Глава 17. Человек 1. Проблема человека в философии и частных науках: история и современность 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности. 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение Глава 18. Человеческое общество 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли 2. Понятие человеческого общества 3. Структура человеческого общества. Основные сферы жизни общества 4. Полифункциональность человеческого общества Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы 1. Понятие всемирной истории и единство исторического процесса 2. Исторический процесс: его смысл и направленность 3. Источники и движущие силы исторического процесса 4. Критерии членения исторического процесса. Формационный, цивилизационный и культурологический подходы к истории общества Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества 2. Общественное сознание, его сущность и структура 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества Глава 21. Культура и цивилизация 1. Культура как объект философского и научного познания. Понятие культуры 2. Генезис, основные компоненты и функции культуры 3. Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур Глава 22. Проблема ценности в философии 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей. 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах. 3. Ценности личности и общества. 4. Ценности в современной России и мировом сообществе. Глава 23. Философия глобальных проблем современности 1. Философия и глобальные проблемы современности 2. Становление и сущность глобальных проблем современности 3. Типология глобальных проблем. 4. Глобальные проблемы и будущее человечества Предисловие «Образованный народ без метафизики – нечто вроде храма, в общем-то, разнообразно украшенного, но без святыни». Г. Гегель О значении философии в формировании мировоззрения человека XXI столетия пишут многие философы и политики. Не случайно на XX Всемирном философском конгрессе (август 1998 г.) обсуждалась роль философии в воспитании человечества, произошло заметное усиление внимания к вопросам глобального характера. На последних Всемирных и философских конгрессах ставится задача формирования нового мировоззрения, составной частью которого является интегративная философия. Именно поэтому основой в преподавании философии является показ ее мировоззренческой значимости. Философия является особой формой общественного сознания. Она не только является отражением образа жизни человека, но и руководством в жизни, т.е. учение в его исходном смысле. В отличие от науки философия не просто осуществляет мировоззренческую функцию, но и сама представляет собой высшую форму мировоззрения – научно-теоретическую. В этой связи формирование мировоззрения является необходимым условием бытия человека. Вырабатывая способ видения мира, создавая его новые модели, философия представляет собой стержень научного мировоззрения, давая человеку основу целостного научного мировоззрения. При переходе к преподаванию философии в вузах России на основе компетентностного подхода необходимо пользоваться не только материалами классической философии, но и в большей мере использовать современную, неклассическую философию. В этой связи в предлагаемой работе актуализируются те проблемы и их решения, которые характерны для сегодняшнего дня. Доступность изложения материала не означает игнорирование философской глубины и сложности. Глубокая профессиональная подготовка будущего специалиста невозможна без образования и воспитания в нем гражданских и человеческих качеств. Поэтому приобщение его к философской культуре, философскому мышлению позволяет сделать из узкого специалиста широко мыслящего творческого человека. Как известно, любое профессиональное знание должно быть одухотворено философским осмыслением. Для того, чтобы постигнуть узкий смысл существования отдельного листочка, нужно узреть все дерево, его крону, ствол, корни. Конкретное знание также существует не само по себе, но опирается на ствол фундамента культуры, значит, чтобы вникнуть в содержание отдельного знания необходимо понять общую структуру человеческого мышления. Поэтому в предлагаемом курсе философские проблемы излагаются не просто в их всеобщности, а с учетом специфики философского учения, в рамках которого они излагаются, и тех проблем, которые возникают в жизни каждого человека и общества. Учебник построен по принципу взаимной дополнительности исторического и теоретического подходов к освещению философии. Историко-философский материал не является самодовлеющим, а служит непосредственной предпосылкой для понимания проблем современной философии. Философия излагается как единый культурный феномен, в котором отдельные течения выступают как взаимодополнительные, а не только противоречащие друг другу. При изложении содержания курса автор придерживается принципа соответствия используемого им определения философии и формы раскрытия его содержания. Наряду с традиционными разделами – историко-философский, онтология и гносеология, социальная философия – особое место занимает глава по философской антропологии и аксиологии. Это связано с тем, что человек не может существовать вне общества, вне тех конкретно-исторических ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Эта тематика весьма актуальна сегодня в России, где происходит становление правового государства, формируются демократия и гражданское общество. В учебнике рассмотрены проблемы систематического курса философии (исторические типы философии, онтология и гносеология, социальная философия, философская антропология, аксиология и философия истории). Вместе с тем учитываются особенности преподавания философии в юридическом вузе, что способствовало в названных разделах усилить юридическую составляющую. Особенностью данного учебника заключается в том, что фундаментальные философские проблемы рассматриваются с классических и неклассических позиций. При этом изложение рассматриваемых проблем дается в интегральном измерении. Сегодня издаются учебники и учебные пособия по философии не только для математиков, физиков, биологов, медиков, но и для юристов, а также для слушателей и курсантов вузов МВД России. В связи с этим в преподавании философии важно обратить внимание на то, что крупные философы, создававшие свои фундаментальные философские произведения, были юристами по образованию. Они разрабатывали юридическое мировоззрение, создавали труды по философии права. Именно поэтому автор стремился учитывать специфику слушателей, выделяя в предлагаемом курсе не только общие философские проблемы, но и учитывая, насколько это возможно, юридическую проблематику. Например, юристами по образованию были Ф. Бэкон, Т. Гоббс, К. Маркс, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин и др. Они внесли большой вклад в мировую философию и юридическую науку, заложив новые мировоззренческие, гносеологические, методологические и аксиологические ориентиры в понимании человека, общества и природы. Сегодня наблюдается рост значения и роли философского знания и методов в развитии мировоззрения. Поэтому большое внимание в образовательном процессе вузов МВД России уделяется также профильной направленности философии. Это требует учета в процессе преподавания философии и ее методологической функции, что требует достаточно высокого уровня развития философских знаний и методов и их связи с реальной жизнью. При его написании учитывалось, что философия профессионально необходимо тем, кто работает с людьми в правоохранительной области. В процессе преподавания философии в юридическом вузе важно найти проблемные поля соприкосновения философского и профессионального юридического знания и определить меру совмещения профессиональных запросов курсантов и возможностей преподавателя философии. Преподаватели изменяют содержание и форму изложения философии с учетом цели и образа выпускаемого специалиста, способствуя формированию его жизненной позиции. Такой подход способствует формированию целостного диалектико-материалистического мировоззрения и научению слушателей эталонным приемам и способам философского мышления. Все это будет способствовать пониманию ими сущности общества, культуры, человеческой деятельности и познания. Автор стремился кратко изложить основные философские проблемы и способы их решения, которые актуальны сегодня и тесно связаны с правоохранительной деятельностью. В первую очередь это касается рассмотрения взаимосвязи философского мировоззрения и юридического мировоззрения. Его основной целью является формирования у слушателей философского мировоззрения, творческого мышления и практического умения квалифицированно и эффективно решать профессиональные задачи в системе правоохранительной практики. Все это свидетельствует о том, что изучение философии является основой общекультурной и мировоззренческой подготовки специалиста юридическо-правоохранительного профиля. Учебник подготовлен в полном соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для вузов России. Его основная цель – содействовать формированию у курсантов и слушателей философской культуры мышления. Поэтому главная задача заключается в том, чтобы помочь изучающим философию составить себе базовые представления о предмете философии, ее исторических этапах развития, важнейших проблемах современности. Хочется надеяться, что эта работа поможет читателям в определенной мере войти в мир философии, обогатиться философскими знаниями и творчески использовать их в профессиональной деятельности. Учебник предназначен для курсантов, слушателей и адъюнктов вузов МВД России.
1. Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение. 2. Предмет философии и ее основные проблемы. 3. Структура и особенности философского знания. 4. Методы и средства философского познания. 5. Предназначение и будущее философии, ее функции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.72.59 (0.006 с.) |